1 декабря 2016 года
Обращение президиума Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ к губернатору А.В. Гордееву в связи со значительным недофинансированием системы образования Воронежской области
(№ 286 от 1 декабря 2016 г.)
Уважаемый Алексей Васильевич!
Президиум Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ обращается к Вам с убедительной просьбой вникнуть в суть острой проблемы и нормализовать положение с финансированием образовательной отрасли в Воронежской области.
18 ноября 2016 года состоялась встреча профактива области с руководителем областного департамента финансов Н.Г. Сафоновой, на которой был представлен проект областного бюджета на 2017 год. В соответствии с этим документом финансирование системы образования в очередной раз снижено : если в 2015 году оно составляло 17,9 млрд руб., в этом году 17,6 млрд руб., то в следующем запланировано в объеме 17,4 млрд. руб. И это несмотря на приток с 1 сентября 2016 года в образовательные организации области почти 7 тысяч детей ( 2 тысячи в детские сады, 5 тысяч – в школы )!
Рассмотрим на примере Воронежа. В этом учебном году в школы города пришло на 4200 детей больше, чем в прошлом. Фактически это четыре-пять новых школ. Но так как школа в Воронеже открылась всего одна, то остальные дети были распределены между другими школами, что не могло не сказаться на увеличении интенсивности труда учителя. Однако департамент финансов не только должным образом не отреагировал на направленное в прошлом учебном году обращение обкома профсоюза (письмо № 28 от 26 января 2016 года) с просьбой об увеличении финансирования городских школ с 1 сентября 2016 года, но и урезал (!) им финансирование на 2017 год на 12 млн 93,5 тыс. руб.
Было уменьшено финансирование общего образования на 2017 год и преобладающему большинству муниципалитетов области.
Снижение финансирования происходит не только из-за грубого нарушения законодательно установленного принципа нормативно-подушевого финансирования образовательных организаций, но и в связи с тем, что в последние годы, вопреки стремительному росту цен на товары и услуги, уменьшается и сам подушевой норматив для школ: 2015 год – 32 тыс. 713 руб., 2016 год – 31 тыс. 862 руб., 2017 год – 31 тыс. 303 руб.
Нас пытаются успокоить тем, что уменьшение норматива происходит за счет снижения доли учебных расходов в нем (в этом году по школам с 4 до 1 проц., в прежние годы – с 8 до 4 проц.) . Но ведь происходящее неизбежно приведет к обветшанию материально-технической базы образовательных организаций. Значит, впереди нас снова ждут мел и обычная доска вместо компьютеров и интерактивных досок?! Хотя не исключено, что и мел, вкупе с канцтоварами и пособиями, учитель будет вынужден приобретать за свой счет или обращаться с такой просьбой к родителям. А где брать средства на приобретение учебников? И за счет каких средств будет обеспечиваться выполнение требования федерального закона об образовании – об обязательном прохождении учителем курсов повышения квалификации раз в три года, что является необходимым условием реализации федеральных государственных образовательных стандартов? Или на эти цели планируется направлять средства стимулирующих фондов педагогов, что равносильно изъятию денег из их карманов?
Не лучше обстоит дело и с финансированием детских садов: в 2015 году норматив – 3088 руб., в 2016-м – 3023 руб., в 2017-м – 3013 руб. Доля учебных расходов в нормативе 2017 года по сравнению с 2016-м снижена с 2 до 1 проц.
Постепенный возврат воронежского образования в прошлое выражается и в искусственном занижении заработной платы педагогических работников .
Если до 2016 года под средней заработной платой в регионе (она является по указу президента России № 597 от 7 мая 2012 года мерилом зарплаты разных категорий педработников ) понималась средняя заработная плата всех работников, то теперь это зарплата только наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц, именуемая среднемесячным доходом от трудовой деятельности . Такая «инновация» внесена постановлением правительства РФ от 11 июля 2015 года № 698 «Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности». Еще два министерства (Минтруда и Минобрнауки) довершили «инновационную деятельность» правительства, допустив отклонение значений средней заработной платы педработников на 5 проц. от целевых показателей, определенных президентским указом. В регионах, в том числе и в Воронежской области, эта установка была воспринята как законодательная норма, позволяющая уменьшить зарплату педработникам на 5 проц.
Таким образом, исходя из прежних установок, средняя заработная плата учителя в Воронежской области должна была бы сегодня составлять не менее 26 тыс. 32,8 руб. (средняя по региону), в то время как ее реальный уровень достиг только 24 тыс. 906 руб. Однако, исходя из нынешних установок, уровень средней заработной платы учителя даже «превысил» требуемый, так как среднемесячный доход от трудовой деятельности равен всего 23 тыс. 558 руб.
Уважаемый Алексей Васильевич, в своем обращении к Вам мы не собираемся развивать тему лукавства федеральных властей потому, что ее адресатом являются именно федеральные власти, и это тема обращения уже непосредственно к ним. В то же время мы не можем не указать на то, что даже с учетом искусственного занижения правительством страны целевых показателей президентского указа, до них в нашей области, по данным на 1 октября 2016 года, все равно «не дотягивают» средние зарплаты педагогических работников детских садов (21 тыс. 14,3 руб., что составляет 96,4 проц. вместо требуемых 100 проц. ) и организаций дополнительного образования ( 20 тыс. 876 руб. – 82,8 проц. вместо 85 проц.) , а также средние зарплаты преподавателей и мастеров производственного обучения организаций профессионального образования (21 тыс. 32,4 руб. – 89,3 проц. вместо 90 проц.).
Причину стагнации заработных плат педагогических работников обком профсоюза видит еще и в том, что в 2016 году из областного бюджета образовательным организациям области не были выделены средства на повышение зарплат неквалифицированным работникам до минимального размера оплаты труда (МРОТ), увеличившегося с 1 июля с 6 тыс. 204 руб. до 7 тыс. 500 руб. Не заложены средства на эти цели и в бюджет 2017 года, несмотря даже на то, что федеральными властями в следующем году запланировано очередное повышение МРОТ, теперь уже до 7 тыс. 800 руб. Таким образом, если ситуация не будет исправлена, повышение заработных плат неквалифицированных работников образовательных организаций Воронежской области и в дальнейшем будет производиться за счет квалифицированных, что приведет к окончательному выравниванию зарплат за квалифицированный и неквалифицированный труд, поскольку минимальные оклады большинства категорий педагогических работников в Воронежской области либо ниже МРОТ, либо незначительно его превышают.
В начале 2016/17 учебного года обком профсоюза и Совет ассоциации профсоюзов работников непроизводительной сферы направили в Ваш адрес письма ( № 200 от 23 августа 2016 года и № 1 от 23 сентября 2016 года соответственно ), в которых предлагалось решить проблему за счет вливания в бюджетную сферу средств на повышение окладов квалифицированных работников и на доведение заработной платы неквалифицированных работников до МРОТ. В ответах департамента образования на эти письма сделан акцент на некорректность сравнения окладов квалифицированных работников с МРОТ. Хотя по факту педагогические работники, работающие на ставку при окладах в 7020 руб. или в 7245 руб., получают зарплату примерно на уровне МРОТ или немногим больше. Особую озабоченность в сложившейся ситуации вызывает тот факт, что на доведение до МРОТ зарплаты неквалифицированных работников направляются средства стимулирующих фондов образовательных организаций. С дальнейшим увеличением МРОТ проблема будет только нарастать как снежный ком.
Уважаемый Алексей Васильевич, мы понимаем, что в стране и области не все благополучно с финансами, но, с учетом вышеизложенного, просим:
1. Решить вопрос об обеспечении финансирования системы образования области не ниже нормативов 2015 года.
2. Строго придерживаться законодательно установленного нормативно-подушевого принципа путем приведения финансирования в соответствие с количеством детей к началу каждого нового учебного года.
Считаем, что принятие этих предложений исключит создавшуюся социальную напряженность в коллективах образовательных организаций, повысит качество и эффективность преподавания и укрепит доверие к органам власти.
По поручению президиума Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ, председатель обкома профсоюза Т.А. Бирюкова.
Ссылки по теме
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |