6 февраля 2014 года |
Как учить ученого? |
Участники Воронежского форума молодых учителей раскритиковали Концепцию поддержки развития педагогического образования |
|
|
|
III форум молодых учителей Воронежской области «Молодой учитель «Новой школе» России» (6 февраля 2014 года). На верхнем фото: выступает В.Н. Иванова (справа); в президиуме – О.А. Картавцева, Р.Н. Минаков, О.Н. Мосолов, С.И. Филоненко, Е.И. Попова, А.В Глухова.
Фото: Людмилы Тореевой. |
Ключевым моментом III форума молодых учителей Воронежской области «Молодой учитель «Новой школе» России» стал круглый стол, посвященный обсуждению проекта Концепции поддержки развития педагогического образования в РФ. Собравшиеся подвергли документ основательной критике. Их многочисленные предложения нашли отражение в рекомендациях, переданных в Москву. Некоторые предложения воронежцев даже были включены комитетом Государственной Думы по образованию в рекомендации, адресованные министерству образования и науки РФ.
Третий по счету ежегодный форум молодых учителей Воронежской области «Молодой учитель «Новой школе» России» прошел в стенах Воронежского государственного педагогического университета (ВГПУ) 5 февраля. Он собрал более двухсот участников, среди которых были не только начинающие педагоги, но и студенты, преподаватели ВГПУ, Воронежского государственного университета (ВГУ), Воронежского института высоких технологий (ВИВТ), Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ВОИПКиПРО). Организаторами форума выступили: Воронежское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание», ВГПУ, департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области, Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ.
От обкома профсоюза на форуме работал консультационный пункт. Его работу вели: секретарь-заведующая отделом труда и заработной платы обкома профсоюза Валентина Зеленина и главный правовой инспектор труда обкома профсоюза Татьяна Крюкова. В течение двух часов молодые учителя получали квалифицированные ответы на свои вопросы. Они узнали: из каких компонентов складывается их зарплата, какие льготы предусмотрены для них в новом законе об образовании, как оформить трудовой договор, какова продолжительность отпуска у работников образования, как производится оплата труда совместителей.
Форум посетила председатель Всероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» Валентина Иванова, выступившая на пленарном заседании.
«Горячей точкой» собрания стал круглый стол, посвященный обсуждению проекта Концепции поддержки развития педагогического образования в РФ. Несмотря на то, что участникам форума молодых учителей проект Концепции был «подан» как итоговый вариант многочисленных обсуждений, прокатившихся по стране, воронежская дискуссия показала, что до совершенства этому документу еще очень и очень далеко…
«В Концепции много хороших мероприятий. Но непонятно: кто за них должен отвечать, когда они должны быть реализованы и где источники финансирования?» – заявил выступавший на круглом столе первый советник при ректорате ВГПУ Вячеслав Подколзин.
Заведующая кафедрой социологии и политологии исторического факультета ВГУ Александра Глухова поддержала коллегу: «У меня по поводу Концепции сложилось твердое впечатление, что телега здесь поставлена впереди лошади – совершенно в соответствии с российской традицией. Изложенная модель во всех своих аспектах требует финансирования. Даже особого повышенного финансирования. Ни одна страна в мире не добивалась успеха, если расходы на образование в ней составляли менее 7 проц. валового внутреннего продукта. В России в 2012 году этот показатель был 4 проц. В 2013 году снизился до 3,5 проц. Это в 2 раза меньше, чем в США сейчас. Для сравнения еще одна цифра: в далеком 1913 году в царской России на образование тратилось 3 проц. бюджета. Коллеги, я вас поздравляю: мы вернулись на уровень царской России 1913 года!». Отметив положительные стороны Концепции, такие как мобильность в рамках различных программ образования, возможность стажировок в зарубежных образовательных центрах и оплата труда стажеров, Александра Викторовна еще раз сделала акцент на проблеме финансирования, задавшись вопросом: «А кто это оплатит?». И резюмировала: «Все это выглядит абсолютно в русском духе: маниловские такие построения…».
«Единственное, что меня в этой Концепции принципиально не устраивает – это то, как педалируется и подчеркивается практическая подготовка учителей, – заметила заведующая кафедрой педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии ВГУ Ирина Бережная. – Почему наши специалисты ценились на Западе? Именно потому, что, имея фундаментальную подготовку, они могли быстро перестроиться, получить какие-то знания, которые относятся не к базовым, а к формирующимся на базе фундаментальных. Поэтому, я считаю, что ни в коем случае нельзя терять фундаментальную педагогическую подготовку учителя».
«Я не против фундаментальной подготовки, – высказала свою точку зрения молодая учительница русского языка и литературы гимназии №1 Воронежа Полина Афанасьева. – Но, на мой взгляд, в образовании педагога не хватает именно той информационно-педагогической поддержки, которая ему так нужна! Потому что качество профессиональной подготовки и готовность выпускников являются доминирующими компонентами: нельзя войти в профессию и остаться в ней, будучи неподготовленными. К сожалению, школа и вуз далеки друг от друга, как теория далека от практики…».
Было высказано на круглом столе недовольство и тем, что о дополнительном образовании в Концепции речь идет только в графе «и так далее», что уровень среднего профессионального образования упоминается только в контексте сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями.
Главной причиной «двойного негативного отбора», на который ссылается Концепция, был назван низкий уровень заработной платы учителя на ставку (у молодого учителя Воронежской области это 13 тыс. руб.), вынуждающий педагогов работать с перегрузками…
Откровенные опасения по поводу судьбы педагогического образования в России высказал ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий: «Когда встречаемся с бывшими соотечественниками, которые в какую-либо волну эмиграции уехали за рубеж, очень часто приходится слышать просьбу: «Сохраните вашу школу педагогическую». Потому что в США и Европе не существует нормальных школ. То, что происходит сегодня в России, по мнению наших бывших соотечественников, – это разрушение и полное оболванивание. Об этом я слышу постоянно…».
Многочисленные предложения участников круглого стола нашли отражение в обстоятельных рекомендациях, уже на следующий день, 6 февраля, направленных в министерство образования и науки РФ. И в тот же день воронежские рекомендации были озвучены председателем педсобрания страны Валентиной Ивановой на заседании комитета Государственной Думы по образованию.
Мы связались с Ивановой, для того , чтобы узнать, как же депутаты отреагировали на инициативы воронежцев. В ответ Валентина Николаевна передала в редакцию решение комитета от 6 февраля. Из документа следует, что депутаты, в том числе, дали Минобрнауки рекомендации о проведении обсуждения вопросов: об уточнении коэффициентов, применяемых для расчета норматива финансирования подготовки кадров по укрупненной группе направлений подготовки «Образование и педагогические науки» с учетом необходимости обеспечения большего объема практик и сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями, основываясь на анализе сложившегося опыта работы школьно-университетского партнерства; нового механизма целевого приема и целевого обучения, обеспечивающих отбор мотивированных абитуриентов и студентов с наиболее высокими показателями качества подготовки. Этими моментами учет воронежских предложений, собственно, и ограничился.
Справка
Концепция поддержки развития педагогического образования в РФ родилась в начале 2013 года в недрах министерства образования и науки РФ. Документ буквально пропитан негативным отношением к сложившейся в нашей стране системе подготовки педагогических кадров.
В тексте говорится о том, что существующая система педагогического образования не изменялась многие годы. Приводятся данные проведенного Минобрнауки в 2012 году мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов: имеющими признаки неэффективности признаны 30 из 42 вузов (71 проц.) и 29 из 37 филиалов (78 проц.), тогда как среди медицинских таких вузов 10 проц., среди гуманитарных – 43 проц. Делается вывод о том, что результаты приема и обучения по педагогическим направлениям подготовки, а также данные о трудоустройстве выпускников соответствующих программ свидетельствуют о существовании «двойного негативного отбора», когда в педагогические вузы поступают не самые «лучшие» (в академическом смысле) студенты, а учителями становятся не самые «лучшие» выпускники; значительная часть выпускников, обучавшихся на программах подготовки педагогов, не трудоустраивается ни в систему образования, ни в социальную сферу…
Следующая часть документа – подробный рассказ о том, какой должна стать система педагогического образования: развитие во всех программах подготовки практических компетенций на основе нового профессионального стандарта, в том числе через практику в школах-партнерах; прикладной педагогический бакалавриат как основная модель подготовки педагогических кадров, реализуемый в сетевом взаимодействии вузов, организаций среднего профессионального образования и школ, программа которого предполагает замену значительного объема теоретических курсов на практический компонент; универсальный бакалавриат (аналогичный бакалавриату Liberal Arts) в педагогических вузах, предполагающий повышенные требования (в том числе – к результатам единого государственного экзамена) при выборе педагогческого профиля подготовки; практическая модульная магистратура с возможностью быстрого входа в профессию лиц, не имеющих педагогического образования, с преимущественным зачислением для уже работающих в общем образовании; система стимулирования практической работы студентов в школах (включая оплату их труда школой) и так далее и тому подобное.
«Дорожная карта» реализации Концепции состоит из 25 пунктов, рассчитанных на 2014 – 2017 годы.
Людмила Тореева, газета «Профсоюзный щит», №3 (90), март 2014 года.
Ссылки по теме
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |