29 марта 2018 года |
Откуда «шмелеметры»? |
Четвертая Школа молодого педагога прошла в Воронеже |
|
|
|
В подарок «Шмелю» – Книга ярких впечатлений (Воронеж, Школа молодого педагога, 26-29 марта 2018 года).
Фото: Татьяны Масликовой. |
С 26 по 29 марта на базе санатория имени Максима Горького состоялась четвертая областная Школа молодого педагога – традиционный ежегодный учебный сбор, организованный Воронежским обкомом профсоюза работников народного образования и науки РФ. Участниками сбора стали 150 молодых учителей практически из всех районов и городов Воронежского региона, а также делегация из Липецкой области.
Традиции сохраняются
От прошлых сборов четвертый «ШМель Петрович» взял все самое хорошее и одновременно, благодаря своим организаторам, обогатил свое содержание новыми и оригинальными формами работы. Напомним, что название Школы молодого педагога (ШМП) родилось во время первого сбора в 2015 году: сокращенное и скучное «ШМП» превратилось в неунывающего и трудолюбивого «ШМеля Петровича». А к своему четвертому сбору «Шмель» уже получил такую популярность, что многие школы Воронежа заранее очень просили увеличить количество мест для городских молодых педагогов. Поэтому организатор сбора – Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ – решил приглашать на сбор не 90 и не 100 человек, как в первые годы, а остановиться на 150, как это было на третьем «Шмеле». Только в прошлом году в числе приглашенных оказались 10 делегаций из других городов Центрального федерального округа, а теперь все места распределили между воронежцами – учителями городских и сельских школ области. В числе приглашенных традиционно оказалась делегация Липецкой области: к нам приехали пять молодых педагогов, и все они проявили себя прекрасно – активные, веселые, готовые получать новые знания и делиться своими. Ведь именно за этим приезжают на сбор молодые учителя.
Но главной отличительной чертой «Шмеля» по-прежнему остается его атмосфера: абсолютная занятость и полное погружение в профессию. В 7-45 – начало занятий, точнее, общая утренняя зарядка, потом завтрак, лекции, мастер-классы, коллективно-творческие дела. Отбой в 23 часа, но это если не затянутся так называемые «свечки» – подведение итогов дня, когда вся команда в 25 человек рассаживается на своем отрядном месте, гасят свет, зажигают свечу или маленький фонарик, и каждый высказывает свое мнение, что удалось и не удалось за день.
Встречи с интересными людьми
Среди традиционных мероприятий и творческих дел, которые обычно проводятся на «Шмеле», по-прежнему остаются знаковые встречи с представителями департамента образования и обкома профсоюза. Уже в четвертый раз к молодым педагогам приезжала первый заместитель руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Галина Иванова. Начинающие учителя имели возможность напрямую задать самые острые вопросы, по которым можно делать вывод о том, что на сегодняшний день больше всего волнует молодых педагогов. Например, если в прошлые годы самыми дискуссионными были вопросы о заработной плате, то на этот раз наиболее живой отклик вызвала тема работы с детьми с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Где и как подготовиться учителю к такой работе? Как эффективно организовать занятия в инклюзивном классе? Каждый ли ребенок с ОВЗ может в нем учиться, и если нет, то как убедить в этом его родителей? Галина Петровна ответила на эти и другие вопросы молодых педагогов и рассказала им о сегодняшнем положении дел в системе образования Воронежской области.
Второй, не менее важной, встречей была лекция заведующей отделом труда и заработной платы обкома профсоюза Людмилы Дороховой. Вот здесь уж о заработной плате молодые учителя наговорились всласть! Обсудили все нюансы и самые спорные моменты, а потом долго благодарили Людмилу Николаевну и не хотели отпускать: окружили в фойе перед актовым залом, и каждый старался рассказать о своей ситуации и получить совет.
Еще одним неизменным моментом сбора остается лекция о проблемах политического процесса в современном мире и России. Обычно она проводится ранним утром на второй или третий день сбора и всегда пользуется большой популярностью. Приходят не только историки, а все, кому небезразличны позиция России в мировых вопросах и положение дел внутри страны – зал полон. Так же было и на этот раз: доцент кафедры политологии и социологии Воронежского госуниверситета, кандидат политических наук Роман Савенков рассказал о демократическом строе, его «плюсах» и «минусах», а потом почти столько же времени отвечал на многочисленные вопросы молодых педагогов. Вспомнили даже братьев Стругацких и изображенную ими картину счастливого будущего, где все свободны, все равны, и у каждого по два раба. Одним словом, равнодушных в зале не было, а молодые педагоги в очередной раз проявили себя людьми думающими, начитанными и неравнодушными к судьбе своей страны.
Новые идеи
Но в том и заключается особая притягательность «ШМеля Петровича», что не только традиционные мероприятия составляют его основу, но сам он год от года меняется, и обязательно появляется что-то новое. Рассказывает руководитель проекта «Школа молодого педагога», учитель русского языка и литературы, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года – 2001», член жюри Всероссийских конкурсов «Учитель года», «Педагогический дебют», «Воспитать человека» Наталья Тихонова:
– В четвертой Школе молодых педагогов впервые в истории «Шмеля» появились наставники. Это люди, которые приехали из своих районов и городов к нам для того, чтобы помогать организовывать работу здесь, а потом, вернувшись к себе, работать с молодыми учителями по тем моделям наставничества, которые представлены на сборе. Мы специально учим этому, Татьяна Юрьевна Скибо, кандидат педагогических наук, доцент Военно-воздушной академии имени профессора Жуковского и Гагарина, подготовила для наставников лекцию «Трансформация ролевых позиций педагога». На сборе 18 наставников и пятеро кураторов в группах, причем трое из кураторов одновременно считаются и наставниками – это опытные педагоги, победители разных лет областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» Юлия Старых, Евгений Древаль и Софья Дроботова.
По словам Натальи Сергеевны, сквозной, объединяющей темой четвертого «Шмеля» стали работа с книгой и необходимость, незаменимость чтения для современного педагога. Всем командам было дано задание «написать» книгу для «Шмеля», и этой идее были подчинены многие творческие дела. Например, Книжная ярмарка, когда каждая из пяти команд, причем все они отличались по цвету – профсоюз подготовил футболки шести цветов для участников, а также значки со «шмелиной» символикой, книги и диски с информационными материалами о профсоюзной работе, – должны были «продать» три книги. Конечно, продать не в прямом смысле, а условно: команды должны были убедить зал, почему нельзя работать и жить без трех замечательных книг, которые они рекламируют.
Два слова о «крылатых выражениях» этого сбора. Интересно то, что на прошлых «Шмелях» подобного как-то не замечалось, а четвертая Школа МП, похоже, стала более красноречивой. Так, например, в обиход вошли «шмелеметр» и «шмелерост»: и то, и другое обозначали определенные фигуры на сцене, когда участники команды выстраивались в шеренгу (или «линеечку») по росту. «Шмелерост» в этом случае изображал систему учительского роста – от молоденького, маленького и худенького начинающего учителя до высокого и приятного во всех отношениях директора-мужчины. Интересная, оригинальная лекция, исключающая скуку и желание заснуть, также получила свое особое название: «шмелекция».
Как сказал во время прощального вечера Павел Дмитриев, учитель истории воронежской школы № 11, на сборе всех участников «заразили вирусом «Шмеля»! Это прекрасно и здорово: «Спасибо вам всем большое! Нам было очень интересно и приятно здесь находиться».
Татьяна Алексеева, газета «Профсоюзный щит», №3 (134), апрель 2018 года.
Ссылки по теме
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |