18 октября 2016 года |
Педагогические открытия |
Воронежская Школа молодого педагога перешла в постоянно действующий режим |
|
|
|
Четыре открытых урока начинающих педагогов в лицее «Многоуровневый образовательный комплекс № 2» Воронежа (В.Г. Швецов, Л.Е. Руднева, Ю.А. Бартенева, С.С. Ливенцева).
Фото: Татьяны Алексеевой. |
Новый проект запустил Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ 18 октября в воронежском лицее «Многоуровневый образовательный комплекс № 2» (МОК № 2). Четыре открытых урока подготовили и провели начинающие педагоги этого лицея, а зрителями стали около сорока учителей из школ Воронежа – тоже молодых, недавно окончивших вузы и мечтающих стать настоящими профессионалами. И поэтому готовыми учиться как у более опытных коллег, так и у своих ровесников. Тем более, что это очень интересно, доступно и обнадеживающе: ведь раз они – такие же молодые и начинающие – смогли провести урок столь высокого уровня, значит и я так смогу!
Проект, который в профсоюзе назвали «Молодые – молодым» стал продолжением «ШМеля Петровича» – областной Школы молодого педагога, дважды проходившей в Воронеже и известной уже во многих регионах России. На втором «Шмеле» решено было не ограничиваться разовыми ежегодными мероприятиями, а выстраивать работу с молодыми учителями системно, в направлении практической помощи. Пусть педагоги сами увидят, какими профессиональными, творческими и неординарными могут быть их ровесники-коллеги, которые, несмотря на молодость и аналогичный недостаток опыта, уже пытаются – и некоторые очень успешно – не просто вести урок, но создавать его.
Есть и еще один плюс у этого проекта. Люди одного поколения легче и лучше поймут друг друга, не побоятся задавать вопросы и делиться собственными опасениями. Между прочим, в МОК № 2 так и случилось: когда уроки закончились, многие не захотели расходиться, не пожалели своего личного свободного времени, а остались, чтобы обсудить, рассказать, какие плюсы и минусы увидели, а заодно и спросить о наболевшем.
Сегодня в МОК № 2 работают 16 молодых педагогов со стажем работы до трех лет. Четверо из них в этот день давали открытые уроки: Виталий Швецов – урок физики в восьмом классе, Юлия Бартенева – урок географии, тоже у восьмиклассников, в четвертых классах Светлана Ливенцева провела урок английского языка, а Любовь Руднева – русского. Мы побывали на каждом и, честно сказать, о времени, занятости и повседневных проблемах просто забыли! Настолько интересно было наблюдать за тем, с какой любовью и уважением относятся молодые педагоги к своим ученикам, как стараются сделать свои уроки интересными, нескучными и в то же время эффективными, далекими от открытых «шоу-уроков», а действительно обучающими и развивающими. Если характеризовать увиденное коротко, то уроки выглядели так. Русский язык – благородство, сдержанность, чуткость и любовь к слову. А как достойно и эмоционально сами четвероклассники обсуждали предложенное учителем высказывание: «Говорить без цели – рисовать на воде»! Даже просто послушать было приятно. Английский язык в четвертом классе своей камерностью и милой, почти домашней атмосферой напомнил частную школу в самом лучшем представлении о ней. Тем интереснее был переход к урокам в восьмых классах. Физика – чрезвычайно серьезная вещь, работа сразу на двух досках, а еще с компьютером и мультимедийным экраном, почти 30 человек в классе, и ни одного засыпающего! Справедливости ради добавлю, что цифровыми технологиями и современным оборудованием пользовались учителя на всех уроках, в том числе и на географии. Здесь тема урока посвящалась географическим открытиям в России с ХI и до XX века и освоению Сибири. На итоговый вопрос, зачем нам нужно было исследовать Сибирь, восьмиклассники приводили свои аргументы: для освоения собственных природных ресурсов, для укрепления геополитического положения, для доступа к морям и развития науки. На вопрос учителя о том, что, может быть, надо было пойти по пути колонизации чужих земель, как это делали в те времена другие государства, весь класс ответил отрицательно. Своя Сибирь дороже! Более опытные педагоги отметили этот урок как очень интересный, к тому же молодой учитель не пропустила главную особенность подобных тем – воспитательное и патриотическое воздействие изучаемого материала. Плюс ко всему, это был урок-игра, на котором активно использовалась географическая карта: класс, разбившись на четыре команды, «двигался» по этой карте с помощью маленьких корабликов от одного географического открытия к другому.
Не буду останавливаться на всех тонкостях педагогического мастерства и авторских находках замечательных молодых педагогов, это с успехом сделали их коллеги после уроков. Под руководством Натальи Тихоновой, главного методиста и организатора «ШМеля Петровича», учителя русского языка и литературы, члена жюри всероссийского конкурса «Учитель года» 2006–2015 годов, члена жюри всероссийского конкурса молодых педагогов «Дебют», обсуждение и подведение итогов оказались не менее интересными и эффективными, чем сами уроки.
Татьяна Алексеева, газета «Профсоюзный щит», №10 (119), ноябрь 2016 года.
Ссылки по теме
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |