Мы построили
учительские дома!
ВОБКОМ.РФ
Новостная лента
Воронежского обкома
Оклад учителя –
не ниже 1,5 МРОТ
Vobkom.ru
Информационно-аналитический сайт о проблемах воронежского образования
Школы
Главное
Власть
Профсоюз
ВУЗы
ПУ и ССУЗы
Школы
Детсады
Дополнительное образование
«Профсоюзный щит»
«Мой профсоюз»
«Учительская газета»
«Солидарность»
Доска объявлений
Биржа труда
 
 
 
Профсоюз работников народного образования и науки РФ
Воронежская областная организация
О нас Новости Лоббизм Право Опыт
16 апреля 2014 года
Чтобы жить – умей вертеться
Три четверти педагогов школ Воронежской области работают с перегрузкой
 
  Круглый стол «О результатах исследования особенностей труда учителя в условиях модернизации образования» (16 апреля
2014 года). На верхнем фото: Е.И. Попова, Т.А. Бирюкова, О.Н. Мосолов, А.В. Глухова, О.А. Картавцева, А.В. Золотарева.
Фото: Людмилы Тореевой.
Учителя Воронежской области устали от перегрузок и потогонной системы и их здоровье серьезно расшатано. Но они вынуждены соглашаться работать буквально на износ, потому что иначе не будет хватать средств на жизнь. Это, в принципе, давно уже не секрет. Но теперь он получил своего рода документальное подтверждение - результаты фундаментального социологического исследования, проведенного осенью прошлого года институтом социально-политических исследований Воронежского государственного университета (ВГУ) по заказу Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ. Итоги исследования были обнародованы на круглом столе, который прошел 16 апреля в конференц-зале Воронежского областного Совета профсоюзов.

В круглом столе приняли участие: руководитель областного департамента образования, науки и молодежной политики Олег Мосолов, представители облсовпрофа, областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, Общественной палаты области, учителя и директора школ Воронежа и области, воронежские журналисты.

Во вступительном слове председатель обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Бирюкова пояснила: причиной обращения в институт социально-политических исследований ВГУ с просьбой о проведении мониторинга об особенностях труда учителя в условиях модернизации образования послужило серьезное противоречие. С одной стороны, в последние два-три года в сфере образования происходят ощутимые позитивные изменения: улучшается материально-техническая база школ, растут зарплаты педагогов. С другой – не иссякает поток жалоб учителей в Воронежский обком профсоюза на свое тяжелое положение.

Бирюкова отметила, что по уровню заработной платы педагогов Воронежской области удалось достичь целевых показателей, обозначенных в 597-м указе президента России, изданном в мае 2012 года. Но произошло это за счет сокращения численности работников и чрезмерной интенсификации труда оставшихся. Учителям увеличивают учебную нагрузку, нагружают дополнительной работой в кружках, группах продленного дня и так далее. Получила распространение и практика одноразовых «впрыскиваний» дополнительных средств на зарплату с целью доведения ее среднего уровня до заданного президентским указом значения – средней в экономике региона (сегодня она приближается к 25 тыс. руб.). Педагоги вынуждены перерабатывать. А что еще остается делать при окладе, который чуть больше 8 тыс. руб.? Хотя и за этот размер Бирюкова поблагодарила Мосолова. Ведь есть регионы, где оклады вдвое меньше. Такой разброс связан с тем, что правительство России так и не установило в стране базовые ставки и базовые оклады по профессиональным квалификационным группам. Тамара Андреевна назвала такой подход «недопустимым». Особенно в условиях, когда экспертами Федерации независимых профсоюзов России и научного сообщества установлено, что минимальный потребительский бюджет работающего человека сегодня должен составлять 20 тыс. руб. в месяц…

Покритикова Бирюкова и областные власти за принятый в марте этого года закон «О молодом специалисте в Воронежской области». Причиной возмущения профлидера стало то, что начинающие педагоги не были включены в число категорий молодых специалистов, которым на протяжении первых трех лет работы будут выплачиваться средства на обзаведение хозяйством. Хотя, по словам Бирюковой, речь идет о более чем скромных суммах: 10 тыс. руб. – за первый год работы, 15 тыс. руб. – за второй год, 20 тыс. руб. – за третий год. Для сравнения Тамара Андреевна рассказала о суммах, которые выплачиваются вновь прибывшим на работу молодым учителям в других регионах: 50 тыс. руб. единовременно – в Орловской и Архангельской областях, по 6 окладов единовременно – в Брянской и Курской областях, 20 тыс. руб. единовременно и по 10 тыс. руб. ежегодно в течение первых трех лет работы – в Липецкой области, 1 млн. руб. единовременно и автомобиль – в Тюменской области…

Говорила Тамара Андреевна и о необходимости срочного возврата в школы психологов и социальных педагогов, почти полностью «вымытых» оттуда скудными нормативами подушевого финансирования, установленными в нашей области. Отсутствие названных категорий педагогических работников, убеждены в профсоюзе, не только затрудняет работу учителей-предметников, но и в значительной степени увеличивает долю риска возникновения ситуаций, подобных той, что случилась недавно в одной из московских школ, когда ученик застрелил учителя.

С другой стороны, и сами учителя, задавленные бесконечными отчетами, необходимостью формировать громадные портфолио по случаю каждой аттестации, соответствовать разнообразным «стандартам», – нуждаются в психологической помощи…

Печальную картину происходящего нарисовала и социологическая наука. Итоги социсследования, в котором приняли участие 400 респондентов со всех концов Воронежской области, представила директор института социально-политических исследований ВГУ, председатель комитета по образованию и науке областной Общественной палаты, доктор политических наук, профессор Александра Глухова. Как выяснилось, каждый третий учитель работает с серьезными перегрузками – 24-36 учебных часов в неделю, еще 40 проц. имеют нагрузку, превышающую ставку. При этом только 1,8 проц. учителей сообщили, что полностью удовлетворены своей зарплатой. На вопрос, какой должна быть зарплата на ставку, более 60 проц. указало сумму от 20 тыс. руб. до 30 тыс. руб., 18 проц. заявило о том, что зарплата на ставку должна быть выше 30 тыс. руб. Половина учителей высказалась за работу на ставку.

(В интервью «Профсоюзному щиту», данному сразу после круглого стола, учитель физики и информатики средней школы №57 Воронежа Сергей Димитренко, занявший в прошлом учебном году второе место в воронежском городском конкурсе «Педагогический дебют» и первое место в областном конкурсе «Мои инновации в образовании», поддержал размер ставки в 20-30 тыс. руб. Он сказал: «Это нормально. С надбавками, премиями получится 50 тыс. руб. Исходя из такой суммы уже можно о чем-то думать, что-то планировать… Ипотека на сегодня крайне невыгодна, и как накопить на свой угол с зарплатой в 13-18 тыс. руб.? Значит, надо подрабатывать, заниматься репетиторством, бегать как угорелому в ущерб основной работе, здоровью…».).

Серьезные опасения Александра Глухова высказала по поводу состояния здоровья учителей. Ведь около 60 проц. из них редко обращаются к врачам, 36 проц. занимаются самолечением. А вот еще неприглядный расклад: у 76 проц. ни разу в жизни не было возможности укрепить свое здоровье в санаториях, 18 проц. приобрели путевку за счет профсоюзных средств, 5 проц. – за собственные деньги и только 1 проц. – за бюджетные деньги.

При всей напряженности жизни учителя ему не дают расслабиться: 74 проц. респондентов сообщили о фактах отзыва их из отпусков…

Председатель Павловского райкома профсоюза Елена Высочина вернулась к теме колоссальных перегрузок современного учителя, перечислив требования, которые к нему предъявляются: успешность учебной работы, успешность внеурочной работы сверх классного руководства, результативность научно-методической и инновационной деятельности, результативность коммуникативной деятельности, ориентировка на итоговое тестирование, обязательное включение в работу на уроке по любому предмету задания, которое носит практическую направленность, выставление на сайт школы конспекта с внеурочными формами работы, работа с электронными дневниками и журналами, проведение заочных олимпиад, подготовка к Всероссийской олимпиаде и так далее и тому подобное. Список оказался внушительным. Но если бы за это еще платили! Профлидер рассказала, с чего начался нынешний учебный год в Павловском районе: шквал звонков в райком профсоюза по поводу резкого снижения заработной платы, вызванного введением понижающих коэффициентов, отменой всех доплат и надбавок при исполнении должностных обязанностей психолога, социального педагога, библиотекаря, отмена доплаты за внеурочную работу по Федеральному государственному образовательному стандарту и так далее. На исправление ситуации потребовалось время. Все нормализовалось только в декабре. А в январе уже следующий аврал – задержка выплаты зарплаты. В апреле – повторение этого негатива…

Председатель Борисоглебского горкома профсоюза Ольга Ананьева подняла тему перегрузок педагогов во внеурочное время. Она напомнила, что учителя обязаны проводить различные конкурсы, олимпиады, праздники, на что тратится уйма времени. Но, по словам Ольги Владимировны, если мероприятие плановое – это еще полбеды. А вот если оно авральное… «Рушатся планы учителей, учащихся, самого учреждения. Но ведь школа – это семья. И, как в каждой крепкой семье, в ней существуют свои традиции, которые нельзя разрушать. Однако внешкольных мероприятий с каждым годом становится все больше…». Ольга Владимировна внесла конструктивное предложение. Департаменту образования, науки и молодежной политики Воронежской области необходимо готовить единый план мероприятий на новый учебный год, в котором учитывать предложения всех заинтересованных организаций. Утвержденный план доводить до муниципальных отделов по образованию в августе месяце. Рекомендовать применять аналогичный порядок на муниципальном уровне. Ограничить количество обязательных мероприятий, тем самым дав возможность учителям заниматься своей непосредственной работой – давать детям полноценные знания по преподаваемому предмету.

Директор Никольской средней школы Аннинского района Ольга Бабкина отметила такие проблемы для отечественного образования: заимствование из иностранных образовательных систем; отсутствие ответственности за последствия экспериментов на государственном уровне; большая перегрузка учителя, сопровождающаяся его физическим и моральным износом; ситуация, когда «реальность по оплате труда бунтует против буквы отчетности и магии средних цифр»; рост количества отчетов «от арифметической прогрессии к геометрической»…

Итог круглому столу подвел руководитель департамента образования, науки и молодежной политики области Олег Мосолов, высказавшийся, по его собственному выражению, двумя руками «за» установление на федеральном уровне базовых ставок и базовых окладов и их ежегодную индексацию, регулярное увеличение и индексацию региональных базовых окладов в системе образования.

Относительно закона «О молодом специалисте в Воронежской области» Олег Мосолов рассказал, что он родился с подачи молодежного правительства области и изначально касался всех категорий молодых специалистов. Но областные финансисты согласовали его только после того, как из него были убраны категории работников образования и здравоохранения. «Мною лично было принято решение, чтобы этот закон был принят в таком виде, – повинился Мосолов, – потому что гораздо быстрее внести изменение, чем топтаться на моменте принятия закона. Теперь, когда поступают обращения, думаю, не будет проблем с внесением поправки».

Участниками круглого стола было принято решение направить на имя губернатора Алексея Гордеева и председателя обл. Думы Владимира Ключникова обращение по выявленным острым вопросам, которые относятся к компетенции региональных властей. По вопросам, касающимся компетенции федеральных властей, решено подготовить обращения в Центральный Совет Профсоюза работников народного образования и науки РФ и правительство РФ.

Людмила Тореева, газета «Профсоюзный щит», №4 (91), май 2014 года.


Ссылки по теме

Ресурсы по теме
- Vobkom.ru

На главную

Профсоюз






Портфель профлидера:
Оплата труда
Соглашения
Коллективный договор
Охрана труда

ВОБКОМ.РФ
Новостная лента Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ

Воронежский обком профсоюза образования добился повышения окладов работникам образовательной сферы области

Фотоновости.
Обком - фотографирует,
Vobkom.ru - публикует


Публичный отчет Воронежской областной организации Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации за 2022 год (формат-Word, 210 Kb)

Публичный отчет Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ за 2015-2019 годы
(формат - PDF, 5,1 МБ)


Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовил информационные бюллетени

Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ разослал профлидерам информационные листки
 
Образование
Программа воспитания Борисоглебского техникума промышленных и информационных технологий победила на всероссийском конкурсе

«Сил уже никаких нет!» – на круглом столе председателей профсоюзных организаций много говорили о перегруженности педагогических работников

Воронежские вузы активно помогают участникам специальной военной операции
 
Регион
Воронежская обладминистрация утвердила величину прожиточного минимума


Все
о коллективном
договоре
Совместительство, совмещение, увеличение объема работы... Ежегодные основные удлиненные и дополнительные отпуска Сокращение численности или штата работников организации Работа
уполномоченного
по охране труда
© 2007-2024 «Vobkom.ru», информационно-аналитический сайт. E-mail: vobkom@yandex.ru
Воронежская областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ. Газета «Профсоюзный щит» (рег. № В 1754).
При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Vobkom.ru» обязательна.
Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Vobkom.ru» - http://www.vobkom.ru.
Карта сайта
Rambler's Top100