Мы построили
учительские дома!
ВОБКОМ.РФ
Новостная лента
Воронежского обкома
Оклад учителя –
не ниже 1,5 МРОТ
Vobkom.ru
Информационно-аналитический сайт о проблемах воронежского образования
Профсоюз,
новости
Главное
Власть
Профсоюз
ВУЗы
ПУ и ССУЗы
Школы
Детсады
Дополнительное образование
«Профсоюзный щит»
«Мой профсоюз»
«Учительская газета»
«Солидарность»
Доска объявлений
Биржа труда
 
 
 
Профсоюз работников народного образования и науки РФ
Воронежская областная организация
О нас Новости Лоббизм Право Опыт
11 октября 2011 года
Милее ста рублей – двести
Газета «Коммуна» опубликовала интервью с председателем Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамарой Бирюковой
 
  Председатель Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Бирюкова.
Фото: Михаила Вязового.
К новому учебному году федеральные, а вслед за ними и региональные власти выдали педагогическому сообществу очередную порцию обещаний сладкой жизни. Стало быть, острые проблемы скоро будут решены, и слово «учитель» зазвучит гордо? О проблемах образовательной сферы нашего края, перспективах мы сегодня говорим с председателем Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамарой Бирюковой.

– Тамара Андреевна, я так понимаю, что после ряда объявленных обязательств власти в новый учебный год педагоги вступают с большим воодушевлением.

– Власть всегда была богата обещаниями, в том числе и учителям. Практика же, к сожалению, показывает, что между заманчивыми перспективами, рисуемыми российскими сановниками, и реальностью, с которой впоследствии приходится сталкиваться педагогическому сообществу, – дистанция огромного размера.
Свежий пример – решение власти поднять зарплаты бюджетникам на 6,5 процента. Педагоги очень ждали этой июньской прибавки – в учительских семьях каждая копейка на счету. И в подавляющем большинстве своем не дождались. Вместо того, чтобы пропорционально поднять людям зарплаты, власти увеличили фонд оплаты труда, и деньги практически полностью растворились в процессе доведения зарплат обслуживающего персонала школ до минимального размера оплаты труда (МРОТ). Соответственно, сторож и учитель стали зарабатывать фактически одинаково. Теперь педагоги ждут, что принесет им обещанное повышение фонда зарплаты на 30 процентов.
Сегодня среднемесячная зарплата работников образования по отношению к средней по экономике составляет 62 процента (49,9 – в детских садах; 60,1 – в школах; 61,6 – в учреждениях начального профессионального образования; 72,3 процента – в средних специальных учебных учреждениях).

Что можно сказать, если 18 тысяч 269 (34 процента!) работников образовательных учреждений Воронежской области имеют заработную плату ниже прожиточного минимума. В Семилукском и Новохоперском районах число таких работников зашкаливает за 56 процентов, в Воробьевском, Грибановском, Таловском и Эртильском районах составляет около 50 процентов, в Богучарском, Кантемировском, Острогожском, Панинском, Поворинском, Рамонском и Нововоронеже – от 41 до 45 процентов.

– Насколько я знаю, механизм новой системы оплаты труда (НСОТ), которая будет действовать с 1 сентября этого года в школах, был согласован с профсоюзом.

– Да. В отличие от экспериментальной НСОТ 2007 года, поспешно введенной властью в общеобразовательных учреждениях Воронежской области, на этот раз к мнению профсоюза прислушались. Практически все наши замечания и предложения были учтены. С 1 сентября нынешнего года учителя почти всех школ переведены на фиксированные ставки за установленную норму часов. Рекомендуемые минимальные оклады повышены на 10 процентов.Установлены выплаты за стаж работы: от 5 до 20 процентов. Доплаты молодым специалистам составят от 20 до 30 процентов в первые три года работы. В два раза увеличены доплаты за высшую и первую квалификационные категории, то есть было, соответственно, 20 и 10 процентов, станет – 40 и 20 процентов. Но мы неоднократно разъясняли и разъясняем: установленные в регионе минимальные оклады только ориентируют руководителя на то, что ниже этой планки опускаться нельзя.
При наличии средств оклады могут быть и выше! В то же время мы уже и сейчас понимаем, что при существующих подходах у кого-то из педагогов зарплата вырастет на 50 процентов, а кто-то получит прибавку лишь в размере 10 процентов.

Тем не менее, наряду с фиксированными ставками за норму часов, остается и расчет заработной платы педагогического работника в зависимости от стоимости одного ученико-часа. Однако мы настояли, чтобы выбор методики для расчета заработной платы педработников, ведущих образовательный процесс, определялся решением трудового коллектива.

Дополнительно к сказанному хочу сообщить, что требования профсоюза об уменьшении учебной нагрузки на ставку с 20 часов до 18 учителям начальных классов наконец-то удовлетворены.

Профсоюз требует принятия решения о возврате в Трудовой кодекс Российской Федерации обязанности правительства страны устанавливать размеры базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников учреждений образования, здравоохранения, культуры и других работников бюджетной сферы, независимо от того, из бюджета какого уровня они финансируются, а также решения о конкретизации понятия МРОТ.

Перед началом нового учебного года нас очень обеспокоило то, что властями было принято решение повысить зарплаты только школьным учителям. Были оставлены без внимания педработники всех остальных типов образовательных учреждений, чьи зарплаты находятся в состоянии стагнации вот уже третий год подряд.
Мы направили в Администрацию Воронежской области и областную Думу решение пленума обкома профсоюза по данному вопросу и два письма с требованием увеличить зарплату педагогическим работникам интернатов, детских садов, учреждений дополнительного образования, начального и среднего профессионального образования.
Мы благодарны губернатору Алексею Гордееву, который поддержал наши требования: с 1 октября этого года фонд оплаты труда увеличивается на 30 процентов.
А если рассмотреть глубже это повышение, то его можно назвать индексацией за прошлые годы, поскольку в 2009 и 2010 годах повышения зарплаты не происходило, зато инфляция за это время составила 18,3 процента. И в этом году – уже 8 процентов. В связи с чем профсоюз и в дальнейшем будет требовать повышения заработной платы, а конкретно – повышения фиксированных ставок за установленную норму часов.

– Вы назвали цифры среднемесячной зарплаты различных категорий работников образовательной сферы. Видно, что самая тяжелая ситуация в дошкольных учреждениях.


– Проблемы дошкольных учреждений сегодня связаны в том числе и с тем, что на фоне крайне низкой заработной платы ответственность воспитателей усилилась. Группы нередко переполнены, не хватает обслуживающего персонала. Новые санитарные правила направлены на «утрамбовывание» детей в группах. Снимается даже запрет на использование двухъярусных кроватей. Ранее это не допускалось исключительно во избежание травматизма детей и персонала. А персонал, по сути, лишается компенсационных выплат за превышение наполняемости в группе.
Хорошо, что наши требования были услышаны и в проект Закона «Об образовании» заложено софинансирование дошкольного образования со стороны субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Будем надеяться, что ситуация с зарплатой все-таки изменится.

– Сейчас обсуждается уже третья версия проекта закона. Она, должно быть, несколько лучше прежних?

– Вариант законопроекта Министерства образования и науки РФ ошибочен концептуально. Профсоюз, педагоги в принципе не согласны с его идеологией. Это ярко показала встреча в Воронеже работников сферы образования с депутатом Госдумы Олегом Смолиным. Переполненный зал бывшего Дворца профсоюзов бурными аплодисментами поддерживал критику концептуальных моментов правительственного законопроекта. У Смолина в презентации это очень хорошо разложено по полочкам.
Идеологической установкой законопроекта Минобрнауки является то, что образование – преимущественно рыночная услуга, и, вообще, любая образовательная деятельность – услуга. Правильный же подход: образование – преимущественно внерыночная сфера, социальное служение. В отличие от правительства мы исходим из того, что цель образования – в многостороннем развитии способностей личности. Мы против нынешней ориентации на элитарное образование. С нашей точки зрения, необходимо обеспечить максимально равные образовательные возможности, высококачественное образование – для всех.

– Это общие подходы, а если поконкретнее?

– Конкретика прямо зависит от общих подходов. В проекте Закона «Об образовании» отсутствуют нормы консолидированного бюджета РФ на образование. Между тем, в настоящее время, по данным Общественной палаты РФ, эта доля в нашей стране составляет около 3,5 процента. А в СССР в 1970 году, по данным Мирового банка, составляла 7 процентов. Та же цифра – в странах, осуществляющих модернизацию. Представьте, если бы финансирование образовательной сферы у нас увеличилось в два раза. Очевидно, что в этом случае мы не были бы в таком глубоком кризисе.

В основу финансирования всех государственных и муниципальных образовательных учреждений, за исключением малокомплектных сельских школ, законопроектом положен подушевой принцип. В развитых странах принцип подушевого финансирования тоже используется, но нигде – в качестве единственного. В противном случае неравенство возможностей в сфере образования резко усиливается.

Профсоюз не устраивают подходы законопроекта к вопросу зарплат.
Хорошо, что пПравительство решило поднять зарплату учителям до средней по экономике в субъекте Российской Федерации. Но, в перспективе, мы должны говорить о превышении этого уровня. А в законопроекте установлен «потолок». В отношении же зарплат мастеров производственного обучения в системе начального профобразования, преподавателей ссузов, вузов нормы и вовсе отсутствуют.

Не определен в проекте закона статус учреждений и педагогов дополнительного образования. Как особый уровень образования отсутствует начальное профессиональное образование.

Академическую стипендию студентов вузов мы предлагаем максимально приблизить к прожиточному минимуму трудоспособного населения, вывести ее на уровень стипендий советского периода. В законопроекте же речь идет о размере стипендии только на уровне не менее половины МРОТ.

Законопроект предусматривает сокращение коммунальных льгот для сельских педагогов. В нем не нашли должного отражения положения международных актов в сфере образования, в том числе содержащие требования по обеспечению единого образовательного пространства. Это рекомендации МОТ, ЮНЕСКО о положении учителей, Рекомендации о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений, Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века.
Отсюда – и требования профсоюза: предоставить равные возможности для всех граждан России на получение полностью бесплатного образования всех уровней; выработать новую концепцию образовательной политики в интересах всех граждан РФ; предусмотреть в новом Законе «Об образовании» комплекс социальных гарантий работникам и учащимся, включая условия труда, уровень зарплат и стипендий.

Газета «Коммуна» № 155, 11 октября 2011 года.


Ссылки по теме


Ресурсы по теме
- Vobkom.ru

На главную

Профсоюз






Портфель профлидера:
Оплата труда
Соглашения
Коллективный договор
Охрана труда

ВОБКОМ.РФ
Новостная лента Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ

Воронежский обком профсоюза образования добился повышения окладов работникам образовательной сферы области

Фотоновости.
Обком - фотографирует,
Vobkom.ru - публикует


Публичный отчет Воронежской областной организации Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации за 2022 год (формат-Word, 210 Kb)

Публичный отчет Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ за 2015-2019 годы
(формат - PDF, 5,1 МБ)


Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовил информационные бюллетени

Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ разослал профлидерам информационные листки
 
Образование
Программа воспитания Борисоглебского техникума промышленных и информационных технологий победила на всероссийском конкурсе

«Сил уже никаких нет!» – на круглом столе председателей профсоюзных организаций много говорили о перегруженности педагогических работников

Воронежские вузы активно помогают участникам специальной военной операции
 
Регион
Воронежская обладминистрация утвердила величину прожиточного минимума


Все
о коллективном
договоре
Совместительство, совмещение, увеличение объема работы... Ежегодные основные удлиненные и дополнительные отпуска Сокращение численности или штата работников организации Работа
уполномоченного
по охране труда
© 2007-2024 «Vobkom.ru», информационно-аналитический сайт. E-mail: vobkom@yandex.ru
Воронежская областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ. Газета «Профсоюзный щит» (рег. № В 1754).
При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Vobkom.ru» обязательна.
Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Vobkom.ru» - http://www.vobkom.ru.
Карта сайта
Rambler's Top100