Декабрь 2007 года
Обращение председателя Воронежского обкома профсоюза к губернатору области и спикеру обл. Думы по вопросу новой системы оплаты труда
По поручению президиума Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ председатель Воронежской областной организации профсоюза Тамара Бирюкова направила губернатору области Владимиру Кулакову и председателю обл. Думы Владимиру Ключникову обращение следующего содержания:
«Воронежский областной комитет Профсоюза работников народного образования и науки РФ серьёзно озабочен сложившейся ситуацией в учительских коллективах образовательных учреждений после введения с 1 сентября т.г. новой системы оплаты труда.
По информации, поступающей из школ, тревогу вызывает то, что повышение заработной платы произошло не у учителей-лидеров, а у тех, где больше учеников в классе. Положением об оплате труда и стимулировании работников областных государственных учреждений общего образования (постановление администрации области от 11 мая 2007г. № 394) установлена прямая зависимость оплаты труда учителей за каждый час преподавательской работы от количества учеников в каждом классе.
Считаем неправомерным установление такой зависимости оплаты труда учителей от количества обучающихся по предмету в каждом классе при отсутствии фиксированно установленных размеров ставок заработной платы. Учитель обучает не индивидуально каждого ученика, а ведёт преподавательскую работу по предмету в пределах установленного количества часов по учебному плану независимо от наполняемости класса.
Более того, пунктом 26 Типового положения об образовательном учреждении, утверждённого постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196 «Об отверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении», предусмотрена возможность комплектования классов меньшей наполняемости при наличии условий и средств, а количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, вообще определяется исходя из потребностей населения (п.27).
Таким образом, данная система оплаты труда в большей степени ориентирована на оплату не за качество и результативность, а за количественные показатели, на которые учитель повлиять не может, особенно в сельской местности. Увеличение учеников в классе неизбежно приведёт к снижению качества образования в массовой школе.
В областном Положении об оплате труда отсутствуют указания на соблюдение установленных федеральным законодательством норм рабочего времени учителей (норм часов за ставку заработной платы) наряду с отсутствием и гарантированных размеров ставок заработной платы за установленную норму рабочего времени.
Отсутствие в Положении фиксированных размеров ставок заработной платы для учителей нарушает положения статьи 333 Трудового кодекса РФ и принятого в соответствии с этой статьёй постановления Правительства РФ от 03 апреля 2003г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений.
Вместе с тем, нормы рабочего времени педагогических работников, в том числе нормы часов преподавательской работы за ставку заработной платы, определены не только указанными выше нормативными правовыми актами, а также Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утверждённым приказом Минобрнауки РФ от 27 марта 2006 года № 63, прошедшим государственную регистрацию в Минюсте РФ.
Кроме того, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) в соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ относятся к обязательным условиям трудового договора с работником.
Вызывает сомнение практика распределения учебных предметов по группам сложности, поскольку реализация общеобразовательных программ направлена, в первую очередь, на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения в дальнейшем профессиональных образовательных программ.
Профсоюз настаивает:
1. НСОТ должна базироваться на действующем законодательстве и иных нормативно-правовых актах, Единых рекомендациях Российской трёхсторонней комиссии.
2. Базовая ставка должна быть увязана с нормой рабочего времени педагога.
3. Заработная плата учителя не должна зависеть от количества учеников в классе.
4. Заработная плата директора школы не должна зависеть от средней заработной платы учителей.
5. При расчёте заработной платы учитывать не только квалификацию, а стаж работы и образование (ввести повышающие коэффициенты).
6. Не должно быть деления по группам сложности обучения предметам вне зависимости от задач, поставленных Программами развития. |
Не может удовлетворить Профсоюз и учителей школ такое положение, когда при расчёте заработной платы не учитывается уровень образования и стаж педагогической работы. При оценке квалификации во внимание принимается только наличие квалификационной категории, а при её отсутствии – повышающие коэффициенты за стаж работы и образование в НСОТ не предусмотрены.
Мы считаем, что труд руководителя школы должен оцениваться в соответствии с должностными обязанностями и типом образовательного учреждения, а не зависеть от средней заработной платы учителя. В оплате директора школы не должно быть такой диспропорции, которая сложилась по новой системе оплаты труда (от 3,5 тыс.руб. до 35 тыс.руб. в месяц).
Обращаем внимание на тот факт, что при переходе на НСОТ не были учтены Единые рекомендации Российской трёхсторонней комиссии по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2007 год.
«…Размеры и условия оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не могут быть снижены или ухудшены по сравнению с Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ». (Извлечение из Единых рекомендаций).
И, наконец, принципиально важным, с точки зрения Профсоюза, недостатком является то, что, опираясь только на внутренние резервы, без дополнительного существенного увеличения бюджетных ассигнований на новую систему оплаты труда, а также на создание основательной социальной программы материальной поддержки и переобучения высвобождаемых работников, решить поставленную задачу увеличения доходов учителей невозможно.
Учитывая изложенное, настаиваем:
1. НСОТ должна базироваться на действующем законодательстве и иных нормативно-правовых актах, Единых рекомендациях Российской трёхсторонней комиссии.
2. Базовая ставка должна быть увязана с нормой рабочего времени педагога.
3. Заработная плата учителя не должна зависеть от количества учеников в классе.
4. Заработная плата директора школы не должна зависеть от средней заработной платы учителей.
5. При расчёте заработной платы учитывать не только квалификацию, а стаж работы и образование (ввести повышающие коэффициенты).
6. Не должно быть деления по группам сложности обучения предметам вне зависимости от задач, поставленных Программами развития.
Учитывая серьёзные социальные и экономические последствия введённой с 1 сентября т.г. НСОТ, убедительно просим Вас оказать содействие в соблюдении всех норм по оплате труда, заложенных в Трудовом кодексе РФ, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Единых рекомендациях Российской трёхсторонней комиссии.
Принятие наших предложений будет свидетельствовать о реальном внимании органов власти к развитию системы образования, улучшению материального положения учителя, соблюдении принципов социального партнёрства.
В случае игнорирования администрацией области и депутатским корпусом позиции Профсоюза по НСОТ, обком профсоюза и членские организации не исключают усиления волнений в трудовых коллективах вплоть до проведения коллективных акций протеста».
Председатель Воронежского обкома профсоюза Профсоюза работников народного образования и науки РФ Т.А. Бирюкова.
Ссылки по теме
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |