5 мая 2011 года |
Эксперимент на учителях |
Участники пленума Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ потребовали от областных властей решения наболевших проблем отрасли |
|
|
|
|
|
|
|
На пленуме Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ (5 мая 2011 года).
Фото: Людмилы Тореевой. |
Главной темой III пленума Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, который прошел 5 мая в бизнес-инкубаторе Воронежского государственного архитектурно-строительного университета, стало обсуждение социально-экономического положения работников образования и действий профсоюзных организаций по решению острых проблем образовательной сферы. В работе пленума приняли участие председатели райкомов и горкомов профсоюза, профсоюзных организаций сотрудников и студентов вузов, ректоры, руководители муниципальных органов управления образованием, депутаты областного парламента и Воронежской гор. Думы. Итогом пленума стало принятие обращения к губернатору Воронежской области Алексею Гордееву с требованием повысить заработную плату работникам образования, погасить долги по коммунальным услугам сельским педагогам за 1994 – 2004 годы, решить вопрос об авансировании льготникам средств на приобретение твердого топлива, расширить круг льготников, включив в него библиотекарей и медиков сельских школ, а также тех учителей, которые работают в селах, а проживают в городах.
В своем выступлении председатель Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Бирюкова подробно остановилась на ситуации с зарплатами педагогов: «Ни для кого из присутствующих здесь не секрет, что в учреждениях образования нашей области сегодня остается серьезная проблема: значительная доля стимулирующей части фонда оплаты труда учреждений расходуется на доведение заработной платы, в основном обслуживающего персонала, до минимального размера оплаты труда (МРОТ), равного 4330 руб. Все это приводит к уравниванию заработной платы персонала и специалистов, что вызывает социальную напряженность в коллективах и негативно отражается на качестве работы. Ведь стимулирующая часть должна направляться в первую очередь на поощрение сотрудников, работающих качественно и эффективно. О чем вообще можно говорить, если 18 тыс. 269 работников (34 проц.) образовательных учреждений нашей области имеют заработную плату ниже прожиточного минимума. А в Семилукском и Новохоперском районах количество работников с заработной платой ниже прожиточного минимума зашкаливает за 56 проц. В Воробьевском, Грибановском, Таловском, Эртиль ском районах таких работников около 50 проц. В Богучар ском, Кантемировском, Острогожск ом, Панинском, Поворинском, Рамонском районах и Нововоронеже – от 41 проц. до 45 проц.».
Бирюкова рассказала: «Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы письменно обратились к губернатору области Алексею Гордееву и председателю обл. Думы Владимиру Ключникову с просьбой принять экстренные меры для повышения заработных плат работников образовательных учреждений. 16 марта председатель комитета по образованию и молодежной политике обл. Думы Евгений Чертов уведомил нас о том, что наше обращение было рассмотрено комитетом совместно с департаментом образования, науки и молодежной политики области. Решение проблемы департамент предложил осуществить в два этапа. Первый этап: с 1 сентября 2011 года довести до уровня МРОТ размер базовой ставки во всех учреждениях. Для этого необходимо около 134 млн. руб., в том числе: 72,6 млн. руб. для учреждений дошкольного образования, 11 млн. руб. для учреждений дополнительного образования, 14,5 млн. руб. для учреждений начального и среднего профессионального образования, 35,9 млн. руб. – для школ-интернатов. Второй этап: с 1 сентября 2012 года довести размер базовой ставки педагогическим работникам до уровня среднегодового прожиточного минимума. Для этого потребуется порядка 395,1 млн. руб.».
Тамара Андреевна также доложила о тех результатах, которых за последние полгода интенсивной работы удалось добиться Совету Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы России: с 1 июня 2011 года будет проведена индексация зарплат федеральных бюджетников на 6,5 проц., а МРОТ увеличится до 4611 руб.; в 2011 – 2013 годах из федерального бюджета в регионы будет дополнительно направлено 120 млрд. руб. на модернизацию школьного образования при условии, что местные власти за этот период времени за счет своих бюджетов повысят среднюю заработную плату учителям до уровня средней зарплаты по экономике в регионе.
Отдельно Тамара Бирюкова остановилась на проблемах высших учебных заведений нашей области. По ее словам, ситуация с заработной платой в вузах сегодня такая же, как и в общеобразовательных учреждениях. «С 1 декабря 2008 года состоялся переход работников вузов на новую систему оплаты труда (НСОТ), которая (также как и в школах) была введена без достаточного финансового обеспечения. Вопросы повышения зарплат решались, в основном, за счет оптимизации штатных расписаний и мобилизации внутренних ресурсов. Индексация не проводилась. Как и в общеобразовательных учреждениях, такая же низкая дифференциация между окладами высококвалифицированных работников и младшего обслуживающего персонала».
«Задача Профсоюза сегодня, – отметила председатель обкома профсоюза, – воздействовать на федеральную власть, побуждая ее активнее и результативнее заниматься решением социальных проблем высшего образования. В вузах идет реформирование не только оплаты труда, но и системы подготовки специалистов по разным отраслям. Выступая на итоговой коллегии Минобрнауки РФ за 2010 год, министр Андрей Фурсенко сообщил, что в 2011 году в вузах будет массово внедряться двухуровневая система высшего образования «бакалавриат – магистратура». По его словам, высшее профессиональное образование в форме бакалавриата предпочтительнее подготовки специалистов, поскольку невозможно предсказать потребность российской экономики в тех или иных специальностях на ближайшие 5-7 лет. Наше мнение на этот счет может быть и ошибочным, но вузы сегодня в этой системе ничего не видят, кроме сокращения срока обучения. Просто назвать выпускника, проучившегося четыре года вместо пяти, бакалавром – значит полностью исказить смысл Болонской системы. Ведь в наших вузах еще не созданы условия, чтобы студент сам за четыре года определился, что ему нужно и за что он будет нести ответственность. Вот что об этом говорят работники педагогических вузов: «Выпускник-бакалавр педагогического вуза в образовательной сфере не востребован. Он еще не готов к качественной педагогической деятельности. Количество часов на подготовку бакалавра меньше, чем специалиста. За счет чего? За счет сокращения часов педагогической практики. А что такое учитель без практики? Бакалавров с неохотой берут на работу, так как их все равно приходится доучивать.
Часто нам задают вопрос: «А что будет с нашими воронежскими вузами»?
На данный момент, как нам известно, проект создания Центрально-европейского федерального университета (ЦЕФУ) на базе Воронежского государственного университета (ВГУ) получил одобрение в правительстве России. На модернизацию вуза в течение 5 лет потребуется более 8 млрд. руб. Финансирование программ ЦЕФУ будет вестись целиком из внебюджетных источников. Но учебное заведение останется государственным и продолжит получать средства на реализацию стандарта высшего образования. Преподаватели ВГУ в целом поддерживают идею ЦЕФУ, хотя есть опасения сокращения штатов под предлогом интенсификации труда. Есть пока в вузе и проблемы с внедрением новых образовательных технологий. Для их использования необходимо всеобщее повышение квалификации преподавателей. Любая реформа образования, как и пересадка деревьев, требует терпения, осторожности и времени. Поэтому готовить и проводить реформу надо обстоятельно и детально, так как эксперимент идет на людях…».
Не обошла в своем выступлении Бирюкова и проблемы студентов. Как заметила профлидер, «социальной защищенности у этой категории молодежи практически нет».
«Дискуссии вокруг студенческих стипендий не прекращаются. С 1 сентября студенты вузов, у которых средняя стипендия 1100 руб., будут получать на 99 руб. больше. Студентов колледжей и техникумов, где стипендия 400 руб., ожидает повышение на 36 руб., а прожиточный минимум за IV квартал 2010 года в нашей области составил 5968 руб. для трудоспособного населения. Иными словами на стипендию студенту нельзя жить, не работая. По данным социологов, около половины студентов дневных отделений вузов работают в должности продавцов-консультантов, барменов, официантов. И это несмотря на то, что основная деятельность студента не работа, а учеба. Какой выйдет из стен вуза врач, инженер, учитель, если вместо посещения лекций по профилю работы он работает в должности, не соответствующей его будущей профессии?».
Вместе с тем, профлидер высказала мнение о том, что вариантов для создания хороших условий для работы и научной деятельности студентов при вузах достаточно. Просто руководителям профсоюзных организаций студентов вузов совместно с ректоратами следует серьезно заниматься созданием и поддержкой рабочих мест в вузах.
Упомянула Бирюкова и о перенаселенности общежитий, отсутствии в вузах качественного питания и медобслуживания студентов, непрекращающихся попытках Минобороны РФ призвать обучающихся в армию, сложностях с трудоустройством молодых специалистов.
Бирюкова перечислила требования Профсоюза: поднять размер студенческой стипендии до уровня МРОТ с последующим доведением ее до уровня прожиточного минимума; закрепить в обсуждаемом сегодня проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ограничение платы за общежитие пятью процентами от академической стипендии; переложить на вузы ответственность за трудоустройство выпускников.
Еще одна больная проблема, которой коснулась Бирюкова, – это предоставление сельским педагогам жилищно-коммунальных льгот. Тамара Андреевна напомнила присутствующим на пленуме представителям законодательной и исполнительной власти о так и не погашенных долгах по коммунальным услугам за 1994 – 2004 годы. Профлидер заявила, что обком профсоюза не удовлетворяет та медлительность, с которой решается вопрос об авансировании учителям средств на приобретение угля. Она посетовала на то, что до сих пор нет ответа областных властей на обращение обкома профсоюза о включении в число получателей жилищно-коммунальных льгот учителей, работающих в сельской местности, а проживающих в городах, медработников и библиотекарей сельских школ. И это с учетом даже того, что вопрос о предоставлении коммунальных льгот библиотечным работникам может быть положительно решен в судебном порядке в соответствии с определением Конституционного суда от 4 декабря 2007 года № 965–О–П.
«Много вопросов возникает, – сказала Бирюкова, – и по поводу уменьшения размера льготы по оплате за электроэнергию в связи с принятием закона Воронежской области № 15-ОЗ от 24 января 2011 года. Дело в том, что Законом РФ «Об образовании» предусмотрена компенсация расходов на оплату освещения, а не услуг по электроснабжению в целом. Ранее нам удалось добиться, что с 2005 по 2010 годы педагогическим работникам сельской местности предоставлялась льгота в размере 100 проц. за всю потребляемую электроэнергию. В настоящее время закон Воронежской области приведен в соответствие с федеральным законодательством. Мы обратились к губернатору Гордееву с просьбой расширить льготу на оплату за электроэнергию по сравнению с федеральным законодательством. Однако такого согласия от губернатора мы не получили. Правомерность действий губернатора подтверждена ответом областной прокуратуры на наше обращение».
Председатель обкома профсоюза сообщила о победах, одержанных на правовом фронте в 2010 году: внештатной правовой инспекцией обкома профсоюза подготовлено и предъявлено в суды более 240 исковых заявлений, абсолютное большинство которых удовлетворено; в пользу работников было решено 302 трудовых спора, предотвращено увольнение более 70 человек; совместно с государственной инспекцией труда в Воронежской области было проверено 297 образовательных учреждений, руководителям большинства из которых выданы предписания об устранении выявленных нарушений. В целом экономический эффект правозащитной работы за 2010 год составил около 113 млн. руб.
В заключение своего выступления Тамара Бирюкова рассказала об экономическом эффекте, полученном профсоюзом в рамках соцпартнерских отношений с властью: «Продолжились выплаты ежемесячных доплат к заработной плате работникам детских дошкольных образовательных учреждений (от 300 руб. до 1 тыс. руб.). Всего за 2010 год на эти цели было направлено 52,2 млн. руб. В соответствии с отраслевым соглашением между департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области и Воронежским обкомом профсоюза работников народного образования и науки РФ на 2010 – 2012 годы в 2010 году по ходатайству обкома профсоюза продлен срок действия имеющихся квалификационных категорий 89 работникам образовательных учреждений. Экономический эффект составил 107 тыс. руб. По отраслевому соглашению на приобретение новогодних подарков детям работников образовательных учреждений, находящихся на областном бюджете, выделено 245,5 тыс. руб. В соответствии с этим же документом молодым специалистам производится доплата к заработной плате в размере от 10 до 30 проц. Всего за 2010 год выделено 972 тыс. руб. За 2010 год оздоровлено в санаториях, пансионатах, домах отдыха, турбазах, спортивно-оздоровительных лагерях 2665 работников (в том числе 702 человека по бесплатным путевкам в местных санаториях), 3163 студента и 4271 ребенок работников нашей отрасли. По обращению профкома студентов Воронежского государственного архитектурно-строительного университета губернатором области выделено: 2 млн. 700 тыс. руб. команде КВН «25-я» для участия в играх высшей лиги команд КВН; по областной программе «Молодежь» – 165 тыс. руб.».
Прения по докладу были очень бурными. Итогом пленума стало принятие обращения к губернатору Воронежской области Алексею Гордееву.
Говорят участники III пленума обкома профсоюза
Кровное дитя или подкидыш?
Председатель Россошанского райкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Наталья Ефимова:
– Сельская школа сегодня – это самое уязвимое звено в системе образования. Из-за нехватки квалифицированных педагогов и необходимого оборудования многие чиновники считают такие школы фактором, снижающим качество обучения детей, говорят о том, что содержать их затратно. Закрыть легче всего, но это не выход из положения. Жизнь в селе теплится вокруг школы. И единственная библиотека здесь, и компьютеры, и кружки работают, и праздники проходят, организуемые учителями. Но при том, что учителя проводят в школе большую часть времени, зарплата их мизерно мала.
Новая система оплаты труда (НСОТ) не оправдала надежд на значительное повышение зарплаты педагога, так как была введена без установления базовых ставок – государственных гарантий по оплате труда. Она рассчитывается на основе переменных показателей: фактического объема нагрузки и количества учащихся в каждом классе. НСОТ привела не только к интенсификации труда, но и к понижению заработной платы. Например, в Шрамовской основной школе, где обучаются 43 ученика, средняя заработная плата учителя в 2009 году составила 8535 руб. в месяц, а в 2010 году она стала 7609 руб. в месяц. То есть произошло ее уменьшение на 926 руб. И таких примеров можно привести много.
При расчете объема неэффективных расходов применятся необоснованно завышенное целевое значение числа учеников, приходящихся на одного учителя. В результате не выдерживается соотношение: 70 проц. – учительский фонд заработной платы, 30 проц. – фонд заработной платы остального персонала, включая администрацию. Поэтому зарплата завуча и директора «съедает» штатное расписание и на обслуживающий персонал средств не хватает. Школе по ее площади положено 5 уборщиц, но работают три, убирая ту же самую площадь. Таким образом, нарушается норматив убираемых помещений. Сократили дворников, поэтому уборка школьного двора ложится на плечи педагогов и учеников. А, сократив рабочего по текущему ремонту зданий, мы фактически на директора возложили обязанности менять батарею, вставлять стекло, забивать гвозди. Сократив мастера производственного обучения, мы не даем возможности детям получать рабочие специальности, о необходимости чего сейчас говорится на всех уровнях власти.
По нашему мнению, государство не может уйти от регулирования вопросов оплаты труда работников, призванных обеспечивать конституционные гарантии прав граждан в сфере образования. Поэтому правительство России и правительство Воронежской области должны наконец установить базовые ставки и оклады как минимальные государственные гарантии по оплате труда по всем профессиональным квалификационным группам работающих в учреждениях образования в зависимости от квалификации, сложности и ответственности выполняемых работ. И это наше учительское требование предлагаю в обязательном порядке внести в текст постановления пленума и обращения в адрес губернатора области.
Сельская школа не подкидыш муниципалитета, а кровное его дитя. Об этом впервые сказали в России еще в период реформ 19 века, которые способствовали модернизации страны и повлекли за собой преобразования в сфере образования при организации земских школ. Это был первый опыт сельского образования. Поэтому наша задача – сохранить сельскую школу 21-го века, как фундамент устойчивого аграрного сектора и России в целом.
Цель - попасть в топ-лигу
Ректор Воронежского государственного университета (ВГУ) Дмитрий Ендовицкий:
– Что сейчас происходит в системе высшего образования? Есть определенные риски, которые я назвал бы системными.
Самый главный риск – демографический. Демографическая яма такова, что демографы министерства образования и науки РФ говорят о том, что количество абитуриентов вузов начнет расти только к 2020 году. А пока мы падаем – очень больно и тяжело. На Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по Воронежской области в этом году записались 14 тыс. человек. Это и школьники, и учащиеся профессиональных училищ, те, кто не сдали ЕГЭ в прошлом году, или те, кто хотят его пересдать. Плюс абитуриенты из других субъектов Российской Федерации. Получается около 15-16 тыс. человек. Это вся клиентская база вузов. Но это примерно в 2 раза меньше, чем вузы могут принять. Очевидно, что по ряду позиций бюджетного набора во многих вузах будет недобор. По договорным местам – тем более. Коммерческие же вузы окажутся на грани финансового дефолта.
Следующий риск – это старение кадров. К примеру, средний возраст профессорского состава ВГУ составляет 60-62 года. Это запредельно. Молодых ребят, защитивших кандидатские диссертации, удержать практически невозможно: они уходят в банки, торговые и другие компании, где зарплата значительно выше. С этим риском связан еще один риск – отток умов. Лучшие из лучших, самые активные – школьники и те, кто уже закончили вуз, – уезжают либо в федеральный центр, либо за рубеж.
Сложностей вузам добавит и то, что в следующем году мы переходим от сметного финансирования к субсидиям. Это значит, что государство даже бюджетным вузам не будет оплачивать полностью расходы на содержание зданий, сооружений, на ремонт и так далее.
Из федерального бюджета запланировано увеличить расходы: на высшее послевузовское образование – на 15 проц., по статье «профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации» – на 20 проц., прикладные научные исследования в области образования – на 100 проц. Но, как было сказано на расширенной коллегии Минобрнауки России главой министерства Андреем Фурсенко, большая часть денег уйдет на сильные вузы – топ-лигу высших учебных заведений страны. Государство сформировало триаду ведущих вузов. На самом верху общенациональные вузы – Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты. Далее федеральные университеты – по одному на федеральный округ. Их восемь. И третий уровень – это национальные исследовательские университеты, которых 29. Губернатор Гордеев поставил задачу: чтобы в Воронежской области появились как минимум один федеральный университет и один национально-исследовательский университет. И работа в этом направлении идет очень активно. Подтверждение тому – письмо министра Фурсенко в правительство РФ от 5 апреля 2011 года «О создании центрально-европейского федерального университета». Процитирую два последних абзаца:
«Министерство образования и науки РФ одобряет и поддерживает проводимую в Воронежской области работу по модернизации образования, внедрению инновационных образовательных программ и проектов. Система профессионального образования в Воронежской области, имеющая стратегическое значение в экономике федерального округа, предполагает федеральную поддержку.
Образование и научный потенциал Воронежского государственного университета, в котором обучается более 20 тыс. студентов, позволяет претендовать на статус ведущего университета Российской Федерации».
Сохранить бы минимальные социальные гарантии…
Председатель студенческого координационного совета Воронежской области, председатель профсоюзной организации студентов Воронежского государственного архитектурно-строительного университета (ВГАСУ) Антон Ходунов:
– Какие проблемы сейчас стоят перед студенчеством в свете реформы высшего образования? Конечно же, на первое место выходят вопросы социальной защищенности. Сегодня, когда финансирование вузов осуществляется по сметному варианту, из федерального бюджета выделяются средства на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу. Но с 1 сентября 2011 года вузы начнут финансировать по другой схеме. В этом мы видим проблему. Поскольку распределение бюджетных средств ляжет непосредственно на ректора, нет гарантий того, что средства, предусмотренные на обе эти статьи, будут предоставляться в полном объеме.
Раньше у вузов была возможность приобретать путевки на санаторно-курортное лечение. С 2006 года мы этой возможности не имеем. Поэтому оздоровить студентов из числа сирот, инвалидов можно только за счет выделения средств на эти цели из областного бюджета. Даже в 90-е годы областной бюджет выделял для наших студентов до 100 путевок в санаторий «Воронеж» в Ессентуках.
Не все гладко и со стипендиальным обеспечением. Не так давно помощник президента России Дворкович заявил о том, что стипендии нужно упразднить и перейти на систему грантов для студентов. После чего министр образования Фурсенко предложил преобразовать стипендию в меру социального характера – объединив академическую и социальную стипендии, выплачивать получившуюся в итоге сумму только тем студентам, которые учатся на все пятерки и находятся в плохом материальном положении. На эти планы студенты решили ответить массовыми акциями протеста. Однако нам не пришлось выходить на площадь, так как после проведенных в правительстве переговоров председатель правительства Путин заявил о повышении стипендии с 1 сентября этого года не на запланированные ранее 6,5 проц., а на 9 проц. Хотя и 9 проц., по мнению профсоюза, это очень мало.
Проблема студенческих общежитий сейчас стоит крайне остро. Федеральные средства, которые выделены на данные цели, по нашему мнению, это просто смешные цифры. Что такое 5 общежитий на всю страну при имеющемся износе жилищного фонда? В ВГАСУ, например, общежития 30-60-х годов постройки. А в последнее время на учебу в вуз приезжает много ребят из сельской местности. Студенты живут в «красных уголках», спортивных комнатах. По 4-5 человек в комнате живут. Нарушаются нормы Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которым на каждого студента должно приходиться определенное количество метров…
Вся реформа высшего образования сводится к тому, что государство снимает с себя социальные гарантии и передает на места. Поэтому многое будет зависеть от руководителей на местах – директоров школ, ректоров вузов и так далее. Вывод можно сделать следующий: необходимо заключить соглашения на различных уровнях. На уровне высшей школы это должно быть соглашение между студенческим координационным советом и Советом ректоров, а также соглашения, заключенные в самих высших учебных заведениях, которые закрепят минимальные социальные гарантии студенчества.
Только вот жить в это время прекрасное…
Председатель Ленинского райкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяна Сидорова:
– Я слушала выступления представителей высшей школы, средней школы и пришла к выводу, что у нас у всех одна проблема – недостаточное финансирование. В День солидарности трудящихся 1 Мая мы с вами шли по улицам города с лозунгом: «Работникам образования достойную заработную плату!». Но когда же мы дождемся этой достойной заработной платы? Тамара Андреевна (Бирюкова – ред.) в своем выступлении рассказала о том, что председатель правительства России Владимир Путин поставил задачу разработать двухлетнюю программу по развитию образования в регионах и повышению заработной платы учителей. Но проблема оплаты труда существует не только у учителей. Воспитатели детского сада – это тоже педагоги. Но им в планах Путина почему-то не нашлось места. А ведь средняя зарплата этой категории работников в 2010 году составила всего 49,9 проц. от средней зарплаты по экономике.
Среди всех образовательных учреждений России детские сады находятся, пожалуй, в самом бедственном положении. Если вузы финансирует федеральный бюджет, школам выделяет деньги региональная казна, то за дошкольные образовательные учреждения отвечают муниципалитеты, которые, как правило, еле сводят концы с концами.
В Ленинском районе Воронежа 19 муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Более половины из них расположены на первых этажах жилых домов. Это трех-четырехгрупповые детские сады. По отзывам родителей, в небольших, уютных помещениях сплоченные коллективы сотрудников создают детям атмосферу «почти как дома». Но возраст воспитателей, в основном, старше 45 лет, среди них много пенсионеров, процент же тех, кому еще нет тридцати, ничтожно мал. Причина такого положения дел хорошо известна: низкая заработная плата. У воспитателя вместе с надбавками она составляет 6,5 – 7 тыс. руб. в месяц, редко у кого превышает 8 тыс. руб. Зарплата помощника воспитателя – 5 – 5,5 тыс. руб. в месяц. А количество детей в группах значительно больше нормы, поскольку детских садов в районе, как и в целом по городу, не хватает. Скажите: в какой еще стране педагог с высшим образованием получает за самую ответственную и важную для всех нас работу по воспитанию будущего поколения чуть более 200 руб. в день? А за замещение заболевшего сотрудника во вторую смену – менее 100 руб. Ведь замещение оплачивается без учета надбавок, от оклада (5300 руб. – оклад воспитателя, 4330 руб. – оклад помощника воспитателя). Про стимулирующие выплаты малокомплектные детские сады давно забыли.
Немногим лучше ситуация в больших дошкольных учреждениях, где 10-12 групп. За счет вакансий у них есть экономия заработной платы, а значит, есть возможность производить дополнительные социальные выплаты в виде материальной помощи и премий за достигнутые результаты в работе.
По данным социального паспорта нашей районной профорганизации, более чем у 30 проц. работников дошкольного образования неполные семьи, у 19 – многодетные семьи, 47 проц. имеют доходы ниже прожиточного минимума. Приведу такой пример. Мама воспитывает двух детей школьного возраста одна. Она – воспитатель детского сада, педагог вышей категории. Ее заплата – 8300 руб. в месяц. Плюс пособие на детей – 700 руб. в месяц. Получается 9 тыс. руб. в месяц. А прожиточный минимум по Воронежской области составляет: на взрослого – 5968 руб., на ребенка – 5754 руб. То есть доход этой семьи должен быть не менее 17 тыс. 476 руб. А в реальности он всего 9000 руб. Поэтому денег не хватает даже на самое необходимое: одежду, продукты… А в связи с новым положением об аттестации у воспитателя должен быть компьютер. Да и детям компьютер необходим. Но где взять деньги на его приобретение? Да при такой зарплате воспитатель не может позволить себе сводить детей в цирк, купить билеты в театр, не говоря уже о Платоновском фестивале, где стоимость билета от 2000 руб.
Или другой пример. Воспитатель 1-й категории: зарплата – 5300 руб., 10 проц. – 530 руб. – за разряд, 10 проц. – 530 руб. – за выслугу лет, 40 проц. – 2120 руб. – персональная надбавка, 100 руб. – за методическую литературу. Итого – 8580 руб. Высчитываем налог и получаем одну из самых высоких зарплат воспитателя в нашем районе – 7330 руб.
Вот и приходится воспитателю искать любую подработку, чтобы выжить. Но какая результативность будет на основной работе при такой нагрузке? Усталость и напряженность порождают раздражительность и безразличие.
Не в лучшем положении и руководители дошкольных учреждений. Отсутствие достаточного финансирования вынуждает их снижать размер надбавок своим работникам. В малокомплектных садах нет дворников, и воспитатели убирают детские площадки сами. Не хватает средств на благоустройство территорий, ремонт зданий, выполнение предписаний пожарных, санитарно-эпидемиологической службы и так далее.
Вся почта идет по Интернету, аукционы на муниципальные закупки проходят в электронной форме, а деньги на Интернет бухгалтерии не разрешили запланировать. Значит, они будут сниматься с других статей расходов, таких как мягкий инвентарь, моющие средства. Да еще существует проблема использования остатка средств от торгов.
Заведующие пишут письма депутатам, обращаются за помощью к родителям. Но, увы, не всегда их обращения имеют положительный результат. И только любовь к профессии, детям, чувство долга не позволяют им опускать руки…
Еще в 2008 году Центральный Комитет Профсоюза работников народного образования и науки РФ принял обращение к федеральным властям, в котором был сформулирован ряд конкретных предложений по государственной поддержке дошкольных учреждений. Принятое обращение обсуждалось во всех регионах России на профсоюзных и родительских собраниях, встречах профсоюзного актива с главами администраций субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, депутатами законодательных собраний. Тогда, в результате совместных действий администрации, профсоюза, депутатов, в Воронеже была утверждена целевая программа по развитию дошкольного образования и улучшению материального положения работников детских садов. Был принят ряд постановлений Воронежской городской Думой, направленных на социальную поддержку работников. Однако, вчерашних мер сегодня уже недостаточно.
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на вопрос о повышении зарплат работников дошкольного и дополнительного образования ответил, что он двумя руками «за», только вот деньги регион должен найти сам. Следовательно, вопрос о повышении зарплат данным категориям работников с представителями законодательной и исполнительной власти Воронежской области придется обсуждать нам. Ведь именно к нам обращаются члены Профсоюза с жалобами на свою нищенскую жизнь.
Считаем необходимым предложить облправительству и обл. Думе изыскать средства на оказание финансовой помощи муниципальным районам для индексации заработной платы с 1 сентября 2011 года работникам дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Замкнутый круг
Руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Мосолов:
– Председателем правительства РФ Владимиром Путиным был заявлен проект модернизации образования, который включает в себя две большие составляющие.
Первая составляющая – это повышение заработной платы учителей. Здесь уже есть четкие установки: повышение фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений на 30 проц. в сентябре этого года; в следующем году уровень зарплаты учителей должен быть доведен до среднего по экономике.
На всероссийском уровне по этому поводу уже были проведены три совещания с участием руководителей органов управления образованием субъектов РФ.
Одна из проблем, о которой очень много говорилось, – это то, что в общеобразовательной школе нельзя поднять зарплату только учителям, обойдя другие категории педагогических работников. Эта проблема была мною также озвучена на встрече с губернатором Воронежской области.
Другая проблема заключается в том, что система образования представлена не только общеобразовательными учреждениями. Она представлена именно системным понятием, начиная от уровней дошкольного образования и дополнительного образования, которые сегодня фактически выпадают из общей логики. Ссылаться на уровень субъекта РФ – это с точки зрения федерального законодательства в настоящий момент, конечно, правильно. Но с точки зрения финансово-экономических механизмов мы все понимаем, что для 90 проц. субъектов невозможно самостоятельно решить вопрос повышения заработных плат работникам учреждений дошкольного и дополнительного образования. Что такое Воронежская область? Это субъект, который получает дотации из федерального бюджета. И как только решение о повышении зарплат будет принято, мы должны будем обращаться к федеральным властям и говорить: «Нам нужны дополнительные дотации». Получается замкнутый круг. Поэтому без конкретного решения на федеральном уровне нам не обойтись. Это было заявлено в выступлениях целого ряда руководителей субъектов на всех трех совещаниях, которые проводил министр Фурсенко.
Что касается вопроса распределения дополнительно средств в размере 30 проц. от фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений, то здесь мне хотелось бы, чтобы эти предложения были выработаны департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области совместно с Воронежской областной организацией профсоюза работников народного образования и науки РФ. Мы должны обсудить различные варианты, модели использования этих средств. Сегодня я готов озвучить модель, выработанную департаментом. С точки зрения департамента, чтобы деньги не были размазаны, их необходимо распределить по трем направлениям: увеличение базового оклада учителя, но, естественно, не на 30 проц., а на меньшую сумму; увеличение повышающего коэффициента учителей, имеющих первую и высшую квалификационную категорию, а так же введение повышающего коэффициента для молодых педагогов хотя бы на первые два-три года работы; оставшиеся средства должны уйти в фонд стимулирования. Но я готов выслушать и другие предложения. Потому что, повторяю, хочу, чтобы это решение было выработано совместно с профсоюзом.
Еще одна составляющая, которую обозначил Путин, – это модернизация материально-технической базы общеобразовательных учреждений. Хотелось бы, чтобы у муниципальных властей было понимание, что это не просто вливание средств в ремонт крыш, чего-то еще. Каждый муниципалитет должен четко представлять себе, в какой динамике будет развиваться сеть общеобразовательных учреждений, какие школы и в каком масштабе будут существовать… Необходимо исходить из демографической ситуации. И если все-таки принимается решение о сохранении начальной малокомплектной школы, то там должны быть созданы все условия для полноценного образовательного процесса. Другая школа малокомплектная – это основная школа. Потому что давайте признаемся себе откровенно в том, что школа средняя, в которой на старшей ступени обучаются два ученика, это – не средняя школа. И здесь вступает логика одного из направлений проекта модернизации – создание классов открытого доступа, так называемого дистанционного обучения. Важно не превратить это направление в профанацию, как иногда у нас это, к сожалению, бывает. Вместе с поставкой оборудования по телеконференции к школе должен быть подведен качественный канал связи. Если этого не будет, то дистанционное обучение окажется блефом, который приводит к неэффективной трате федеральных средств.
Хочу остановиться и на таком моменте. Считаю, что та программа развития дошкольного образования, которая принята на уровне региона, реализуется, мягко говоря, не в полной мере. После моего доклада по этому вопросу на заседании правительства области было принято решение вернуться к рассмотрению финансового обеспечения данной программы по итогам первого полугодия. Если такое решение принято – значит, обязательно какие-то средства будут выделены дополнительно к тем 124 млн. руб., которые сейчас запланированы. Скорее всего, эти средства будут направлены на капитальный ремонт и реконструкцию.
Людмила Тореева, газета «Профсоюзный щит», №4 (69), апрель – май 2011 года.
Ссылки по теме
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |