Мы построили
учительские дома!
ВОБКОМ.РФ
Новостная лента
Воронежского обкома
Оклад учителя –
не ниже 1,5 МРОТ
Vobkom.ru
Информационно-аналитический сайт о проблемах воронежского образования
Профсоюз,
организация
Главное
Власть
Профсоюз
Вузы
СПО
Школы
Детсады
Дополнительное образование
«Профсоюзный щит»
«Мой профсоюз»
«Учительская газета»
«Солидарность»
Доска объявлений
Биржа труда
 
 
 
Общероссийский Профсоюз образования
Воронежская областная организация
О нас Новости Лоббизм Право Опыт

29 августа 2008 года

Текст выступления председателя Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Т.А. Бирюковой на совещании работников образования
города Воронежа 29 августа 2008 года


Уважаемые коллеги!


Сегодня на повестку дня вынесены очень серьезные и актуальные вопросы.

Появился комплексный проект модернизации образования. Идет очень непростой процесс введения новой системы оплаты труда в школах и др.

Происшедшие перемены оказали колоссальное воздействие на учителя, его статус и положение в обществе, оплату труда, условия жизни и профессиональной деятельности и ряд других социально-трудовых прав.

Каковы же приобретения и потери учителя в результате проводимых реформ?

На сегодняшний день самый больной вопрос – новая система оплаты труда (НСОТ) учителей. Идея в НСОТ заложена хорошая – платить по результатам труда. Но как оценить многогранную деятельность учителя, как под одни критерии подвести учителя со стажем и молодого педагога? Как можно сравнивать работу учителя, его показатели в классе выравнивания и в продвинутом гимназическом классе?

Как быть с оценкой труда учителя людьми «со стороны» – родителями, учениками, общественными (управляющими) советами. Что знают родители о работе учителя? Как часто они бывают на уроках, внеклассных мероприятиях? Наш министр образования Фурсенко почему-то считает, что введение данного компонента заставит учителей хорошо работать. Но ведь ни для кого не секрет, что сильный и требовательный учитель не ходит у большинства детей и родителей в фаворитах. О какой тогда объективной оценке может идти речь?

К тому же участие советов в установлении зарплаты, в том числе премий, закон не предусматривает. В Трудовом кодексе Российской Федерации четко записано, что заработная плата, в том числе доплаты и надбавки, устанавливается коллективными договорами, соглашениями с учетом мнения профсоюзного органа.

Тогда нужна ли такая процедура учителю? Унизительно, что государство поставило учителя в положение крепостного: захотят «папочки», «мамочки» – помилуют, не захотят – накажут. Ни в одной профессии такого нет! Очень бы хотелось такую оценку качества работы применить к любому нашему руководителю, в том числе и министру. Пусть его зарплата зависит от мнения общественности, от его популярности у народа и от эффективности его деятельности. Думаю, никаких стимулирующих доплат в этом случае он не получит.

Как же сработала НСОТ в нашей области? При введении НСОТ мы сразу предвидели серьезные социальные риски и высказали свое мнение об этом и письменно и устно: главному управлению образования, губернатору области, областной Думе, средствам массовой информации. Что взволновало нас изначально? Во-первых, в модельной методике, разработанной Министерством образования, не были учтены требования Трудового кодекса РФ, Единых рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, постановления правительства № 191 и ряда других нормативно-правовых актов.

Нас удивляет и возмущает, что в полную силу идет реформирование системы образования без учета той нормативно-правовой базы, которая на данный момент действует. То есть законодательство исполняется очень избирательно. К сожалению, в нашем государстве это сегодня стало болезнью.

Откровенно говоря, новая система оплаты труда очень громоздкая, очень сложная, трудноуправляемая и труднопроверяемая. Началось внедрение НСОТ методом проб и ошибок: просчитали – не получилось, опять по новой – ошибка, снова пересчет. И так бесконечно…

В результате же вышло, что основная зарплата учителя зависит не от качества и результативности, а от количества учащихся в каждом классе и количества часов.

Беспокоит и то, что в вопросах оплаты учительского труда все спущено на школьный уровень. Разработанные в школах критерии оценки труда учителя не безгрешны, а процедура поощрения проходит очень болезненно, так как нет объективности.

Интуитивно, конечно, все мы знаем, что такое «качество». Но, извините, интуиция в этом деле не помощник.

Нет объективных государственных параметров оценки качества труда. И на вопросы директоров наших школ на семинаре по общественному обсуждению хода реализации комплексного проекта модернизации образования в Воронежской области 16 июня 2008 года господин Адамский (А. И. Адамский – ректор института проблем образовательной политики «Эврика» – ред.) .тоже не нашелся что ответить. С сентября 2007 года возросло число конфликтных ситуаций в коллективах.

Сегодня работники образования сомневаются в благих целях модернизации. С одной стороны, предпринимаются попытки действительно модернизировать школу, а с другой – идет финансовый террор по отношению к школе. Финансовые органы тридцатипроцентным фондом стимулирования манипулируют как хотят, хотя это прерогатива школы. То его выплачивают, то поступают установки: не выплачивать, не обращая внимания на разработанные Положения и критерии. Придумали формулу «деньги идут за учеником». Но не об ученике и учителе думали, изобретая эту формулу, а о том, как сэкономить средства. Деньги сегодня находят путем сокращения одних и добавления – другим.

Учитель не виноват, что школа находится в частном секторе города, а не в районе-новостройке. Всем понятно, что количество детей напрямую зависит от расположения школы. А поэтому слова «давайте создадим условия для качественного образования наших детей» остаются только лозунгом. А для того чтобы этот лозунг заработал, надо-то совсем немного – дать школам деньги. И на зарплату, и на ее повышение, и на учебные расходы, и на материально-техническую базу.

По вопросам увеличения финансирования образовательных учреждений мы неоднократно обращались и в администрацию области, и в областную Думу, но нас не захотели услышать. Мы старались убедить властные структуры в объективности и справедливости наших требований. Только с помощью прокуратуры нам удалось восстановить законность и добиться увеличения бюджета отрасли на 525 млн. руб.

С НСОТ ситуация такова: хотели как лучше, а получилось как всегда. В данной ситуации, наверное, следовало бы прислушаться к словам президента России Владимира Путина, сказанным им в его программной речи в Госдуме: «Если мы хотим перейти на новую систему оплаты труда и хотим сделать это безболезненно, наоборот, с пользой для развития образования, надо предусмотреть в бюджетах деньги».

А вот, к сожалению, не все расходы были предусмотрены в бюджете при переходе на НСОТ.

Говоря о будущем образования, надо прежде всего подумать о возрождении престижа учительской профессии. Сегодня это жизненно необходимо. Способ сделать профессию учителя престижной, привлечь в школу молодые кадры только один – хорошо платить, как платят властные структуры своим работникам.

На наш взгляд, хорошо платить учителю следует, прежде всего за полученное вузовское образование, за профессию, за повышение квалификации, за стаж, а потом уже все доплаты, надбавки и премии. Выпускник вуза должен знать: «Ты имеешь право преподавать и получать за это такую-то зарплату». К сожалению, сегодня в действующих нормативно-правовых актах области «вычищены» все положения, касающиеся гарантированного уровня зарплаты педагогов.

Очень остро сегодня стоят и проблемы в дошкольных образовательных учреждениях.

Общероссийский профсоюз образования в 2007 году направил к федеральным органам власти обращение с просьбой обратить особое внимание на дошкольное образование. К сожалению, пока принципиального решения не принято.

Уровень оплаты труда работников ДОУ самый низкий.

По данным соцопроса, в 2007 году проведенного Воронежским обкомом профсоюза среди работников дошкольных образовательных учреждений, 59 проц. из них получают зарплату меньше 3 тыс. руб. в месяц, доход ниже прожиточного минимума имеют 87 проц. семей педагогов.

22 ноября прошлого года по обращению профсоюза областной Думой было принято постановление, рекомендующее органам местного самоуправления муниципальных образований предусмотреть в бюджетах средства для установления стимулирующих ежемесячных выплат педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений в размере до 1000 руб.

Хорошо, что Воронеж пошел дальше. Городская Дума установила доплаты не только педработникам в размере 1000 руб., но и помощникам воспитателей, обслуживающему и учебно-вспомогательному персоналу – в размере 500 руб. а также – бесплатное содержание детей работников дошкольных учреждений.

Но не успели еще воспитатели получить доплаты, как главное управление образования направило в районы методические рекомендации о расширении функциональных обязанностей воспитателей.

Однако данные рекомендации противоречат статьям 60, 60 с индексом 2, 151 Трудового кодекса РФ, которыми предусматривается недопустимость требования от работника исполнения обязанностей, не прописанных в его трудовом договоре. Да к тому же, ни в Постановлении Воронежской областной Думы, ни в решении Воронежской городской Думы не предусмотрено никаких условий для получения работниками ДОУ ежемесячных доплат. По указанным вопросам обкомом профсоюза в главное управление образования было направлено письмо с просьбой отозвать методические рекомендации о расширении функциональных обязанностей воспитателей.

Волнует также вопрос обеспечения детских садов высококвалифицированными кадрами.

На сегодняшний день только 47 проц. воспитателей имеют высшее образование. Это качественная, профессиональная сторона воспитателей, а дефицит кадров уже налицо. Чтобы в дальнейшем не произошло утечки кадров, администрации следует подумать о сохранении и повышении ныне действующих доплат и на последующие годы.

Не могу умолчать и о той ситуации, в которую попала централизованная бухгалтерия дошкольных образовательных учреждений Левобережного района. Это муниципальное учреждение было создано постановлением мэра Скрынникова в феврале 2006 года путем слияния двух дошкольных бухгалтерий. Летом того же года новая структура должна была занять пятый этаж в здании управы Левобережного района. На ремонт было выделено около 250 тыс. руб. Но, когда закончился ремонт, помещения в управе были переданы коммерческой структуре - открытому акционерному обществу «Городская управляющая компания». Такое решение приняла горадминистрация. А 50 сотрудников бухгалтерии вместе с компьютерами разместились на пятачке в 75 кв. метров. Профсоюзу удалось добиться выделения помещения площадью 356 кв. метров только с помощью прокуратуры. Правда, находится это помещение на улице Менделеева, 13, куда добраться можно только с двумя пересадками: 14 рублей туда и 14 рублей обратно. А, между прочим, централизованная бухгалтерия обслуживает 32 детских сада района. Получается, что заложниками неумного управленческого решения стали не только сотрудники бухгалтерии, но и заведующие детсадами, завхозы, родители. Спрашивается, для чего вообще нужна эта реорганизация, если в результате был уволен всего один человек – руководитель одной из двух бухгалтерий, а пострадало такое огромное количество людей? Кроме того, не надо забывать, что и бюджет потерял немалые средства. Причем не только те 250 тыс. руб., которые, по сути, пошли на обустройство Городской управляющей компании. Помещение на улице Менделеева находится в аварийном состоянии, и на его ремонт нужно в десять раз больше. Нам, правда, непонятно, почему деньги на ремонт были выделены еще в марте, а ремонтные работы фактически только начались? Когда, наконец, будет поставлена точка в этой истории откровенного издевательства над людьми, которая длится уже 2,5 года? Хотелось бы, Сергей Михайлович (Бирюкова обращается к присутствующему на педсовещании мэру города Воронежа Сергею Колиуху – ред.), чтобы такие ситуации в нашем городе больше не повторялись. Хотя и в данном случае, на наш взгляд, еще не поздно все исправить – поменять местами муниципальное учреждение и коммерческую структуру. Пусть коммерсанты за свой счет помещение на улице Менделеева ремонтируют. А бухгалтерия и заведующие детсадами вам за это только громадное спасибо скажут.

Серьезно волнует нас вопрос обеспечения педагогических кадров жильем.

В сентябре 2005 года был сдан в эксплуатацию первый учительский дом, построенный на льготных условиях в рамках социального партнерства между городской администрацией и обкомом профсоюза. К сожалению, на этом все дело и застопорилось. Мэр Скрынников обещал обеспечить доступным жильем не только учителей, но и вообще всех бюджетников. Но ни одного вопроса с ним решить так и не удалось. Вопрос о двух площадках под строительство на улице Паровозной в Железнодорожном районе обсуждался 1,5 года, но так и остался без ответа

Вам, Сергей Михайлович, учителя поверили. Будучи еще председателем городской Думы, вы вместе с бывшим мэром Александром Ковалевым активно помогали профсоюзу в строительстве первого учительского дома. Перед выборами в интервью нашей газете «Профсоюзный щит» вы заявили о том, что в год в Воронеже должно строиться как минимум по три учительских дома, и выразили намерение решить проблему всех нуждающихся в улучшении жилищных условий учителей за три года, максимум за пять лет. А что мы имеем в реальности? Пока практических шагов администрацией города не предпринято.

Ни для кого не секрет, что цены на жилье в нашем городе растут как на дрожжах. Эта тенденция уже и так существенно сузила круг педагогов, которые смогут принять участие в строительстве дома кооперативным способом.

Сегодня профсоюз выносит на повестку дня вопрос о необходимости строительства социальных домов, в которых будут предоставляться служебные квартиры малообеспеченным учителям-очередникам. Хочу напомнить, что некоторые из относящихся к этой категории работников образования стоят на очереди на улучшение жилищных условий еще с 80-х годов прошлого века. Обеспечить этих людей квартирами – для городской власти дело чести и совести.

Служебные квартиры должны предоставляться и начинающим педагогам. По нашему мнению, это одно из основных условий привлечения на конкурсной основе в школы, детские сады квалифицированной талантливой молодежи.

Уважаемый Сергей Михайлович! В своем интервью СМИ, подводя итоги первых ста дней правления, вы заявили, что ваши приоритеты в работе – коммунальное хозяйство, образование и спорт. Надеемся, что это будет не на словах, а на деле.

Уважаемые участники совещания, говоря о системе образования, об улучшении качества преподавания, о финансировании образовательных учреждений, я хотела бы подчеркнуть, что учителя – движущая сила всех преобразований и новаций в образовании.

И в заключение своего выступления приведу слова советского педагога Виктора Федоровича Шаталова, который утверждал: «В школе должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – это рассол. Какой бы огурец ни был, плохой или хороший, но, попав во вкусный рассол, он замечательно просолится. У нас нет плохих огурцов». Мне хотелось бы перенести эти слова на нашу систему образования. Надо создать такие условия, такой «рассол», чтобы в любом образовательном учреждении любой учитель, воспитатель, любой ученик чувствовал себя комфортно, тогда и будет результат – качество образования.

Разрешите поздравить всех с началом нового учебного года. Очень хочется, чтобы этот учебный год оказался удачным для всех педагогов области.

Доброго всем здоровья, творческих побед и блестящих достижений, душевного тепла, терпения и оптимизма.

Председатель Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Т.А. Бирюкова.

Ссылки по теме
- Положение о Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации

Ресурсы по теме
- Vobkom.ru

На главную

Профсоюз






Портфель профлидера:
Оплата труда
Соглашения
Коллективный договор
Охрана труда

ВОБКОМ.РФ
Новостная лента Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ

Воронежский обком профсоюза образования добился повышения окладов работникам образовательной сферы области

Фотоновости.
Обком - фотографирует,
Vobkom.ru - публикует


Публичный отчет Воронежской областной организации Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации за 2022 год (формат-Word, 210 Kb)

Публичный отчет Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ за 2015-2019 годы
(формат - PDF, 5,1 МБ)


Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовил информационные бюллетени

Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ разослал профлидерам информационные листки
 
Образование
Программа воспитания Борисоглебского техникума промышленных и информационных технологий победила на всероссийском конкурсе

«Сил уже никаких нет!» – на круглом столе председателей профсоюзных организаций много говорили о перегруженности педагогических работников

Воронежские вузы активно помогают участникам специальной военной операции
 
Регион
Воронежская обладминистрация утвердила величину прожиточного минимума


Все
о коллективном
договоре
Совместительство, совмещение, увеличение объема работы... Ежегодные основные удлиненные и дополнительные отпуска Сокращение численности или штата работников организации Работа
уполномоченного
по охране труда
© 2007-2024 «Vobkom.ru», информационно-аналитический сайт. E-mail: vobkom@yandex.ru
Воронежская областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ. Газета «Профсоюзный щит» (рег. № В 1754).
При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Vobkom.ru» обязательна.
Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Vobkom.ru» - http://www.vobkom.ru.
Карта сайта
Rambler's Top100