Мы построили
учительские дома!
ВОБКОМ.РФ
Новостная лента
Воронежского обкома
Оклад учителя –
не ниже 1,5 МРОТ
Vobkom.ru
Информационно-аналитический сайт о проблемах воронежского образования
Школы
Главное
Власть
Профсоюз
Вузы
СПО
Школы
Детсады
Дополнительное образование
«Профсоюзный щит»
«Мой профсоюз»
«Учительская газета»
«Солидарность»
Доска объявлений
Биржа труда
 
 
 
Общероссийский Профсоюз образования
Воронежская областная организация
О нас Новости Лоббизм Право Опыт
Ноябрь 2007 года
Опять обобрали
Реформирование системы оплаты труда в воронежских школах привело к острому кризису
 
  Заведующий лабораторией экономики и инноваций в образовании ВОИПКиПРО Владимир Попов убежден в своей правоте.Фото: Людмилы Тореевой.
Воронежская область окончательно впала в хаос в вопросе выплаты зарплаты педагогам. Весьма показательно, что кризис, со всей очевидностью показавший управленческое бессилие областной власти, случился аккурат к выборам в Государственную Думу. Как говорится – нарочно не придумаешь… Не так давно к голосам обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ, педагогической общественности требующих от областной власти наведения порядка в вопросе выплаты зарплаты учителям добавился еще один. Заведующий лабораторией экономики и инноваций в образовании Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ВОИПКиПРО) Владимир Попов после того, как он так и не смог со своими расчетами достучаться до руководства главного управления образования области, направил открытое письмо депутатам Воронежской областной Думы. В своем обращении Попов прогнозирует снижение в 2008 году расходов на заработную плату работников общеобразовательных учреждений. И как следствие – невыполнение обязательств Воронежской области в комплексном проекте модернизации образования (КПМО) по росту абсолютного значения средней зарплаты педагогических работников, осуществляющих учебный процесс. Ведь ранее областной властью было обещано дополнительное к общефедеральному повышение в 2008 году оплаты труда по отношению к уровню 2006 года на 47,9 проц. Обком профсоюза работников народного образования и науки РФ настаивает на том, чтобы власть немедленно исправила ситуацию.

Липовый проект в бедной области

Постановлением администрации Воронежской области от 11 мая 2007 г. № 394 «О совершенствовании оплаты труда работников общеобразовательных учреждений Воронежской области» были утверждены показатели роста заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений на 2007 – 2009 годы. Так, дополнительно к общефедеральным повышениям оплаты труда средняя зарплата учителей, переведенных с 1 сентября на новую систему оплаты труда (НСОТ), по отношению к уровню 2006 года должна была вырасти: в 2007 году на 23,3 проц., в 2008 году – на 47,9 проц., в 2009 году – на 83,3 проц.

В связи с тем, что за сентябрь зарплата учителям была выплачена не полностью, Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ, контролирующий ситуацию, пока ничего не может сказать о реальном проценте повышения в 2007 году (известно только, что вместе с общефедеральным повышением на 15 проц. должно получиться 38,3 проц.). А вот относительно 2008 года уже появились любопытные цифры. К большому сожалению обкома профсоюза, они очень даже невеселые.

Неутешительные расчеты содержатся в открытом письме, которое 29 октября заведующий лаборатории экономики и инноваций в образовании Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ВОИПКиПРО) Владимир Попов направил в адрес депутатов Воронежской областной Думы. В документе (его полный текст с приложениями можно найти на сайте лаборатории по адресу: http://www.lab-voipkro.narod.ru/) говорится о грубых ошибках, допущенных главным управлением образования при расчетах нормативов подушевого финансирования школ в 2008 году, что может привести к значительному уменьшению зарплат педагогов против декларируемой постановлением обладминистрации от 11 мая 2007 г. № 394 величины. Помимо того, в открытом письме идет речь о необходимости увеличения нормативов для учащихся 5 – 9-х классов (2-я ступень) и 10 – 11-х классов (3-я ступень) и о введении нормативов предпрофильного и профильного обучения. Предлагаем цитату из письма Попова:

«При выполнении расчетов отделом финансово-экономической политики, бухгалтерского учета и отчетности главного управления образования Воронежской области не внесены коррективы в расчет нормативов, учитывающие недостаточные значения коэффициентов удорожания по 2-й и 3-й ступеням обучения, не только не использовалась формула для расчета норматива, утвержденная в постановлении администрации Воронежской области № 618 от 03.07.07 г., но и допущена грубая ошибка, не учитывающая рост доли учебных расходов в нормативе, а следовательно, заложено снижение расходов на заработную плату работников общеобразовательных учреждений в 2008 г., как следствие – невыполнение обязательств Воронежской области в комплексном проекте модернизации образования (КПМО) по росту абсолютного значения средней зарплаты педагогических работников, осуществляющих учебный процесс, в 2008 г. дополнительно к общефедеральному повышению оплаты труда по отношению к уровню 2006 г. на 47,9 проц.

Согласно нормативам, рассчитанным отделом финансово-экономической политики, бухгалтерского учета и отчетности главного управления образования Воронежской области, рост заработной платы работников общеобразовательных учреждений в 2008 г . по отношению к 2006 г., соответствующий обязательствам Воронежской области в КПМО, наблюдается только в одной категории учителей, работающих в обычных классах 1-й ступени городских школ (48,3 проц.).

Для всех остальных учителей общеобразовательных школ Воронежской области заданный размерами нормативов рост заработной платы по отношению к 2006 г. от 36,1 проц. до 47,8 проц. Особенно низкий рост заработной платы и наиболее сильное несоответствие обязательствам Воронежской области в КПМО наблюдается для учителей сельских школ, обучающих учащихся на 2-й и 3-й ступенях обучения, для учителей, обучающих учащихся в гимназических, компенсирующих и коррекционных классах городских школ.

В перечне нормативов финансирования реализации государственного стандарта общего среднего образования на 2008 г., представленных главным управлением образования Воронежской областной Думе, отсутствуют нормативы предпрофильного и профильного обучения в городских школах.

Мною неоднократно в личной беседе с руководителем главного управления
образования Львовичем Я.Е., а затем на заседаниях комиссии по введению новой системы оплаты труда при главном управлении образовании 18 октября 2008 г., 25 октября 2007 г., 29 октября в беседе по телефону с руководителем главного управления образования Львовичем Я.Е. вносилось предложение по недостаточности нормативов на 2008 г . Ему передано письменное предложение № 20 от 29.10.07 г.

Как я понял из телефонной беседы 29.10.2007 г. с руководителем главного
управления образования Воронежской области, главное управление образования не планирует вносить изменения в расчеты нормативов на 2008 г .

В связи с этим я обращаюсь к депутатам Воронежской областной думы с просьбой не допустить ошибки при принятии бюджета на 2008 г.».

Для наглядности приведем только один пример из расчетов лаборатории экономики и инноваций в образовании ВОИПКиПРО: по постановлению обладминистрации № 618 в 2008 году один ученик, обучающийся в классе коррекции на 1-й ступени (1 – 4-е классы) городской школы принес бы своему учебному заведению на зарплату 66953 руб. в то время как главное управление образования урезало эту цифру до… 21776 руб.!

Большое спасибо, конечно, заведующему лабораторией Владимиру Попову. Надо признать, что далеко не каждый сотрудник, работающий в системе главного управления Воронежской области, решится на столь героический поступок (написать открытое письмо).

Однако по меньшей мере странной представляется позиция по этому вопросу руководителя главного управления образования Якова Львовича. Владимир Попов пишет о том, что Яков Львович никак не отреагировал на его неоднократные замечания по поводу недостаточности нормативов подушевого финансирования. И на совместном заседании сразу нескольких комитетов обл. Думы, которое состоялось 31 октября, Яков Евсеевич в ответ на вопрос депутата Александра Пономарева о том, правда ли то, о чем написано в открытом письме Владимира Попова, сказал: «Нет, это неправда. Это его научные рассуждения». А уже спустя буквально два дня – на совещании, которое проходило у него в кабинете, – руководитель главного управления образования, обращаясь к Попову, сказал: «Конечно, ваши расчеты, Владимир Борисович, имеют основание, но только в том смысле, что нам не будет хватать на учебные расходы…». На том же совещании Львович пояснил: «Надо понимать: есть реальный консолидированный бюджет бедной Воронежской области. И пока экономика области не заработает нормально, это будет бюджет такой, какой он есть. Чтобы нам урывать – на все системы, особенно на социальную сферу, – нужно иметь бюджет в два раза больше…».

Спрашивается: а зачем же тогда область вообще ввязывалась в так называемую модернизацию образования, если денег на это нет? Или ставка была сделана на то, что учителя, не выдержав бардака, в большинстве своем поразбегутся из школ? В этом, что ли, заключается модернизация по-воронежски?

Медали не в счет

Помимо устранения недостатков, указанных заведующим лабораторией экономики и инноваций в образовании ВОИПКиПРО Владимиром Поповым в его открытом письме (занижение нормативов для школьников, обучающихся в 5 – 11-х классах, отсутствие нормативов предпрофильного и профильного обучения), Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ считает, что нужно вносить изменения и в саму новую систему оплаты труда (НСОТ): при расчете заработной платы учитывать не только наличие квалификационной категории учителя, но и разряды, ранее установленные по стажу и образованию; увеличивать нормативы на реализацию Госстандарта общего образования при обучении учащихся на дому.

Совместными усилиями обкому профсоюзу и областной прокуратуре в начале 2007 года удалось добиться финансирования малокомплектых школ не по подушевому принципу, а так, как положено в соответствии с пунктом 2 статьи 41 Закона РФ «Об образовании» – то есть независимо от количества учащихся. Тем не менее малокомплектные школы фактически продолжают получать средства по подушевому принципу, ведь расчет зарплат работающих в них учителей производится исходя из количества обучающихся по предмету детей в каждом классе. А ведь еще на стадии подготовки соответствующей законодательной базы необходимо было выделить малокоплектные школы (которых, кстати, в области треть) в отдельную категорию общеобразовательных учреждений, зарплата в которых рассчитывается либо по единой тарифной сетке (ЕТС) с увеличением надтарифного фонда до 30 процентов, либо в этих школах нужно было применять окладно-премиальную систему. Поскольку своевременно этого сделано не было, обком профсоюза считает, что соответствующие изменения, касающиеся расчета зарплат педагогам, работающим в малокомплектных школах, должны быть внесены в законодательную базу в кратчайшие сроки.

Да и вообще, по большому счету, в обкоме профсоюза категорически не согласны с тем, что в основу НСОТ в ее воронежском варианте положена зависимость оплаты труда учителя от количества учащихся. Ведь, помнится, что на словах (пламенных речей начальства наслушались вдоволь) во главу угла НСОТ ставились такие показатели, как качество и результативность труда. Декларировалось, что НСОТ вводится с целью поддержки учителя-лидера. А что получилось на деле? Из учителей-лидеров выиграли в основном только те, кто работает в 1 – 4-х классах общеобразовательных школ. Зато учитель физики Любовь Владимировна Мочалова (Углянская средняя школа Верхнехавского района), имеющая высшую квалификационную категорию и являющаяся заслуженным учителем России, получателем гранта президента России и гранта Сороса, по НСОТ потеряла 1050 руб. В Парижскокоммунской средней школе Верхнехавского района в прошлом году в 11-м классе было три ученика. Два из них окончили школу с серебряными медалями, один – с золотой. Все выпускники стали студентами престижных воронежских вузов. Зато зарплата учителя высшей категории, Отличника образования, который учил этих ребят, с 1 сентября текущего года уменьшилась на 2370 руб. Если по ЕТС этот учитель должен был получать девять с лишним тысяч рублей, то по НСОТ у него выходит 7 тыс. руб. Примерно такая же картина и по другим учителям старшей ступени этой школы. Мало чем отличается ситуация с остальными школами области.

К хаосу и обратно

Негативные последствия были бы минимальными, если бы и в мае 2007 года, и летом, когда администрацией области и главным управлением образования принимались все стратегические решения по НСОТ, власти прислушались бы к требованию обкома профсоюза о проведении сначала локального эксперимента с разными типами школ…

Власти эксперимент на ограниченном участке проводить не стали и… погрузили в хаос всю область.

А посему в обкоме профсоюза убеждены, что в сложившейся ситуации областными властями не только должны быть учтены предложения Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ, заведующего лабораторией экономики и инноваций в образовании ВОИПКиПРО Владимира Попова, но и установлены для учителей фиксированные базовые ставки, учитывающие норму рабочего времени учителя (в соответствии со статьей 333 Трудового кодекса, постановлением правительства РФ № 191 от 3.04.2003 г.), предусмотрен вариант перехода в 2008 году общеобразовательных школ на окладно-премиальную систему. Кстати, того же мнения придерживается председатель комитета по образованию Общественной палаты Воронежской области Ольга Картавцева.


Людмила Тореева, газета «Профсоюзный щит», №6 (38), ноябрь 2007 года.


Ссылки по теме

Ресурсы по теме
- Vobkom.ru

На главную

Профсоюз






Портфель профлидера:
Оплата труда
Соглашения
Коллективный договор
Охрана труда

ВОБКОМ.РФ
Новостная лента Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ

Воронежский обком профсоюза образования добился повышения окладов работникам образовательной сферы области

Фотоновости.
Обком - фотографирует,
Vobkom.ru - публикует


Публичный отчет Воронежской областной организации Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации за 2022 год (формат-Word, 210 Kb)

Публичный отчет Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ за 2015-2019 годы
(формат - PDF, 5,1 МБ)


Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовил информационные бюллетени

Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ разослал профлидерам информационные листки
 
Образование
Программа воспитания Борисоглебского техникума промышленных и информационных технологий победила на всероссийском конкурсе

«Сил уже никаких нет!» – на круглом столе председателей профсоюзных организаций много говорили о перегруженности педагогических работников

Воронежские вузы активно помогают участникам специальной военной операции
 
Регион
Воронежская обладминистрация утвердила величину прожиточного минимума


Все
о коллективном
договоре
Совместительство, совмещение, увеличение объема работы... Ежегодные основные удлиненные и дополнительные отпуска Сокращение численности или штата работников организации Работа
уполномоченного
по охране труда
© 2007-2024 «Vobkom.ru», информационно-аналитический сайт. E-mail: vobkom@yandex.ru
Воронежская областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ. Газета «Профсоюзный щит» (рег. № В 1754).
При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Vobkom.ru» обязательна.
Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Vobkom.ru» - http://www.vobkom.ru.
Карта сайта
Rambler's Top100