9 февраля 2012 года |
Созидая будущее |
В Воронеже прошел областной форум молодых учителей |
|
|
|
|
|
|
|
Форум молодых педагогов Воронежской области «Молодой учитель – «Новой школе России» (9 февраля 2012 года):
выступает Ю.В. Горбанев, в президиуме: О.А. Картавцева, Т.А. Бирюкова, М.С. Мовшина, И.В. Транькова (верхнее фото);
О.Н. Мухина (среднее фото);
Н.А. Трубникова (нижнее фото).
Фото: Людмилы Тореевой. |
Какие проблемы сегодня больше всего волнуют начинающих педагогов? Что бы это выяснить в Воронеже 9 февраля провели форум молодых педагогов области «Молодой учитель – «Новой школе России». Организаторами мероприятия (оно прошло на базе гимназии имени Андрея Платонова) выступили департамент образования, науки и молодежной политики нашей области, Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ и региональное отделение общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание». Все 150 молодых учителей, принявших участие в форуме, получили в подарок книгу обкома профсоюза «Учитель в моей жизни» с пожеланием председателя обкома профсоюза Тамары Бирюковой: «Пусть по прошествии многих лет и о вас ваши выпускники напишут, что был в моей жизни такой учитель, на которого я равняюсь…».
Учитель - учителю
О проблемах заговорили, можно сказать, «с порога» – на дискуссионных площадках, которыми открылся форум. Низкая заработная плата, невозможность приобрести собственное жилье, трудности в воспитании современных детей… В «глобальном» плане из «новенького» почти ничего, не считая, разве что жалоб на отсутствие института наставничества…
Но вот что примечательно: ничуть не в меньшей мере, чем проблемы, молодежь интересовали вопросы профессионального роста. И в этом смысле большую методическую помощь начинающим учителям оказали открытые уроки по русскому языку и литературе, немецкому языку, информатике, географии, изобразительному искусству, проведенные победителями конкурса «Учитель года Воронежской области» разных лет. Надо было видеть с какими сияющими глазами выходили молодые педагоги из классов после этих уроков!
И когда участники форума собрались в актовом зале на итоговое пленарное заседание, то вышедшая на сцену учитель физики и математики Бороздиновской средней школы Новохоперского района Ольга Мухина свое выступление посвятила опять же не проблемам, а изложению собственных размышлений над обликом учителя в новой школе России.
«Часто учителя сравнивают с актером, или с человеком, который умеет все. Да, я умею рисовать, печь пироги, работать на компьютере, красить стены. Но это ли делает меня учителем? Думаю, что нет… Новый учитель, – лирично рассуждал обворожительный физик, – пытается создать вокруг себя новое пространство, которое удобно и ему, и детям. Для этого необходимо тесное сотрудничество с родителями, коллегами, учениками и всеми заинтересованными людьми. Только вместе можно создать совместное будущее, и только тогда оно станет новым, когда мы посмотрим на окружающее нас обновленным взглядом.
Только тот, кто сам желает и способен познавать новое, способен дарить новое другим, иначе всякое знание теряет для него свою новизну и становится холодным и бессердечным. Ни на одних часах стрелки не указывают, как жить. Мы должны сами это решать…».
Ольга Николаевна перечислила восемь принципов, которым, по ее убеждению, непременно должен следовать новый учитель, чтобы стать успешным: «Первое – верить в себя: как вы мыслите, так вам и будет. Второе – не жалейте себя: если вы что-то решили, нужно идти до конца ответственно и упорно. Третье – проявляйте силу воли: я смогу, я сделаю, я добьюсь. Четвертое – держите себя в форме: здоровье – это не состояние тела, а состояние души. Пятое – не затягивайте дело: если не сейчас, то когда же? Шестое – контролируйте себя: самоконтроль помогает лучше понять других. Седьмое – управляйте собственным временем: того, кто опаздывает, наказывает жизнь. Восьмое – вознаграждайте себя: сделай, добейся и достигнешь успеха».
Кстати, как выяснилось, на протяжении текущего и последующих трех учебных лет Мухина будет работать по индивидуальной модели инновационной деятельности молодого учителя по организации образовательно-воспитательного процесса, которую сформировала на протяжении прошлого учебного года – первого в ее педагогической практике. Такой подход обусловлен тем, что Ольга Мухина – не просто начинающий учитель, а учитель, которому, по ее словам «посчастливилось участвовать в проекте «Привлечение перспективных учеников высших учебных заведений для работы в государственных учреждениях субъектов РФ» в рамках программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (напомним, что по этой программе деятельность начинающих учителей стимулируется «подъемными» из федерального бюджета в размере 500 тыс. руб.– авт.).
Путь к жилищу
О том, каким образом стимулируется работа молодых учителей в Кантемировском районе, на пленарном заседании рассказал руководитель отдела по образованию райадминистрации Юрий Горбанев: это обеспечение полной часовой недельной нагрузки, осуществление выплат в размере от 20 до 30 проц. к ставке заработной платы, привлечение к участию в различных конкурсах, включение в состав экскурсионных групп для поездок по историческим и культурным местам Воронежской области, России и стран дальнего зарубежья, решение жилищной проблемы в рамках федеральных целевых программ «Социальное развитие села до 2013 года», «Жилище на 2011 – 2015 годы», «Жилье для молодых педагогов». Все эти меры, по словам Горбанева, способствуют регулярному омоложению педагогических кадров. При том, что общая численность педагогов в районе 422 человека, ежегодно в систему образования приходит 5-7 молодых специалистов. Всего за последние 12 лет в школы было принято 108 молодых специалистов.
Заместитель руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Марина Мовшина и председатель Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Бирюкова в своих выступлениях подробно остановились на стартующей в области программе «Ипотека для молодых педагогов». Она предполагает погашение за счет средств областного и федерального бюджетов первого взноса в размере 20 проц., и кредитование оставшейся суммы под 8,5 проц. годовых. Кроме того, Марина Станиславовна сообщила: при распределении между муниципалитетами тех 1, 2 млрд. руб. федеральных средств, что поступят в 2012 году в наш регион на модернизацию материально-технической базы сферы образования, департамент перед районными органами управления образованием будет ставить задачу по приобретению каждому молодому специалисту по ноутбуку с необходимым программным обеспечением, в том числе учитывающим и специфику преподаваемого им предмета. А Тамара Андреевна рассказала о наиболее значительных победах возглавляемой ею организации за последние годы, способствующих улучшению финансово-экономического положения учителей области, и тех задачах, которые профсоюз ставит перед собою сегодня.
Проректор Воронежского государственного педагогического университета Галина Иванова заявила: форум натолкнул ее на идею создания на Интернет-сайте вуза странички, куда молодые учителя смогут оперативно направлять волнующие их вопросы и не менее оперативно получать ответы квалифицированных специалистов: педагогов, психологов… «Мы сделали огромное количество выводов, поняли, что крайне мало уделяли внимания нашим выпускникам, вышедшим из стен университета и оказавшимся один на один с проблемами. Тем более, что в решении некоторых из них мы могли бы оказать содействие. И если, запустив наш Интернет-проект, мы увидим, что общения в таком формате все-таки недостаточно, мы готовы организовывать дискуссионные площадки, подобные сегодняшним, но уже в педуниверситете».
На дискуссионных площадках форума побывали и депутаты: заместитель председателя обл. Думы Ирина Транькова и заместитель председателя думского комитета по труду и социальной защите населения Оксана Хоронжук. Позже, на пленарном заседании Транькова призвала педагогическую молодежь к большей активности в постановке проблем и попытках их решения. По ее мнению, сегодня в России дефицит людей с активной жизненной позицией. «Демократия большого государства начинается с демократии «малых пространств». А образовательная среда является ее источником», – констатировала Ирина Вениаминовна.
По окончании форума была принята резолюция, в которой говорилось о необходимости регулярности проведения подобных мероприятий, создании и активизации районных и городских Советов молодых педагогов, включении в отраслевое соглашение между департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области и Воронежским обкомом профсоюза работников народного образования и науки РФ раздела, посвященного молодежи и положения «О наставничестве».
Крутись на все… двести
Делясь с «Профсоюзным щитом» впечатлениями от форума, учитель физкультуры средней школы № 20 Воронежа Роман Петров, приступивший к работе в этом учебном году, сказал, что ему было интересно все: и обсуждение с молодыми коллегами проблем и позитивных моментов, и советы опытных педагогов, их открытые уроки. Из проблем, которые его волнуют больше всего, педагог выделил проблему негативного влияния средств массовой информации на неокрепшие детские умы: «Приходится исправлять навязанные СМИ стереотипы, учить школьников взаимопониманию, взаимоуважению, каким-то другим важным вещам, в духе которых я был воспитан сам». Другая проблема – низкая заработная плата. Начинающий учитель окончил Воронежский государственный педагогический университет с красным дипломом, благодаря чему имеет 25-процентную доплату к ставке заработной платы. Его недельная нагрузка чуть ли не вдвое превышает норму (18 часов) и составляет 30 часов. Кроме того, Роман Сергеевич ведет кружок. Это еще 5 часов. Однако, зарплата у Петрова всего 11 тыс. руб. в месяц. «Денег хватает, потому что есть квартира, и пока нет семьи. В противном случае существовать было бы очень тяжело», – заметил учитель.
У учителя английского языка из Осетровской основной школы Верхнемамонского района Натальи Трубниковой, имеющей пятилетний стаж и работающей на 1,5 ставки, заработная плата тоже мизерная – всего 10 тыс. руб. в месяц. «Кручусь, как могу, – рассказала Наталья Анатольевна, чтобы заработать побольше. Веду не только английский язык, но и технологию. Но денег все равно не хватает. И эта проблема не только у молодых, но и у учителей с приличным стажем. Я считаю, что учительский труд оплачивается не так, как должен был бы». А больше всего на форуме Наталью Трубникову заинтересовала информация об ипотеке для молодых педагогов: « Для меня это очень актуальная тема, потому что есть семья, ребенок, но нет своего жилья. Будем стараться вступить в программу».
Людмила Тореева.
Ссылки по теме
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |