15 ноября 2012 года
Обращение президиума Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ, председателей профсоюзных организаций воронежских государственных вузов к министру образования и науки РФ Д.В. Ливанову по итогам «Мониторинга деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования», проведенного Министерством образования и науки РФ в 2012 году
(№ 309 от 15 ноября 2012 г.)
Уважаемый Дмитрий Викторович!
Президиум Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ, профсоюзные организации сотрудников и студентов воронежских государственных вузов выражают свое категорическое несогласие с результатами «Мониторинга деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования».
Возмущают и форма проведения мониторинга, и выбранные критерии эффективности, и их количественные характеристики.
По форме это была более чем странная процедура: неофициальный сбор данных, секретность на начальном этапе с последующим вбрасыванием рабочих материалов в общество, раздуванием истерии. Итоги мониторинга весьма туманны, но все уже взбудоражены. Репутации вузов, отнесенных к «группе, имеющих признаки неэффективности», нанесен непоправимый ущерб, вузы «подвешены» в преддверии приемной кампании 2013 года. Создана откровенно нездоровая обстановка.
Поражают показатели, которые авторы мониторинга выбрали для оценки эффективности работы вузов. Они не отражают эффективность подготовки кадров, ничего общего не имеют ни с качеством обучения, ни с востребованностью подготовленных специалистов на рынке труда. Совершенно не учитывают место вуза в стране, регионе.
Во главу угла поставлена коммерциализация.
Средний балл ЕГЭ априори бьет по педагогическим, инженерным, сельскохозяйственным и другим вузам – тем, которые готовят кадры для секторов с невысокой зарплатой. Немаловажным моментом здесь является и то, что абитуриенты с высокими показателями ЕГЭ стремятся в Москву.
Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника равняет вузы различных сфер деятельности, различных регионов, что, очевидно, неправильно. Гуманитарные вузы здесь заметно проигрывают.
Удельный вес численности иностранных студентов вообще непонятно что определяет. Российские вузы, в первую очередь, должны обеспечивать качество подготовки российских специалистов. Почему потребности слаборазвитых государств в отдельных категориях специалистов должны определять судьбу российского высшего образования?
Удельная площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента стимулирует вуз сокращать количество обучающихся. По логике авторов методики, вуз, сворачивающий свою деятельность, становится более эффективным.
Подобные критерии оценки эффективности уже в ближайшей перспективе подтолкнут вузы к манипулированию цифрами.
Считаем неверным методологический подход, когда судьбоносное решение в отношении вуза принимается на основе статистического среза лишь за 2011 год. При этом не рассматривается ситуация в динамике за несколько лет. Не увязывается с общей ситуацией, сложившейся в сфере высшего образования вообще и по отдельным направлениям в частности.
И выбранные параметры оценок, и их размеры, и отсутствие учета отраслевой направленности – все это приводит к мысли, что проведенный мониторинг являет собою лишь формальное, надуманное основание для очередного наезда на систему государственного образования. Для реализации продекларированной цели сокращения 20 процентов вузов и 30 процентов филиалов подогнали определенные критерии. Профсоюзные организации с таким бездумным, механическим подходом категорически не согласны.
Рассматриваем данную процедуру как очередной шаг по сбрасыванию государством социальных обязательств.
Наносится удар по качественному государственному образованию. При этом стимулируется деятельность сомнительных коммерческих вузов, где нередко идет откровенная торговля дипломами. Очевидно, что начинать наводить порядок в системе высшего образования необходимо именно с негосударственных вузов.
Профсоюзные организации требуют:
- отменить результаты мониторинга, как совершенно некорректного;
- обеспечить государственным вузам нормальный и спокойный процесс приемной кампании 2013 года;
- разработать корректную методику оценки эффективности деятельности вузов, ориентирующуюся на качество образования, с ее обязательным публичным обсуждением образовательным сообществом (методика, с нашей точки зрения, должна учитывать региональный аспект, специализацию вуза, необходим дифференцированный подход к вузам разного профиля – конкурировать в рамках мониторинга учебные заведения должны при прочих равных условиях).
Профсоюзные организации выступают категорически против реорганизации и ликвидации воронежских государственных вузов, против дальнейшего сокращения в них количества бюджетных мест. К этому есть убедительные основания: воронежские госвузы имеют заслуженный авторитет, готовят специалистов для Воронежской области и многих других регионов страны, дают обучающимся высокий уровень знаний.
Непродуманные действия по реорганизации и ликвидации воронежских государственных вузов приведут к неминуемому социальному взрыву. Коллективы студентов уже сегодня готовы выйти на площадь.
Нельзя бездумно разрушать то, что тщательно выстраивалось многие десятилетия.
Профсоюзные организации возмущены бесконечным камнепадом перманентных революций, который сыплется на головы работников и участников образовательной сферы со стороны профильных федеральных чиновников. Экстремальные ситуации, «сюрпризы» следуют друг за другом. Причем нередко создают их, как наглядно показал острый кризис вокруг «Мониторинга деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования», специалисты с откровенно низкой профессиональной квалификацией. К большому сожалению, это сочетается с пренебрежением мнением профессионального сообщества.
Необходимо от революционных наскоков перейти к спокойному поступательному развитию. Остро назрела потребность разработать концептуальный программный документ по развитию системы высшего образования страны, объективно учитывающий демографию, перспективы рынка труда, задачи подготовки специалистов, социальные аспекты и т.д. Перед утверждением необходимо его широкое, публичное обсуждение образовательным сообществом страны. Реформирование должно быть осмысленным и понятным!
С уважением, по поручению президиума Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ, председателей профсоюзных организаций воронежских государственных вузов, председатель обкома профсоюза Т.А. Бирюкова.
Ссылки по теме
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |