Мы построили
учительские дома!
ВОБКОМ.РФ
Новостная лента
Воронежского обкома
Оклад учителя –
не ниже 1,5 МРОТ
Vobkom.ru
Информационно-аналитический сайт о проблемах воронежского образования
ВУЗы
Главное
Власть
Профсоюз
Вузы
СПО
Школы
Детсады
Дополнительное образование
«Профсоюзный щит»
«Мой профсоюз»
«Учительская газета»
«Солидарность»
Доска объявлений
Биржа труда
 
 
 
Общероссийский Профсоюз образования
Воронежская областная организация
О нас Новости Лоббизм Право Опыт
16 ноября 2022 года
Своим путем
Газета «Профсоюзный щит» задала вопросы педагогам вузов накануне Дня преподавателя высшей школы
Доктор экономических наук, профессор кафедры градостроительства Воронежского государственного технического университета, Почетный архитектор России Наталья Болкунова.
Фото: Людмилы Тореевой.

В канун Дня преподавателя высшей школы наша газета обратилась к ряду преподавателей воронежских вузов с актуальным вопросом, касающимся объявленной модернизации системы высшего образования. Поинтересовались заодно и тем, ощутили ли вузы на себе провозглашенную в государстве структурную перестройку национальной экономики на современной технологической основе. Нам также хотелось узнать отношение преподавателей к своему профессиональному празднику, который начал отмечаться с 2021 года.

В этом году 19 ноября День преподавателя высшей школы будет отмечаться второй раз. Отношение к нему у работников высшей школы в основном положительное.

Хотя были высказаны и сомнения в его целесообразности. Все и так знают, что есть такая социальная группа – преподаватели высшей школы. Привлекать к ней внимание общества таким образом – не самый эффективный путь. Здесь полезнее было бы сделать какие-то конкретные вещи. Еще такой момент – в празднике пока нет особой содержательной нагрузки. Необходимо время, чтобы этот день стал Праздником для вузовских педагогов – с присущими последнему атрибутами и традициями.

Но в большинстве ответов, как мы уже сказали, введение в череду профессиональных праздников Дня преподавателя высшей школы безоговорочно поддержано. Это поможет в деле поднятия статуса преподавателя. В рамках этого праздника можно «вспомнить тех преподавателей, профессоров, которые нас учили и развивали академическую науку». «Нынешние преподаватели, работающие в разных направлениях, получат возможность пообщаться и обсудить те актуальные проблемы, которые сейчас на поверхности. И это поможет нам быстрее их решить». Есть и такой взгляд: «Хотелось, чтобы в этот праздник ректорат провел торжественное собрание, поздравил нас, наградил ученых и педагогов, рассказал о перспективах».

Высказано пожелание, чтобы «в День преподавателя высшей школы устраивать общие, межвузовские мероприятия (например, какие-то совместные поездки), чтобы было общение между вузами».

А вот что сказали вузовские работники по поводу последних новаций.

Наталья Болкунова, доктор экономических наук, профессор кафедры градостроительства Воронежского государственного технического университета, Почетный архитектор России:

- Из выступлений на различных площадках министра образования и науки РФ Валерия Фалькова и президента российского Союза ректоров, ректора Московского государственного университета Виктора Садовничего стало ясно, что программы бакалавриата и магистратуры останутся, но их количество сократится, а вот специалитета точно станет больше. В первую очередь на 5-6-летнее обучение переведут студентов сложных инженерных специальностей.

Но есть один принципиальный момент, он заключается в том, что мы уже не вернемся к специалитету в том виде, в котором он существовал раньше. А, следовательно, пока еще не понятно, в какую систему мы войдем. Поэтому рабочие программы пока не меняются, хотя в будущем это сделать будет необходимо.

В свое время, в 2007 году, когда высшее образование нашей страны переходило со специалитета на двухуровневую систему – бакалавриат и магистратуру, уменьшилось не только количество часов у преподавателя, но и количество дисциплин. Ведь обучение на специалитете составляет 5 лет, а обучение на бакалавриате – 4 года. Но даже там, где, и после введения бакалавриата, осталось пятилетнее обучение, рабочие программы поменялись, потому что они были унифицированы для активизации международного обмена студентов. Уместить же в обновленную программу бакалавриата всю необходимую теорию и достаточное количество практики весьма сложно. Например, у нас, на архитектурном факультете, из учебных программ убраны технические дисциплины, такие как сопромат, математика, физика, зато появилось много гуманитарных дисциплин, что обусловлено произошедшими изменениями в нашем обществе и законодательстве.

При этом далеко не все студенты идут «добирать» знания в магистратуру. Да и те, кто решает продолжить обучение, зачастую выбирают совершенно другое направление подготовки и осваивают новую специальность за 2 года.

А все новые процессы, которые происходят в различных сферах нашей страны, вузами сразу подхватываются. Наш вуз является постоянным участником всевозможных конкурсов по различным направлениям. Но технологическое оснащение, конечно, оставляет желать лучшего. Это касается вузов по всей стране, исключений здесь мало.

Алексей Журихин, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры лесных культур, селекции и лесомелиорации лесного факультета Воронежского государственного лесотехнического университета:

- В Воронежском лесотехническом университете в последние годы постоянно увеличивается количество студентов. Сейчас их 11 тысяч, они осваивают программы среднего профессионального образования, бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, специалитета. На специалитете, который появился недавно, студенты учатся 5 лет, как это было до перехода России на Болонскую систему образования.

Но возвратить высшее образование назад не получится, да это и не нужно. Сейчас все хорошо отлажено. Отучившись 4 года на бакалавра, студент получает диплом, с которым может поступить в магистратуру в своем вузе, а может пойти в другой вуз на разные направления подготовки. Выбор очень большой. И это – хорошо.

Я последние два года веду курс «Инновационные технологии в лесоразведении». Рассказываю о передовом опыте скандинавских и других стран. Но копировать чужой опыт нам не нужно. Мы возьмем все лучшее и пойдем своим путем. Российская Федерация огромная лесная держава с разнообразными природными условиями и климатом. Нам надо развивать передовые технологии восстановления лесов глобально.

Самая главная задача преподавателей – не только научить, но и увлечь, заинтересовать студентов. Очень нам в этом плане помогают современные компьютерные технологии и Интернет. Постоянно черпаем оттуда новую, актуальную, интересную информацию. Учим студентов самостоятельно находить нужные знания и с пользой их применять. Чтобы заинтересовать, показываем студентам фильмы. Например, недавно я показал фильмы о технологии выращивания клюквы в Финляндии и в Астрахани. В Астрахани технология проще, но результат ничем не хуже. А об этом мало кто знает.

Инна Новикова, доктор технических наук, декан технологического факультета Воронежского государственного университета инженерных технологий:

- Самая главная проблема высшего образования в последние годы – большое количество изменений в короткие сроки. Поэтому я, как ученый, как преподаватель, как руководитель структурного подразделения – за то, чтобы эти изменения все-таки были не такими частыми. Чтобы нам приходилось меньше переделывать какую-то документацию, а больше внимания уделять учебному процессу, подготовке специалистов.

Повального перехода на специалитет у нас пока нет, мы работаем в том же режиме, в каком и работали. Принимаем школьников по результатам Единого государственного экзамена на бакалавриат и на специалитет, если он имеется. На нашем факультете из 11 направлений подготовки только два реализуют программы специалитета. Одна из этих программ – биоинженерия и биоинформатика – была уже раньше задействована в обучении. Вторая, новая, которая открывается сейчас, – это ветеринария.

В указах президента России, других документах федерального уровня отражены приоритеты в развитии науки и технологий. Наш университет шагает в ногу со временем. Например, на сегодняшний день приоритетным является развитие биотехнологий, поэтому у нас реализуется направление «Биотехнология». Также мы открыли направления «Биология» и «Технология производства и переработки сельскохозяйственного сырья», потому что по заданию руководства страны должны поддерживать аграрные технологии. В вузе развиваются направления подготовки, связанные с химическими технологиями, агроинженерией, информационными системами и технологиями, экономикой. Одним словом, все самые актуальные направления.

Александр Махинин, кандидат педагогических науки, доцент кафедры общей педагогики Воронежского государственного педагогического университета:

- Болонская система – в первую очередь практико-ориентированная система, где фундаментальность уходит на второй план. И наша собственная система образования, я думаю, будет нивелировать этот перекос. Нам нужно воссоздать свою систему высшего образования, которая продолжит мощные традиции отечественного образования. Безусловно, предстоит большая работа по подготовке нормативно-правовой базы, включающая в том числе проектирование образовательных программ, учебных планов и иной учебно-методической документации.

Что касается характера и направленности модернизации образования, которая является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики, то ее актуальные на сегодня результаты обусловлены решающей ошибкой – порочностью самой методологии, где доминируют следующие три принципа: господство идеи рынка, примитивный детерминизм, доминирование административного ресурса.

Очевидно, что необходима, во-первых, решительная смена системы управления: от узковедомственного подхода – к общественно-государственной системе управления образованием. Во-вторых, требуется глубоко продуманная среднесрочная стратегия развития национальной системы образования. Без этого настоящая модернизация России невозможна.

Ярослав Туровский, кандидат медицинских наук, доктор технических наук, доцент кафедры цифровых технологий, заведующий лабораторией медицинской кибернетики факультета компьютерных наук Воронежского государственного университета, ведущий научный сотрудник Института проблем управления имени В.А. Трапезникова Российской академии наук (Москва):

- Образование не в вакууме существует. Что-то поменять в образовании, не поменяв окружающую среду, – бессмысленно. Если мы хотим поднять уровень мотивации студентов, то у нас должны работать траектории: человек хорошо учился в школе – человек хорошо учился в вузе – человек устроился на хорошую работу по специальности; человек плохо учился в вузе – он не прыгнет выше продавца в сети быстрого питания. А когда нет востребованности в качественно подготовленных специалистах по многим направлениям, то смыслы теряются.

Если мы говорим про перестройку экономики на современной технологической основе, то у нас должна быть четко сформулированная задача: что именно мы делаем и с какими целями. А у нас все заканчивается обтекаемыми призывами типа: «Давайте мы увеличим объем нанотехнологий в два раза!» Зачем? Почему советский ядерный и космические проекты просто «выстрелили»? Потому что стояли четко поставленные задачи, результаты которых можно было предъявить и власти, и обществу.

С другой стороны, сколько в нашей стране сейчас разных разработок, которые остаются без движения, не только потому, что на это «нет денег», а и потому, что отсутствует система вывода таких разработок на промышленное производство. Про разработки лаборатории, которую я возглавляю, могу сказать, что в целом их востребованность в глазах чиновников не очень высока, хотя подобные направления активно продвигаются во всем мире: интерфейсы «Мозг-компьютер» и «Глаз-компьютер», устройство для считывания эмоций, киберпротезы. Со стороны нашего университета есть определенная поддержка, за что большое спасибо, но этот ресурс не безграничен.


Людмила Тореева, газета «Профсоюзный щит», № 8 (171), ноябрь 2022 года.


Ссылки по теме

Ресурсы по теме
- Vobkom.ru

На главную

Профсоюз






Портфель профлидера:
Оплата труда
Соглашения
Коллективный договор
Охрана труда

ВОБКОМ.РФ
Новостная лента Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ

Воронежский обком профсоюза образования добился повышения окладов работникам образовательной сферы области

Фотоновости.
Обком - фотографирует,
Vobkom.ru - публикует


Публичный отчет Воронежской областной организации Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации за 2022 год (формат-Word, 210 Kb)

Публичный отчет Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ за 2015-2019 годы
(формат - PDF, 5,1 МБ)


Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовил информационные бюллетени

Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ разослал профлидерам информационные листки
 
Образование
Программа воспитания Борисоглебского техникума промышленных и информационных технологий победила на всероссийском конкурсе

«Сил уже никаких нет!» – на круглом столе председателей профсоюзных организаций много говорили о перегруженности педагогических работников

Воронежские вузы активно помогают участникам специальной военной операции
 
Регион
Воронежская обладминистрация утвердила величину прожиточного минимума


Все
о коллективном
договоре
Совместительство, совмещение, увеличение объема работы... Ежегодные основные удлиненные и дополнительные отпуска Сокращение численности или штата работников организации Работа
уполномоченного
по охране труда
© 2007-2024 «Vobkom.ru», информационно-аналитический сайт. E-mail: vobkom@yandex.ru
Воронежская областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ. Газета «Профсоюзный щит» (рег. № В 1754).
При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Vobkom.ru» обязательна.
Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Vobkom.ru» - http://www.vobkom.ru.
Карта сайта
Rambler's Top100