19 мая 2020 года |
Наш бронепоезд |
Руководители вузов Центральной России на онлайн-заседании обсудили вопросы дистанционного образования
|
|
Председатель Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Бирюкова на совместном онлайн-заседании Ассоциации вузов Центра России и Совета ректоров вузов Воронежской области, прошедшем 19 мая 2020 года.
Фото: Людмилы Тореевой. |
На совместном онлайн-заседании Ассоциации вузов Центра России и Совета ректоров вузов Воронежской области, прошедшем 19 мая, обсудили недавний массовый переход к электронному обучению и использованию дистанционных образовательных технологий, причиной чему послужило стремительное распространение в стране новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Участники заседания говорили о недостаточном техническом оснащении вузов, преподавателей и студентов, значительном росте нагрузки на преподавателей, а также о всеобщей усталости, к которой привело полуторамесячное дистанционное обучение. Тем не менее, все были солидарны в том, что развивать дистанционные технологии надо. В мероприятии приняла участие председатель Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Бирюкова, являющаяся членом Совета ректоров вузов Воронежской области.
Заседание открыл председатель Ассоциации вузов Центра России, председатель Совета ректоров вузов Воронежской области, ректор Воронежского государственного университета (ВГУ) Дмитрий Ендовицкий.
С докладом на тему «Организация образовательного процесса в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции в вузах Центра России» выступила первый проректор ВГУ Елена Чупандина. Цель своего доклада Елена Евгеньевна обозначила как «выявление общих проблем».
Чупандина сообщила: подготовке материала предшествовало анкетирование, в котором приняли участие 15 вузов, представлявших 9 субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа (ЦФО).
Анкетирование показало, что за 1,5 месяца пандемии все вузы применяли одну и ту же тактику – значительно увеличивали количество электронных курсов. В зависимости от степени этого увеличения, докладчица разделила вузы на три группы. До 10 раз количество электронных курсов возросло в 7 вузах: ВГУ, Воронежском государственном лесотехническом университете, Белгородском государственном техническом университете, Костромском, Курском, Рязанском и Тверском государственных университетах. От 10 до 100 раз увеличение в 6 вузах: Брянском государственном инженерно-технологическом университете, Воронежском государственном университете инженерных технологий, Липецком и Тамбовском государственных технических университетах, Тамбовском и Смоленском государственных университетах. Свыше 100 раз увеличение в 2 вузах: Воронежском государственном техническом университете и Липецком государственном педагогическом университете.
Но, несмотря на приложенные усилия, полностью потребность в электронных курсах у вузов не была удовлетворена, и они обратились к массовым открытым онлайн-курсам (МООК). Практически все вузы сегодня пользуются МООКами с платформ «Открытое образование» и Coursera или МООКами, разработанными ведущими российскими вузами. Несколько вузов, принявших участие в анкетировании, указали, что они имеют собственные МООКи. Еще несколько – что собственные МООКи ими разрабатываются. Сообщив об этом, докладчица тут же предложила вузам Центра России создать общую платформу – банк МООКов, обосновав сказанное «близостью по структуре программ и показателей», что дает основание быть «взаимозаменяемыми по МООКам».
Для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий вузы ЦФО использовали платформы LMS Moodle и ZOOM, собственные платформы, сервисы Google, социальную сеть ВКонтакте, различные мессенджеры (Skype, WhatsApp, Viber) и другое.
Однако применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий потребовало не только технической готовности со стороны вузов, но и технической готовности обучающихся и научно-педагогических работников. По словам докладчицы, с этим нет проблем лишь у половины вузов. У остальных проблемы есть. Судя по презентации, которая сопровождала выступление Елены Чупандиной, в Липецком педуниверситете не имеют необходимого технического обеспечения 30 проц. обучающихся, в Рязанском университете техническое обеспечение отсутствует у 15 проц. преподавателей и так далее. Сама Чупандина озвучила цифры, касающиеся только ее родного ВГУ. Здесь технически необеспеченными оказались 6 проц. преподавателей и 1,6 проц. обучающихся. Как сообщила Елена Евгеньевна, проблемы технического обеспечения решались по-разному: где-то – за счет средств специально созданных резервных фондов, где-то – путем оборудования рабочих мест в вузах, разумеется, с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм.
В дальнейшем для развития мощностей вузам потребуется дополнительное финансирование. Наименьшие суммы на эти цели заявили Рязанский университет (1,5 млн руб.), Брянский инженерно-технологический университет (3 млн руб.), Воронежский лесотехнический университет (5 млн руб.). Наибольшие – Липецкий технический университет (78 млн руб.), ВГУ (64 млн руб.), Воронежский университет инженерных технологий и Тамбовский технический университет (по 50 млн руб.).
Чупандина рассказала, какую работу уже пришлось провести ВГУ для развития мощностей в связи с тем, что количество посетителей электронных курсов за время пандемии возросло с 1000 до 17000. Для того чтобы выдержать такую нагрузку, объем оперативной памяти был увеличен в 9 раз, количество серверов, задействованных в обслуживании портала, – в 4 раза.
Кроме того, в ВГУ в апреле было проведено 19 вебинаров по владению компетенциями электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, которые посетили 500 преподавателей.
Нагрузка на преподавателей во всех вузах существенно увеличилась. О 100-процентном увеличении заявили Белгородский технический университет и Костромской университет. Курский университет показал 75-процентное увеличение нагрузки, Липецкий университет – 60-процентное, Рязанский университет и ВГУ – 50-процентное, Воронежский лесотехнических университет, Липецкий педагогический университет, Тамбовский технический университет – 40-процентное, Воронежский технический университет и Тверской университет – 30-процентное, Брянский инженерно-технологический университет и Смоленский университет – 20-процентное.
Скорее всего, именно значительное увеличение нагрузки как на преподавателей, так и обучающихся и стало причиной снижения заходов на электронные курсы ВГУ, которое наблюдается после пика (18 тыс. заходов), выпавшего на третью декаду апреля. «В настоящий момент наступила точка усталости», – считает первый проректор ВГУ Елена Чупандина.
После выступления Чупандиной председатель Ассоциации вузов Центра России, ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий призвал участников заседания особое внимание обратить на высказанную Еленой Евгеньевной идею о создании банка МООКов: «Массовые открытые онлайн-курсы – это очень дорогое и сложное дело. Чтобы создать МООК, необходимо потратить по минимуму от 800 тыс. руб. Это без анимации, сложной инфографики и так далее. Поэтому предложение сформировать общую платформу для нашей Ассоциации, куда в свободном доступе будут выложены МООКи, разработанные нашими преподавателями и специалистами, мне кажется очень хорошей идеей. Давайте эту идею проработаем».
Выразивший желание выступить председатель Совета ректоров вузов Липецкой области, ректор Липецкого государственного технического университета Анатолий Погодаев, прежде всего, высказал слова благодарности в адрес министерства науки и высшего образования России – за проведение во время пандемии видеосвязи, из которой удалось многое почерпнуть. Вместе с тем, Анатолий Кирьянович отметил, что практическую помощь члены Ассоциации получали друг от друга. Важная информация, образцы различных документов оперативно размещались в группе, созданной в мессенджере WhatsApp. Такая помощь, по словам выступающего, дорогого стоит. «Впереди государственная итоговая аттестация, приемная кампания, поэтому многое придется осваивать, многое придумывать. Но у нас уже есть опыт, как совместно выходить из сложных ситуаций», – констатировал Погодаев.
Хоть и назвал Анатолий Кирьянович нынешний режим работы вузов «ненормальным», но признал: «Наш бронепоезд должен стоять на запасном пути. Совершенствовать образовательные технологии необходимо. В этом плане Ассоциация вузов может играть соединяющую роль».
Ректор Рязанского государственного университета (РГУ) Андрей Минаев, которому слово было предоставлено следом, начал свое выступление с того, что заявил: «Мы отдаем себе отчет и прекрасно понимаем, что истинно университетское, академическое общение возникает из непосредственного общения студентов и преподавателей».
Однако далее Андрей Иванович поведал: «Культура дистанционного труда в нашем университете прививается давно. С 2017 года ведется целенаправленная работа по созданию электронной образовательной среды. Я полагаю, что переломным годом стал 2019 год, когда заработал в полном объеме эффективный контракт. Целый ряд показателей эффективного контракта связан с работой в электронной образовательной среде».
Минаев привел такие данные: если на конец 2018 года в вузе было 1,5 тыс. электронных курсов, то в этом году, перед началом пандемии, их количество составляло уже 5 тыс., а за время пандемии увеличилось до 18 тыс.
Ранее проведенная техническая и организационная работа позволила в полном объеме осуществлять процесс дистанционного обучения. По информации Минаева, на начало пандемии количество входов в электронную образовательную среду возросло в 5-6 раз, и вуз с такой нагрузкой справился. Хотя в настоящее время технические трудности все-таки появились, что связано с подключением к процессу обучающихся заочно. Сегодня ведется работа над решением проблем.
Высказался Минаев и по поводу государственной итоговой аттестации обучающихся. Андрей Иванович признался, что Рязанский госуниверситет оказался в меньшинстве российских вузов (23 проц.), отказавшихся в этом году от государственных экзаменов по причине невозможности провести их в онлайн-режиме и ограничившихся онлайн-защитой обучающимися своих выпускных квалификационных работ. Несмотря на то, что отказ от госэкзаменов предусмотрен большинством федеральных государственных стандартов высшего образования, а в нынешнем учебном году еще и рекомендован министерством науки и высшего образования России, руководство многих вузов госэкзамены все-таки не отменило, хотя очный формат их проведения играет на руку пандемии.
Андрей Минаев в этом вопросе был категоричен: «В создавшейся ситуации нужно сделать то, что должно, а не то, что можно».
Только один институт РГУ – юридический, по словам ректора, будет проводить государственную итоговую аттестацию в форме сдачи госэкзаменов и защиты дипломных работ. Но в данном случае это – требование госстандарта.
В ходе своего выступления Минаев еще раз акцентировал внимание присутствующих на главном: «Режим непосредственного общения – это основной режим, к которому мы привыкли. Но введение дистанта необходимо. Вызовы современности нас к этому подводят».
От Орловского государственного университета выступила проректор по организационно-методической деятельности Галина Зомитева.
Галина Михайловна рассказала, как вуз готовится к проведению государственной итоговой аттестации, которая начнется в июне.
Студенты, получающие медицинское образование, будут сдавать экзамены очно, поскольку дистанционный формат для них недопустим по госстандарту. Но и часть тех студентов, которые могли бы защитить свои дипломные работы в дистанционном формате, будут защищаться в вузе. Как пояснила Зомитева, речь в данном случае идет о небольшом числе парней и девушек, проживающих в сельской местности, где отсутствует техническая возможность использовать платформу с видеосвязью. Защиты в вузе, по заверению Зомитевой, будут проходить с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм безопасности: по графику, малыми группами, рассредоточено.
Онлайн-курсов в вузе не так много, работа преподавателями ведется в основном путем выкладывания контента. Часть педагогов использует портал вуза, часть – платформу ZOOM. «Но вообще, преподаватели и студенты устали, хотят живого общения. Никогда еще преподаватели не приезжали в университет с таким удовольствием, как сейчас, когда это приходится им делать по необходимости. Студенты тоже изъявляют желание побыстрее приступить к учебному процессу в традиционной форме», – такой фразой завершила Галина Зомитева свое выступление.
Больше желающих выступить не нашлось. Членами Ассоциации вузов Центра России и Совета ректоров вузов Воронежской области было принято решение в 2020 – 2021 годах продолжить работу по техническому оснащению образовательного процесса и укреплению его содержательного компонента, повышению квалификации преподавателей – с целью полноценной реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Людмила Тореева.
Ссылки по теме
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |