6 декабря 2016 года |
Не ярмо, а благо? |
Воронежский обком профсоюза взялся за повышение правовой грамотности работников вузов |
|
|
|
Круглый стол по актуальным вопросам законодательства для профактива, работников юридических и кадровых служб воронежских вузов (6 декабря 2016 года).
Фото: Людмилы Тореевой. |
Год, объявленный в Профсоюзе Годом правовой культуры, подтолкнул Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ к поиску новых форм работы по повышению уровня правовой грамотности членов профсоюза. Одной из таких форм стали круглые столы по актуальным вопросам законодательства для профактива, работников юридических и кадровых служб вузов. Первый круглый стол прошел 6 декабря на базе Воронежского государственного университета инженерных технологий. Он был посвящен теме введения эффективного контракта.
Круглый стол собрал около полусотни работников из разных вузов Воронежа. Обком профсоюза представляли председатель организации Тамара Бирюкова и главный правой инспектор труда Татьяна Крюкова.
Все началось с ответа Крюковой на вопрос: «Как оформить эффективный контракт?», так как именно этот вопрос, по словам Татьяны Ивановны, вузовские работники в последнее время стали задавать ей чаще всего – в связи с активизацией в вузах работы в данном направлении. Это послужило для Татьяны Ивановны поводом для более тщательного изучения законодательства, регулирующего труд педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу организаций высшего профессионального образования. К круглому столу Крюковой был подготовлен ряд материалов.
Проследив всю относительно недолгую историю появления в России термина «эффективный контракт», Крюкова резюмировала: документов с таким названием быть не должно, а если таковые и появляются, то они – вне правового поля. Эффективный контракт – это не более чем трудовой договор нового образца (дополнительного соглашения к нему), суть которого заключается в том, что в нем подробно прописываются трудовые обязанности работника, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности для стимулирующих выплат в зависимости от полученных результатов, а также меры социальной поддержки.
Как сообщила Татьяна Ивановна, впервые термин «эффективный контракт» появился в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы, которая была принята распоряжением правительства РФ от 26 ноября 2012 года № 2190-р. Рекомендации по оформлению трудового договора нового образца подробно изложены в приказе Минтруда России от 26 апреля 2013 года № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта».
Татьяна Ивановна сразу ответила и на другой вопрос, который ей тоже часто задают – о том, как перевести работника со старого трудового договора на работу по эффективному контракту. Тут Крюкова акцентировала внимание собравшихся на том, что в соответствии с Трудовым кодексом РФ перевод осуществляется только в случаях постоянного или временного изменения трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором трудится работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), – при продолжении работы у того же работодателя, а также в случаях переезда на работу в другую местность вместе с работодателем. Во всех других случаях следует говорить не о переводе на эффективный контракт, а о введении эффективного контракта.
Несмотря на то, что главный правовой инспектор труда областной организации профсоюза осветила тему круглого стола во всех нюансах, вопросов к ней у собравшихся было все равно много.
В частности, многих волновал вопрос о том, какими должны быть показатели эффективности деятельности педагогического работника вуза, чтобы они наиболее точно отражали выполненную работу. Долго обсуждался вопрос о таком показателе, как публикация статей. Сразу нескольких человек интересовало, можно ли наказать за невыполнение этого показателя. Когда Крюкова ответила, что нельзя, последовал ряд замечаний о том, что педагогический работник вуза обязан писать статьи. Тогда Татьяна Ивановна попросила всех уяснить для себя разницу: показатели эффективности деятельности, которые должны вноситься в трудовой договор работника, являются лишь условиями для назначения ему стимулирующих выплат, а обязанности должны быть прописаны в должностной инструкции работника.
Некоторые представители работодателей пытались выяснить, возможно ли «закрутить гайки» при «переводе» работников на эффективный контракт. В ответ Татьяна Крюкова заметила: «Правительство России разработало свою Программу с целью сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы, обеспечение соответствия оплаты труда работников качеству выполнения работ…». А закончила свою мысль совсем просто: «Эффективный контракт – это не ярмо на шею работника, а механизм совершенствования условий оплаты его труда. Это главное, о чем вы должны помнить при его введении».
Людмила Тореева, газета «Профсоюзный щит», №1 (121), январь 2017 года.
Ссылки по теме
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |