15 августа 2017 года |
В поисках креативности |
Зональные августовские педагогические совещания в Воронежской области сильно удивят их участников |
|
|
|
|
|
Зональное августовское педагогическое совещание в Таловой Воронежской области (15 августа 2017 года).
Фото: Людмилы Тореевой. |
В Воронежской области начались зональные августовские педагогические совещания. Корреспондент «Профсоюзного щита» побывал на первом из них, прошедшем 15 августа в Таловском районе. Главными его темами стали воспитание и качество образования.
Центральная улица рабочего поселка Таловая встречала гостей из Воронежа и 12 районов области образцовой чистотой, красивыми цветниками и новенькой детской площадкой в парковой зоне. Во всем чувствовалась рука рачительного хозяина, пусть и не обладающего большими финансовыми возможностями, но до глубины души любящего тот уголок, то место, где ему довелось жить и работать.
Для проведения совещания был предоставлен современный детско-юношеский Центр. По традиции на мероприятие были приглашены руководители районных органов управления образованием, руководители образовательных организаций, председатели райкомов профсоюза. Но в отличие от прошлых лет, руководителям органов управления образованием было предложено включить в состав делегаций от своих районов руководителей образовательных организаций не по своему усмотрению, а исходя из того, кто по итогам года сработал с наилучшими и наихудшими показателями.
Мероприятие началось после того, как свои места в президиуме заняли глава администрации Таловского района Виктор Бурдин, руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Мосолов, председатель Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Бирюкова.
Сначала собравшихся поприветствовал Виктор Бурдин. Затем слово взял Олег Мосолов.
В своем выступлении руководитель департамента образования сделал акцент на двух вопросах: необходимости возврата в образовательные организации функции воспитания и повышении качества образования.
Говоря о воспитании, Олег Николаевич не побоялся признаться в том, что ситуация упущена. Вместе с тем заявил, что сделал свое признание «не для того, чтобы посыпать голову пеплом, а для того, чтобы понимать, какие шаги должны быть предприняты дальше». По его словам, путь к решению проблемы лежит «через маленькую тропинку к каждому ребенку».
Современное требование к качеству образования Мосолов облек в короткий тезис: «Ребенок умеет, а не только знает».
Заинтриговав присутствующих словами о том, что хочет сохранить в секрете имя ключевого бизнес-игрока на российском рынке, но назовет его требования к компетенциям работников, Олег Николаевич перечислил: «Критическое мышление, наличие эмоционального интеллекта, креативность, умение взаимодействовать, вести переговоры, принимать решения, управлять другими людьми.». Закончив перечисление, Мосолов обратился к сидящим в зале с вопросом: «В рамках каких предметов такие компетенции даются?». Но сам же на него и ответил: «Это те задачи, которые выходят за рамки нашей с вами предметной работы…». Далее, не в силах дольше выдерживать интригу, глава департамента образования раскрыл секрет: он говорил о требованиях к компетенциям работников Сбербанка…
Порассуждав о высоком, руководитель департамента образования спустился на грешную Землю и заговорил о сомнительных результатах основного государственного экзамена (ОГЭ) среди девятиклассников нашей области, о том, что в число претендентов на медали у нас попали даже девять выпускников 11 класса, не набравшие порогового значения баллов по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ) по математике, а, проще говоря, получившие двойки!
Тему качества образования продолжил первый проректор Воронежского института развития образования (ВИРО) Александр Митрофанов.
С помощью подготовленных им таблиц, графиков и диаграмм, Александр Юрьевич стал доказывать, что результаты ЕГЭ находятся в прямой зависимости от наполняемости классов: чем она выше, тем… лучше результат! Как следовало из представленных Митрофановым материалов, стабильно высокие результаты ЕГЭ по математике дают школы с наполняемостью более 500 учеников.
Митрофанов представил также свой анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в зависимости от квалификации учителей. В данном случае Александра Юрьевича интересовала квалификация только тех учителей, чьи ученики набрали на ЕГЭ по русскому языку от 76 до 100 баллов, что эквивалентно оценке «пять». Были изучены результаты 381 школы. Вопросы у Митрофанова возникли лишь по четверти из них. Оказалось, что в 82 школах, где учителя имеют первую и высшую квалификационные категории, ни один из выпускников не набрал 76 баллов! Вместе с тем, в 15 школах, где учителя не имеют ни высшей, ни даже первой квалификации, выпускники набирали до 100 баллов. По поводу этих 15 школ Митрофанов заметил, что причину столь высоких результатов ЕГЭ необходимо изучать на месте: «Может туда молодые специалисты пришли с новыми образовательными технологиями. Может там образовательные программы по-другому выстроены. А может просто там талантливый ребенок и он такой один…».
Что касается 82 проблемных школ, то информацию о них Александр Юрьевич представил с помощью таблицы, из которой следовало, что 79 из них сельские, 13 имеют наполняемость до 50 учеников, 38 – от 50 до 100 учеников, 23 – от 100 до 200 учеников. Правда, в зале в это время присутствующие тихонечко роптали о том, какой контингент обучающихся приходит в малокомплектные школы, расположенные в умирающих селах. Митрофанов же, не слышавший этих разговоров, предлагал более тщательно подходить к комплектованию десятых классов, выстраивать сетевые модели взаимодействия школ, разные образовательные траектории, вертикальные группы, в которых ребенок сможет заниматься исследовательской, проектной, конкурсной, творческой и другими видами деятельности…
Интерес к этой части выступления Митрофанова объяснялся еще и тем, что докладчик приводил цифры конкретно по тем 12 районам, чьи представители собрались в зале.
Другая часть выступления Александра Юрьевича была посвящена качеству дошкольного образования и сопровождалась многочисленными данными, полученными по некой зарубежной методике ECERS-R. Эти данные свидетельствовали о том, что система образования в наших детских садах сформирована исходя из удобства воспитателей, а не из потребностей детей, что воспитатели изначально лишают детей творческой инициативы, развивают у них шаблонное мышление.
Один момент выступления первого проректора ВИРО показался особенно спорным: сославшись на текст Федерального государственного образовательного стандарта, гласящий о том, что участниками образовательного процесса являются не только педагоги, но и обслуживающий, вспомогательный, административно-управленческий и административно-хозяйственный персонал, Александр Юрьевич предложил внести изменения в должностные инструкции и трудовые договоры, суть которых будет заключаться в том, чтобы обязать всех без исключения работников детских садов заниматься образовательной деятельностью. Поводом для такого предложения, по словам Митрофанова, послужила полученная им информация о том, что некоторые помощники воспитателей оказывают сопротивление воспитателям, пытающимся вовлечь их в образовательный процесс. Кто-то в зале после этих слов Александра Юрьевича заметил, что за дополнительную работу людям нужно будет доплачивать. Кто-то выразил сомнение в том, что помощник воспитателя сумеет справиться с дополнительной работой без ущерба своей основной работе. Но, опять же, все это было сказано шепотом. Когда же дело дошло до открытого микрофона, желающих выступить не нашлось. Из зала раздались голоса о том, что требуется время на то, чтобы переосмыслить сказанное. На том совещание и завершилось.
Зональное совещание в Нижнедевицке пройдет 17 августа, в Кантемировке – 18 августа.
В Воронеже 24 августа состоится областной августовский педсовет, 25 августа – воронежский городской образовательный форум.
Людмила Тореева.
Ссылки по теме
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |