Мы построили
учительские дома!
ВОБКОМ.РФ
Новостная лента
Воронежского обкома
Оклад учителя –
не ниже 1,5 МРОТ
Vobkom.ru
Информационно-аналитический сайт о проблемах воронежского образования
Школы
Главное
Власть
Профсоюз
ВУЗы
ПУ и ССУЗы
Школы
Детсады
Дополнительное образование
«Профсоюзный щит»
«Мой профсоюз»
«Учительская газета»
«Солидарность»
Доска объявлений
Биржа труда
 
 
 
Профсоюз работников народного образования и науки РФ
Воронежская областная организация
О нас Новости Лоббизм Право Опыт
25 февраля 2011 года
Буря в палате
Слушания в воронежском Парламентском центре о судьбах школьных педагогов переросли во взрыв возмущения
 
  Общественные слушания на тему: «Жизнедеятельность современного учителя и стимулирование труда работников образования» (Воронеж, Парламентский центр, 25 февраля 2011 года).
Фото: Людмилы Тореевой.
Жизнедеятельность современного учителя печальна, стимулирование труда у него фактически отсутствует – к таким выводам можно было прийти, посетив 25 февраля слушания в воронежском Парламентском центре на тему: «Жизнедеятельность современного учителя и стимулирование труда работников образования». Народу на слушания собралось много. Малый зал до отказа был забит представителями педагогической общественности области, областной организации профсоюза работников народного образования и науки, других общественных организаций. Присутствовали также три депутата областной Думы, один чиновник (советник) департамента образования, науки и молодежной политики области. Очевидно было, что работники образования съехались на слушания не только для того, чтобы взглянуть на себя в зеркало статистики – они хотели поговорить о своем бедственном положении, обсудить пути решения проблем. Постепенно разговор вылился в митинг…

На новую школу – 500 рублей

Открывая мероприятие, его организатор – председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты Воронежской области, заведующая кафедрой социологии и политологии исторического факультета Воронежского государственного университета (ВГУ), доктор политических наук Александра Глухова – констатировала: надежды педагогического сообщества, связанные с инициативой президента «Наша новая школа», не оправдались. Более того, у нее появилась эдакая своеобразная контринициатива – одобренный партией «Единая Россия», Министерством образования и науки РФ, Российской академией образования проект стандарта среднего полного общего образования, который по единому мнению специалистов не только не строит новую, но и разрушает существующую отечественную школу, а вместе с нею и будущее страны.

Глухова поведала о мониторинге, посвященном оплате труда российских учителей в 2010 году, который был проведен Центром универсальных программ Высшей школы экономики в 77 субъектах РФ. «Зарплата многих учителей подверглась серьезному сокращению, как в реальном, так и в номинальном выражении, – сказала она, – что противоречит официальной статистике, отрапортовавшей о значительном повышении среднемесячной заработной платы по всем видам экономической деятельности в номинальном выражении на 11,3 проц.». По приведенным Александрой Викторовной данным, начисленные номинальные зарплаты педагогов за прошлый год выросли только на 5,2 проц. Причем сравнение их среднегодовых зарплат в 2010-м и 2009 годах показало рост только в 56 регионах России. В 14 регионах было зафиксировано снижение зарплат. В 31 субъекте РФ, как рост, так и уменьшение зарплат осуществлялись в пределах 500 руб. «По мнению экспертов, – пояснила Глухова, – если применить к образовательным услугам объективный рыночный критерий, выражающейся в соотношении цены и качества, то мы увидим, что труд педагогов в России недооценивается в 5-10 раз по сравнению с развитыми странами. Иными словами государство искусственно исключает из среднего класса профессиональную группу учителей…».

Далее Глухова предоставила слово сотрудникам возглавляемой ею кафедры, которыми в 2010 году было проведено социологическое исследование, посвященное воронежскому учителю…

Штрихами по портрету

Естественно нищенские зарплаты педагогов не могли не оказать негативного влияния на основы педагогического процесса. Тем более что в бедность учителя погружены уже два десятилетия.

Выступавшая вслед за Александрой Глуховой кандидат исторических наук Елена Красова начала с того, что сравнила данные исследования 2010 года с данными десятилетней давности. По ее словам, если в 2000 году в школе работало 86 проц. женщин, то теперь эта цифра возросла до 95 проц. «Это чревато тем, что ученики усваивают феминизированную модель поведения и социального контроля, а так же тем, что учителя выбирают в основном вербальные методы обучения», – заявила Красова.

Еще одна тенденция, о которой говорила Красова, это старение учительства. По данным социсследования, в школах сегодня работает лишь 13,5 проц. учителей до 30 лет.

Удовлетворены своей работой, как говорится, без всяких оговорок, только 8 проц. педагогов. Среди причин, вызывающих неудовлетворенность, на первое место вышли размер заработной платы, значимость педагогического труда в обществе и государстве. По самооценке своего достатка более 43 проц. учителей являются нуждающимися, 36 проц. – малообеспеченными, 12 проц. – бедными. Но, как отметила Красова, даже те немногие учителя, которые не погружены в откровенную нужду, находятся в таком положении благодаря «внешнему фактору» – той материальной поддержке, которую они получают со стороны мужей, родителей и тому подобное.

Но если положение учителей так тяжело, почему не покидают они профессию? Что их удерживает? На первое место среди полученных ответов вышли творческий характер деятельности и возможность реализовать свои способности. На второе место – общественный престиж, режим труда, гарантированная заработная плата. На третье место – ближайшее окружение на работе (учащиеся и коллеги-преподаватели).

Однако, то эмоциональное поле, в котором работают учителя, все-таки оставляет желать много лучшего. Только чуть больше 40 проц. испытывают надежду, оптимизм, чувство собственного достоинства. Зато более 50 проц. отмечают негативные эмоции, которые у 30 проц. обличены еще и в такие страшные формы как страх, обида, отчаяние.

Оценки, которые дали учителя состоянию общеобразовательной школы в целом, социологов тоже не порадовали: 35 проц. считают, что школа медленно деградирует, 49 проц. – что в школе в равной степени представлены тенденции, как к развитию, так и к деградации. О том, что школа находится на подъеме, заявили лишь немногим более десятой части опрошенных.

По итогам проделанной ею работы Елена Красова сделала вывод о том, что профессиональная деятельность современного учителя в значительной мере протекает на негативной эмоциональной основе. Социолог даже сделала несколько характерных штрихов к портрету типичного воронежского педагога: «Раздраженная женщина, по возрасту приближающаяся к пятидесяти годам, работающая в системе, которую она оценивает как стагнационную…».

Я получила большое наследство и ухожу

Кандидат философских наук Алла Верецкая в своем исследовании сделала акцент на изучении образа жизни педагога: что он думает о себе и своей работе, как проводит свое время и так далее.

Алла Ивановна выразила удовлетворение по поводу того, что вопреки сильному желанию нынешних властей нашей страны превратить школу в контору по отпуску образовательных услуг, 66 проц. воронежских педагогов-участников соцопроса по-прежнему видят свою миссию в том, чтобы не только давать знания, но и формировать и воспитывать личность. Для успешного выполнения этих задач современный учитель, по мнению респондентов, должен обладать следующими качествами: высокий уровень эрудиции, глубокое знание своего предмета, высокий культурный уровень, искусство обучения и воспитания, стремление к самосовершенствованию. Правда, более 50 проц. пожаловались, что в работе им мешает то, что авторитет учителя оказывает недостаточное влияние на учеников.

Настоящим бичом нашего времени является то, что педагоги вынуждены подрабатывать. Таковых среди участников соцопроса набралось 55 проц. Из них репетиторством занимается практически каждый четвертый, 17 проц. занимаются деятельностью, не связанной с основной работой, 15 проц. берут дополнительную нагрузку в школе. Однако, разрешение проблемы повышения своего социального статуса учителя видят не только в повышении зарплат, но и в расширении спектра предоставляемых школой услуг, в социальной рекламе профессии (чего, по замечанию Верецкой, у нас вообще нет).

На немного необычный вопрос о том, чтобы они сделали, если бы выиграли в лотерею огромную сумму или получили большое наследство, только 17 проц. опрошенных ответили, что перестали бы работать. 43 проц. продолжили бы работать учителями. 14 проц. продолжили бы работать, но уже в другой форме.

Неожиданным же свидетельством того, в каком по-настоящему бедственном положении находятся воронежские учителя, стали их ответы социологам о том, как они проводят свободное время. Как оказалось, преобладающее большинство занимаются тем, что читают книги, смотрят телевизионные программы, пребывают в окружении детей и внуков. В театрах, кинотеатрах, музеях учителя бывает крайне редко. А уж, что касается посещения тренажерных залов, бассейнов и других мест, где можно укрепить свое здоровье, то 55 проц. педагогов этими вопросами вообще не занимаются.

«Оптимистические и пессимистические оценки педагогов присутствуют пополам. Образ их жизни таков, что они не успевают собой заниматься ни с точки зрения своего здоровья, ни с точки зрения своего профессионального роста, ни с точки зрения человека, отстаивающего свои права гражданина. Но если каждый второй подрабатывает в разных формах, то это говорит о том, что с нашими учителями в разных формах происходят процессы, которые носят негативный характер, и, к сожалению, как бы учителя не пытались поднять себя выше, негативные стороны на сегодняшний день побеждают», – такими словами завершила Алла Верецкая свою речь.

Прошу слова, или митинг на ученом совете позвольте считать открытым

Надо сказать, что общественные слушания «Жизнедеятельность современного учителя и стимулирование труда работников образования» проходили в очень накаленной обстановке. Ученых из ВГУ то и дело перебивали (энергично комментировали научные данные) находящиеся в зале. А после того, как официальная часть мероприятия закончилась, так и вовсе, по сути, начался митинг. Его открыл директор средней школы № 73 Советского района Воронежа Сергей Воробьев. «Какая «новая школа»? – взволнованно недоумевал Сергей Николаевич, – бюрократизация, плохая материальная база, никуда не годная новая система оплаты труда (НСОТ) – как, не решив эти проблемы, можно вообще строить «новую школу»? К сожалению, это зависит ни от директора, ни от учителя, а только от власти…».

Сергей Николаевич рассказал, что его бабушка с 1900 года по 1940 год была учителем русского языка и литературы в сельской школе. Вся семья жила на ее зарплату. И никто из окружающих с этим не спорил. Все считали, что это правильно. Ни об угле, ни о хлебе не должен думать учитель, а только о творчестве, поскольку его работа, его жизнь – это одно сплошное творчество… Сегодня же в своем творчестве учитель жестко ограничен. Тридцать процентов работающих у Воробьева учителей отведут уроки и едут на рынок в Северный район, где подрабатывают продавцами.

Сергей Воробьев очень возмущался и тем, что именно в Год учителя прекратилось поощрение лучших школ страны грантами в размере 1 млн. руб., а количество грантов учителям-новаторам было уменьшено в десять раз, что мотивировалось кризисом и отсутствием средств. Однако количество российских миллиардеров за кризисный год увеличилось вдвое. «Веры нет в государство! – заявил Воробьев собравшимся. – Капитализм не только оскорбляет, но и развращает саму душу человека, ставшего его жертвой. Корень в этом весь – абсолютно неправильный путь. Надо признать, что двадцать лет мы идем в никуда. А сейчас идем к самоуничтожению, к деградации…». Вместе с тем, по словам директора, работники образования полны решимости в борьбе за свои права: «Мы испытываем ни отчаяние, а ожесточение. Педсовет у меня был и учителя сказали: «Сергей Николаевич, если молодежь выйдет на улицы – мы выйдем вместе с ними». Манежная – это не звонок, это колокол зазвонил…» На рассуждениях Сергея Воробьева о нюансах русского бунта Александра Глухова попросила его остановиться…

Слово взял советник отдела общего образования департамента Роман Савенков. Он привел кое-что из тех данных по реализации национальной инициативы «Наша новая школа», которые в 2010 году были направлены в министерство образования и науки РФ от Воронежской области. Савенков пояснил, что сведения заносились школами в поступившие туда напрямую из министерства электронные таблицы самостоятельно, департамент не имел права вмешиваться в этот процесс… Впрочем, и эти сведения радости не добавили. Согласно им в прошлом году учителя нашей области зарабатывали в среднем по 10 тыс. руб. в месяц; средняя заработная молодых учителей, проработавших менее трех лет после окончания вуза составила около 8,5 тыс. руб. в месяц; административно-управленческий персонал в среднем получал 16 тыс. руб. в месяц; прочий персонал – 6,7 тыс. руб. в месяц. Заработная плата работников образования в 2010 году выросла на 6 проц., заработная плата административно-управленческого персонала – на 14 проц. В 2009/2010 учебном году смогла повысить свою квалификацию только пятая часть учителей, прошли аттестацию – 16 проц. учителей. И так далее и тому подобное…

Профсоюзные откровения

Председатель Ленинского райкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяна Сидорова подняла проблему несовершенства методики подушевого финансирования и мизерных размеров самих нормативов. По ее словам, зарплаты работников образования в школах малой наполняемости и в больших школах сегодня практически сравнялись. Татьяна Павловна привела такой пример. Учителя средней школы № 63, в которой учится около 100 детей, получают зарплаты в размере от 3700 руб. до 5200 руб. в месяц. Зарплата директора этой школы – 8400 руб. в месяц. Но и в школе, где учеников в десять раз больше, максимальная зарплата учителя – всего-навсего 9685 руб. в месяц. А минимальная зарплата педагога по району колеблется от 4300 руб. до 6470 руб. в месяц. И только единицы получают 10 тыс. руб. в месяц. В прошлом и позапрошлом учебных годах школ области уже коснулись грандиозные сокращения. Однако, как сообщила профлидер, на днях в отделе образования Ленинского района, она ознакомилась с текстом циркуляра департамента образования администрации Воронежа, которым директорам предлагается срочно сообщить о планируемых сокращениях на следующий учебный год. И это несмотря на то, что в школах и так уже сокращены ставки социальных педагогов, психологов, вожатых, секретарей, рабочих по обслуживанию зданий, а обязанности дворников часто выполняет весь коллектив школы. Сокращать просто некого.

Сидорову поддержал Воробьев, заявивший о том, что от системы подушевого финансирования однозначно надо отказываться и переходить на штатно-окладную систему, в которой все будет прозрачно: штаты, функционал… Если власти считают, что в школах не нужны вожатые, социальные педагоги и так далее, то они и не должны спрашивать со школ ту работу, которая входит в функционал этих специалистов.

Председатель Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Бирюкова напомнила присутствующим об исследовании, которое по настоянию Центрального комитета Профсоюза было проведено министерством труда и социальной защиты еще в 2002 году. Тогда было рассчитано, что молодой учитель должен получать как минимум 8 тыс. руб., а учитель со стажем – как минимум 10 тыс. руб. «К сожалению, – констатировала Бирюкова, – прошло уже девять лет, а мы так и не приблизились к тому уровню…». Бирюкова выразила большую озабоченность тем, что зарплата в образовании по сравнению со средней зарплатой в экономике продолжает падать. Она сказала, что когда эта цифра достигает критического значения в 60 проц., то обстановка начинает накаляться, работники начинают говорить о необходимости протестных действий. Что в настоящее время и имеет место, поскольку в разных типах образовательных учреждений эта цифра уже меньше 60 проц. и кое-где – значительно…

В заключение общественных слушаний было принято решение подготовить обращение с конкретными предложениями в адрес руководства области. А председатель Воронежского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» Ольга Картавцева предложила направить обращение еще и в Москву, поскольку первопричиной скудного финансирования образовательной сферы являются утвержденные властями страны показатели неэффективного расходования бюджетных средств.

На том слушания завершились. Так парламент (вернее – его Малый зал) стал местом для дискуссий. На какое-то время…

Людмила Тореева.



Предложения органам власти Воронежской области по итогам слушаний 25 февраля 2011 года в комиссии Общественной палаты Воронежской области по теме «Жизнедеятельность современного учителя и стимулирование труда работников образования (в свете реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»):

В целях принятия своевременных управленческих решений по обеспечению дальнейшей эффективности деятельности системы образования, созданию материальных и морально-психологических условий и стимулов для работников образования в подготовке реализации образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), образовательной инициативы «Наша новая школа» предлагаем:

1. Направить результаты социологического исследования «Профессиональный портрет воронежского учительства» руководителям органов власти Воронежской области (материалы прилагаются).

2. Органам власти Воронежской области совместно с органами власти других регионов просить президента РФ, правительство РФ:

– пересмотреть показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в т.ч. показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов (Указ президента РФ от 28 апреля 2008 г . № 607 и распоряжение правительства РФ от 11 сентября 2008 г . № 1313-р), т. к. следование этим критериям привело к резкому сокращению, во многих случаях увольнению педагогических работников (вожатых, психологов, методистов, педагогов дополнительного образования) из большинства учреждений, а без них невозможна реализация стандартов нового поколения;

– ввести единый норматив на финансирование госзадания по РФ (с незначительными коэффициентами районирования: северные, сельские), поскольку деятельность педагога, работа обучающегося однотипна и равна на всей территории РФ, и, соответственно, должна оплачиваться одинаково; число видов деятельности педагога сегодня резко возросло;

– ввести наравне с субвенцией (госзаказом) нормативное финансирование, при котором не менее 30% финансовых средств учреждение получает по смете (переподготовка и аттестация кадров, оплата труда необходимых непрофильных работников и служб – психологическая, методическая, информационная, по электронному обслуживанию, мониторинговая и т.д.) независимо от количества обучающихся. Только тогда можно будет обеспечить качественное выполнение госзадания образовательными организациями и потребность государства в образовании и воспитании гражданина России;

– закрепить в ФГОС норму минимальной и максимальной наполняемости в группе и классе (сегодня происходит рост численности в них, возрастает интенсивность труда педагогов, сложнее осуществлять индивидуальный подход, снижается качество образования).

Органам власти Воронежской области предлагается:

– повысить региональный расчетный подушевой норматив финансирования образовательных учреждений на 25-30%; использовать в качестве базовой расчетной единицы для норматива подушевого финансирования величину прожиточного минимума трудоспособного населения. Внести изменения в закон Воронежской области о бюджете, определив приоритетом при использовании резервного фонда сферу образования. Прецедент подобного решения уже создан в ряде областей Центрального Черноземья, в частности, в Тамбовской области;

– провести индексацию заработной платы работников образовательных учреждений в соответствии с уровнем инфляции, так как последняя была проведена 1 февраля 2008 года;

– перевести с 1 сентября 2011 года всех учителей, зарплата которых рассчитывается по методике, введенной с 1 сентября 2007 года, на оклады в соответствии с профессиональными квалификационными группами должностей педагогических работников (приказ Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216н);

– увеличить количество грантов лучшим педагогам Воронежской области, внедряющим новые образовательные стандарты;

– работа (затраты) педагогических кадров по созданию условий реализации ФГОС

(с 1 сентября 2011г. по начальному образованию, 1-4 классы, с 1 сентября 2013 г . по основному общему образованию, 5-9 классы), образовательной инициативы «Наша новая школа» не учтена при разработке норматива финансирования образовательных учреждений, закрепленного в бюджете Воронежской области на 2011-2013 гг. Данный норматив (без учета инфляционного коэффициента) практически остался на уровне 2006 г ., что привело в условиях отсутствия фонда гарантии с 1.01.2010 г. (завершение КПМО), повышения минимальной зарплаты до 4330 руб., к нарастающей интенсивности труда педагогов (увеличение числа учащихся в классах, количества занятий, дополнительных работ, связанных с внедрением в учебно-воспитательный процесс информационных, проектных и иных технологий) и крайне низкому окладу (базовая часть зарплаты (оклад)) педагога в образовательных учреждениях с численностью учащихся ниже 400 чел. меньше оклада представителя технического персонала, что является нарушением ст. 129 ТК РФ, Приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г . № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Это вынуждает руководителей производить доплаты из стимулирующего фонда (нецелевое использование ФОТ), снижающемуся уровню фактической заработной платы (от почти 90% средней зарплаты в 2009 г . по области до75% в 2010г., 60% в январе – феврале 2011 г .), отсутствию стимулирующих выплат, что приводит к росту социальной напряженности, апатии, снижению активности в УВП;

– введение обязательной аттестации педагогических кадров с 2011 г ., новые требования к руководителям образовательных учреждений по наличию квалификации «менеджер в образовании» резко увеличили спрос на курсовую переподготовку и повышение квалификации, и привело к нехватке бюджетных средств. Как результат – часть педагогов и руководителей оплачивают курсовую переподготовку из семейного бюджета (факт нарушения прав педагогов);

– считаем целесообразным финансировать школьные бухгалтерии из муниципальных средств, поскольку их содержание осуществляется из средств, предусмотренных на стандарт образования;

– в связи с принятием «Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (приказ МО РФ от 28.12.2010 г. № 2106) многие учреждения области не смогут пройти процедуру лицензирования из-за отсутствия ряда материально-технических, кадровых условий и могут быть закрыты.

Для успешной реализации ФГОС и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» необходимы:

– технологические условия (прежде всего новые печатные и электронные, информационно-методические образовательные ресурсы и пособия и для учащихся, и для педагогов по всем учебным предметам, обеспечивающие индивидуализацию учебно-воспитательного процесса);

– материально-технические: реконструкция помещений для проектной, исследовательской, культурно-массовой работы, библиотек, объектов физкультурно-оздоровительного назначения, оснащение оборудованием, расходными материалами;

– финансовые (бюджет, обеспечивающий реализацию образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС с учетом направленности особенностей программ, форм обучения, а также затрат рабочего времени педагогических работников на аудиторную и внеурочную деятельность, подготовку к ним, повышение квалификации);

– возвращение в учреждение и укрепление психолого-педагогической, методической служб;

– создание и поддержка деятельности саморегулируемых организаций и сетевых педагогических сообществ по обеспечению квалифицированных консультаций и помощи в повседневной профессиональной деятельности;

– введение конкурсной поддержки лучших саморегулируемых организаций и сетевых педагогических сообществ Воронежской области, оказывающих

организационно-методическую поддержку работникам образования в реализации ФГОС и НОИ «Наша новая школа».


Председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты Воронежской области, доктор политических наук, профессор А.В. Глухова.
Председатель Воронежского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» О.А. Картавцева.
Председатель Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Т.А. Бирюкова.



Ссылки по теме


Ресурсы по теме
- Vobkom.ru

На главную

Профсоюз






Портфель профлидера:
Оплата труда
Соглашения
Коллективный договор
Охрана труда

ВОБКОМ.РФ
Новостная лента Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ

Воронежский обком профсоюза образования добился повышения окладов работникам образовательной сферы области

Фотоновости.
Обком - фотографирует,
Vobkom.ru - публикует


Публичный отчет Воронежской областной организации Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации за 2022 год (формат-Word, 210 Kb)

Публичный отчет Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ за 2015-2019 годы
(формат - PDF, 5,1 МБ)


Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовил информационные бюллетени

Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ разослал профлидерам информационные листки
 
Образование
Программа воспитания Борисоглебского техникума промышленных и информационных технологий победила на всероссийском конкурсе

«Сил уже никаких нет!» – на круглом столе председателей профсоюзных организаций много говорили о перегруженности педагогических работников

Воронежские вузы активно помогают участникам специальной военной операции
 
Регион
Воронежская обладминистрация утвердила величину прожиточного минимума


Все
о коллективном
договоре
Совместительство, совмещение, увеличение объема работы... Ежегодные основные удлиненные и дополнительные отпуска Сокращение численности или штата работников организации Работа
уполномоченного
по охране труда
© 2007-2024 «Vobkom.ru», информационно-аналитический сайт. E-mail: vobkom@yandex.ru
Воронежская областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ. Газета «Профсоюзный щит» (рег. № В 1754).
При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Vobkom.ru» обязательна.
Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Vobkom.ru» - http://www.vobkom.ru.
Карта сайта
Rambler's Top100