|
1 декабря 2008 года
Обращение председателя Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ и председателей профкомов воронежских государственных вузов к руководителю Федерального агентства по образованию Булаеву Н.И. в связи с введением с 1 декабря новой системы оплаты труда
(№ 392 от 1 декабря 2008 г.)
Уважаемый Николай Иванович!
Информируем вас о критической ситуации, складывающейся в государственных вузах Воронежской области. После обнародования первой информации о готовящейся масштабной реорганизации (ликвидациях, слияниях и т.д.) системы высшего образования, работники вузов уже перешли во взвинченное состояние. Введение же с 1 декабря новой системы оплаты труда (НСОТ) намного повысило напряженность в коллективах.
Работники считают, что их цинично обманули. Все помнят обещания федеральной власти повысить зарплату на 30 процентов. Люди надеялись, что эта прибавка к их весьма скромным доходам хотя бы отчасти покроет рост стоимости жизни. Но этого не произошло. В реальности повышение зарплат профессорско-преподавательскому составу воронежских государственных вузов окажется незначительным. Очевидно, что с учетом инфляции (а по группам первоочередных потребительских товаров и услуг она намного опережает официальную) реальная зарплата преподавателей существенно уменьшится. Люди возмущены сложившимся положением вещей. Требуют от профсоюзных организаций решительных протестных действий.
Возникновению данной ситуации способствовали несколько причин.
Из обещанной тридцатипроцентной прибавки фонда оплаты труда, 6,5 процентов сразу же были изъяты в так называемый централизованный фонд. Отношение к нему в вузовском сообществе резко отрицательное. Его уже прозвали «коррупционным», «для своих» и т.д.
Убеждены: если федеральная власть испытывает нужду в появлении такого фонда, то он должен финансироваться отдельно. Обещанные тридцать процентов государство вузам должно отдать, причем напрямую.
Непонятно почему, но два таких разных процесса как давно запланированное повышение оплаты труда профессорско-преподавательского состава, и недавно принятое решение о доведении зарплат до уровня минимального размера оплаты труда (МРОТ) на федеральном уровне смешали в одну кучу. И в данном случае второе провели за счет первого. Большая часть прибавки фонда оплаты труда в вузах пойдет на увеличение зарплат обслуживающего персонала (уборщиц, сторожей и т.д.) – доведение их зарплаты до величины МРОТ.
Считаем, что федеральная власть доведение зарплат до величины МРОТ в вузах должна профинансировать дополнительно.
С доведением зарплаты до величины МРОТ связана и другая проблема, требующая незамедлительного разрешения: ряд преподавателей будут получать зарплату на уровне уборщицы. Это вряд ли стимулирует повышение качества обучения. Для исправления ситуации необходимо дополнительное финансирование из бюджета – на сохранение дифференциации в зарплате.
Стимулирующие выплаты при новой системе фактически будут контролироваться ректором. Преподаватели вузов опасаются, что в условиях НСОТ, где так много субъективного (критерии оценки работы преподавателей чересчур субъективны и несовершенны), руководство вузов не избежит соблазна «одаривать» доплатами не самых способных, а самых лояльных. Новая система создает возможность для руководства вузов поддерживать определенные группы внутри профессорско-преподавательского состава в ущерб другим, и хорошо работающие люди могут оказаться ущемленными.
По нашему мнению, установление размеров оплаты труда работников должно производиться исключительно на основе объективных показателей. Они должны быть четко определены федеральными нормативными актами.
В качестве объективных факторов оценки в НСОТ оказались утрачены многие хорошо зарекомендовавшие себя при прежней системе оплаты показатели. Так, особое недовольство в коллективах вызвало то, что при новой системе оплаты фактически растворились доплаты за ученые степени и звания.
Мы считаем, что новые системы оплаты труда в каждом вузе должны базироваться на жестких положениях по оплате труда, устанавливаемых федеральными нормативными актами.
Профсоюз настаивает на незамедлительном установлении Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, квалифицируемых в качестве минимальных уровней заработной платы работников.
Минимальные должностные оклады должны устанавливаться федеральным агентством. Государство не может полностью уйти из сферы высшего образования, особенно в социальной области, так как оплата труда, режим работы, отдых — есть важнейшие условия плодотворной работы профессорско-преподавательского состава.
Для примера отметим, что в г. Воронеже в государственных вузах намечающаяся оплата труда доцента колеблется от 11400 руб. до 13500 руб. и находится ниже средней заработной платы по городу. Если бы такая разница в две тысячи рублей получалась из-за различных по размеру стимулирующих выплат, то не возникло бы никаких вопросов. Однако эта разница образуется в тех самых 70 процентах заработка, гарантированного государством, т.е. федеральным агентством.
Государство, т.е. федеральное агентство, должно само установить минимальные базовые оклады по всем квалификационным уровням профессорско-преподавательского состава. А уже вузы в пределах своих возможностей могут устанавливать дополнительные выплаты. Размеры базовых окладов должны быть достойными для поднятия престижа высшей школы и обеспечивать приток новых молодых специалистов.
Определенные трудности в новой системе оплаты труда вызывает отнесение работников учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала к квалификационным группам. Минздравсоцразвития приказом № 217-н от 05.05.2008 г. сильно сузило перечень должностей УВП и АХП, а рекомендации пользоваться общеотраслевым классификатором (приказ №247-н), на наш взгляд, не подходят, так как, например, характер работы инженера в промышленности и в учебном заведении существенно различны. Просим Вас ускорить работу по классификатору специальностей учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала высших учебных заведений.
Зарплата ректора (от нее зависит в свою очередь зарплаты проректоров) установлена от средней зарплаты по вузу основного персонала. Таким образом, руководство вуза заинтересовано в повышении средней зарплаты своих подчиненных. Сделать это проще всего, распределив единый фонд оплаты труда на меньшее число людей, т.е., сократив штаты. Такого рода оптимизация внутренних расходов нанесет удар по качеству подготовки студентов. Нацеленность НСОТ на массовое сокращение сотрудников очевидна уже всем.
Считаем, что зарплата руководства вузов должна определяться на иных принципах.
Уже сегодня становится очевидным, что сокращения могут и не потребоваться. Ведь после объявления принципов новой системы из воронежских вузов начался отток кадров и, в первую очередь, молодых педагогов, заработная плата которых окажется на уровне сторожа или уборщицы.
С введением НСОТ увеличится возрастное размежевание в преподавательской среде (где сейчас и так основную массу составляют люди предпенсионного и пенсионного возрастов). Это путь в никуда.
При переходе на новую систему оплаты труда продекларировано, что заработная плата работников не может быть меньше заработной платы, выплачиваемой до введения новых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей и выполнения работ той же квалификации. Считаем, что этого явно недостаточно. Зарплата обязательно должна возрасти. Уже предыдущие повышения зарплат в вузах существенно отставали от роста стоимости жизни. Покупательная способность зарплат работников высшей школы и так основательно снижена. Фиксировать нищету на ее нынешнем уровне в корне неправильно. К тому же в ближайшее время нас ожидает очередной рывок потребительских цен. Так, в Воронеже, в ближайшие дни только коммунальные платежи населения вырастут на 60 процентов. Чем работники высшей школы их будут платить? На какие средства они будут выживать?
Мы убеждены, что при переходе на новую систему оплаты труда заработная плата работников (при условии сохранения объема должностных обязанностей и выполнения работ той же квалификации) автоматически должна быть поднята на 50 процентов.
Если же исходить из нынешних реалий роста фонда оплаты труда на 30 процентов (а фактически 23,5 процента), то заработная плата работников с 1 декабря 2008 года обязательно должна быть увеличена, причем как минимум, на 20 процентов.
По имеющейся у нас информации, в связи с введением НСОТ напряженная ситуация складывается и во многих других вузах страны.
Предлагаем федеральным органам власти в рамках механизма социального партнерства учесть мнение профсоюзных организаций вузов для того, чтобы снять все имеющиеся острые моменты и противоречия и не доводить ситуацию до массовых акций протеста.
Председатель Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ |
|
Бирюкова Т.А.
|
|
|
|
Председатель профкома работающих Воронежского государственного педагогического университета |
|
Акулова Л.Н.,
доктор педагогических наук
|
|
|
|
Председатель профкома работающих Воронежского государственного архитектурно-строительного университета |
|
Никулин П.И.,
доктор технических наук
|
|
|
|
Председатель профкома работающих Воронежской государственной лесотехнической академии |
|
Бородин В.Н.,
кандидат физико-математических наук
|
|
|
|
Председатель профкома работающих Воронежской государственной технологический академии |
|
Толстов С.А.,
кандидат технических наук
|
|
|
|
Председатель профкома работающих Воронежского государственного технического университета |
|
Сатин В.А.,
кандидат технических наук
|
|
|
|
Председатель объединенного профкома Борисоглебского государственного педагогического института |
|
Храмов Ю.С.
|
Ссылки по теме
- Воронежские профсоюзные лидеры направили в правительство предложения по совершенствованию НСОТ в вузах (Vobkom.ru, 1 декабря 2008 года)
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |
|
|
|