Апрель 2007 года
Информационно-аналитические материалы результатов социологического опроса
в апреле 2007 года воронежских работников дошкольных образовательных учреждений
1. Социально-демографические данные
2. Профессиональная занятость и семейный бюджет
3. Оценка материального положения работников ДОУ
4. Негативные факторы профессиональной деятельности и самочувствие воспитателей
5. Социальные настроения
6. Оценка деятельности воронежской областной организации профсоюза
В апреле 2007 года Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ провел опрос 949 работников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) г. Воронежа и области с целью изучения их социально-экономического положения по показателям субъективных оценок доходов и семейного бюджета. Изучались негативные факторы, оказывающие значимое влияние на профессиональную деятельность работающих в ДОУ, их самочувствие и социальные настроения. Кроме того, опрос позволил получить оценку деятельности Воронежской областной организации Профсоюза.
Опрос проводился в ДОУ различных видов: в обычных детских садах; детских садах общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей; детских садах компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии; детских садах комбинированного вида в 30 районах Воронежской области, в том числе г. Воронежа.
1. Социально-демографические данные
Всего в опросе приняли участие представителей детских садов 67%, детских садов общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей – 24%, детских садов комбинированного вида – 6%, детских садов компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии -3%.
Женщин было 99%, мужчин – 1%.
Распределение по возрастным группам было следующим: до 30 лет – 14%, 30-40 лет – 29%, 40-50 лет – 35%, 50-55 лет – 14%, более 55 лет – 8%.
По составу семьи участники исследования распределились следующим образом: не замужем (холостяки) - 14%, замужем (женатые) - 71%, в разводе - 15%.
Распределение респондентов по должностям было следующим:
- старших воспитателей – 4%
- воспитателей – 66%
- помощников воспитателей – 23%
- методистов – 3%.
Среди опрошенных 4% других работников ДОУ (заведующие, логопеды, инструкторы физкультуры, музыкальные работники).
Таким образом, участниками исследования стали различные категории работников ДОУ, в должностные обязанности которых работа с детьми включена непосредственно и с точки зрения воспитательных функций и обеспечения благоприятных условий их содержания.
По составу семьи работников данного исследования можно условно распределить в следующие группы: «полные семьи», в которых есть жена и муж - 71%, «неполные» – не замужем – 14% и разведённые или вдовы – 15%.
В каждой четвёртой семье опрошенных воспитателей нет детей (24%). Почти в каждой второй семье (41%) – один ребёнок, в каждой четвёртой (28%) – двое детей. 0,8 % работников дошкольных образовательных учреждений имеют трёх и более детей. Обращает на себя внимание тот факт, что почти 22% полных семей (жена и муж) не имеют детей.
2. Профессиональная занятость и семейный бюджет
Для получения полной картины профессиональной занятости воспитателям было предложено выбрать один ответ из семи вопросов анкеты о величине нагрузки. Результаты опроса даны в таблице № 1.
Таблица № 1
ВЫ РАБОТАЕТЕ |
% |
На одну ставку |
81 |
Более чем на одну ставку |
13 |
Менее чем на одну ставку |
6 |
Подавляющее большинство респондентов (81%) имеют учебную нагрузку в размере одной ставки, более чем на ставку работают 13% воспитателей и лишь 6% имеют меньше одной ставки.
Одна треть работников (34%) имеют возможность подрабатывать. Из них только 4% имеют подработку вне ДОУ. Почти каждый шестой воспитатель (17%) имеет дополнительную ставку воспитателя, 9% - ставку помощника воспитателя.
Подработка чаще всего осуществляется по месту основной работы – в детском саду. Главные причины такой ситуации – невостребованность в других сферах деятельности сотрудников ДОУ с их специфической квалификацией, жёсткий режим занятости и высокая интенсивность труда в ДОУ.
Совмещение должностей в ДОУ – это не только следствие недостаточного уровня материального благополучия, но и следствие имеющихся незаполненных вакансий, которые необходимо заполнять работниками соответствующей квалификации.
Социальный статус работника любой профессии определяется, особенно в современных условиях, уровнем оплаты труда. Каков он у работников воронежских учреждений дошкольного образования? На круговой диаграмме № 1 показано распределение ежемесячного заработка участников исследования.
Диаграмма № 1
59% опрошенных получают до 3000 рублей, 37% - 3000-4500 рублей. Фактически это те воспитатели, которые имеют возможность подработать. Лишь 4% респондентов указали свой заработок с 4500 до 6000 рублей.
По официальным данным средняя заработная плата работников дошкольных образовательных учреждений в 1 квартале 2007 года составила 3576 рублей.
Если принять во внимание величину прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения в нашей области 3254 рубля, то видно, что больше половины работников ДОУ (59%) получают заработную плату менее величины прожиточного минимума.
Главный вывод по данному разделу – крайне низкий уровень заработной платы работников воронежских дошкольных образовательных учреждений, из которых более половины работников, даже имеющих совмещение, зарабатывают в месяц не более 4000 рублей, не способствует повышению социального статуса профессий дошкольных образовательных учреждений и привлечению кадров, повышению их квалификации.
3. Оценка материального положения работников ДОУ
Другим, не мене важным показателем материального благосостояния, кроме размера заработной платы, является совокупный ежемесячный доход, который характеризует и заработок работника ДОУ, и дополнительные доходы из других источников (пособия, пенсия), и пополнение семейного бюджета другим супругом.
У 87% семей воронежских работников дошкольных образовательных учреждений совокупный доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, который в 1 квартале 2007 года составил 2969 рублей. Лишь у каждой десятой семьи (13%) из опрошенных, совокупный доход на одного члена семьи близок к величине прожиточного минимума (диаграмма № 2).
Диаграмма № 2
Рассмотренные данные о совокупном доходе показывают, что не только средняя заработная плата, но и все доходы воспитателя характеризуют его как работника низкооплачиваемой категории.
Рассмотренные показатели совокупного дохода на одного члена семьи целесообразно дополнить субъективными оценками респондентов материального положения их семей.
Около половины семей (43%) еле сводят концы с концами, позволяя себе лишь нормальное питание и приобретение только самой необходимой одежды, а 38% не могут себе позволить даже нормальное питание.
Примерно в каждой пятой семье (19%) хватает средств на нормальное питание и изредка на покупку модной одежды, но приобрести мебель или новую бытовую технику они могут только в случае крайней необходимости (таблица №2).
Таблица № 2
ОЦЕНКА МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТНИКОВ ДОУ |
% |
Часто не хватает на самое необходимое, даже на нормальное питание. |
38 |
Удаётся сводить концы с концами, нормально питаемся, приобретаем только самую необходимую одежду. Но даже ремонт бытовой техники ставит нас в достаточно затруднительное положение |
43 |
Живём неплохо, нормально питаемся. Покупаем кое-что из модной одежды, но приобретение новой бытовой техники, мебели можем себе позволить только в случае острой необходимости (поломка холодильника и т.д.). |
19 |
Живём обеспеченно, удаётся не только хорошо питаться и модно одеваться, но и приобретать понравившуюся бытовую технику, другие товары длительного пользования, делать денежные накопления на приобретение недвижимости, особо дорогих товаров (автомобиля и т.п.). |
0,5 |
Ни в чём себе не отказываем, ни в еде, ни в одежде, ни в приобретении дорогостоящей недвижимости и бытовой техники. Отпуск проводим, как правило, за границей. Имеем значительные средства, размещённые в Сбербанке и вложенные в ценные бумаги. |
0 |
Таким образом, более половины работников ДОУ живут на грани бедности, и это несмотря на ежегодную индексацию заработной платы работникам бюджетной сферы.
4. Негативные факторы профессиональной деятельности и самочувствие воспитателей
Факторы, оказывающие негативное влияние на профессиональную деятельность работников дошкольных образовательных учреждений, распределились следующим образом (диаграмма № 3).
Диаграмма № 3
Условные обозначения к диаграмме № 3:
1 – уровень оплаты труда;
2 – общая атмосфера нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне;
3 – большая нагрузка;
4 – состояние здоровья или возраст;
5 – взаимоотношения с родителями детей;
6 – взаимоотношения с руководством учреждения;
7 – невозможность проявить свои творческие способности;
8 – недостаточный уровень личной профессиональной подготовки;
9 – взаимоотношения с коллегами.
Как и следовало ожидать, на первом месте оказался фактор низкого уровня заработной платы. Этот показатель поставили на первое место большинство участников исследования (83%). Вторым по уровню значимости фактором оказался - общая атмосфера нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне (45%). Следующий фактор отмечен почти каждым третьим респондентом – это большая нагрузка (27%). Замыкает список наиболее значимых негативных факторов – состояние здоровья и возраст (15%).
Положительным в этой части исследования, на наш взгляд, является то, что проблему взаимоотношений с руководством учреждения отметили всего 4% воспитателей, а проблему взаимоотношений с коллегами ещё меньше – лишь 2%.
Негативные факторы профессиональной деятельности в сочетании с проблемами профессиональной занятости и общего материального уровня семей работников дошкольных образовательных учреждений формируют у них в конце рабочей недели определённое самочувствие (таблица № 3).
Таблица № 3
ОЦЕНКА САМОЧУВСТВИЯ В КОНЦЕ РАБОЧЕЙ НЕДЕЛИ |
% |
Накапливается такая усталость, что за выходные дни, как правило, восстановить силы полностью не удаётся. |
46 |
К концу недели ощутимо устаю, но за выходные дни трудоспособность восстанавливается. |
45 |
За неделю накапливается определённая усталость, но я её особо не ощущаю. |
9 |
Около половины воспитателей (46%) за рабочую неделю устают настолько, что даже не могут полностью восстановить силы за выходные дни. Понятно, что такая функциональная усталость оказывает ощутимое влияние на здоровье воспитателей и качество работы.
Распределение основных причин, вызывающих усталость в конце рабочей недели, показано в диаграмме № 4.
Диаграмма № 4
Условные обозначения к диаграмме № 4:
1 – большая нагрузка на работе;
2 – психоэмоциональные и физические перегрузки на работе;
3 – заботы по дому, семье;
4 – депрессия, общая неудовлетворенность работой и жизнью;
5 – слабое здоровье или возраст;
6 – неумение организовать свою работу.
Основными причинами, вызывающими наибольшую усталость в конце рабочей недели, почти каждый третий работник назвал большую нагрузку на работе (36%), 34% респондентов – психоэмоциональные и физические перегрузки на работе, 32% воспитателей одолевают заботы по дому и семье. Практически каждый четвёртый участник исследования устаёт от общей неудовлетворённости работой и жизнью и, как следствие, депрессии (25%).
Учитывая низкий уровень заработной платы, неудовлетворительное материальное положение, большую нагрузку работников воронежских дошкольных образовательных учреждений организаторы исследования выяснили какие же наиболее значимые причины побуждают их работать в дошкольных образовательных учреждениях.
Почти половина работников дошкольных образовательных учреждений назвали - склонность к работе с детьми (46%), 25% воспитателей отметили, что их работа нужная и ответственная. Каждый четвёртый участник исследования указал, что работа находится рядом с домом и столько же отметили, что может и ушли бы на более высоко оплачиваемую и более интересную работу, но не уверены, что смогут туда устроиться (по 25%).
По 18% респондентов указали на добрые взаимоотношения в коллективе и о том, что это хорошая работа для женщины.
Полная картина показана в диаграмме № 5.
Диаграмма № 5
Условные обозначения к диаграмме № 5:
1 – склонность к работе с детьми;
2 – занимаюсь нужным и ответственным делом;
3 – может ушла бы на более высоко оплачиваемую и более интересную работу, но не уверена, что смогу туда устроиться;
4 – близость к дому;
5 – добрые взаимоотношения в коллективе;
6 – это хорошая работа для женщин;
7 – возможность быть рядом со своим ребенком – он ходит в это ДОУ;
8 – по образованию я воспитатель ДОУ, или хочу поступать в педагогический вуз;
9 – привыкла к этой работе, коллективу – боюсь менять работу, а вдруг…
10 – эта работа не требует особой квалификации, специальной подготовки.
Участникам исследования был задан вопрос о том, предполагают ли они уйти со своей работы по собственной инициативе.
Каждый третий воспитатель ответил: «Нет! Несмотря на некоторую неудовлетворённость, в целом, нынешняя работа меня устраивает» (32%). 26% опрошенных - есть желание уйти, но, скорее всего, придётся остаться, т.к. нет уверенности, что могу быть востребован на другом месте. 16% респондентов отметили, что уходить не собираются, т.к. очень довольны своей работой и не думают её менять.
Каждый восьмой участник опроса надеется перейти на новую работу, не связанную с системой образования и активно занимается её поиском (13%).
Более полные данные отражены в диаграмме № 6.
Диаграмма №6
Условные обозначения к диаграмме № 6:
1 – несмотря на некоторую неудовлетворенность, в целом, нынешняя работа меня устраивает;
2 – есть желание уйти, но, скорее всего, придется остаться – нет уверенности, что могу быть востребованной на другом месте;
3 – своей работой я довольна и не думаю ее менять;
4 – надеюсь, что перейду на новую работу, не связанную с системой образования, активно занимаюсь ее поиском;
5 – собираюсь уйти на пенсию и более не работать;
6 – уже подобрала себе новую работу, но не в образовательном учреждении;
7 – надеюсь, что перейду на новую работу в другое образовательное учреждение;
8 – уже подобрала себе новую работу в другом образовательном учреждении.
5. Социальные настроения
Совокупность факторов профессиональной деятельности, материального положения и общая атмосфера жизни формирует у воспитателя определенное социальное настроение.
По мнению около половины участников исследования (47%), большинство воронежских воспитателей серьезно озабочены непростыми проблемами, но каждый пытается решать их своими силами.
Почти каждый десятый работник детских дошкольных учреждений считает, что внутренний протест и недовольство достигло значительного накала: ощущается готовность бороться за свои права, объединяться, организовываться для борьбы за свои интересы. В то же время столько же опрошенных считает, что большинство воспитателей подавляет свое недовольство, полагая, что «с властями не стоит связываться», так как последствия могут оказаться плачевными (11%).
Чуть меньше количество участников исследования полагает, что большинство воспитателей находятся в состоянии растерянности, скептицизма и с какой-то безысходностью ждет новых испытаний (10%).
Почти каждый десятый респондент из числа опрошенных, испытывает озлобленность, повышенную раздражительность и недоверие ко всему и всем: кажется, что вот-вот кончится терпение и произойдет что-то непредвиденное, неуправляемое (9%).
Примерно такое же количество участников исследования (8 %) «плывет» по течению: особо не вникает в серьезные проблемы, реагирует на них с безразличием. Самая малочисленная группа респондентов (4%) считает, что большинство воспитателей в целом довольно своей жизнью, особо не ощущает серьезных жизненных проблем.
Полностью данные показаны в таблице № 4.
Таблица № 4
СОЦИАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ |
% |
В целом, довольны своей жизнью, особо не ощущают серьёзных жизненных проблем. |
4 |
«Плывут» по течению: особо не вникают в серьёзные проблемы, реагируют на них с безразличием. |
8 |
Серьёзно озабочены непростыми проблемами, но каждый пытается решать их своими силами, как-то приспособиться, «выкрутиться». |
47 |
Суммарный процент лояльно настроенных работников ДОУ |
59 |
Находятся в состоянии растерянности, скептицизма и с какой-то безысходностью ждут новых испытаний. |
10 |
Испытывают озлобленность, повышенную раздражительность и недоверие ко всему и всем, кажется, что вот-вот кончится терпение и произойдёт что-то непредвиденное, неуправляемое. |
9 |
Внутренне протестуют, недовольство достигло значительного накала. В педагогической среде ощущается готовность бороться за свои права, объединяться, организовываться в борьбе за свои интересы. |
11 |
Подавляют своё недовольство, считают, что с властями не стоит «связываться» - последствия могут оказаться плачевными. |
11 |
Суммарный процент работников ДОУ, выразивших настроение неудовлетворённости |
41 |
6. Оценка деятельности воронежской областной организации профсоюза
Среди участников настоящего исследования членов Профсоюза было 89%, не членов Профсоюза – 11%.
37% респондентов – это рядовые члены Профсоюза, каждый 4-й – член профкома(28%). Наименьшим числом представлены члены профактива, председатели и заместители профорганизаций (20% и 15% соответственно). Преобладание в распределении по профсоюзным должностям респондентов, не входящих в руководство профорганизаций и профактив, дает основание считать, что наиболее статистически значимые данные настоящего исследования относятся именно к данной категории воспитателей – рядовым членам Профсоюза.
38% из общего числа опрошенных считают, что с учетом своих возможностей Воронежская областная организация Профсоюза делает немало полезного для воронежских работников ДОУ. Почти каждый четвертый респондент полагает, что она проводит серьезную работу по защите прав воспитателей, отстаивает их интересы, оказывает разностороннюю помощь, пользуется у них авторитетом (21%). Несколько меньшее количество считает, что её работа проявляется от случая к случаю и реальная помощь воронежским воспитателям невелика (20%). Отрицательную оценку деятельности Воронежской областной организации Профсоюза дали 11% участников исследования.
Основной вывод по этому разделу – необходимо повышать эффективность профсоюзной работы руководителей и профактива первичных профсоюзных организаций дошкольных образовательных учреждений в части информационной работы – регулярно доводить до сведения каждого члена первичной профсоюзной организации информацию о деятельности Воронежской областной организации Профсоюза..
Материалы подготовлены при участии председателей первичных, районных профсоюзных организаций города Воронежа и Воронежской области.
Ответственный за выпуск: Е.И. Попова, заместитель председателя Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ.
Ссылки по теме
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru
|