27 мая 2015 года |
Как реформы могут стать антиреформами |
В Нововоронеже скандально закрывают хорошую школу и уже расправлись с ее неугодным директором |
|
|
|
Директор Нововоронежской средней общеобразовательной школы №5
Галина Пегусова.
Фото: Людмилы Тореевой. |
В Воронежской области очередной скандал, связанный с уничтожением яркой, творческой школы, любимой учениками и их родителями. Не у дел остается и ее руководитель, директор Нововоронежской школы №5, известный не только своими инновациями, но и рачительным отношение к каждой бюджетной копеечке. К мнению родителей, учеников, учителей, профсоюза власти не прислушиваются. Что это? Бездарность конкретных управленцев? Или реформа образования по-нововоронежски? Вернее, антиреформа?
Один на один с бедами
В Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ пришло ходатайство из Нововоронежского горкома профсоюза с просьбой вмешаться в сложную, тревожную и очень спорную ситуацию, сложившуюся в городе атомщиков из-за обещанного слияния школ № 1 и № 5.
Из письма Нововоронежского горкома профсоюза: «В городе сложилась очень тревожная обстановка. Родители, обучающиеся и коллектив школы №5 категорически против такого решения вопроса. Направлены письма, под которыми подписались около 500 человек, в адрес губернатора области Гордеева А.В. и руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Мосолова О.Н. Объявление коллективу и родителям о принятии такого решения произошло до создания комиссии по данному вопросу и без анализа последствий объединения, что является нарушением прав ребенка. Данное объединение вызвано тем, что средств субвенции не хватает двум школам Нововоронежа из пяти: это школы №3 (270 обучающихся) и №5(477 обучающихся). Школу №3 администрация готова содержать за счет средств школ №4 и №2. А вот школу №5, несмотря на то, что она победитель областного конкурса «Школа – лидер образования» и за три последних года заработала социальными проектами 4,2 млн. руб. на оборудование и благоустройство, а также имеет творческий коллектив преподавателей и дает прочные знания, готовы объединить со школой №1… Администрация школы №5 предлагает позволить им «уместиться» в субвенцию, но школы не объединять. Из двух хороших школ мы получим одну «среднюю». Плюсов у объединения нет, а минусов огромное множество. Главный из них: это школы с совершенно разным менталитетом детей, родителей и учителей. Не достучавшись до городских чиновников, родители и учителя идут на крайние меры: 8 мая они проводят пикет на улицах города, протестуя против уничтожения своей школы, а 12 мая по их просьбе состоится чрезвычайное заседание городской Думы по этому вопросу. Убедительно просим встать на защиту школы №5 и не допустить ее уничтожения».
Сразу скажем, что заседание Нововоронежской гор. Думы, намеченное на 12 мая, перенесли на 14-е – пришлось и представителям обкома профсоюза переносить свою командировку.
Вообще тема слияния учебных заведений, увы, не новая. По сельским школам оптимизация прошлась раньше, до городов добралась теперь. Но если, закрывая сельские старенькие школки, ссылались на малое число детей и необходимость качественного образования, теперь рубят по-живому, разрушая школу изнутри, не считаясь ни с традициями, ни с создаваемым годами особым микроклиматом, ни с судьбами и желаниями детей, их родителей и педагогов. Кроме того, отстаивая сельскую школу, можно опереться на Закон об образовании – статью 22, пункт 12, который говорит о необходимости учета мнения сельских жителей при ликвидации и реорганизации сельской школы. Городские жители в данном случае остаются один на один со своими бедами, а судьба их детей, как и будущее школ, зависят исключительно от воли чиновников и оттого, насколько они прислушиваются к мнению горожан. Как сказали жители Нововоронежа, вместе с которыми мы побывали и в местной гор. Думе и в администрации города, власть их услышать не хочет! Мало того, через это соединение она еще и далеко не самым достойным образом пытается расправиться с неугодным директором школы № 5 Галиной Пегусовой.
Неудобный человек для чиновников
Вся серьезность ситуации стала понятна, когда, узнав об отмененном во второй раз заседании гор. Думы, собравшиеся здесь родители расходиться не захотели, а поднялись в приемную. Председатель оказался болен, поэтому вопросы и претензии примерно пятидесяти нововоронежцев выслушал его первый заместитель Александр Толубаев. После почти часовой беседы Александр Владимирович всем посочувствовал: «Обстановка накалена, я это понимаю. И я поддерживаю вас, но бороться надо в правовом поле». Свою дальнейшую поддержку он тоже пообещал, а заодно выразил удивление, что никаких комиссий по решению проблемы объединения школ до сих пор не проводилось.
Народу к тому времени стало больше, и всеми было решено пойти в мэрию для встречи с главными реформаторами – главой администрации Нововоронежа Сергеем Честикиным и его заместителем по социальной политике, одновременно исполняющим обязанности руководителя отдела по образованию и молодежной политике Николаем Волохиным. Интересная деталь: и глава администрации, и его зам по первому образованию учителя истории, оба работали завучами. Другими словами, о том, что такое школа, на чем она держится и чем дышит, оба должны знать не понаслышке, ну, или хотя бы помнить.
Когда шли в горадминистрацию, одна из женщин изъявила желание поговорить с корреспондентом «Профсоюзного щита». Оказалось, в августе прошлого года ее семья переехала в Нововоронеж из Донецкой области. «Мы – сообщила Юлия Руденко, – с дочкой весь город обошли, были во всех школах, ходили, смотрели, общались с учителями, а в пятой школе даже с директором. И дочь сама сказала, что хочет учиться именно здесь. И сегодня я вижу, что все стрессы, вся боль от военных дней остались в прошлом – настолько хорошая, добрая атмосфера в нашей школе! Дочка говорит, что ей здесь очень нравится, классный руководитель замечательный, отношения с учителями, с одноклассниками – все хорошо, даже не хочет отсюда уезжать, хотя по дому всегда очень скучает!..».
Но после общения с Честикиным и Волохиным стало вполне очевидно, что никто из руководителей пятую школу защищать не хочет. Хотя во время встречи с ними взволнованные горожане не только заполнили весь конференц-зал, стульев не хватило, стояли вдоль стен, но и столпились под окнами на улице, пытаясь услышать хоть какую-то обнадеживающую информацию. А незадолго до этого Сергея Честикина приглашали в школу, и, когда он пришел, слушали 40 минут. Но как только начали задавать неудобные вопросы, чиновник заторопился, сославшись на срочные дела и нехватку времени. Поэтому в этот день люди пришли высказать свой протест против закрытия школы:
– Мы пришли, чтобы сказать: мы против слияния школ! И чтобы вы это услышали! Почему вы не хотите нас услышать?..
Глава горадминистрации отвечал, что слушать готов, только это вряд ли поможет делу, потому что все уже решили. Ведь школе не хватает больше двух миллионов, поэтому надо ее присоединить, сократив директора и двух ее заместителей, а заодно и еще семь ставок педагогов. Вот такая экономия. Родители, а среди них есть и экономисты, и юристы, против, говорят, что экономия на самом деле составит не два миллиона, а всего лишь 300 тыс. руб. в год (эту цифру назвали экономисты отдела образования). И ради этого надо закрывать школу, ломать судьбы полутысячи детей, будоражить их родителей, бабушек и дедушек?! Тем более что на следующий год уже набрали 80 первоклашек – три класса, это больше, чем в школе № 1 или в школе № 3. Почему надо закрывать такую популярную и авторитетную школу?! Потому что они вместе с первой школой образуют одно здание, разделенное переходом? Но так уже 25 лет, и всех это устраивало. Школа № 1 – четырехэтажное здание, фасадом выходящее на улицу Ленина. За ним два трехэтажных корпуса школы № 5. Все три здания соединены переходами, первый из них – тот, который соединяет школы, закрыт. Второй, находящийся внутри школы № 5, действующий. Власти хотят всех соединить и сделать три блока – для «началки», среднего звена и старшеклассников. В принципе, идея могла бы быть хорошей, если бы ее воплощали по-другому, не ломая через колено и не кромсая по-живому. От директора Галины Пегусовой уже хотели избавиться в 2013 году, объявляли ей выговоры, которые потом, после вмешательства обкома профсоюза, отменяли. Но раз нет школы – нет и директора, с которой все время какие-то проблемы: то отремонтирует не одну туалетную комнату, как это предписано по смете, а две. То заставит крышу по новой перекрывать, потому что рабочие старый слой снять «забыли», соответственно сэкономив по деньгам, то вдруг «три манжетки на одной трубе ее не устраивают»…
- Вот потому-то, – говорят родители, – и хотят от нее избавиться. Она неугодный, неудобный для чиновников человек. Но дело свое отлично знает. И дети ее любят! И мы тоже! Разве не это главное?..
Семейная школа
Рассказывает Людмила Савченко, заместитель председателя родительского комитета школы № 5:
- Я могла бы учить своего ребенка и в школе № 1. Руковожу предприятием, а «статусных» родителей в школе №1 больше. Школа № 5 – для простых семей, в ней много и людей с очень средним достатком, и малообеспеченных, но есть и у нас руководители, судьи, прокуроры даже, правда, таких немного. Наша школа № 5 основана заслуженным учителем Российской Федерации Юрием Тимофеевичем Лобановым, это уникальный коллектив, мы, родители называем нашу школу семейной, потому что в ней важна личность каждого ребенка! Первая школа более направлена на получение знаний, она более академична, хотя и в пятой школе знания ничем не хуже! То есть и у родителей, и у детей есть выбор. Я сама училась в школе № 1, но свою дочь отдала в школу № 5. И таких родителей, как я, много, они отдали сюда своих детей ради того, чтобы ребенок обучался в семейной теплоте!
Мы сами себе зарабатываем на грантах и обращаемся к спонсорам. Во многом благодаря сегодняшнему директору школы Галине Андреевне Пегусовой мы не выглядим хуже других школ, наоборот, с каждым годом все лучше, особенно рывок сделан за последние три года. Да, фасад школы требует ремонта, но это забота администрации. А оснащенность кабинетов оборудованием, новой техникой – все это заслуга нашего коллектива, и наше оборудование самое современное, новое. А ведь сами все это зарабатывали и приобретали, это выстрадано каждым учителем, а теперь оказывается, что это никому не нужно, не важно, ни учителя наши не нужны, ни традиции...
Насчет нужности. Коллективом школы № 5 были разработаны 4 (!) варианта оптимизации расходов с одновременным сохранением пятой школы. А в администрации говорят, что ничего такого не получали и не читали, хотя учителя возмущаются: «Мы вам все передавали!».
Родители тоже выступили со своими предложениями. После того, как им объяснили, что первой школе места не хватает, она «задыхается» от недостатка площадей (в школе около 570 учащихся), они задались вопросом: «Почему бы не переселить школу № 1 в школу №3?». Если не всю, то частично. Ведь школа № 3 – полупустая, всего 270 учеников. Однако, по словам родителей, «Честикин нам сказал, что это проблему не решает, и школу № 3 мы будем содержать в том же положении». Получается, на это средства есть, точнее, город готов найти на это средства, а на содержание школы № 5 не хочет находить?
С чего начинается коррупция
После отмененного заседания гор. Думы на встречу в мэрию родители пришли не с пустыми руками, а с хорошо изученным накануне документом – обоснованием необходимости реорганизации школы № 5, подготовленным Николаем Волохиным. Учитывая его основную должность заместителя главы администрации, статус данного документа достаточно высокий. Только родители назвали его отпиской, к тому же, мягко говоря, не самой правдивой, а местами двусмысленной и некомпетентной. Чего стоит, например, пункт 3.4, где говорится о том, как анализировались возможности объединения школы № 3 с другими школами. «В силу расположенности школы № 3 в старой части города увеличивалось передвижение детей и учителей из возможного филиала в основную школу, что не соответствует требованиям безопасности и, в любом случае, анализ показывает, через год-два мы должны были бы ее закрыть. При присоединении пятой школы к первой средняя школа № 3 сохраняется, что важно для жителей, проживающих в старой части города». Вот такое обоснование, такой ответ на вопрос, почему нельзя трогать третью школу, которая, кстати, расположена через улицу от школ № 1 и № 5. Получается, что если ее делать филиалом, добавив в нее детей из первой, которой не хватает помещений, то школу № 3 придется закрывать. А если ее оставить как есть, никого не добавляя, то она сохраняется. Абсурд? Да, если исходить из нехватки помещений для школы № 1. Но если помнить о том, что главной целью является сокращение расходов на образование, тогда логика понятна: при объединении школ № 1 и № 3 ученики из третьей стали бы ходить в первую, а не наоборот, и в школе № 3 фактически стало бы еще меньше детей, чем сейчас, и ее действительно пришлось бы закрыть. Если ее не трогать, она сохранится до лучших времен, которые, по замыслу «оптимизаторов», наступят довольно скоро…
Учеников объединенной школы, в которую, как планируется, войдут первая и пятая, пока трогать не будут. Весь следующий учебный год никто никого никуда переводить не будет, вся тысяча с лишним детей продолжит учебу на своих местах. В этом Волохин неоднократно заверял родителей во время встречи в городской администрации. А что будет через год, об этом пока говорить рано. Вполне возможно, считают родители, что некоторых настоятельно попросят перейти в школу № 3, чтобы она не пустовала. Или сделают минимальное число классов в старшей параллели, или в начальной школе – чтобы ограничить число учащихся, а остальных направить в третью школу. Учителя говорят, что формирование 10-х классов в этом году именно с этой целью будет проводить лично Николай Константинович, а запись первоклассников на 2016 год для всех пяти школ ведет отдел образования. Представляете, какой может быть конкуренция, да еще с учетом статуса родителей? Никакие дополнительные экзамены не помогут, зато, по словам тех же мам и пап, возможности для коррупции неимоверно расширятся!
Родители недовольны таким обоснованием еще и потому, что некоторые пункты показались им чисто провокационными. Например, 4.1 и 4.2, где говорится, что всем учащимся объединенной школы обеспечивается продолжение получения образования и завершение обучения. Выходит, если не согласятся на объединение, то дети не смогут закончить школу и завершить образование?
А как же быть с грантом, который выиграла школа № 5 в областном конкурсе «Школа – лидер образования»? В этом году надо отчитываться о выполнении программы, с которой пятая побеждала на конкурсе. Кто и как будет отчитываться? Ведь первая школа в конкурсе не участвовала. Выходит, деньги придется вернуть в областной бюджет?
Но только ли в деньгах дело? С каких пор Нововоронежу стали не нужны школьные директора, умеющие создать интересную, творческую, любимую детьми и родителями, школу? Все помнят, как насильно вводили подушевое финансирование, и сколько копий было вокруг него поломано. А главным положительным и таким привлекательным моментом казалась возможность конкуренции между школами: в лучшие пойдет больше учеников, а за ними и денег, а худшие сами собой закроются. Выходит, на деле все по-другому, и лучшие никому не нужны? В чем тогда смысл реформ?
Постскриптум. В середине дня 26 мая, когда верстался этот номер, в редакции «Профсоюзного щита» побывали родители учеников Нововоронежской школы № 5. Они сообщили, что возвращаются с приема у руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олега Мосолова, который, в ответ на их рассказ о сложившейся в системе образования города атомщиков нездоровой обстановке, пообещал во всем разобраться и не допустить беззакония. А вечером того же дня родители прислали на электронную почту газеты письмо, в котором говорилось о только что состоявшемся увольнении Галины Пегусовой по пункту 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ (дающему право работодателю увольнять руководителя без вины) и уже запущенном процессе присоединения пятой школы к первой. Родители также оповестили газету о своем намерении не сдаваться.
Татьяна Алексеева, газета «Профсоюзный щит», №6 (104), май 2015 года.
Ссылки по теме
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |