Мы построили
учительские дома!
ВОБКОМ.РФ
Новостная лента
Воронежского обкома
Оклад учителя –
не ниже 1,5 МРОТ
Vobkom.ru
Информационно-аналитический сайт о проблемах воронежского образования
Профсоюз,
новости
Главное
Власть
Профсоюз
Вузы
СПО
Школы
Детсады
Дополнительное образование
«Профсоюзный щит»
«Мой профсоюз»
«Учительская газета»
«Солидарность»
Доска объявлений
Биржа труда
 
 
 
Общероссийский Профсоюз образования
Воронежская областная организация
О нас Новости Лоббизм Право Опыт
15 ноября 2021 года
С танцем по жизни
Любовь к танцам Виктор Горожанкин пронес через всю свою непростую жизнь и сейчас «зажигает» в уникальном ансамбле «Grand Лада»
Цыганочку» танцует Виктор Горожанкин (Заключительный концерт Воронежского областного смотра художественной самодеятельности профсоюзных организаций учреждений образования; 21 мая 2015 года).
Фото: Людмилы Тореевой.

«Я всю свою жизнь мечтал станцевать «Цыганочку» на большой сцене», – с детской непосредственностью признался Виктор Митрофанович Горожанкин председателю Воронежской областной организации профсоюза образования Тамаре Андреевне Бирюковой. Он попросил профлидера дать ему возможность выступить на заключительном концерте. Это было в 2015 году. Обком профсоюза образования тогда впервые проводил областной смотр художественной самодеятельности профсоюзных организаций учреждений образования, и учитель физкультуры лицея № 7 Центрального района Воронежа Виктор Горожанкин, принявший участие в районном этапе смотра, пришел в обком с упомянутой просьбой. Несмотря на то, что мероприятие было посвящено 70-летию Великой Победы, Бирюкова, являвшаяся председателем жюри смотра, дала согласие. Виктору Митрофановичу шел 83-й год…

С того самого времени ведет отсчет дружба обкома и с Горожанкиным, и с хореографическим народным ансамблем «Grand Лада», в котором Виктор Митрофанович танцует. Благодаря этой дружбе интенсивность концертной деятельности «Grand Лады» значительно возросла. Чем обком гордится! Ведь костяк ансамбля составляют такие же, как и Горожанкин, достигшие пенсионного возраста работники образования, многие из которых продолжают трудиться в школах, техникумах, вузах и детских садах Воронежа.

Самый же старший в коллективе – Горожанкин, которому 25 октября исполнилось 89 лет.

А увлечение танцами у него началось в то время, когда он учился в старших классах школы. Может быть, этот интерес мог бы реализоваться и раньше, но помешала война. Она началась, когда он был второклассником. До Новоусманского района, где в то время жила его семья (папа, мама и три брата-погодка, из которых он был самым младшим), бои не дошли, но все те, кто не ушел на войну, стали участниками «трудового фронта», включая учеников начальной школы. Виктор Митрофанович помнит, как осенью 41-го после первых двух уроков его класс то и дело отправлялся на колхозное поле: мальчишки копали картошку, а девчонки носили ее к бурту. Работали дотемна. Затем приходил бригадир, разводил костер, пек картошку и кормил ею голодных ребят. А с приходом зимы наступил голод, от которого все пухли. Чтобы как-то заглушить чувство голода, пили много воды. В школу дети ходили с мисками и ложками, потому что там давали овсяную похлебку. Когда пришла весна 42-го, то вышедшая из берегов река вымывала с поля промерзшую, почерневшую картошку, которую дети собирали и относили своим матерям. Те делали из нее лепешки. Эвакуация, продлившаяся с осени 42-го до сентября 43-го, стала причиной того, что Виктор Горожанкин, как и все его одноклассники, во второй раз пошел в 3 класс…

Как признается Виктор Митрофанович, он был хулиганистым, бесстрашным сорванцом, заводилой многих игр. Прыгал с крыши сарая в снег, делая в воздухе переворот, взлетал на лыжах над трамплином и приземлялся дальше всех. Однажды в руке у него взорвался запал от мины, отчего осталась отметка на пальце на всю жизнь.

Когда его среднему брату Сашке купили гармонь, он стал ходить вместе с ним «на улицу», где по вечерам собиралась молодежь. Вскоре Виктор научился мастерски плясать «матаню» и петь частушки. Это было, когда он перешел в 7 класс. А в 8 классе парень увидел объявление в клубе о наборе желающих в кружок танцев. Получив от матери «добро», поспешил на первое занятие. Однако состоялось всего 3-4 занятия, и руководитель кружка показал свою подлинную сущность: объявил, что едет в город закупать материал для костюмов, но обратно не вернулся – скрылся с казенными деньгами. Виктор очень расстроился, но вскоре пришло утешение: их класс учился во вторую смену и девчонки предложили парням оставаться после уроков, чтобы научить их танцевать вальс, польку, фокстрот. Эти танцы одноклассники потом танцевали на школьных вечерах...

В 9 и 10 классах Виктор уже не только хорошо танцевал, но и играл за сборную района по волейболу. Поэтому после школы по настоянию учителя физической культуры поступил на одноименный факультет в Воронежский педагогический институт. Но мысль о танцах не оставляла в покое. После первой сессии он заглянул в студенческий профсоюзный комитет с целью узнать, есть ли в институте кружок танцев. На его счастье, такой кружок оказался! То, что там был значительный перевес девушек, Виктора не смутило. Главное, что он получил возможность выучить украинский танец «Гопак», который их хореограф ставил для институтского смотра художественной самодеятельности. Когда же «Гопак» – при условии его доработки – был отобран для показа на межвузовском смотре, Виктор начал усиленно репетировать, чтобы не подвести вуз. И у него все получилось! Только вот после смотра хореограф, учившийся на курс-два старше Горожанкина, стал проводить занятия спустя рукава, а иногда и вовсе на них не являлся, чем, в конце концов, отбил у Виктора желание посещать кружок…

Страсть к танцам вернулась с новой силой, когда он был направлен на работу в 33-ю школу Воронежа. В одном из классов на уроке физкультуры Виктор Митрофанович предложил ученикам построиться в две колонны и выполнять заданные им движения. По такому же сценарию он провел уроки в других классах. И дело пошло. Девчонки быстро догадались: «Так это вы учите нас танцам!» А вскоре и в педколлективе заговорили о том, что Горожанкин на уроках физкультуры учит девчонок и мальчишек танцевать. Виктор Митрофанович посчитал необходимым сразу расставить все точки над i: «Да, я учу танцевать, но не в ущерб физкультуре!»

Праздничные вечера в 33-й школе теперь стали проходить не так, как раньше. Когда Виктор Митрофанович объявлял: «Танцуем польку! Все становись!», школьники тут же демонстрировали, насколько хорошо они овладели известным танцем. Далее по команде своего учителя ученики исполняли краковяк, падеспань, вальс, танго. Так получилось, что Виктор Митрофанович и со своей будущей женой, Ириной, познакомился (она тогда училась в десятом классе) тоже во время танцев…

Параллельно с работой в 33-й школе Горожанкин готовил профессиональных спортсменов – вел в детской спортивной школе волейбол и баскетбол у девочек. Тренируемые им команды неизменно добивались успехов.

Потом, когда Виктор Митрофанович перешел на работу учителем физкультуры сначала в Воронежский авиационный техникум, а затем – в 7-й лицей Воронежа, спорт на многие годы стал единственным направлением его деятельности. Все изменилось в 2004 году, когда умерла горячо любимая жена…

Танцы помогали Виктору Митрофановичу преодолевать одиночество.

«Если посмотреть, кто в нашем ансамбле сегодня занимается, то это, в основном, одинокие люди. Потому что, когда ты одинок, то обязательно должно быть общение с кем-то, ты обязательно должен быть занят чем-то. А нас всех объединяет любовь к танцам. Мы без них уже не можем. В любую погоду плетемся на занятия, хотя и живем в разных концах города. Все сомнения, все дурацкие мысли насчет того, надо ли было идти, улетучиваются, как только заиграет музыка. Танцы наполняют нас энергией, придают полет мыслям», – признался Виктор Митрофанович.

Однако путь к «Grand Ладе» у членов ансамбля был непростым. Занимались сначала кто где, потом несколько человек, включая Виктора Митрофановича, как говорится, нашли друг друга, после чего начали посещать занятия творческих коллективов в одном из дворцов культуры Воронежа, но вскоре стали заложниками склок между руководителями этих коллективов. В результате – оказались на улице. Тут одна из «танцовщиц» вспомнила о номере телефона, который сорвала с увиденного ею некогда объявления, где говорилось, что к занятиям танцами приглашаются люди старшего возраста. Созвонились, рассказали о себе и отправились на встречу. Елена Юрьевна Рылова, являвшаяся в то время художественным руководителем молодежного фольклорного ансамбля «Лада», и представить себе не могла, что к ней явится такой возрастной контингент. Поэтому засомневалась. Позже она призналась членам ансамбля «Grand Лада», что спросила насчет них совета у своей мамы. Та ответила: «Ну, если люди хотят, то попробуй, возьми их»…

То, что «Grand Лада» – удачный проект, стало понятно сразу. Кстати, это название предложил Горожанкин, добавив к уже существующей молодежной «Ладе» приставку «Grand», обозначающую, что в состав второй «Лады» входят танцоры пенсионного возраста.

Сначала местный предприниматель пошел навстречу уникальному коллективу и бесплатно предоставил зал для занятий в своем клубе «Радость», располагающемся на Чижовке.

Первые выступления «Grand Лады» на различных площадках Воронежа с народными танцами «Ой, со вечера», «Канарейка», «Темница» были встречены зрителями бурными аплодисментами и криками: «Браво!», «Молодцы!». Дипломы, грамоты, призы посыпались на ансамбль как из рога изобилия. После этого коллектив решил попробовать свои силы на различных конкурсах и фестивалях в других городах России. Там его тоже ждали неизменный успех и многочисленные награды.

Сегодня, когда ансамбль получил всероссийскую известность, ситуация, по словам Горожанкина, такова, что «Grand Ладу» приглашают много куда, а уж коллектив выбирает, куда ему поехать.

Другая замечательная сторона поездок – то, что в их процессе коллектив познает Россию, ее историю. «Для участников фестивалей всегда организуются экскурсии. В Ярославле, например, мы увидели место основания города, восхищались панорамой «Стрелки» слияния рек Волги и Которосли. В Санкт-Петербурге любовались дворцами и разводными мостами. В Сочи с высоты горного курорта «Роза Хутор» смотрели на олимпийские трассы и на Красную поляну. В Дагомысе узнали историю разведения чая в нашей стране. Каждая поездка остается в нашей памяти и на многочисленных фотографиях», – рассказывает Горожанкин.

Спонсорами поездок выступают в основном бывшие ученики Виктора Митрофановича, а также депутаты, к которым он периодически наведывается. Поэтому, можно сказать, что Горожанкин является и танцором, и администратором ансамбля. А Рылова, кроме того, что она художественный руководитель ансамбля, еще в нем и танцует. Обком же профсоюза образования оказывает коллективу всяческую организационную помощь.

Виктор Митрофанович объяснил: «Можно, конечно, заниматься спортом – фитнесом, бегом. Польза от этого, несомненно, есть. Но такие занятия лишены эмоционального сопровождения, проходят в молчании. А когда ты занимаешься танцами, ты разговариваешь, подсказываешь, думаешь, куда ноги ставить, какие движения делать. То есть заставляешь свой мозг работать. И когда выполняешь домашние задания, мозг тоже включается, вспоминает. Это держит и мозг, и нас самих в постоянном тонусе.

Недаром руководитель прошедшего в 2020 году в Дагомысе Международного фестиваля-конкурса национальных культур и фольклора «Народные истоки» Ирина Юрьевна Короченцева сказала, что наш ансамбль – это маяк для всей страны, потому что таких в России больше нет. Короченцева призвала брать с нас пример и широко привлекать людей старшего поколения к активной жизни».

Так что танцуйте! Это здорово! Танцуйте на здоровье!


Людмила Тореева, газета «Профсоюзный щит», №8 (162), ноябрь 2021 года.


Ссылки по теме

Ресурсы по теме
- Vobkom.ru

На главную

Профсоюз






Портфель профлидера:
Оплата труда
Соглашения
Коллективный договор
Охрана труда

ВОБКОМ.РФ
Новостная лента Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ

Воронежский обком профсоюза образования добился повышения окладов работникам образовательной сферы области

Фотоновости.
Обком - фотографирует,
Vobkom.ru - публикует


Публичный отчет Воронежской областной организации Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации за 2022 год (формат-Word, 210 Kb)

Публичный отчет Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ за 2015-2019 годы
(формат - PDF, 5,1 МБ)


Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовил информационные бюллетени

Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ разослал профлидерам информационные листки
 
Образование
Программа воспитания Борисоглебского техникума промышленных и информационных технологий победила на всероссийском конкурсе

«Сил уже никаких нет!» – на круглом столе председателей профсоюзных организаций много говорили о перегруженности педагогических работников

Воронежские вузы активно помогают участникам специальной военной операции
 
Регион
Воронежская обладминистрация утвердила величину прожиточного минимума


Все
о коллективном
договоре
Совместительство, совмещение, увеличение объема работы... Ежегодные основные удлиненные и дополнительные отпуска Сокращение численности или штата работников организации Работа
уполномоченного
по охране труда
© 2007-2024 «Vobkom.ru», информационно-аналитический сайт. E-mail: vobkom@yandex.ru
Воронежская областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ. Газета «Профсоюзный щит» (рег. № В 1754).
При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Vobkom.ru» обязательна.
Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Vobkom.ru» - http://www.vobkom.ru.
Карта сайта
Rambler's Top100