2 февраля 2016 года |
Вам письмо – пляшите… до упада |
Воронежский обком профсоюза добивается резкого снижения непомерного груза отчетности, обрушившейся на педагогов и образовательные организации |
|
|
|
|
|
Совещание в Воронежском обкоме профсоюза работников народного образования и науки РФ с опытными директорами и представителями администраций школ Воронежа (2 февраля 2016 года): Т.А. Бирюкова, Л.Н. Дорохова, Т.В. Казанова (верхнее фото), А.С. Шаповалов, А.А. Дорош, М.Э. Хуторецкий (нижнее фото).
Фото: Людмилы Тореевой. |
О том, что современная школа изнемогает под валом бумажной отчетности, на разных уровнях российской власти заговорили еще лет пять тому назад. С тех пор даются поручения, пишутся письма, но, несмотря на все принимаемые меры, вал бумажной отчетности в школах только нарастает. В Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ на сегодня уже практически бурным потоком идут жалобы учителей и руководителей школ на невыносимость сложившейся ситуации. Проблему нужно срочно решать, причем радикально. В качестве первого шага в обкоме профсоюза 2 февраля сего года прошло совещание с опытными директорами и представителями администраций школ Воронежа. И области.
Совещание началось с демонстрации секретарем средней школы № 51 Татьяной Казановой увесистой стопки бумаги формата А4. Оказалось, что это скриншоты электронной почты школы за январь. С учетом того, что январь – наполовину праздничный месяц, нетрудно было представить, сколько информации поступает в школу в другое время…
Как поведали далее директоры, больше всего на школьную «электронку» пишут органы управления образованием, которые грешат еще и тем, что одну и ту же директиву или один и тот же запрос могут дублировать трижды – письмом из департамента образования области, письмом из управления образования города и письмом из отдела образования района. Запрашивают информацию не только руководители органов управления образованием и их заместители, но и многочисленные специалисты. Содержание запросов самое разное – от требования предоставить традиционную статистическую отчетность до представления таких «эксклюзивных» сведений, как, например: сколько учеников ездит на электричках, или какие блюда и напитки хотели бы получать дети в школьных столовых. Помимо того, со своими запросами и письмами в школу обращаются прокуратура, военный комиссариат, Красный Крест и так далее и тому подобное. И всем нужно отвечать. И все, как правило, просят направлять ответы в двух видах: по «электронке» и на бумажном носителе…
Директор средней школы № 28 Михаил Хуторецкий сообщил, что один из его заместителей «сидит на отчетах вместо работы с детьми». Директор лицея № 2 Александр Шаповалов говорил очень эмоционально: «Раньше мы, директора, посещали уроки. Теперь не можем этого делать. Наши заместители не могут посещать уроки из-за бумаг. Учителю бумаги мешают работать с детьми!».
Директор Хохольского лицея Анатолий Дорош в качестве варианта решения проблемы предложил вернуться к электронной системе «Монолог», которую несколько лет тому назад в семи районах в тестовом режиме запустил департамент образовании, науки и молодежной политики области. Эта система, по словам Анатолия Андреевича, позволяла всю необходимую информацию об образовательных организациях черпать на их сайтах в Интернете.
Со своей стороны председатель обкома профсоюза Тамара Бирюкова рассказала, что в Москве уже давно всю необходимую им информацию чиновники получают с сайтов школ. Такова установка министра правительства Москвы, руководителя департамента образования города Исаака Калины. Чиновники имеют право запрашивать до 20 проц. дополнительной информации, но это только после согласования с самим Калиной.
Но у школ есть хоть какая-то возможность для маневра. Это все-таки большая организация, и бумажную волокиту можно на кого-то переложить. А что делать простому учителю (перегруженному работой), который ночи напролет вместо сна готовит различную, мягко говоря, странную документацию? Объем отчетности уже достиг таких размеров, что перерос в фактор, отпугивающий от работы в школе молодежь. Начинающие педагоги, попав в штат, впадают в состояние шока, столкнувшись с количеством бумаг. «Учителю нужен секретарь!» - звучало на Школе молодого педагога, прошедшей в прошлом году. Ведь, как сказал один из участников, «заполнять приходится и бумажные дневники-журналы, и электронные, а теперь еще и за школьную медиацию отчитываться – и так каждый год. Количество бумаг и обязанностей только прибавляется…».
Если мы уж начали приводить примеры, как в других регионах пытаются решить данную проблему, то уместно упомянуть Белгородский опыт. Там еще в 2013 году департамент образования подготовил приказ об исчерпывающем перечне отчетов и информаций, предоставляемых педагогическими работниками образовательных организации.
По итогам прошедшего совещания обкомом профсоюза готовятся предложения в департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области.
Людмила Тореева, газета «Профсоюзный щит», №2 (111), февраль 2016 года.
Ссылки по теме
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |