Мы построили
учительские дома!
Воронежское образование
недофинансируется
Самооборона
от увольнения
Vobkom.ru
Информационно-аналитический сайт о проблемах воронежского образования
Профсоюз,
новости
Главное
Власть
Профсоюз
ВУЗы
ПУ и ССУЗы
Школы
Детсады
Дополнительное образование
«Профсоюзный щит»
«Мой профсоюз»
«Учительская газета»
«Солидарность»
Доска объявлений
Биржа труда
 
 
 
Профсоюз работников народного образования и науки РФ
Воронежская областная организация
О нас Новости Лоббизм Право Опыт
Август 2007 года
Генеральный педсовет
Председатель обкома профсоюза Т.А. Бирюкова в докладе на областном педсовещании дала комплексную оценку проблем, стоящих перед воронежским образованием
 
  В президиуме областного педагогического совещания. Фото: Людмилы Тореевой.
Новому механизму оплаты труда педагогических работников уделила значительную долю своего выступления на областном педсовещании, прошедшем 23 августа в городском Дворце творчества детей и молодежи, председатель Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Бирюкова. Данный механизм будет запущен в нашей области уже с 1 сентября текущего года, а вопросов к нему у профсоюза и педагогического сообщества огромное количество. Нормативно-правовая база форсируемых перемен до конца не проработана… Бирюковой, коснувшейся самых острых моментов, пришлось оппонировать и губернатору Владимиру Кулакову и руководителю главного управления образования Якову Львовичу, которые акцентировали внимание почти шестиста участников педагогического совещания на положительных сторонах реформы. Правда, за дискуссиями о материальном не забыли и о духовном – митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий говорил о великом значении тех воспитательных функции, которые лежат на учителе.

В своем выступлении Бирюкова дала комплексную оценку проблем, стоящих перед воронежским образованием. Было отмечено, что сфере образования стало уделяться больше внимания: идет развитие информационных технологий, существенно укрепляется материальная база образовательных учреждений, ведется большая работа по созданию нормальных условий труда учителей. Но в то же время приоритетный национальный проект не решил главных проблем – повышения социального статуса учителя и роста низкой заработной платы.

В рамках национального проекта правительство обещало в 2006 году дважды повысить зарплату бюджетников. Да, ее действительно повышали дважды – в мае и октябре, но среднемесячная зарплата в общеобразовательных школах осталась низкой. Она по-прежнему балансирует на грани прожиточного минимума, а он сегодня немногим более трех тысяч рублей для трудоспособного населения.

Если ежегодно отмечать по 160 лучших учителей и выплачивать им по сто тысяч рублей, то очередь нескоро дойдет до каждого учителя (педагогов в области более 20 тысяч).

Многое не было продумано и на таком направлении нацпроекта, как порядок выплаты вознаграждения за классное руководство. Это породило множество вопросов и обращений в обком профсоюза. Поскольку в критериях распределения средств заложено количество учеников в классе, бухгалтерии – каждая по-своему – стали манипулировать этим обстоятельством. Директоров заставляли ежемесячно пересчитывать учеников в классе, уменьшали – в нарушение письма Минобрнауки – выплаты классным руководителям. При начислении отпускных сумм в средний заработок не включали вознаграждение за классное руководство. И только благодаря вмешательству ЦК Профсоюза, который направил телеграммы в адрес президента и правительства, положение было исправлено.

Во избежание в дальнейшем случаев нарушения прав педработников, осуществляющих функции классных руководителей, Воронежский обком профсоюза предложил ряд мер: нужно принять областной нормативно-правовой акт об установлении размера вознаграждения с учетом количества учеников в классе на начало учебного года; не следует производить пересчет размера вознаграждения в течение учебного года в связи с уменьшением или увеличением учащихся в классе; размер вознаграждения необходимо включать в тарификационные списки, как это указано в письме Министерства образования и науки России от 26 апреля 2006 года.

Бирюкова порадовалась, что наша область в этом году стала победителем конкурса регионов, проводимого в рамках нацпроекта. Но не все здесь так просто, ведь следствием этого являются не только подушевое финансирование, но и перевод работников образования на новую систему оплаты труда. Новый механизм оплаты труда педагогических работников будет запущен с 1 сентября текущего года.

Профсоюз принимал участие в обсуждении Методики новой системы оплаты труда, разработанной Министерством образования и науки России, и неоднократно высказывал свое несогласие с ней. В первоначальном виде Методика была совершенно неприемлема, так как построена была без учета положений Трудового кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов.

Переход на новую систему оплаты труда осложнен еще и тем, что основан на перераспределении ресурсов, а не на их наращивании. Фонд зарплаты не наращивается – он просто более рационально, с точки зрения власти, используется.

При подготовке документов по новой системе оплаты труда обком профсоюза старался выстраивать профессиональный диалог с главным управлением образования и разработчиками новой системы оплаты труда – как московскими, так и областными. Бирюкова поблагодарила руководителя главного управления образования Якова Львовича, поддержавшего ряд предложений профсоюза. Так, был установлен фонд гарантий выплаты ставки заработной платы отдельным учителям (в соответствии с постановлением правительства РФ № 191 от 3 апреля 2003 года) и разницы суммы заработной платы, исчисленной по новой системе оплаты труда и размера зарплаты, которую данный работник получал бы за эту работу по ЕТС. Были введены коэффициенты, учитывающие деление класса на группы при обучении отдельным предметам (иностранные языки, информатика, технология и др.), а также при объединении в классы-комплекты (начальные классы, физическая культура, ИЗО, музыка и др.). Был введен повышающий коэффициент, учитывающий особенности обучения предметам (значения показателей устанавливаются руководителем учреждения с учетом мнения профсоюзного комитета). Были установлены фиксированные доплаты за классное руководство, заведование учебным кабинетом, неосвобожденным председателям профкомов. В состав комиссий по распределению фонда стимулирования руководителей, педагогических работников в обязательном порядке теперь будут включаться представители райкомов профсоюза и первичных профсоюзных организаций. Неиспользованная централизуемая часть средств, направляемых на премирование руководителей образовательных учреждений, по решению комиссии будет передаваться в учреждение для премирования его работников.

Вместе с тем профсоюз не удовлетворен тем, что до конца не проработана нормативно-правовая база форсируемых перемен. Уже сегодня от руководителей образовательных учреждений поступает много вопросов: какие изменения вносить в уставы, трудовые договоры, что делать, если не успели предупредить работников за два месяца о введении новой системы оплаты труда, как будет проводиться аттестация и т. д. До сих пор не ясны многие стороны этой сложнейшей реформы. Например, как при зарплате, зависящей от количества учеников и проведенных с ними уроков, исчислять ее размер в каникулярное время или отпускной период или сколько платить учителю за время болезни или декретного отпуска.

Профсоюз не согласен с тем, как строятся базовые ставки, так как по сегодняшней системе их нельзя считать гарантированной ставкой. Это может иметь очень неприятные последствия. Да, новое нужно искать, но вводить его нужно обдуманно. Непонятно, что будет с пенсией по выслуге лет, если в новой системе не предусмотрены нормы учебной нагрузки.

Возникает еще одна проблема: заработная плата руководителя школы зависит от средней заработной платы учителя. Отсюда заинтересованность директора школы сливать классы, сокращать совместителей и учителей, работающих не на полную нагрузку. Бирюкова привела такой пример: «Директор одной из школ Репьевского района обратилась в профсоюзный комитет с просьбой дать мотивированное мнение о возможном увольнении работников, обосновывая это вот так, цитирую: «Новая система оплаты труда в связи с подушевым нормативом, небольшой наполняемостью классов учащимися не предусматривает сохранение работников, не имеющих хотя бы ставки учебной нагрузки, рассчитана на сокращение тех работников, которые имеют неполную учебную нагрузку, так как в противном случае не позволяет выйти на запланированное повышение заработной платы учителей Воронежской области на 23 процента». Не имею возможности полностью процитировать обращение директора, где еще более ярко просматривается некомпетентность руководителя, явная неподготовленность к решению кадровых вопросов». Как отметила Тамара Андреевна, «такие примеры не единичны».

С большой радостью Бирюкова поведала о том, что профсоюзу удалось добиться финансирования малокомплектных школ по фактическим затратам. Правда, добились этого только благодаря помощи областной прокуратуры. Не найдя диалога с властью по данному вопросу, профсоюз был вынужден обратиться туда. Цель – сохранить малокомплектные школы. Тамара Андреевна поблагодарила глав администраций Аннинского, Богучарского, Каширского, Лискинского, Новоусманского, Новохоперского, Подгоренского, Таловского и ряда других районов, которые не закрыли ни одной школы, которые думают не только о педагогах, но и о сохранении села в целом.

Важнейший вопрос – предоставление коммунальных услуг педагогам сельской местности. В прошлом году, при поддержке областной прокуратуры, профсоюзу удалось вместо 215 рублей вернуть коммунальные услуги педагогам сельской местности в натуральном выражении. Власть ответила русской пословицей: «…хоть шерсти клок». Администрация области приняла постановление № 721 от 4 сентября 2006 года, рекомендующее установить урезанные, по сравнению с ранее действующим постановлением, нормативы твердого топлива (вместо 2,4 тонны – 2 тонны угля) и на выбор – дрова или уголь, а не то и другое, что в подавляющем большинстве районов и было принято (кроме Лискинского, Петропавловского, Поворинского и Репьевского районов, где льготы предоставляются в прежних размерах). В этой ситуации обком профсоюза был вынужден обратиться во все районные прокуратуры. В результате соответствующие постановления муниципальных органов власти были опротестованы и отменены как противоречащие законодательству.

К сожалению, льгот были лишены и педагоги, проживающие в сельской местности, входящей в соответствии с новым административным делением в городские округа городов Воронеж и Борисоглебск, а также учителя, которые работают на селе, а проживают в городе. Данные проблемы неоднократно поднимались обкомом профсоюза. В результате чего в марте 2007 года на заседании областной Думы эти вопросы были поставлены на обсуждение. Коммунальные льготы были возвращены учителям Борисоглебского и Воронежского городских округов. Что касается педагогических работников сельской местности, проживающих в городе, то не хватило всего одного голоса для положительного решения этой проблемы. С комитетом по образованию и культуре областной Думы достигнута договоренность о повторном вынесении данного вопроса на рассмотрение регионального парламента. Бирюкова выразила надежду, что и администрация области поддержит профсоюз. Она обратила внимание присутствующих на то, что речь идет о 564 педагогах, которые по 10 – 20 лет отработали на селе и только из-за отсутствия жилья по месту работы в настоящее время лишены льгот, которые предоставляются работникам именно за работу в сельской школе.

Жилищная проблема учителя – острейшая. Сегодня на учете состоит 2363 человека, из них 553 проживают в общежитиях. Хотя не может не радовать тот факт, что руководство области проявляет озабоченность по этому вопросу.

Еще одна острая проблема – «дошкольники». Профсоюз уже второй год вносит предложения по улучшению положения работников этой ступени образования.

В системе дошкольного образования г. Воронежа положение такое, словно Мамай прошел. Воронеж за 13 лет потерял более 100 детских садов, несмотря на то что в городе на очереди стоит более 13 тысяч детей.

Количество вакансий рабочих мест в детских садах достигло угрожающих размеров. Основная причина дефицита кадров – крайне низкая заработная плата. Пенсионеры ушли, а на замену им никто не приходит.

Собственно отчаянное положение системы дошкольного образования в стране и послужило поводом к тому, что в феврале этого года президиум ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации направил Обращение в федеральные органы представительной, законодательной и исполнительной власти. Президиум ЦК Профсоюза в своем обращении настаивает на принятии ряда неотложных решений, способствующих повышению статуса педагогических работников дошкольных образовательных учреждений: необходимы снижение нормы часов педагогической работы на ставку; увеличение продолжительности отпуска; право на досрочное назначение пенсии заведующим детских садов; включение воспитателей детских садов, как и учителей, в нацпроект «Образование».

Если мы хотим решить эту проблему, то должны уже сегодня в Воронежской области уделять серьезное внимание их поддержке, как это сделали в других регионах. Например, в 20 субъектах Российской Федерации уже приняты дополнительные меры социальной поддержки дошкольных учреждений и работающих в них. Так, в частности у наших соседей в Белгородской области с 1 сентября т. г. зарплата у воспитателей ДОУ будет более 6 тысяч рублей, у помощников воспитателей – около 4 тысяч, у заведующих ДОУ – 10800 рублей; в Орловской области учреждены ежегодные областные премии по 30 и 200 тысяч рублей для лучших воспитателей и образовательных учреждений; в Тамбовской – в соответствии с областным законом тоже увеличены зарплаты «дошкольникам».

В заключение своего выступления Бирюкова выразила надежду, что соглашение между главным управлением образования области и профсоюзом работников народного образования и науки РФ будет залогом совместной успешной работы по выполнению принятых на себя обязательств.


Людмила Тореева, газета «Профсоюзный щит», №5 (37), август 2007 года.


Ссылки по теме

Ресурсы по теме
- Vobkom.ru

На главную

Профсоюз
Оплата труда
Коллективный договор
Охрана труда

Фотоновости.
Обком - фотографирует,
Vobkom.ru - публикует


Публичный отчет Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ за 2016 год
(формат-Word, 143 Kb)


Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовил информационные бюллетени

Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ разослал профлидерам информационные листки

Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовил уникальный бюллетень в помощь уполномоченному по охране труда

Потребительский жилищно-строительный кооператив «Учитель»
 
Образование
Новый профлидер в жесткой борьбе с руководством Панинской школы Воронежской области отстоял права учителей

Реформа высшего образования поведет воронежскую молодежь вместо альма-матер в места не столь отдаленные

Профлидер отстоял в сельской школе одиннадцатилетнее образование
 
Регион
Воронежская обладминистрация утвердила величину прожиточного минимума

Власти Воронежской области игнорируют предоставленные федеральным центром возможности повышения уровня жизни бюджетников

В Воронежской области сорвалось подписание регионального соглашения о минимальной заработной плате


Все
о коллективном
договоре
Совместительство, совмещение, увеличение объема работы... Ежегодные основные удлиненные и дополнительные отпуска Сокращение численности или штата работников организации Работа
уполномоченного
по охране труда
© 2007-2017 «Vobkom.ru», информационно-аналитический сайт. E-mail: vobkom@yandex.ru
Воронежская областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ. Газета «Профсоюзный щит» (рег. № В 1754).
При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Vobkom.ru» обязательна.
Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Vobkom.ru» - http://www.vobkom.ru.
Карта сайта
Rambler's Top100