Мы построили
учительские дома!
ВОБКОМ.РФ
Новостная лента
Воронежского обкома
Оклад учителя –
не ниже 1,5 МРОТ
Vobkom.ru
Информационно-аналитический сайт о проблемах воронежского образования
Школы
Главное
Власть
Профсоюз
Вузы
СПО
Школы
Детсады
Дополнительное образование
«Профсоюзный щит»
«Мой профсоюз»
«Учительская газета»
«Солидарность»
Доска объявлений
Биржа труда
 
 
 
Общероссийский Профсоюз образования
Воронежская областная организация
О нас Новости Лоббизм Право Опыт
21 августа 2014 года
Общими усилиями
На Большом августовском педсовете в Воронежской области обсудили наболевшие проблемы, поговорили о целях и задачах на перспективу
 
  Воронежское областное августовское педагогическое совещание
(21 августа 2014 года).
Фото: Людмилы Тореевой.
На традиционном августовском совещании педагогов Воронежской области случилось нечто: посетивший мероприятие представитель министерства образования страны и лидер областной организации профсоюза работников образования сошлись в том, что указ президента России о повышении зарплат педагогов выполняется в основном за счет того, что учителям просто добавляют работы. Разница в позициях заключалась в том, что у министерства есть все необходимые рычаги для оперативного решения проблемы, а путь профсоюза к цели как всегда тернист…

Областное совещание педагогов прошло 21 августа в бизнес-инкубаторе Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. В его работе приняли участие заместители глав администраций муниципальных районов и городских округов области по социальным вопросам, руководители отделов образования администраций, ректоры вузов, директора учреждений среднего профессионального образования и школ-интернатов, председатели райкомов профсоюза.

Гостем педсовета стал директор департамента управления программами и конкурсных процедур министерства образования и науки РФ Михаил Попов.

Выполним и перевыполним


Врио первого заместителя председателя правительства области Владимир Попов, перечислив в своем приветственном слове некоторые достижения системы образования нашего региона, предложил поговорить о проблемах, которые, по его словам, всегда есть, а также о целях и задачах на перспективу…

Первым слово было предоставлено врио руководителя областного департамента образования, науки и молодежной политики Олегу Мосолову.

Олег Николаевич предупредил собравшихся, что отступит от традиционной формы и подведет итоги не за прошедший учебный год, а за минувшее пятилетие. С чем это связано, не объяснил. Хотя и так было понятно: 14 сентября выборы губернатора, а ныне действующий губернатор – Алексей Гордеев – отработал на своем посту как раз пять лет. Да и сам Олег Мосолов – ровно столько же…

Доклад врио руководителя департамента образования был насыщен цифрами. Приведу наиболее «громкие» из них: за пять лет зарплата в системах дошкольного, общего и дополнительного образования выросла в 2,5 раза; на 111 единиц увеличилось количество детских садов; построено и реконструировано 16 школ, примерно в половине школ сделан капитальный ремонт, в области не осталось ни одной общеобразовательной организации, которая не была бы оборудована системами водоснабжения и канализации; в 2014 году начата реализация двухлетней программы по обеспечению общеобразовательных организаций области 3D-лабораториями с целью формирования у обучающихся компетенции в области моделирования и конструирования на основе 3D-технологий…

Когда дошло до системы профессионального образования, Мосолов озвучил следующую позицию: принципиально важно, чтобы мастерами в колледжах и техникумах, профессорами и доцентами в вузах были лучшие в своей отрасли профессионалы. Но сохранить лучшие кадры, привлечь с производства специалистов-практиков без достойной заработной платы невозможно. А за пять лет в подведомственных департаменту профессиональных образовательных организациях средняя заработная плата выросла всего на 60 проц. Как заверил присутствующих Мосолов, сегодня область готова взять на себя обязательство по досрочному выполнению пункта 597-го указа президента России от 7 мая 2012 года, касающегося доведения средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения системы среднего профессионального образования до средней в регионе к 2018 году.

Положительной тенденцией последних лет Олег Мосолов назвал повышение престижа среднего профессионального образования. По приведенным им данным приемной кампании этого года, на середину августа на специальности среднего профессионального образования пришло 90 проц. абитуриентов. А вот желающих овладеть рабочими профессиями оказалось гораздо меньше – 77 проц. Самыми проблемными являются строительные профессии, профессии сварщика и тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства. И это несмотря на то, что данные профессии востребованы на региональном рынке труда.

Врио руководителя департамента образования убежден, что для повышения привлекательности рабочих профессий необходимо существенное обновление учебно-методической и материально-технической базы образовательных организаций, обеспечение развития механизмов и форм участия в подготовке квалифицированных рабочих реального сектора экономики и социальной сферы, методов государственно-частного партнерства.

По словам Мосолова, руководство области не все устраивает и в системе подготовки кадров высшей квалификации для региональной экономики. Несмотря на то, что в вузовской системе внедряются новые принципы конкурсного распределения бюджетных мест (основанные на участии в согласовании контрольных цифр приема региональных органов исполнительной власти и объединений работодателей), апробируются программы прикладного бакалавриата, потребности рынка труда в специалистах, имеющих соответствующий уровень подготовки и владеющих необходимыми компетенциями, не удовлетворяются в полном объеме. В связи с чем, по поручению врио губернатора Алексея Гордеева в дополнение к федеральному мониторингу были разработаны региональные показатели, которые позволят определить, насколько эффективно воронежские вузы занимаются трудоустройством выпускников по полученной специальности, а также взаимодействуют с предприятиями-работодателями по организации производственных практик, стажировок и других форм сетевого взаимодействия.

Работа учителя – не сдельщина

Директор департамента управления программами и конкурсных процедур министерства образования и науки РФ Михаил Попов в своем выступлении констатировал: практически во всех регионах России в 2013 году были достигнуты целевые показатели по уровню заработной платы педагогов, заданные майским от 2012 года указом президента Владимира Путина. Это, по его утверждению, привело к повышению привлекательности учительской профессии, о чем свидетельствуют рост качества абитуриентов, поступающих на педагогические направления подготовки, и приток молодых специалистов в школы. Вместе с тем, чиновник дал понять: министерство недовольно тем, что отдельные регионы повышают зарплату за счет увеличения нагрузки, когда учителя работают на 1,5 – 2 ставки, а их стимулирование связано с дополнительной работой – участием в конкурсах, конференциях и так далее.

Попов сообщил о принципиально новой позиции министерства в отношении результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ): «Мы не должны использовать данные ЕГЭ как основание для оценки регионов и муниципалитетов, школ и учителей. В ряде регионов премиальная часть зарплаты учителя зависит от результатов ЕГЭ его учеников. Но работа учителя – это не сдельщина, есть и другие результаты, характеризующие труд учителя. С точки зрения общества труд учителя, который работает с детьми, имеющими проблемы в обучении, не менее важен, чем труд учителя элитной школы, куда ученики из благополучных семей съезжаются со всего города. В этом году, как вы знаете, был отменен критерий оценки эффективности губернаторов, связанный с результатами ЕГЭ. И мы будем двигаться дальше в этом направлении. При анализе ситуации необходимы будут данные других оценочных процедур, например, регионального мониторинга образовательных достижений, статистики, самообследования образовательных организаций. Использование совокупности данных позволит сформировать объективную картину работы школы и муниципальной сети, принимать сбалансированные решения».

Ключевой, конкретной задачей дальнейшей модернизации системы образования в России, по заявлению представителя Минобрнауки, должен стать перевод всех школ в односменный режим работы. Например, в Воронежской области, согласно министерским данным, в 2013/2014 учебном году во вторую смену обучались 24 тыс. человек. Между тем дело обстоит настолько серьезно, что критерий сокращения численности обучающихся во вторую смену, уже включен в систему оценки эффективности губернаторов (в отличие от критерия, касающегося результатов ЕГЭ, исключенного из этой системы, о чем упомянуто выше). Правда, рассуждая на эту тему, Попов пожаловался на «достаточно трудный диалог» Минобрнауки с правительством России о финансировании новой программы, заключив свою мысль фразой: «В этой ситуации мы просим регионы и муниципалитеты очень внимательно оценить перспективные потребности в дополнительных школьных местах, разработать планы, предполагающие не только строительство и реконструкцию, но и оптимизацию в использовании имущества».

Весьма нелестно представитель Минобрнауки отозвался о регионах и муниципалитетах, которые «видят своей главной задачей лишь формальное выполнение показателей». По словам чиновника, Минобрнауки «продолжает замечать, что в ряде регионов и муниципалитетов рост зарплаты педагогов сопровождается сокращением социальных педагогов, психологов, педагогов дополнительного образования». Попов отметил: лишь «иногда это стратегические усилия по более эффективному использованию человеческих ресурсов», но «чаще всего это экономия, которая печально влияет на качество образования». Еще один вывод Минобрануки: «Под давлением финансистов в большом числе регионов повышение заплаты происходит за счет сокращения других расходов, что приводит к снижению уровня обеспеченности школ Интернетом, оборудованием, учебными ресурсами». Михаил Попов заявил: «Органы управления образованием должны занимать более активную позицию в защите интересов школ. Обеспечение школ Интернетом и оборудованием, кадрами специалистов должно улучшаться, а не ухудшаться».

В Тюмень и обратно


Председатель Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Бирюкова свое выступление начала с информации о заработной плате педагогов в области. Вернее, с того, каким способом она доводится до требуемого президентом России уровня: «Нас не может удовлетворить то, что повышение зарплаты зачастую достигается путем оптимизации численности работников и чрезмерной интенсификации их труда. Да, зарплата растет, но при условии увеличения педнагрузки, дополнительной работы в кружках, группах продленного дня и так далее. Оклад по-прежнему остается очень маленьким – 7-8 тыс. руб., плюс доплата за квалификацию, а вот остальная часть заработной платы зависит от дополнительной нагрузки… ». Впрочем, Бирюкова позитивно оценила тот факт, что эту же проблему на педсовете поднял представитель Минобрнауки России. «Это очень хорошо, это значит, что общими усилиями мы сможем решить задачу», – выразила уверенность профлидер.

Следующая тема, которую затронула Тамара Андреевна, – это положение молодых специалистов. Как заметила Бирюкова, «определенная работа в отношении молодых специалистов в области проводится». Профлидер упомянула о доплатах в размере от 20 до 30 проц. на всю учебную нагрузку в течение первых пяти лет работы, установленных приказом департамента образования, науки и молодежной политики. А также рассказала, что при заключении регионального Отраслевого соглашения на 2014 – 2016 годы обкому профсоюза удалось договориться с департаментом о включении пункта по закреплению за молодыми специалистами в первый год их работы наставников, которые будут получать за свою работу доплату.

Но в тоже время Бирюкова привела несколько цифр из проведенного обкомом профсоюза анкетирования, свидетельствующих о явной недостаточности принимаемых в области мер по улучшению положения начинающих педагогов: 67 проц. недовольны своей заработной платой, у 47 проц. отсутствует уверенность в завтрашнем дне, 48 проц. подвергло сомнению результативность проводимых в образовании реформ…

Бирюкова откровенно возмутилась тем, что принятый в области в марте этого года Закон «О молодом специалисте» почему-то обошел своим вниманием систему образования, оставив без «подъемных» начинающих учителей, несмотря на то, что речь в документе идет о более чем скромных выплатах: 10 тыс. руб. за первый год работы, 15 тыс. руб. – за второй год, 20 тыс. руб. – за третий год. Для сравнения Тамара Андреевна привела данные по некоторым другим регионам: в Орловской и Астраханской областях начинающие учителя получают по 50 тыс. руб., в Брянске и Курске – 6 окладов, в Липецке – 20 тыс. руб. единовременно плюс 10 тыс. руб. ежегодно в течение трех лет, в Тюмени – 1 млн. руб. и автомобиль. «Мы понимаем, – заметила председатель обкома профсоюза, – что Тюмень для нас ориентиром служить не может. Но отдать начинающему учитель 45 тыс. руб. за три года – это, на наш взгляд, вполне реально. Обращение о доплатах молодым педагогам направлено нами губернатору Алексею Васильевичу Гордееву».

Акцент в своем выступлении Тамара Бирюкова сделала на проблеме обеспечения работников системы образования жильем. Она напомнила о двух льготных программах, действующих в области. В рамках программы льготного ипотечного кредитования «Молодой учитель» из средств областного бюджета гасится 20 проц. от стоимости жилья, а ставка по кредиту составляет 8,5 проц. Кроме того, по инициативе профсоюза, при поддержке губернатора и департамента образования в Воронеже начато строительство трех льготных домов для профессорско-преподавательского состава вузов и других категорий работников образования. Стоимость квадратного метра под ключ составляет 29 тыс. руб. Однако, по словам Бирюковой, далеко не всякий педагог может приобрести жилье даже по льготной цене. Да и не везде оно есть, это льготное жилье. Тамара Андреевна привела такой пример.

В феврале 2012 года, в рамках государственной программы по переселению соотечественников из-за рубежа, в Русскую Гвоздевку Рамонского района из Армении приехала учитель английского языка Кристина Антонян. Произошло это, по словам Бирюковой, не случайно: готовясь к аккредитации, директор Русскогвоздевской школы вынуждена была заняться решением кадрового вопроса, поскольку на тот момент в школе учителя вели одновременно по нескольку предметов, а отдельные предметы не преподавались вовсе. В числе этих предметов был английский язык. Но. пригласив учителя на работу, его – вопреки требованию закона об образовании – не обеспечили жильем: полгода Кристина Антонян с мужем и двумя маленькими детьми ютились в школе, затем семья сняла дом на собственные средства. Однако и тут на педагоге сэкономили: жилищно-коммунальные льготы Антонян предоставляются не в полном объеме – не компенсируется плата за жилье, которое она снимает у частника.

Обком профсоюза обратился за помощью в администрацию Русскогвоздевского сельского поселения, к главе администрации Рамонского района Виктору Логвинову и руководителю департамента соцзащиты области Наталье Самойлюк. Но из всех трех инстанций получил отписки. «Нам сообщили, – сказала Бирюкова, – что денежная компенсация производится только по договорам социального найма или договорам найма жилого помещения государственного и муниципального жилого фонда, а также у собственников помещений в многоквартирных домах». И тут же обратилась к собравшимся с вопросом: «Много ли у нас на селе многоквартирных или муниципальных домов?». В наступившей тишине Тамара Андреевна сама ответила на свой вопрос: «Практически ничего нет. Все жилье сегодня практически частное». После чего заключила: «Это значит, что проблему нужно решать. Мы считаем, что на уровне области должен быть принят соответствующий нормативный акт». Для тех же, кто не понял, в чем суть проблемы, Бирюкова пояснила: «Нельзя забывать, что в области более 50 проц. педагогических кадров предпенсионного и пенсионного возраста. Уже близко то время, когда в сельскую местность в массовом порядке поедут молодые учителя. Только вряд ли они согласятся на те условия, на которые согласилась Кристина Антонян. И что тогда произойдет? Образовательный коллапс?».

В профсоюзе считают, что глобальная проблема и решаться должна глобально: строительство новых зданий образовательных организаций необходимо вести в комплексе с социальным жильем для педагогов. Тамара Бирюкова рассказала: в Павловском районе при Лосевской средней школе № 1 не так давно построен дом, который по договору социального найма предоставлен молодому учителю английского языка Ольге Корниенко. В Богучарском районе пошли своим путем в решении жилищной проблемы педагогов, предоставив нуждающимся тридцать квартир в освободившемся военном городке, три из которых оставлены в резерве – для молодых специалистов. Произошло это при активном участии районного отдела образования и райкома профсоюза…

В конце своего выступления Бирюкова еще раз подчеркнула: «Для решения проблем нужны совместные усилия власти, профсоюза, работодателей и всего общества. Только общими усилиями мы можем добиться успехов. Думаю, что слова президента России: «Наш долг – укрепить доверие людей», – в полной мере относится и к нашей с вами деятельности».

После того как Бирюкова закончила говорить, врио вице-премьера областного правительства Владимир Попов подал реплику, которая вызвала дружный смех в зале: «Жаль, конечно, Тамара Андреевна, что мы с вами не молодые специалисты. А то бы в Тюмень махнули. И потом назад приехали бы…».

Все по плану

На совещании педработников также выступили председатель Воронежской региональной общественной организации родителей детей-инвалидов Татьяна Поветкина, директор воронежского юридического техникума Лариса Волкова, заместитель директора по воспитательной работе пансионата для одаренных детей «Репное» Дмитрий Мещеряков, председатель Совета ректоров Воронежской области, ректор Воронежского государственного университета (ВГУ) Дмитрий Ендовицкий.

Татьяна Поветкина поведала о состоянии и перспективах развития инклюзивного образования в нашей области. Лариса Волкова подробно остановилась на вопросах развития соцпартнерских отношений с работодателями. А Дмитрий Мещеряков в восторженных красках описал программу, «взявшую в себя все лучшее из педагогики Советского Союза и сегодняшней инновационной педагогики», которая сегодня реализуется в «Репном»…

Последним слово было предоставлено председателю Совета ректоров Воронежской области, ректору ВГУ Дмитрию Ендовицкому, коротко проинформировавшему аудиторию об итогах приемной кампании в вузы области в этом году. Судя по сообщению Дмитрия Александровича, все вузы с задачей набора студентов на бюджетные и коммерческие места успешно справились. В ВГУ будут учиться представители 75 регионов страны. Эта цифра, по мнению Ендовицкого, свидетельствует о том, что воронежская высшая школа выполняет не узкорегиональные, а общероссийские задачи…

Средняя заработная плата педагогов в 2014 году
(по данным департамента образования, науки и молодежной политики
Воронежской области и управления образования администрации городского округа город Воронеж)

 

муниципальное образование

 

средняя заработная плата (руб.):
детские сады / школы

1

Аннинский район

23 161

26 725

2

Бобровский район

20 238

25 229

3

Богучарский район

19 225

24 411

4

городской округ город Борисоглебск

20 515

24 304

5

Бутурлиновский район

19 051

23 636

6

Верхнемамонский район

21 987

25 913

7

Верхнехавский район

22 212

25 424

8

Воробьевский район

23 180

24 760

9

городской округ город Воронеж

20 043

24 187

10

Грибановский район

19 010

23 669

11

Калачеевский район

20 669

24 606

12

Каменский район

20 935

24 310

13

Кантемировский район

20 728

25 331

14

Каширский район

23 300

26 392

15

Лискинский район

20 480

25 779

16

Нижнедевицкий район

21 126

23 950

17

городской округ город Нововоронеж

19 625

22 558

18

Новоусманский район

23 197

26 898

19

Новохоперский район

20 293

24 516

20

Ольховатский район

21 755

26 098

21

Острогожский район

19 922

24 681

22

Павловский район

19 228

24 315

23

Панинский район

18 579

23 300

24

Петропавловский район

20 650

25 988

25

Поворинский район

20 300

24 231

26

Подгоренский район

19 314

22 847

27

Рамонский район

21 856

24 804

28

Репьевский район

21 187

24 196

29

Россошанский район

20 862

25 492

30

Семилукский район

20 569

25 413

31

Таловский район

21 427

26 419

32

Терновский район

18 402

26 356

33

Хохольский район

19 983

26 630

34

Эртильский район

20 213

21 526


Людмила Тореева, газета «Профсоюзный щит», №7 (94), сентябрь 2014 года.


Ссылки по теме

Ресурсы по теме
- Vobkom.ru


На главную

Профсоюз






Портфель профлидера:
Оплата труда
Соглашения
Коллективный договор
Охрана труда

ВОБКОМ.РФ
Новостная лента Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ

Воронежский обком профсоюза образования добился повышения окладов работникам образовательной сферы области

Фотоновости.
Обком - фотографирует,
Vobkom.ru - публикует


Публичный отчет Воронежской областной организации Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации за 2022 год (формат-Word, 210 Kb)

Публичный отчет Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ за 2015-2019 годы
(формат - PDF, 5,1 МБ)


Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовил информационные бюллетени

Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ разослал профлидерам информационные листки
 
Образование
Программа воспитания Борисоглебского техникума промышленных и информационных технологий победила на всероссийском конкурсе

«Сил уже никаких нет!» – на круглом столе председателей профсоюзных организаций много говорили о перегруженности педагогических работников

Воронежские вузы активно помогают участникам специальной военной операции
 
Регион
Воронежская обладминистрация утвердила величину прожиточного минимума


Все
о коллективном
договоре
Совместительство, совмещение, увеличение объема работы... Ежегодные основные удлиненные и дополнительные отпуска Сокращение численности или штата работников организации Работа
уполномоченного
по охране труда
© 2007-2024 «Vobkom.ru», информационно-аналитический сайт. E-mail: vobkom@yandex.ru
Воронежская областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ. Газета «Профсоюзный щит» (рег. № В 1754).
При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Vobkom.ru» обязательна.
Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Vobkom.ru» - http://www.vobkom.ru.
Карта сайта
Rambler's Top100