Апрель 2008 года
Текст выступления председателя Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Т.А. Бирюковой
на V Пленуме обкома профсоюза 16 апреля 2008 года
Уважаемые коллеги!
Прошедший календарный год был ознаменован тем, что сфере образования стало больше уделяться внимания. Существенно укрепляется материальная база образовательных учреждений, уделяется внимание развитию информационных технологий. Значительной части учителей повышена заработная плата. В рамках национального проекта школы и учителя получают президентские гранты. Продолжаются выплаты в размере тысячи рублей за классное руководство. Малочисленные школы в 2007 году стали финансироваться по фактическим затратам. Принято Постановление областной Думы о доплатах работникам дошкольных учреждений до 1 тысячи рублей.
Но вместе с тем, 2007-й год для нашей отрасли был сложным и напряженным.
Выполняя основную задачу Профсоюза по защите социально-экономических и профессиональных прав и гарантий работников отрасли, мы добились создания благоприятных, оптимальных условий труда для учителя. Ведь он – ключевая фигура образовательного процесса, и ему больше всего необходима обстановка стабильности и творчества в педагогическом коллективе.
Сегодня регионам передано множество полномочий. Но справляются ли они с ними? Какие проблемы сегодня волнуют педагогическое сообщество? Какие меры необходимо предпринять организациям отраслевого Профсоюза, чтобы обеспечить эффективную защиту и поддержку учителей? Об этом и будет наш разговор на Пленуме.
Сейчас, когда федеральный центр многие полномочия передал регионам, без установления взаимоотношений с органами власти работать нельзя. Именно поэтому Профсоюз должен активно участвовать в реализации национального проекта, аттестации педагогов, разработке Положений по оплате труда, заниматься охраной труда и этот перечень можно продолжать.
Несмотря на перераспределение полномочий в сторону усиления региональной составляющей, набирает силу очень жесткая вертикаль власти. Регионам приходится оглядываться на решения, принимаемые на федеральном уровне.
За примером далеко ходить не надо. Следует только посмотреть на то, как вводилась новая система оплаты труда в нашей области. Министерство образования разработало модельную Методику, которая должна была помочь региону в разработке и применении положений о новой системе оплаты труда работников образования.
Что означает эта Методика? Это не закон и не нормативно-правовой акт, с которым нужно считаться несмотря ни на что. Но это только с одной стороны. А вот с другой – регион как раз и заставляют считать Методику и законом и нормативно-правовым актом. Во-первых, её прислало Министерство, во-вторых, попробуй не выполни. При введении новой системы оплаты труда Министерство настояло на своём – установление зависимости оплаты труда учителя от специальной расчётной единицы «ученико-час», и теперь жестко проверяет, насколько этот и иные принципы реализованы в региональной методике оплаты труда. Оно не скрывает, что планирует сократить объём федеральной поддержки тем регионам, которые ушли от некогда заявленных принципиальных позиций этой части комплексного проекта модернизации образования (КПМО).
То есть тех, кто ослушается и поступит по-своему, накажут рублём.
И ещё один очевидный процесс происходит сейчас в стране, в том числе и в нашей области, хоть и стар как мир. Это стремление как можно удачнее отрапортовать центру, чтобы лучше выглядеть. Сложности просто замалчиваются. Это очень опасная тенденция, не заболеть бы нашим райкомам и первичным профсоюзным организациям таким недугом.
Мы считаем, что, несмотря на предоставление права субъектам Российской Федерации принимать соответствующие правовые акты, в то же время они не должны противоречить действующему законодательству.
Между Главным управлением образования и обкомом профсоюза до сих пор сохраняются разногласия по правовым аспектам введения новой системы оплаты труда в регионе.
А именно, мы не можем согласиться с тем, что в новой системе оплаты труда нет фиксированных размеров ставок заработной платы, а это нарушает положения статей 129,143,144 и 333 Трудового кодекса РФ, Постановления Правительства РФ № 191 от 03 апреля 2003 года, Типового положения № 196 и Единых рекомендаций трёхсторонней Российской комиссии.
Мы не согласны с порядком формирования базовой части заработной платы учителя в зависимости от количества учеников в классе.
Снижение размера оплаты труда учителей за меньшее (по сравнению с нормативом) количество учеников в классе, на комплектование которых они не могут повлиять, воспринимается учителями как незаслуженное наказание, вызывает непонимание и несогласие. В конечном итоге учитель, особенно сельской местности, становится заложником различных обстоятельств, которые не позволяют формировать классы установленной наполняемости.
Правда, здесь следует сказать, что Постановлением администрации области от 29 декабря 2007 года внесены некоторые изменения в новую систему оплаты труда, в частности:
1). Уменьшена гиперзависимость зарплаты учителя от количества учеников.
2). Разрешено использование при расчётах показателя средней наполняемости по ступени.
3). Перенос доплат за неаудиторную деятельность в базовую часть зарплаты и др…
Всё это должно было снизить потерю в зарплате ряда учителей. Но получилась другая ситуация. Выравнивание повлекло за собой значительное уменьшение заработной платы учителей начальных классов. Пошла масса жалоб, что без предупреждения за 2 месяца стали снижать зарплаты. И, при чём, оказывается значительное уменьшение на 2-3 и более тысяч.
И ещё есть моменты, с чем мы не согласны.
1). При оплате труда учителей в стоимости педагогической услуги (1 ученико-час) не учитывается уровень их образования и стаж педагогической работы.
2). Сложен расчёт стимулирующего фонда. Премии учителям распределяются с нарушениями.
Механизм оплаты труда сегодня заставляет систему образования в целом отвечать на такой важный и весьма актуальный вопрос, как: за что, каким образом, в результате какого распределения учителя получают оплату за свой труд?
Из всех финансово-экономических вопросов именно этот выходит на первый план, заставляя вскрывать целый пласт сложных проблем в сфере управления образованием.
К сожалению, к распределению фонда стимулирования оказались неподготовленными ни администрация школ, ни Профсоюз, ни общественные советы.
Нет гласности при распределении премий.
А отсюда получается, директор – своя рука – владыка, как хочу и кому хочу, так и распределяю.
И во многих школах (по жалобам поступившим с мест) получается, что ряд руководителей образовательных учреждений завучам устанавливают премии по 100-200%, главному бухгалтеру – 200%, бухгалтеру-кассиру – 100%, сторожам – 100%, а вот за качество и результативность не более 20%, или совсем не устанавливают.
Из сказанного вывод один – нет сегодня объективной оценки труда учителей.
И в какой-то степени виноваты в этом и профкомы школ, так как не занимают принципиальной позиции при разработке Положений об оплате труда. Председатели первичных профсоюзных организаций зачастую без всякого анализа Положения единолично подписывают их. А директору это и нужно. Он считает, что всё согласовано с Профсоюзом, нарушений нет. В этой ситуации необходимо повышение качества работы не только руководителей, но и профкомов в оценке деятельности каждого работника.
На наш взгляд, в этой ситуации и формально созданные общественные советы не помогут, да к тому же их участие в установлении заработной платы, в том числе и премий, Трудовым кодексом РФ не предусмотрено. Ведь в статье 135 ТК РФ записано:
«Системы оплаты труда, включая доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, премии устанавливаются коллективными договорами, соглашениями или локальными актами с учётом мнения профсоюзного органа.
При чём здесь управляющие Советы? Им без распределения премий есть чем заняться.
С введением нормативного финансирования управляющие Советы в первую очередь должны заниматься тем, как распределить ассигнования по статьям расходов. Какие ставки сделать приоритетными, куда направить полученную экономию. Как обеспечить эффективность расходов, если средств недостаточно.
Короче говоря, следует добиваться не только прозрачности финансовой деятельности школы, но и в ходе работы изыскивать возможности для привлечения дополнительных внебюджетных средств и так далее.
Одним словом, проблем в образовании в связи с введением новой системы оплаты труда не убавилось, а прибавилось.
Мы считаем, что новая система оплаты труда совершенно неприемлема для малочисленных школ без дополнительного вливания средств. Более 47% учителей получают доплаты из фонда гарантий. Но ведь фонд гарантий не вечен, следовательно, напрашивается вопрос: «Что в дальнейшем ожидает эти школы?» Сокращение, закрытие, слияние классов? Или оптимизация до полного исчезновения этих школ?
Подводя итог сказанному, хочу несколько слов сказать об отношении учителей к новой системе оплаты труда. 27 марта на семинаре руководителей правовых кружков, а это в основном учителя, было проведено анкетирование по новой системе оплаты труда.
И на поставленные в анкетах вопросы были даны следующие ответы.
84% заявили, что в НСОТ нужно учитывать стаж и образование;
41% , что НСОТ не для малокомплектных школ;
46% - для малокомплектных школ нужны фиксированные ставки;
69% - базовая часть заработной платы не должна быть ниже прожиточного минимума;
70% - в основу распределения премий должна быть положена результативность труда, а не симпатии или антипатии директора школы к учителю;
57% - не устраивают сегодняшние подходы к установлению премий;
100% - считают, что в распределении премий должна быть прозрачность, гласность, справедливость и достойная оценка стоимости урока;
Средний размер заработной платы вместе с премией составляет от 5 до 13 тысяч рублей.
Хочу ещё раз подчеркнуть, что:
1. Новая система оплаты труда должна базироваться на действующем законодательстве и иных нормативно-правовых актах, Единых рекомендациях Российской трёхсторонней комиссии.
2. Базовая ставка должна быть увязана с нормой рабочего времени педагога.
3. Заработная плата учителя не должна зависеть от количества учеников в классе.
4. При расчёте заработной платы учитывать не только квалификацию, но и стаж работы, и образование.
В дальнейшем мы будем настаивать, чтобы в рамках реализации Постановления Правительства РФ № 605 от 29 сентября 2007 года по введению новых систем оплаты труда на федеральном уровне и Единых рекомендаций на 2008 год, были внесены значительные изменения в действующую ныне новую систему оплаты труда.
Мы думаем, что игнорировать эти документы и эти принципы при дальнейшем формировании и реализации НСОТ в регионе вряд ли удастся, так как они являются обязательными на всей территории России.
Не могу не остановиться и на таком вопросе, как повышение заработной платы с 1 февраля т.г. на 14%. Принятое постановление администрации области от 28 января 2008 года № 47 применять без соответствующих разъяснений было нельзя.
Стало поступать много вопросов в обком профсоюза о порядке применения указанного постановления. Поскольку комментировать данный документ не имеем права, мы обратились к Губернатору области с просьбой дать разъяснения на поставленные нами вопросы.
Путём диалога с областной властью и областной Думой нам удалось добиться пусть незначительного, но гарантированного увеличения размера окладов на 14%.
И вместе с тем волнения в коллективах идут. Обслуживающий персонал возмущен тем, что они практически не почувствовали повышения заработной платы на 15% с 1 сентября 2007 года и не почувствовали и с 1 февраля т.г., так как всё поглощается суммой 2300 руб.
Учителя выражают претензии по поводу того, что доплаты до двух тысяч трёхсот рублей идут из фонда стимулирования.
Уважаемые председатели райкомов, но не будьте вы просто наблюдателями, наверное, надо о сложившейся ситуации заявлять громогласно и требовать соответствующего финансирования, ставить в известность нас о сложившейся ситуации, направлять в соответствующие органы письма и телеграммы.
На федеральном уровне Распоряжением Правительства РФ от 7 марта т.г. установлены стимулирующие надбавки, а тарифные ставки остались неизменными – 1200 рублей I-й разряд.
А это значит, что прибавку могли получить не все, и непонятно, в каком размере. К тому же объективных и убедительных критериев оценки качества работы педагогов до сих пор никто не придумал. Против таких подходов по увеличению заработной платы на 14% выступила Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы. И Только после долгих переговоров с кабинетом министров удалось добиться пересмотра мартовского распоряжения.
21 марта т.г. Министром Голиковой был подписан приказ, в котором говорится, что надбавку следует исчислять из общей суммы заработной платы с учетом всех установленных выплат. Сейчас приказ находится на регистрации в Минюсте России. Будем надеяться, что это произойдёт оперативно и он на полном основании вступит в силу.
Мы считаем, что сегодня должен появиться национальный проект по решению социальных проблем учительства, скажем, под названием «Педагогические кадры». Конечно, это пока мечта, но всё же должна появиться какая-то программа с софинансированием из федерального бюджета, включающая в себя и пенсионное, и жилищное направления, и оздоровление работников образования. Добиваться этого крайне необходимо. Хорошая зарплата и соцпакет – больше ничего не нужно, тогда в систему образования придут молодые кадры.
Если не будут созданы условия, которые действительно приведут к тому, чтобы в сферу образования люди приходили по призванию, модернизация вряд ли состоится. Условия эти известны и понятны всем.
Вуз, школа, преподаватель, учитель – это отражение общества. Чтобы предъявлять высокие требования к качеству работы педагога, нужно изменять отношение к педагогической профессии в обществе. И мы, Профсоюз, должны на это влиять, хотя работа эта совсем непростая.
Нельзя не сказать сегодня и о критической ситуации, которая сложилась в системе дошкольного образования области.
Большие опасения вызывают ощутимая нехватка мест для детей, недостаточное оснащение дошкольных учреждений оборудованием и инвентарём, плохое техническое состояние зданий.
Сегодня детские сады оказались в самом наихудшем положении.
По данным соцопроса, в 2007 году проведенного Воронежским обкомом профсоюза среди работников дошкольных образовательных учреждений, 59 процентов из них получают зарплату меньше 3 тыс. руб. в месяц, доход ниже прожиточного минимума имеют 87 процентов семей педагогов. И это несмотря на то, что более половины опрошенных работают еще и по совместительству.
Тяжелое материальное положение работников детсадов стало причиной того, что обком профсоюза вышел на депутатов Воронежской областной Думы с рядом предложений. К сожалению, взаимопонимания удалось добиться пока только по одной позиции.
22 ноября прошлого года областной Думой было принято постановление, рекомендующее органам местного самоуправления муниципальных образований предусмотреть в бюджетах средства для установления стимулирующих ежемесячных выплат педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений в размере до 1000 руб.
В декабре 2007 года решение о доплатах к заработной плате работникам детских садов было принято Воронежской городской Думой. Надо сказать, что Воронеж со всей ответственностью подошел к решению этой проблемы, и пошел даже дальше рекомендованного облдумой: установил доплаты не только педработникам в размере 1000 руб., но и помощникам воспитателей, обслуживающему и учебно-вспомогательному персоналу - в размере 500 руб., а также - бесплатное содержание детей работников дошкольных учреждений.
Инновация воронежских депутатов была поддержана только Борисоглебским и Бутурлиновским районами. Размеры доплат там установлены на уровне тысячи и пятьсот рублей.
В Каширском и Новоусманском районах педработники будут получать по 500 руб., обслуживающий персонал – по 300 руб.
В январе-феврале еще в 12-ти районах были приняты соответствующие постановления - в Аннинском, Бобровском, Богучарском, Лискинском, Нижнедевицком, Острогожском, Панинском, Рамонском, Россошанском, Таловском, Терновском и Хохольском. Доплаты в этих районах будут получать только педработники. Причем, если в Острогожском, Россошанском, Хохольском районах размер доплат равен одной тысяче рублей, то в других районах он рассчитывается исходя из наполняемости группы.
Стимулирующие выплаты во всех вышеперечисленных районах, кроме Хохольского, будут производиться с 1 января 2008 года. В Хохольском районе доплаты установлены начиная с марта текущего года.
Из остальных 17 муниципалитетов информация о том, что у них приняты соответствующие постановления, не поступила. А уже апрель на дворе. Получается, рекомендации облдумы не выполняются, даже, несмотря на то, что при недостаточности средств у муниципальных образований, главным финансовым управлением области предусмотрено финансирование в недостающих объемах в форме межбюджетных трансфертов по итогам первого полугодия 2008 года.
Вместе с тем нет уверенности в том, что доплаты, до тысячи и по одной тысячи рублей, снимут социальную напряженность у этой категории работников.
В этой связи нельзя не сказать и о том, что не успели ещё воспитатели получить доплаты, как Главное управление образования направило в районы методические рекомендации о расширении функциональных обязанностей воспитателей.
Однако, данные рекомендации противоречат статьям 60, 151 Трудового кодекса РФ, которыми предусматривается недопустимость требования от работника исполнения обязанностей, не предусмотренных его трудовым договором. Да к тому же, ни в Постановлении Воронежской областной Думы, ни в решении Воронежской городской Думы не предусмотрено никаких условий для получения работниками ДОУ ежемесячных доплат. По указанным вопросам обкомом профсоюза направлено письмо в Главное управление образования с просьбой отозвать Методические рекомендации о расширении функциональных обязанностей воспитателей. В марте получен ответ от Главного управления образования, что этот документ носит не обязательный, а рекомендательный характер.
Обком профсоюза предлагает принять областную целевую программу по развитию дошкольного образования на 2008 – 2010 годы и материальной поддержке работников детских садов.
По нашему мнению в программу необходимо включить следующие разделы:
- увеличение зарплат всем категориям работников;
- поддержка на конкурсной основе дошкольных образовательных учреждений и лучших педагогических работников этих учреждений;
- дополнительное стимулирование молодых специалистов;
- предоставление работникам льгот по оплате за детские сады;
- организация целевой подготовки кадров;
- расширение сети дошкольных образовательных учреждений за счет строительства детских садов по современным проектам, капитального ремонта уже имеющихся зданий, приобретение оборудования и инвентаря. Убеждены, что без подобного комплексного подхода эту проблему не решить!
Нельзя сегодня умолчать и о той работе, которую провёл обком профсоюза по предоставлению коммунальных льгот педработникам, проживающим и работающим на селе.
Нам пришлось написать массу обращений, писем, как в адрес областной администрации, так и областной Думы. Не единожды эти вопросы рассматривались на комиссии по культуре и образованию областной Думы.
К решению этих вопросов были привлечены СМИ. Проводились пресс-конференции. Практически все СМИ нас поддержали.
Мы выпустили 2 информационных бюллетеня, где описаны все наши действия.
И в результате удалось добиться:
1. Внесены изменения в Закон Воронежской области № 36-ОЗ.
Вместо 215 рублей и только педагогам, которые имеют педагогическую нагрузку не менее чем на 75% от нормы рабочего времени проживающим и работающим в сельской местности (школы и дошкольные учреждения) – сегодня предоставлены коммунальные услуги в натуральном выражении и независимо от учебной нагрузки.
2. Возвращены коммунальные льготы педагогам, проживающим в сельской местности входящей в городские округа городов Воронеж и Борисоглебск, которые в соответствии с новым административным делением по неизвестным причинам были лишены коммунальных льгот.
3. Приказом № 213 Главного управления образования Воронежской области от 28 февраля т.г. – педагогическим работникам учреждений дополнительного образования, работающим и проживающим в сельской местности и посёлках городского типа (рабочих посёлках) предоставлены коммунальные льготы в натуральном выражении, как и сельским учителям (572 работника – СЮТ, спортивные школы, дома детей и молодёжи и др.).
На сегодняшний день остались не решёнными вопросы по следующей категории работников отрасли:
1. Лишены льгот педагоги, работающие в сельской местности, а проживающие в городе.
Речь идёт о 564-х педагогах, которые по 10-20 лет отработали на селе и ранее пользовались этой льготой, и только по причине не предоставления жилья по месту работы, в настоящее время лишены этих льгот (16 районов области и 4 района г. Воронежа). Не хватило одного голоса депутатов для положительного решения этого вопроса.
Сегодня комитет по культуре и образованию областной Думы по нашей просьбе повторно вышел с законодательной инициативой по данной категории учителей. Цена вопроса – 7 миллионов рублей. Для областного бюджета, состоящего из нескольких десятков миллиардов рублей, сумма, прямо скажем, мизерная, а учителю, который тратит свои деньги на дорогу, большое подспорье.
2. В настоящее время медработники учреждений здравоохранения сельской местности в соответствии с Постановлением администрации области (от 26.12.2007г. № 1197) получают ежемесячные денежные выплаты в сумме 208 рублей (как меру социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг), а медицинские работники образовательных учреждений, которых, к примеру, 120 человек в дошкольных образовательных учреждениях, 4 врача и 82 медсестры в школах не пользуются никакими льготами.
Мы направили письмо В.Г.Кулакову с просьбой рассмотреть вопрос о внесении данной категории работников в список граждан, проживающих в сельской местности и пользующихся мерами социальной поддержки, утверждённый Постановлением администрации Воронежской области от 26.12.2007г. № 1197.
Считаем, что положительное решение по данному вопросу послужит восстановлению справедливости по отношению к медицинским работникам образовательных учреждений Воронежской области.
3. Остаются долги по коммунальным услугам педработникам за 1994-2004 годы.
Но мы верим, что обещания данные В.Г.Кулаковым на августовской конференции 2007 года, будут выполнены
* * * * *
Говоря о социальной поддержке работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, хотелось бы поднять проблему жилья.
Есть постановление, есть Закон федеральный или областной, но на местах муниципалитеты не стремятся ими воспользоваться, чтобы помочь работнику.
Приведу пример:
1. Жилищная проблема сельского учителя остаётся злободневной и в настоящее время и требует поддержки и внимания власти. Сегодня на учёте в сельской местности состоит 812 человек, из них 187 – проживают в общежитиях, , 708 – на частных квартирах. В 2006 году субсидии на приобретение жилья получили 78 педагогов. Казалось бы – налицо хоть какая-то позитивная тенденция. Но что стоит за названной цифрой? Оказывается, что 40 педагогов-получателей субсидий проживают в Павловском и Россошанском районах. В Таловском районе субсидии удалось получить семи учителям, в Бобровском – пяти и в Богучарском – пяти. А в 16-ти из 33-х сельских районов субсидию никто из учителей вообще не получил. С такими темпами через сколько лет будет разрешена проблема? И будет ли она вообще разрешена?
Мы предлагаем: в 2008 году разработать и принять областную целевую программу по льготному строительству жилья для педагогов, где предусмотреть при базовых школах строительство служебного жилья для учителей в обязательном порядке.
*****
Много проблем сегодня и у высшей школы.
Это недостаточное финансирование, перевод их в статус автономных учреждений, низкая заработная плата преподавателей и как следствие – отсутствие притока молодых кадров. Можно назвать и другие факторы, такие, как – участие в Болонском процессе, разграничение властных полномочий, перевод на новую систему оплаты труда, что тоже приводит к ухудшению положения вузовских коллективов.
А в совокупности все эти факторы могут привести к исчезновению бесплатного высшего образования.
Кроме этого, недавно на Совете ректоров обсуждалась проблема объединения вузов. Губернатор Владимир Кулаков поставил задачу перед Главным управлением образования области о подготовке предложений по оптимизации вузов. Что ждёт профессорско-преподавательский состав, студентов?
На сегодня в стране созданы три мега-вуза: Атомный в Москве, Южный в Ростове-на-Дону и Сибирский в Красноярске. В нашей области предполагается объединить вокруг ВГУ Воронежский педагогический университет, Борисоглебский пединститут, а также, если это будет межотраслевой вуз, то и государственную медицинскую академию, академию искусств и институт физической культуры. Технический университет объединит архитектурно-строительный университет, технологическую академию и ссузы технического направления. Аграрный университет – лесотехническую академию и соответствующие ссузы. К Воронежскому гуманитарно-промышленному колледжу должны присоединиться юридический техникум и музыкальный колледж. Вопрос планируется решить до 10 ноября. Остальные вузы ждёт переход в автономные образовательные учреждения.
Стоит ли говорить, что оптимизация повлечет за собой сокращение направлений, специальностей, кафедр и, соответственно преподавателей. А значит, сократится набор студентов на первый курс. Профсоюзы согласны, что налицо переизбыток юристов, экономистов, менеджеров для Воронежской области. Но ведь вузы в Воронежской области создавались не как областные, а как федеральные и кадры в них готовились для всей страны. Будет ли федерация после объединения вузов и подготовки в них кадров областного масштаба их финансировать?
Переход же вузов в АУ – это платное образование.
Профсоюзы стояли, и будут стоять за доступность, бесплатность качественного образования.
Профсоюзы должны предпринять всё от них зависящее, чтобы подобного в высшей школе не произошло.
Я считаю, что система образования должна развиваться в необходимом для всего общества направлении. Тогда люди, связавшие жизнь с образованием, смогут ощутить себя нужными и обществу, и государству.
В продолжение сказанного о высшей школе хочу обратить внимание студенческих профсоюзных организаций на то, что сегодня пришло время на деле доказывать состоятельность студенческого профсоюза конкретными делами, социально-значимыми инициативами и практическими достижениями.
Деятельность профсоюзных комитетов вузов сегодня находится под пристальным вниманием ректората, деканатов и поэтому требует внедрения эффективной системы правовой консультативной поддержки, четкой и слаженной работы всего профсоюзного комитета.
События последних дней во ВГАСУ показали, что от настойчивой и бескомпромиссной позиции председателя студенческого профкома сегодня зависит деятельность всей организации в целом. Профком доказал и показал свою работу администрации вуза как социально-значимую и полезную для всех студентов вуза.
Очень жаль, что студенческий профком ВГПУ теряет свое влияние на ряд направлений работы в студенческой среде, уступив место другим органам студенческого самоуправления в вузе. И как следствие, снижение численности профсоюзной организации за прошедший год.
Профсоюзным комитетам нельзя забывать и о том, что наступил новый этап развития студенческого профсоюзного движения в отрасли, когда опыт, накопленный в организациях, должен трансформироваться в качественную составляющую их деятельности, а это напрямую зависит от профессионального уровня профсоюзных кадров, от постановки всей внутрисоюзной работы.
Поэтому залог успеха – это серьезный подход к планированию деятельности организации, выделение приоритетных направлений и проектов, актуальных в студенческой среде, составление соответствующего бюджета организации и информационная работа.
*****
И ещё следует сказать и о таком немаловажном вопросе, как охрана труда и аттестация рабочих мест. Если в вузах этот вопрос решается за счёт внебюджетных средств, то хуже обстоят дела в общеобразовательных школах.
В коллективных договорах образовательных учреждений предусматриваются мероприятия по улучшению условий труда, предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также другие гарантии с выделением под это реальных денежных средств.
Однако, по результатам отчета 19-ТИ за 2007 год можно сделать вывод, что положение с созданием здоровых и безопасных условий труда для работников отрасли по-прежнему остается сложным.
В 2007 году в учреждениях образования области произошло 6 несчастных случаев на производстве, один из них тяжелый.
В 2007 году государственными инспекторами совместно с профактивом проведено 28 проверок соблюдения работодателями законодательства об охране труда. В ходе проверок было выявлено 356 нарушений требований законодательства. По результатам проверок к административной ответственности было привлечено 15 должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ по охране труда, на общую сумму 18300 рублей.
Следовательно, многие работодатели не обеспечивают разработку и реализацию мер, направленных на создание здоровых и безопасных условий по охране труда.
За последние годы серьёзное внимание уделяется и такому вопросу, как аттестация рабочих мест. На это нацелил и Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 30, которым аттестация рабочих мест была поставлена в ряд основных, приоритетных направлений государственной политики в области охраны труда, а ее проведение стало полной и исключительной прерогативой работодателя.
Концепция реформы системы охраны труда в РФ, принятая до 2025 года, также предусматривает переход на систему управления профессиональными рисками на основе регулярного проведения аттестации рабочих мест.
В итоге – приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года № 569 был утверждён новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, который вводится в действие с 1 сентября 2008 года.
Может быть и другой путь финансирования аттестации рабочих мест. Это за счет расходования 20% отчислений от суммы страховых взносов, перечисляемых учреждением в территориальный Фонд социального страхования. Между тем суммы, возвращаемые Фондом, прежде всего крупным образовательным учреждениям, достаточно велики и могут использоваться на аттестацию рабочих мест и другие мероприятия по предупреждению травматизма в образовательных учреждениях.
В 2008 году и плановый период 2009-2010 годов за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат финансированию расходы на:
а) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
б) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами; в) проведение аккредитованным органом (организацией) аттестации рабочих мест по условиям труда;
г) проведение запланированных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда работ по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Однако, проводимая районными профсоюзными организациями работа по осуществлению общественного контроля за выполнение работодателями, должностными лицами законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда ещё не даёт желаемых результатов.
В большинстве районов работа по проведению аттестации рабочих мест на их соответствие нормам и требованиям охраны труда не проводится или находится на начальном этапе. Вследствие чего не выполняются требования статьи 212 ТК РФ и Положения «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».
Рай(гор)комы профсоюза (Бутурлиновский, Воробьёвский, Каширский, Рамонский и г. Нововоронежа и др.) не используют в своей работе одну из эффективных форм вовлечения профсоюзного актива в создание здоровых и безопасных условий труда, а именно: проведение смотра-конкурса на звание «Лучший уполномоченный по охране труда Профсоюза» проведение которого позволило бы более эффективно добиваться реализации защиты прав работников на здоровые и безопасные условия труда.
Работодателям и должностным лицам, райкомам профсоюза:
В соответствии с требованиями ТК РФ совершенствовать практику коллективно-договорного регулирования отношений в решении вопросов охраны труда, а именно:
- принять конкретные меры по профилактике и снижению производственного травматизма в учреждениях образования;
- финансирование мероприятий по улучшению условий труда в соответствии со статьёй 226 ТК РФ, обратив особое внимание на проведение аттестации рабочих мест;
- активизировать работу уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда Профсоюза, обратив особое внимание на участие их в смотре-конкурсе «Лучший уполномоченный по охране труда Профсоюза». *****
Решая различные вопросы, мы не оставляем без внимания свой профсоюзный актив.
Учеба профсоюзного актива остаётся самым актуальным и необходимым в работе всех уровней Профсоюза.
Начиная с 2005 года, более 500 кружков начали свою работу в первичных профсоюзных организациях по правовому всеобучу работников. Всем стало понятно, что без правовой подготовки работать сегодня трудно. Сотни человек на собственном опыте ощутили, как важно быть в курсе последних событий в образовании, знать позицию и деятельность Профсоюза в защите интересов работников.
Профсоюзные кружки мобильны и доступны для широкого круга не только профсоюзного актива, но, что очень важно, для рядовых членов Профсоюза.
Кружки привнесли в Профсоюз такую форму работы, которая позволяет быстро и дёшево распространять информацию, вовлекать широкий круг членов Профсоюза в обсуждение назревших проблем, изучать правовые и другие проблемы по желанию самих членов Профсоюза и профсоюзного актива.
Кроме того, мы стараемся активно использовать информационные технологии.
На сайте ЦК Профсоюза в Интернете Воронежская областная организация размещала свои страницы с конца 2006 года. Наши страницы заполнялись в основном материалами, вышедшими в газете «Профсоюзный щит». Судя по статистике, они пользовались интересом у читателей. Материалы воронежской организации в рубрике региональных новостей («Профсоюз в регионах») сразу же становились лидерами по числу посетителей.
А с середины марта этого года начал свою работу сайт обкома профсоюза. Естественно, возникает вопрос: если воронежской областной организации было где разместить свои материалы, то зачем открывать свой сайт? Дело в том, что давно назрела потребность в профсоюзном интернет-ресурсе, который бы ориентировался именно на воронежскую аудиторию. Наш сайт создавался не просто как сугубо информационный, а с прицелом на высокую степень интерактивности. Информационные потоки должны быстро идти не только сверху вниз – из обкома профсоюза в первичку, но и в обратном направлении. Член Профсоюза должен иметь возможность оперативно, в режиме он-лайн донести свою проблему, точку зрения до любого уровня профсоюзной организации. Обязательно должен быть диалог, обратная связь. Правда, эти технологии нам еще нужно будет наработать.
Еще одна задача, которую удалось решить с помощью сайта – своевременное и без посредников информирование общественности, институтов гражданского общества, органов власти, средств массовой информации о позиции Профсоюза.
В результате, что мы имеем? Благодаря использованию в работе информационных технологий растет общественное влияние Профсоюза.
Уважаемые коллеги!
Спектр направлений деятельности Профсоюза чётко определён законодательством. На нас возложены определённые функции по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников.
Профсоюз сегодня является практически единственным активным защитником и гарантом прав работников в социально-трудовой сфере
Сегодня для достижения целей Профсоюза уже недостаточно только массовых акций протеста. Идёт текущая, планомерная работа. Мы должны работать с органами власти всех уровней, областной, городской Думой, районными Советами народных депутатов, с работодателями, т.к. от них зависит принятие решений, которые затрагивают интересы наших членов Профсоюза.
Мы должны понимать, что сегодня Профсоюз существует не в безвоздушном пространстве. Нравится ли нам это или нет, но мы должны постоянно доказывать свою полезность, необходимость и состоятельность не только каждому члену Профсоюза, но и органам власти.
Поэтому, в меру своих возможностей, следует анализировать профессиональные проблемы развития образования, проводить исследования, осуществлять мониторинги. Ведь в критике тех или иных нововведений, аргументы профсоюза должны быть доказательными (обоснованными), иначе может возникнуть впечатление, что мы вообще против новаций.
Обком профсоюза старается консолидировать усилия всех профсоюзных организаций на решение таких задач, как повышение уровня оплаты труда работников образования, сохранение существующих гарантий и льгот
Кроме этого, нужно стараться системно заниматься защитой конкретных категорий членов нашего Профсоюза. В частности, работников дошкольных учреждений, учителей, преподавателей и студентов вузов, педагогов и других работников среднего, начального и дополнительного образования.
При этом не забывать и такую многочисленную категорию наших членов Профсоюза, как директора школ и заведующие детскими садами, которые тоже ждут от нас поддержки и внимания.
Уважаемые коллеги!
Благодарю за внимание и приглашаю активно обсудить имеющиеся в образовании проблемы в рамках повестки дня Пленума.
Председатель Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Т.А. Бирюкова.
Ссылки по теме
- Положение о Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |