|
10 ноября 2009 года
Обращение президиума Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ к губернатору А.В. Гордееву в связи с бедственным положением учреждений начального и среднего профессионального образования, финансируемых из областного бюджета
(№ 357 от 10 ноября 2009 г.)
Уважаемый Алексей Васильевич!
14 октября 2009 года Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ провел встречу с руководителями и профсоюзными лидерами учреждений начального и среднего профессионального образования (НСПО). На ней обсуждались острые проблемы, стоящие перед сферой НСПО в Воронежской области.
Самой главной и наиболее острой для этих учебных заведений является кадровая проблема. Образовательные учреждения испытывают огромный дефицит в квалифицированных преподавателях специальных дисциплин и мастерах производственного обучения из-за крайне низких зарплат данных категорий работников (5-6 тыс. руб. в месяц на ставку вместе со стимулирующими выплатами).
Большие надежды областными учреждениями НСПО возлагались на переход на новую систему оплаты труда (НСОТ) с 1 января 2010 года, который предполагал увеличение фонда оплаты труда на 30 проц. Однако сегодня образовательные учреждения поставлены в условия перехода на НСОТ в рамках фонда оплаты труда 2009 года. По информации первого заместителя председателя правительства Воронежской области Г.В. Агаповой, озвученной на совещании с профактивом области 28 октября текущего года, дополнительные средства на введение НСОТ в учреждениях НСПО из бюджета области выделены не будут. Средняя зарплата составит 7,7 – 7,8 тыс. руб. Для того, чтобы поднять уровень зарплат, необходимо сократить персонал. Но в 2008 году в учреждениях НСПО уже была проведена значительная оптимизация, в результате чего учебные заведения испытывают нехватку кадров. И это несмотря на то, что для выполнения заявленной учебной программы в рамках государственных стандартов учреждения должны быть укомплектованы соответствующим контингентом сотрудников. По расчетам (они делались по запросу представителей областной власти) бухгалтерий областных учреждений НСПО для того, чтобы в рамках перехода на НСОТ довести уровень зарплат в учреждениях до среднего по общеобразовательным учреждениям области, необходимо сократить до пятидесяти процентов персонала. В этом случае произойдет фактическая ликвидация системы подготовки рабочих кадров области.
Не менее острой проблемой областных учреждений НСПО является низкий уровень финансирования и нерегулярное, не в полном объеме поступление даже предусмотренных областным бюджетом мизерных сумм (по многим утвержденным статьям расходов областные учреждения НСПО уступают федеральным учреждениям НСПО до десяти раз). Так, с начала этого года практически не финансируются такие статьи как текущий и капитальный ремонты, не выделяются средства на приобретение оборудования, инструментов, расходных материалов для учебно-производственных мастерских.
Элементарные хозяйственные принадлежности (тряпка, мел и т.д.) приобретаются на средства родителей учащихся. Это притом, что в учреждениях НСПО учатся в основном дети из семей с низким достатком.
В условиях катастрофической нехватки бюджетных средств, часть проблем можно было бы решать за счет внебюджетных фондов. Но зарабатывать деньги стало просто невыгодно. Средства от аренды неиспользуемых помещений на протяжении нескольких последних лет полностью уходят в областной бюджет. Больше года тому назад учреждения НСПО были лишены права на самостоятельное использование средств, полученных от предпринимательской деятельности.
В связи со сложившейся ситуацией президиум Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ предлагает:
1. Заложить в бюджет 2010 года на введение НСОТ в областных учреждениях НСПО дополнительные средства в размере 30 проц. фонда оплаты труда. В случае отсутствия такой возможности, отложить введение НСОТ и произвести индексацию зарплат персонала НСПО в размере не ниже уровня реальной инфляции (как предусмотрено ст. 134 Трудового кодекса РФ).
2. Изыскать в областном бюджете средства для установления надбавки стимулирующего характера в размере оклада к заработным платам преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения НСПО.
3. Вернуть областным учреждениям НСПО право на полное распоряжение средствами, полученными от предпринимательской деятельности. Убрать здесь всевозможные бюрократические препоны и проволочки (сегодня уплату госпошлины в 50 руб. департамент финансово-бюджетной политики области может согласовывать неделями, месяцами). Своевременно и в полном объеме возвращать средства учреждениям во внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды необходимо сделать источником дополнительного финансирования учебного процесса (сверх сметы).
4. Полностью возвращать областным учреждениям НСПО деньги от аренды помещений. Отменить новый порядок передачи в аренду помещений учебных заведений НСПО (изъятие из их оперативного управления), установленный департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области. Из-за этого нововведения стало невозможным сдать в аренду даже те площади, которые временно свободны от занятий в течение дня, недели.
5. Восстановить механизм различных налоговых освобождений в том случае, если средства реинвестируются в учебный процесс. Установить налоговые льготы предприятиям, финансирующим учебные программы учреждений НСПО. В случае необходимости инициировать внесение изменений в федеральное законодательство.
6. Разработать и провести через трехстороннюю комиссию (а также другие формы публичного обсуждения) областную программу развития начального и среднего профессионального образования в Воронежской области на 2010 – 2012 годы с учетом комплексного прогноза развития социально-экономической сферы области. Программа должна включать следующие пункты:
- Переход на нормативное финансирование учебных заведений НСПО из областного бюджета. Нормативы необходимо разработать с участием всех заинтересованных сторон, с учетом отраслевой специфики.
- Модернизация материально-технической базы учреждений НСПО.
- Создание механизма по профессиональной ориентации школьников, который предполагал бы различные формы их профессионального самоопределения с предоставлением равных условий для учреждений всех уровней профессионального образования (сегодня директора школ не позволяют в своих учреждениях представителям ПУ и ссузов проводить профориентационную работу, ориентируя учащихся только на высшее образование, что связано с потерей «подушевых» средств при уменьшении количества обучающихся в 10 – 11-х классах).
- Повышение привлекательности начального и среднего профессионального образования в глазах подростков Воронежской области и их родителей, в том числе с помощью реализации областного заказа на теле- и радиопередачи, Интернет- и газетные публикации, пропагандирующие учебу в учреждениях НСПО, рассказывающие о труде простых рабочих, производственном процессе.
- Разработка механизма материального стимулирования тех общеобразовательных учреждений, чьи учащиеся после окончания 9-го класса поступают в учреждения НСПО.
- Стимулирование процесса трудоустройства на воронежские предприятия выпускников учреждений НСПО. В ряде случаев этому мешает откровенный хаос в вопросе привлечения на предприятия иностранных работников. Считаем, что в процессе переговоров с работодателями необходимо урегулировать данную ситуацию. Предлагаем, в случае недоговороспособности воронежских предприятий, уменьшить квоты на иностранную рабочую силу в Воронежской области и усилить проверки миграционной службы.
- Увеличение количества обучающихся в учреждениях профессионального образования области за счет увеличения приема по программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
- Разработка механизма размещения и финансирования областного заказа на производство товаров и услуг в воронежских образовательных учреждениях НСПО.
- Введение механизма постоянного мониторинга и анализа потребности в рабочих кадрах экономики области.
7. До разработки, обсуждения и утверждения комплексных концептуальных документов, касающихся развития сферы НСПО, наложить мораторий на любые сокращения кадров областных учреждений НСПО и закрытие этих учебных заведений (сейчас в Воронежской области это проводится «в слепую» и часто наносит невосполнимый урон системе профессионального образования). После утверждения упомянутых концептуальных документов необходимо в максимальной степени исходить из следующего: «проблемные» учреждения не закрывать (сфера и так, по меркам области, готовит слишком мало кадров), а перепрофилировать на востребованные специальности.
Уважаемый Алексей Васильевич! Президиум Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ просит Вас в ближайшее время провести личную встречу с руководителями и профактивом учреждений НСПО.
Очень надеемся на то, что Ваша компетентность и неравнодушное отношение к Воронежской области, позволят решить все острые вопросы, стоящие перед системой начального и среднего профессионального образования.
По поручению президиума Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ, председатель обкома профсоюза Т. А. Бирюкова.
Ссылки по теме
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |
|
|
|