11 сентября 2009 года |
Когда зарплата не есть стимул |
Председатель Воронежской областной организации профсоюза Тамара Бирюкова дала интервью газете «Коммуна» |
|
|
|
Председатель Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ
Тамара Бирюкова.
Фото: Людмилы Тореевой. |
Почему основная масса работников образовательной сферы живет бедно? Отчего реформы, проводимые, казалось бы, с благими целями, дают весьма странный результат? Есть ли резервы для повышения доходов педагогов? Об этом и многом другом беседуем с председателем Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамарой Бирюковой.
– Тамара Андреевна, ваше выступление на областном августовском педсовете наделало шума, причем не только своим острым содержанием. Вы нарушили регламент по времени выступления, и чиновник, ведущий совещание, не преминул вам это высказать…
– Проблем действительно много. А касательно времени выступления… На мой взгляд, совещания, подобные августовскому педсовету, проходят не для того, чтобы зафиксировать: «мероприятие проведено, регламент соблюден». Основная задача педсовета, с моей точки зрения, – перед началом нового учебного года педагогам вместе с властью обсудить все узкие места образовательной отрасли.
– Давайте поговорим о проблемах. С вашей точки зрения, какие из них являются ключевыми?
– По-прежнему низкой остается оплата труда. Сейчас, как вы знаете, у власти в отношении системы образования планов громадье: что ни день – то объявление об очередных революционных преобразованиях. Однако создание современной инновационной образовательной системы просто невозможно без достойной заработной платы педагога. Именно она прежде всего обеспечивает мотивацию к высококачественному, эффективному труду.
Минуло два года с тех пор, как в школах нашей области введена новая система оплаты труда (НСОТ). При ее введении декларировалось: хватит платить всем сестрам по серьгам, надо оплачивать качество труда педагога. И что? Реформу провели в таком виде, что школьная система содрогнулась. На протяжении всего этого времени профсоюз не раз выражал свое несогласие с рядом принципов НСОТ. Кое-каких изменений нам удалось добиться, но неизменной осталась сама суть НСОТ – увеличение зарплат производится не за счет наращивания объемов финансирования, а за счет закрытия и реструктуризации школ, сокращения педагогических кадров и других категорий работников системы образования.
Причем даже высвободившиеся таким путем средства идут не на стимулирование качественного образования, хотя эта цель в НСОТ и декларируется как главная, а на доплаты до уровня зарплат по ЕТС (компенсация потерь работников в зарплате при новой системе) и минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Только вдумайтесь: новая система оплаты труда в Воронежской области не явилась стимулом для 47 процентов учителей! Зарплата у этой части педагогов не повысилась, а ушла в минус. И администрация вынуждена пускать заложенные на учебные расходы деньги на доплаты учителям до «дореформенного» уровня. на практике заявленный 30-процентный фонд стимулирования оказался недосягаемым для большинства педагогов.
Не все в порядке и с выплатами из фонда стимулирования: размер и стабильность выплаты премии зачастую определяются не качественными показателями, а отношением директора школы к подчиненному. НСОТ дает возможность директору платить больше «угодным» и недоплачивать «неугодным».
К сожалению, и по сегодняшний день не определены способы и критерии достоверной оценки деятельности учителя. Зачастую Положения об оплате труда принимаются без учета мнения профсоюза. Есть, к сожалению, руководители, которые школу считают своей вотчиной и требуют от работников безоговорочного выполнения его решений. Поступают жалобы на то, что директор заставляет учителя работать в школе 36 часов, а зарплату платит за 18, самостоятельно распределяет премиальный фонд, доплаты и надбавки. Причем такие случаи не единичны. Во многих коллективах в связи с введением НСОТ, особенно при распределении стимулирующей части, возникает психологическая напряженность.
– За последние годы, как известно, уменьшилось число школьников. В результате педагоги малокомплектных школ недополучают в зарплате, так как не могут обеспечить норму наполняемости классов согласно нормативам…
– Препятствует повышению качества образования и оплата за ученико-часы. То есть в классе, где обучаются 30 человек, никто, по сути, не заинтересован в росте качества: учитель и так получит больше. Свою отрицательную роль в новой системе оплаты труда сыграли и заниженные нормативы подушевого финансирования. Для того чтобы хоть как-то выжить, учителя вынуждены работать с двойной, а то и тройной нагрузкой. Сегодня мы пришли к тому, что размер заработной платы уборщицы и педагога с высшим образованием и высшей категорией оказался на одной ступени: 4330 рублей. А точнее, дифференциация составила смешные цифры – от трех до 13 рублей.
– Куда же смотрел профсоюз, когда власти затевали этот эксперимент?
– Мы были категорическим противником введения НСОТ в ее нынешнем виде. Но власти (теперь уже многих из числа реформаторов нет на прежних их должностях), прямо скажем, действовали в этом вопросе нахрапом. Забрезжили федеральные гранты в рамках комплексного проекта модернизации образования, и власти кинулись в омут НСОТ с головой. Сразу же, как только чиновники обнародовали свои планы, мы представили подробнейшие поправки. Но… власти нас не услышали.
Там, где у профсоюзных работников есть возможность умерить «реформаторский зуд» власти рамками закона, эта возможность всегда используется. Так, например, в нашей области в Законе «Об областном бюджете на 2008 и на плановый период 2009 –2010 годов» не были предусмотрены суммы доплат до МРОТ и повышение оплаты труда педагогических работников на 14 процентов. Из-за чего в школах области сложилась напряженная ситуация. Профсоюз был вынужден обратиться в областную прокуратуру, которая внесла представление областной администрации об устранении выявленных нарушений законодательства, принятия конкретных мер. На заседании областной Думы были внесены изменения в закон об областном бюджете, дополнительно выделено 525,3 млн. рублей на заработную плату учителей.
– Вы нарисовали довольно-таки невеселую картину с оплатой труда в школах. А что сейчас происходит в дошкольных учреждениях?
– Бедствие. К проблеме очень низкой оплаты труда теперь еще добавилась и проблема уравниловки. Если в 2008 году зарплата в детских садах была увеличена за счет доплат в размере 1000 и 500 рублей, то с января 2009 года в ряде районов они перестали совсем выплачиваться. Правда, в Аннинском, Богучарском, Борисоглебском, Верхнемамонском, Калачеевском, Кантемировском, Каширском, Ольховатском, Рамонском, Таловском, Эртильском и Хохольском районах все-таки изыскали средства на доплаты сверх минимальной заработной платы. Спасибо главам администраций этих районов за чуткое отношение к работникам дошкольных учреждений!
Власти же Воронежа профсоюзу по вопросу доплат навстречу не пошли, и они были, по сути, в городе отменены. В результате максимум, на что может рассчитывать высококвалифицированный воспитатель, работающий по 13-му разряду, – это 5 тыс. 40 руб. Разница в его зарплате и зарплате сторожа составляет всего 710 руб.
Детские кроватки, наверное, скоро будут располагаться и в коридорах детских садов, так как очередь не уменьшается, а растет. На сегодня в ней стоят уже более 16 тысяч детей.
На встрече с губернатором профсоюзу удалось договориться о назначении с 1 сентября этого года доплат работникам детских садов Воронежской области. Хотелось бы надеяться, что и городские власти поддержат инициативу губернатора.
– А как обстоят дела в начальном и среднем профобразовании?
– В Воронежской области – около сорока учреждений начального и среднего профессионального образования, секвестирование бюджета лишило их средств для дальнейшего развития. В нынешнем году такие статьи, как текущий и капитальный ремонты, приобретение оборудования и хозтоваров, вообще не финансируются. До смешного доходит: в аудиториях порой нет мела!..
– Говоря о новой системе оплаты труда, вы отметили: ее суть в том, что увеличение зарплат производится не за счет наращивания объемов финансирования, а за счет закрытия и реструктуризации школ, сокращения кадров. Неужели здесь все так жестко увязано?
– Именно так. В этом-то и есть колоссальная проблема. Безусловно, демографическая ситуация складывается неблагополучно как в России, так и в Воронежской области. И этот фактор оказывает свое негативное влияние. Но в большинстве случаев закрытие и реорганизация учебных заведений диктуются лишь соображениями нехватки бюджетных средств на выплату зарплаты работников и на содержание зданий. И эта беда прикрывается модными ныне словами «реструктуризация» и «оптимизация» образовательной сети. Посмотрите статистику – темпы упомянутой оптимизации намного опережают цифры демографического спада, а сейчас и вовсе начался жесточайший прессинг по сокращению кадров образовательных учреждений.
За первой волной уничтожения малочисленных школ области пошла вторая – искусственно подталкиваемая рамками не только заниженного нормативного финансирования, но и письмом бывшего руководителя департамента образования, спорта и молодежной политики Юрия Савинкова «О мерах по сокращению неэффективных расходов средств местного бюджета». Письмо в феврале этого года было направлено во все сельские районы области. И тут пошли звонки с мест с жалобами: о сокращении классов-комплектов, ликвидации и реорганизации школ, тотальном увольнении педагогов. И это в то время, когда учебный год еще не закончился. Цифры указывались беспрецедентные, то есть практически в каждом районе следовало закрыть от пяти до десяти школ.
– Насколько я знаю, у сельских педагогов недавно появилась еще одна проблема -- предпринимаются попытки по ограничению размера коммунальных льгот.
– Действительно, в июле был принят закон Воронежской области № 94–ОЗ, которым натуральные льготы по оплате жилья и коммунальных услуг педагогам сельской местности с 1 января 2010 года заменены на денежные компенсации. Первая попытка такой замены предпринималась областными властями еще в 2005 году. Денежная компенсация была назначена только работающим не менее чем на 0,75 ставки. Ее размер составил 215 рублей в месяц.
Восстановить тогда законность удалось только с помощью прокуратуры области.
И вот новая попытка. Хотя в одной из статей закона и декларируется то, что денежная компенсация будет на сто процентов покрывать расходы педагогов на коммунальные услуги, в другой статье говорится о том, что она станет выплачиваться с учетом нормативов потребления коммунальных услуг. Но о каких нормативах идет речь? Кем и как они будут устанавливаться? В законе на этот счет ничего не сказано.
Между тем в профсоюзе прекрасно помнят о недавней законодательной инициативе депутатов Воронежской областной Думы по ограничению предоставления льгот по оплате коммунальных услуг сельским педагогам, с которой они вышли в Государственную Думу. Речь в законопроекте шла и о нормативах потребления коммунальных услуг. И этот законопроект был отклонен Госдумой в первом чтении, как ухудшающий социальное положение учителей.
– Что же в связи с этим будет делать профсоюз?
-- Очевидно, что коммунальные новации областных властей противоречат Федеральному закону «Об образовании». Обком профсоюза уже обратился в прокуратуру с заявлением о проверке соответствия 94-го закона действующему законодательству.
Виктор Силин, газета «Коммуна», №133 (25367), 11 сентября 2009 года.
Ссылки по теме
- Педсовет. Когда зарплата не есть стимул… (Газета «Коммуна», 11 сентября 2009 года)
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru
- Сайт газеты «Коммуна» |