Мы построили
учительские дома!
ВОБКОМ.РФ
Новостная лента
Воронежского обкома
Оклад учителя –
не ниже 1,5 МРОТ
Vobkom.ru
Информационно-аналитический сайт о проблемах воронежского образования
Власть
Главное
Власть
Профсоюз
Вузы
СПО
Школы
Детсады
Дополнительное образование
«Профсоюзный щит»
«Мой профсоюз»
«Учительская газета»
«Солидарность»
Доска объявлений
Биржа труда
 
 
 
Общероссийский Профсоюз образования
Воронежская областная организация
О нас Новости Лоббизм Право Опыт
19 марта 2021 года
Навигатор будущего
Воронежский подход к системе аттестации педагогов высоко оценила сама жизнь
Заместитель директора Воронежского областного центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов Тамара Бугакова.
Фото: предоставлено в редакцию Тамарой Бугаковой.

Система аттестации педагогов Воронежской области успешно пережила «дистанционку», вызванную пандемией коронавируса. Всего в 2020 году было аттестовано более 5,5 тыс. педагогов – столько же, сколько и в «бескарантинном» 2019-м, в то время как в ряде других регионов страны этот показатель заметно снизился. В чем же воронежский секрет? За подробностями мы обратились в Воронежский областной центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов. Как выяснилось, дело в том, что аттестация в нашей области уже давно переведена на «электронные рельсы», при этом система постоянно развивается и совершенствуется.

Аттестация – постоянно развивающийся институт. Он не только оценивает произошедшее, но и дает контуры будущего

В нашем Центре, который стал преемником отдела аттестации Воронежского института развития образования им. Н.Ф. Бунакова, мы с коллегами не только сопровождаем развитие системы аттестации с 2012 года, но и являемся непосредственными участниками ее преобразования. Несмотря на то, что «стержень» процедуры сохраняется уже 7 лет – с момента вступления нового федерального порядка аттестации, система и сейчас изменяется. Она не может быть статичной, поскольку обязана реагировать на новые образовательные условия, например, вхождение в жизнь педагога цифровой образовательной среды. Скажу больше: система аттестации выступает и навигатором изменений, ведь то, что будет в ней представлено как предмет оценки, должно появиться в современной профессиональной жизни педагога, должно подталкивать его к самообразованию и профессиональным пробам. Вот сейчас мы разрабатываем блок методики оценки, связанный с деятельностью педагогов в сетевом профессиональном сообществе, с обновлением содержания воспитательной работы, освоением форм обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Совсем недавно – вводили критерии оценки, связанные с экспертной деятельностью и наставничеством в педагогической среде.

Сотрудничество с Общероссийским профсоюзом образования – важная составляющая успешной работы

Активное участие Воронежского обкома профсоюза образования в развитии системы аттестации, в постановке и решении возникающих проблем, в том числе по конкретным ситуациям отдельных педагогов – важная составляющая успешной работы.

Все, что вносит в профессиональную жизнь педагогов областная организация профсоюза, – а это конкурсы, фестивали, школы педагогического мастерства, – оценивается положительно при проверке материалов соискателей экспертами. Очень важно мотивировать работников образования таким образом, чтобы они занимали активную профессиональную и личностную позицию. За педагогом именно с таким активным профессиональным «портретом» мы видим будущее.

Выбор электронной формы аттестации себя оправдал

Еще не прошло и десятилетия, как аттестация в нашей области представляла собой много бумаг и очень много поездок наших соискателей в Воронеж, а это, порой, туда и обратно – 500 километров…

Но в 2012 году департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области совместно с Воронежским обкомом профсоюза работников народного образования и науки РФ перед институтом развития образования была поставлена задача модернизировать процедуру аттестации. Целями стали сокращение временных и материальных затрат соискателей, организация работы муниципальных служб сопровождения аттестации как части региональной службы, а инструментами – балльное оценивание результатов труда педагогов и разработка региональной информационной системы для реализации всей аттестационной процедуры: от подачи заявления до получения информации о результатах аттестации. В далеком 2013 году выражения «критериальное оценивание» и «цифровизация» еще не были общеизвестными, но именно в этом направлении стала развиваться система.

Время показало, что ставка нашей региональной власти на электронную форму работы оказалась верной. В ряде субъектов Российской Федерации выбор был сделан в пользу «бумажной» процедуры. Но именно она за последние пять-семь лет породила в педагогическом сообществе недовольство своей громоздкостью и нетехнологичностью. Когда же в жизнь нашей страны ворвалась пандемия коронавируса, то педагоги многих регионов просто не смогли реализовать свое право на аттестацию. В Воронежской области система пережила дистанционный период работы практически безболезненно. Для сравнения: как и в 2019 году, аттестацию в 2020 году прошли свыше 5,5 тыс. педагогов региона. Причем качество аттестации при этом совершенно не пострадало.

Качество аттестации обеспечивается тем, что при проектировании системы большое внимание было уделено вопросу объективности оценки. Поэтому в системе существует запрет на направление материалов для оценивания экспертом из того же муниципального образования, что и соискатель.

Но при этом в процедуре аттестации «по-воронежски» заметную роль играет и руководитель образовательной организации: после того, как соискатель формирует материал в электронном личном кабинете, директор или заведующий подтверждает те результаты, которые были достигнуты на базе организации – проведенные открытые мероприятия, результаты независимого оценивания обучающихся и другое.

Региональная система аттестации устойчива, инновационна и готова к работе с каждым из 32 тыс. воронежских педагогов

Начиная с декабря 2020 года, учителя и директора в своих личных кабинетах по итогам аттестации получают советы по дальнейшему профессиональному развитию. Это очень важные рекомендации от профессионала – профессионалу, поскольку в фокусе внимания независимого и объективного эксперта – пятилетний период работы педагога. Хочу подчеркнуть, что это не только и не столько рекомендации по проработке каких-то сфер педагогической деятельности соискателя (например, организации внеурочной деятельности), но и указание на те направления, в которых педагог уже добился значительных результатов и готов делиться опытом с коллегами на уровне организации, муниципалитета и региона. Эта же информация доступна и региональным методическим учреждениям, например, воронежскому центру непрерывного повышения профмастерства педагогов: на ее основе методисты приглашают педагогов к участию в различных образовательных мероприятиях.

Кроме того, мы понимали, что педагогу важно получить независимый взгляд на свои потенциальные возможности, а не только на результаты работы в рамках определенных условий. Для этого в процедуру аттестации было введено тестирование. Сегодня такая процедура называется диагностикой предметных и методических компетенций педагогов. К сожалению, эта составляющая была отменена с вступлением в 2014 году в силу нового порядка аттестации, но сейчас на федеральном уровне все чаще возвращаются к самой идее проведения такой оценки, поскольку именно она может определить векторы замещения профессиональных дефицитов и показать компетенции, находящиеся на высоком уровне сформированности. Мы применяем эти наработки при проведении региональных диагностических процедур.

В будущее наш Центр смотрит с уверенностью. Достигнуты хорошие результаты, но очень многое еще предстоит сделать.

Оценка профмастерства и квалификации – очень объемная и одновременная очень «чувствительная» сфера, поскольку связана с рядом социальных благ для педагога, в том числе, с оплатой труда. Но именно поэтому какие-то кардинальные, революционные изменения в ней невозможны.

К концу 2021 года мы ждем новых федеральных подходов к аттестации педагогов. Однако нашу региональную систему это не может вывести из равновесия: у нас отработаны механизмы оперативного информирования и методического сопровождения с помощью наших коллег – координаторов в муниципалитетах, у нас действующая и развивающаяся информационная система, мы имеем опыт в разработке и использовании диагностических материалов. А главное – готовы работать с каждым из 32 тыс. педагогов нашей области. Поэтому точно сможем «вписать» изменения аттестации, когда они наступят, в жизнь педагогического сообщества региона.


Заместитель директора Воронежского областного центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов Тамара Бугакова, газета «Профсоюзный щит», №3 (157), март 2021 года.


Ссылки по теме

Ресурсы по теме
- Vobkom.ru

На главную

Профсоюз






Портфель профлидера:
Оплата труда
Соглашения
Коллективный договор
Охрана труда

ВОБКОМ.РФ
Новостная лента Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ

Воронежский обком профсоюза образования добился повышения окладов работникам образовательной сферы области

Фотоновости.
Обком - фотографирует,
Vobkom.ru - публикует


Публичный отчет Воронежской областной организации Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации за 2022 год (формат-Word, 210 Kb)

Публичный отчет Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ за 2015-2019 годы
(формат - PDF, 5,1 МБ)


Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовил информационные бюллетени

Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ разослал профлидерам информационные листки
 
Образование
Программа воспитания Борисоглебского техникума промышленных и информационных технологий победила на всероссийском конкурсе

«Сил уже никаких нет!» – на круглом столе председателей профсоюзных организаций много говорили о перегруженности педагогических работников

Воронежские вузы активно помогают участникам специальной военной операции
 
Регион
Воронежская обладминистрация утвердила величину прожиточного минимума


Все
о коллективном
договоре
Совместительство, совмещение, увеличение объема работы... Ежегодные основные удлиненные и дополнительные отпуска Сокращение численности или штата работников организации Работа
уполномоченного
по охране труда
© 2007-2024 «Vobkom.ru», информационно-аналитический сайт. E-mail: vobkom@yandex.ru
Воронежская областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ. Газета «Профсоюзный щит» (рег. № В 1754).
При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Vobkom.ru» обязательна.
Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Vobkom.ru» - http://www.vobkom.ru.
Карта сайта
Rambler's Top100