Апрель 2007 года
Информационно-аналитические материалы результатов социологического опроса
в апреле 2007 года воронежских учителей
1. Семейное положение
2. Профессиональная деятельность: занятость и семейный бюджет
3. Оценка материального положения
4. Негативные факторы профессиональной деятельности и самочувствие учителей
5. Социальные настроения
6. Оценка деятельности воронежской областной организации профсоюза
В апреле 2007 года Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ провел опрос 1487 учителей г. Воронежа и области с целью изучения их социально-экономического положения, негативных факторов, оказывающих значимое влияние на профессиональную деятельность. Кроме того, опрос позволил получить оценку деятельности Воронежской областной организации.
Опрос проводился в школах, лицеях, гимназиях, школах с углубленным изучением отдельных предметов в 31 районе Воронежской области, в том числе города Воронежа.
Для оценки тенденций социально-экономического положения, различных факторов профессиональной деятельности учителей, а также деятельности Воронежской областной профсоюзной организации, данные настоящего исследования по некоторым показателям сравнивались с аналогичными данными исследования 2004 года, в котором приняли участие 1165 человек..
1. Семейное положение
Всего в опросе приняло участие представителей общеобразовательных школ 81%, лицеев – 5%, гимназий – 2% и школ с углубленным изучением отдельных предметов – 10%, Около 2% - это педагоги учреждений дополнительного образования, детских спортивных школ, интернатов.
Учителей женщин было 88%, мужчин – 12%.
Распределение по возрастным группам было следующим: до 30 лет - 10%, 30-35 лет – 17%, 35-40 лет – 22%, 40-50 лет – 29%, старше 50 лет – 22%.
По составу семьи участники исследования распределились следующим образом: не замужем (холостяки) – 14%, замужем (женатые) – 74% , в разводе – 12% .
Почти в каждой четвёртой семье опрошенных учителей нет детей (23%). Почти в каждой второй семье (42%) – один ребенок, в каждой четвертой (25%) – двое детей. 3% учителей имеет три и более детей. Обращает на себя внимание тот факт, что 20% полных семей (жена и муж) не имеют детей.
2. Профессиональная деятельность: занятость и семейный бюджет
Для получения полной картины профессиональной занятости воронежских учителей им было предложено выбрать один ответ из шести вопросов анкеты о месте работы и величине нагрузки. Результаты опроса даны в таблице № 1.
Таблица № 1
ВЫ РАБОТАЕТЕ |
% |
Только в одном месте на одну ставку. |
43 |
Только в одном месте более чем на одну ставку. |
36 |
Только в одном месте с оплатой менее одной ставки. |
12 |
В нескольких местах и только в образовательной сфере. |
7 |
В нескольких местах, но не только в образовательной сфере. |
2 |
Чуть менее половины опрошенных (43%) имеют учебную нагрузку в размере одной ставки, более чем на ставку работают 36% учителей и лишь каждый десятый учитель (12%) – менее одной ставки. Наименьшая часть опрошенных (9%) работает в нескольких местах. Из них только 2% имеют подработку в других , кроме образования, сферах. Низкий процент работающих «на стороне» может свидетельствовать о склонности учителей заниматься именно педагогической деятельностью и о большой его занятости в период рабочего времени.
Любая профессиональная деятельность вознаграждается определенным заработком. Каков он у воронежский учителей? Это видно из приведенной ниже диаграммы № 1.
Диаграмма № 1
61 % опрошенных получают до 4000 рублей. Надо заметить, что среди них 4% получают заработную плату до 2000 рублей. 37% учителей получают более 5000 рублей. Это те педагоги, которые работают более, чем на одну ставку, (36%) из числа опрошенных.
Принимая во внимание чистосердечную оценку учителями своего заработка, можно с достаточным уровнем вероятности полагать, что указанная величина заработной платы гораздо ближе к реальной, чем усредненная, полученная из статуправления области.
По их данным средняя заработная плата работников образования в 1 квартале 2007 года составила 5645 рублей.
Если принять во внимание величину прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения в нашей области 3254 рубля, то видно, что 24% учителей получают заработную плату менее величины прожиточного минимума, а 39% педагогов чуть больше этой цифры.
Главный вывод - это крайне низкий уровень заработной платы воронежского учителя: более половины учителей, работая на ставку, получают в месяц лишь 3500 рублей.
3. Оценка материального положения
У 65% семей воронежских учителей совокупный доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума в 1 квартале 2007 года. Еще у 25% семей совокупный доход на одного члена семьи близок к величине прожиточного минимума или чуть превышает его. Таким образом, можно сказать, что лишь в каждой десятой учительской семье исследуемой выборки совокупный доход на одного члена семьи превышает величину прожиточного минимума (диаграмма №2).
Диаграмма № 2
Рассмотренные данные о совокупном доходе показывают, что не только средняя заработная плата, но и все доходы учителя характеризуют его как работника низкооплачиваемой категории. У учителя нет «крепкого» финансового тыла. Даже если есть работающий супруг или взрослые дети, их заработки не вносят существенных изменений в материальную обеспеченность семьи учителя.
Рассмотренные показатели совокупного дохода на одного члена семьи целесообразно дополнить субъективными оценками респондентов материального положения их семей. Именно эти оценки позволяют определить место учителя в социальной стратификации в обществе.
Около половины семей воронежских учителей (48%) еле сводят концы с концами, позволяя себе лишь нормальное питание и приобретение только самой необходимой одежды, а почти каждая шестая (18%) не может себе позволить даже нормальное питание.
Примерно в каждой третьей учительской семье (31%) хватает средств на нормальное питание и изредка на покупку модной одежды, но приобрести мебель или новую бытовую технику они могут только в случае крайней необходимости. Нормальную оценку своего благосостояния дали только 3% учителей и лишь 2 человека (0,1%) могут позволить ни в чем себе не отказывать.
Интересно сравнить полученные результаты с исследованиями 2004 года (диаграмма № 3).
Диаграмма № 3
|
Условные обозначения к диаграмме № 3:
1. Часто не хватает на самое необходимое, даже на нормальное питание
2. Удаётся сводить концы с концами, нормально питаемся, приобретаем только самую необходимую одежду. Но даже ремонт бытовой техники ставит нас в достаточно затруднительное положение.
3. Живём неплохо, нормально питаемся, покупаем кое-что из модной одежды, но приобретение новой бытовой техники, мебели можем себе позволить только в случае острой необходимости (поломка холодильника и т.д.).
4. Живём обеспеченно, удаётся не только хорошо питаться и модно одеваться, но и приобретать понравившуюся бытовую технику, другие товары длительного пользования, делать денежные накопления на приобретение недвижимости, особо дорогих товаров (автомобиля и т.д.).
5. Ни в чём себе не отказываем, ни в еде, ни в одежде, ни в приобретении дорогостоящей недвижимости и бытовой техники. Отпуск проводим, как правило, за границей. Имеем значительные средства, размещённые в Сбербанке и вложенные в ценные бумаги.
За три года, разделяющих два исследования, к сожалению, не привели к радикальным изменениям в социально-материальном положении воронежского учителя. Радует, что почти в 2 раза уменьшилось число педагогов, которым часто не хватает на самое необходимое. Но в целом положение воронежского учителя мало изменилось за три года.
Чтобы улучшить свое материальное положение учитель пытается найти дополнительные заработки. Однако 15% учителей отказывается от дополнительных заработков по той причине, что все свободное время тратят на заботу о семье. 16% учителей не хочет иметь повышенную психологическую и физическую нагрузку, обусловленную дополнительной работой. Столько же учителей (16%) не могут найти дополнительную работу с уровнем оплаты, соответствующей уровню их квалификации. Примерно одинаковое количество учителей отказываются от дополнительного заработка по причине слишком большой школьной нагрузки (23%) или из-за боязни некачественного выполнения основной работы (23%), поскольку дополнительная работа уже не позволит уделять должного внимания основной работе. Лишь 9% учителей считают достаточно благополучным материальное положение семьи, поэтому отказываются от дополнительного заработка (диаграмма № 4).
Диаграмма № 4
|
Условные обозначения к диаграмме № 4:
1. Дополнительные заработки крайне необходимы, но на них не остаётся ни сил, ни времени – слишком велика нагрузка.
2. Материальное положение моей семьи не блестяще, но я опасаюсь, что дополнительная работа помешает мне на должном уровне выполнять основную работу в школе.
3. Дополнительная работа – это значительная физическая и психологическая нагрузка, которые при моём здоровье (возрасте) не желательны
4. Не могу найти приработка с достойной оплатой, соответствующей уровню моей квалификации.
5. Всё свободное время приходится уделять семье (воспитание детей, забота о родителях и т.п.).
6. Моего заработка в школе вполне достаточно, нет необходимости искать дополнительную работу.
7. Материальное положение моей семьи считаю достаточно благополучным, поэтому нет особой нужды в дополнительных заработках.
4. Негативные факторы профессиональной деятельности и самочувствие учителей
Факторы, оказывающие негативное влияние на профессиональную деятельность учителей, распределились следующим образом (диаграмма № 5).
Диаграмма № 5
|
Условные обозначения к диаграмме № 5:
1. Уровень оплаты труда учителя
2. Отношение школьников к учёбе.
3. Общая атмосфера нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне.
4. Равнодушное отношение родителей к учёбе детей.
5. Состояние здоровья или возраст.
6. Большая педагогическая нагрузка.
7.Взаимоотношения с руководством школы.
8. Невозможность проявить свои творческие возможности.
9. Взаимоотношения с коллегами.
10. Недостаточный уровень личной профессиональной подготовки.
Как и следовало ожидать, на первом месте оказался фактор низкого уровня заработной платы. Этот показатель поставили на первое место более половины (67%) участников исследования. Вторым по уровню значимости фактором оказался – отношение к учебе самих учащихся (41%). Следующие два фактора, отмеченные почти каждым третьим респондентом, это общая атмосфера нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне (33%) и равнодушное отношение родителей к учебе детей (30%). Замыкает пятерку наиболее значимых негативных факторов состояние здоровья и возраст (11%).
Положительным в этой части исследования, на наш взгляд, является то, что проблему взаимоотношений с руководством школы отметили всего 4% учителей, а проблему взаимоотношений с коллегами еще меньше – лишь 2%.
Негативные факторы профессиональной деятельности в сочетании с проблемами профессиональной занятости и общего материального уровня семей учителей формируют у них в конце рабочей недели определенное самочувствие (таблица № 2).
Таблица № 2
ОЦЕНКА САМОЧУВСТВИЯ В КОНЦЕ РАБОЧЕЙ НЕДЕЛИ |
% |
Накапливается такая усталость, что за выходные дни, как правило, восстановить силы полностью не удаётся. |
46 |
К концу недели ощутимо устаю, но за выходные дни трудоспособность восстанавливается. |
43 |
За неделю накапливается определённая усталость, но я её особо не ощущаю. |
11 |
Около половины учителей (46%) за рабочую неделю устают настолько, что даже не могут полностью восстановить силы за выходные дни. Понятно, что такая функциональная усталость оказывает ощутимое влияние на здоровье учителей и качество преподавания.
Распределение основных причин, вызывающих усталость в конце рабочей недели показано в диаграмме № 6.
Диаграмма № 6
|
Условные обозначения к диаграмме №6:
1. Заботы по дому, семье.
2. Большая педагогическая нагрузка в школе.
3. Слабое здоровье или возраст.
4. Дополнительная нагрузка от подработки вне школы.
5. Дополнительная нагрузка от совместительства в школе.
6. Неумение организовать свою работу.
Основными причинами, вызывающими наибольшую усталость в конце рабочей недели, почти каждый третий учитель назвал заботы по дому и о семье (35%), 28% респондентов – большую педагогическую нагрузку в школе, слабое здоровье или возраст – 25%. Примерно каждый десятый (9%) устает от дополнительной нагрузки из-за совместительства в школе и почти столько же от подработки вне школы (10%).
5. Социальные настроения
Совокупность факторов профессиональной деятельности, материального положения и общая атмосфера жизни формируют у учителя определенное социальное настроение.
По мнению около половины участников исследования (47%), большинство воронежских учителей серьезно озабочены непростыми проблемами, но каждый пытается решать их своими силами. Каждый десятый педагог из числа опрошенных, испытывает озлобленность, повышенную раздражительность и недоверие ко всему и всем: кажется, что вот-вот кончится терпение и произойдет что-то непредвиденное, неуправляемое (12%). Чуть меньше количество участников исследования полагают, что большинство учителей находятся в состоянии растерянности, скептицизма и с какой-то безысходностью ждут новых испытаний (11%). 10% учителей считают, что внутренний протест и недовольство в учительской среде достигло значительного накала: ощущается готовность бороться за свои права, объединяться, организовываться для борьбы за свои интересы. В то же время почти столько же опрошенных считают, что большинство школьных педагогов подавляют свое недовольство, полагая, что «с властями не стоит связываться», так как последствия могут оказаться плачевными (9%). Такое же количество участников исследования (9 %) «плывут» по течению: особо не вникают в серьезные проблемы, реагируют на них с безразличием. Самая малочисленная группа респондентов (2%) считает, что большинство учителей в целом довольны своей жизнью, особо не ощущают серьезных жизненных проблем.
Сравним полученные данные с результатами исследования 2004 года (таблица № 3).
Таблица № 3
СОЦИАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ УЧИТЕЛЯ |
2004 |
2007 |
В целом, довольны своей жизнью, особо не ощущают серьёзных жизненных проблем. |
1% |
2% |
«Плывут» по течению: особо не вникают в серьёзные проблемы, реагируют на них с безразличием. |
7% |
9% |
Серьёзно озабочены непростыми проблемами, но каждый пытается решать их своими силами, как-то приспособиться, «выкрутиться». |
48% |
47% |
Находятся в состоянии растерянности, скептицизма и с какой-то безысходностью ждут новых испытаний. |
11% |
11% |
Испытывают озлобленность, повышенную раздражительность и недоверие ко всему и всем, кажется, что вот-вот кончится терпение и произойдёт что-то непредвиденное, неуправляемое. |
12% |
12% |
Внутренне протестуют, недовольство достигло значительного накала. В учительской среде ощущается готовность бороться за свои права, объединяться, организовываться в борьбе за свои интересы. |
11% |
10% |
Подавляют своё недовольство, считают, что с властями не стоит «связываться» - последствия могут оказаться плачевными. |
10% |
9% |
Мы видим, что значительных изменений в социальном настроении воронежских учителей за три года не произошло.
6. Оценка деятельности воронежской областной организации профсоюза
Среди участников настоящего исследования членов Профсоюза было 94%, не членов Профсоюза – 6%.
Почти половина респондентов(45%) – это рядовые члены Профсоюза, каждый 4-й – член профкома(27%). Наименьшим числом представлены члены профактива, председатели и заместители профорганизаций (16% и 12% соответственно). Преобладание в распределении по профсоюзным должностям респондентов, не входящих в руководство профорганизаций и профактив, дает основание считать, что наиболее статистически значимые данные настоящего исследования относятся именно к данной категории учителей.
Почти половина из общего числа опрошенных считает, что с учетом своих возможностей Воронежская областная организация Профсоюза делает немало полезного для воронежских учителей (48%). Почти каждый четвертый респондент полагает, что она проводит серьезную работу по защите прав учителей, отстаивает их интересы, оказывает разностороннюю помощь, пользуется авторитетом у учителей (23%). Несколько меньшее количество считает, что её работа проявляется от случая к случаю и реальная помощь воронежским учителям невелика (20%). Отрицательную оценку деятельности Воронежской областной организации Профсоюза дали 9% участников исследования.
Как изменилась оценка деятельности Профсоюза за последние три года
приведена в таблице № 4.
Таблица № 4
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФСОЮЗА |
2004
|
2007
|
Она проводит серьёзную работу по защите прав учителей, отстаивает их интересы, оказывает разностороннюю помощь, пользуется авторитетом у учителей. |
14% |
23% |
С учётом своих возможностей она делает немало полезного для учителя. |
38% |
48% |
Её работа проявляется от случая к случаю и реальная помощь учителям невелика |
29% |
20% |
Фактически не чувствуется, что есть такая организация |
19% |
9% |
В целом за прошедшие годы количество неудовлетворительных оценок уменьшилось в 2 раза с 19% до 9%. Количество высоких оценок выросло почти вдвое с 14% до 23%. Отсюда можно сделать вывод о результативности работы Воронежской областной организации Профсоюза за последние три года.е
Материалы подготовлены при участии председателей первичных, районных профсоюзных организаций города Воронежа и Воронежской области.
Ответственный за выпуск: Е.И. Попова, заместитель председателя Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ.
Ссылки по теме
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru
|