Мы построили
учительские дома!
Воронежское образование
недофинансируется
Самооборона
от увольнения
Vobkom.ru
Информационно-аналитический сайт о проблемах воронежского образования
Школы
Главное
Власть
Профсоюз
ВУЗы
ПУ и ССУЗы
Школы
Детсады
Дополнительное образование
«Профсоюзный щит»
«Мой профсоюз»
«Учительская газета»
«Солидарность»
Доска объявлений
Биржа труда
 
 
 
Профсоюз работников народного образования и науки РФ
Воронежская областная организация
О нас Новости Лоббизм Право Опыт
20 марта 2009 года
Сбросить бремя
Затраты на образование сельских детей воронежские чиновники признали «неэффективными расходами» - в области грядет массовое закрытие школ
 
  Вице-губернатор Юрий Савинков на встрече с профлидерами 7 ноября 2008 года.
Фото Людмилы Тореевой.
На днях стали известны планы администрации Владимира Кулакова по фактически радикальной ликвидации сети сельских школ области, тотальному увольнению педагогов. Под шумок кризиса, под громыхание пропаганды о выполнении властью всех социальных обязательств, в тиши чиновничьих кабинетов началась работа по сбрасыванию социалки. Причем чиновники администрации Воронежской области приступили к «лихой» ликвидации социальных обязательств, пренебрегая и соответствующими обещаниям руководства страны, и вопреки публичным декларациям (растиражированным в пресс-релизах) областного руководства. В начале марта в Воронежском обкоме профсоюза работников народного образования и науки РФ стали раздаваться звонки председателей райкомов, которые рассказывали о планируемом сокращении классов-комплектов и работников школ уже в конце этого учебного года. Цифры назывались беспрецедентные. Например, только по Семилукскому району речь шла о закрытии девяносто пяти (!) класс-комплектов, из которых 77 расположены в сельской местности (сокращение 77 классов-комплектов – это закрытие 10 сельских школ!!!)… Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ обратился к новому губернатору области Алексею Гордееву с просьбой пересмотреть подходы обладминистрации к вопросу оптимизации образовательной сети.

Пресс-центр обладминистрации работает на всю катушку – до рядовых воронежцев доводят информацию о том, что в кризис тяжело не только им. Чиновникам тоже тяжело – их даже собираются сократить. Жителям сообщается, что власти о них постоянно думают: как бы создать дополнительные рабочие места, как бы переобучить безработных, и якобы уже даже «предусмотрено опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения», упоминается адресная поддержка и все такое. В общем, все ради людей. Чего стоит только, например, такой заголовок пресс-релиза обладминистрации: «Социальные обязательства бюджета будут выполнены. Надежда Сафонова (начфин области – авт.): «Социальные обязательства бюджета будут выполнены в первую очередь за счет сокращения расходов на госслужащих».

Пока, правда, о реальных финансовых потерях местного чиновничества никто не слыхивал. Да и социальные гарантии у этой группы работников такие, что чувствуют они себя прямо «как в танке». А вот работники так называемой социалки области уже начала нести ощутимые потери. В сфере образования самый сильный удар направлен по сельским малокомплектным школам. Они давно уже у областных властей как бельмо на глазу, и вот появился повод устроить им тотальную зачистку. О том, что дальше делать детям, родителям, жителям «неперспективных сел» наши горе-управленцы даже не побеспокоились – они оперируют только усредненными цифрами, нормативами, в которых нет места конкретной человеческой судьбе.

Следует заметить что «в последний и решительный бой» на сельскую школу пошло еще правительство Владимира Кулакова. Любопытно, что смена губернатора не умерила пыл ретивых ликвидаторов. Еще один весьма примечательный момент: операция по массовой ликвидации школ в Воронежской области проходит чуть ли не под грифом «Секретно». У районных профлидеров (тех нескольких счастливчиков, которым это удалось) на то, чтобы раздобыть секретные предписания обладминистрации ушли многие дни – первые копии документов в обком профсоюза попали аж в середине марта. Это притом, что соответствующие письма заместителя председателя правительства области - руководителя департамента образования, спорта и молодежной политики Юрия Савинкова (именуемые «О мерах по сокращению неэффективных расходов местного бюджета в социально-культурной сфере») главам муниципальных районов и городских округов были направлены еще 20 февраля этого года.

Все письма Савинкова главам начинались одинаково: «Во исполнение решения заседания Координационного Совета по разработке механизма государственного регулирования, направленного на предупреждение и минимизацию возможных негативных последствий мирового финансового кризиса для социально-экономического развития области необходимо безотлагательно принять исчерпывающие меры по оптимизации местных бюджетов». Далее следовала уникальная для каждого района часть.

В частности, Острогожскому району предписали следующее: «Для обеспеченности сбалансированности областного бюджета принято решение о сокращении расходов на сумму неэффективных расходов в социально-культурной сфере, которая по Острогожскому, муниципальному району по итогам 2008 года составила 46,0 млн. рублей. В соответствии с Указом Президента Российской федерации от 28 апреля 2008 года №607 сумма неэффективных расходов в сфере образования складывается, из трех основных показателей.

1. Наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях района, расположенных в городской местности. По состоянию на 01.01.2009г. в Острогожском районе этот показатель составил 20 человек (при федеральном нормативе наполняемости по городу - 25 человек). Таким образом, при существующем количестве учеников в городских поселениях района должно быть сформировано 122 класса-комплекта (148 по факту).

2. Наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях района, расположенных в сельской местности. По состоянию на 01.01.2009 г. в Острогожском районе этот показатель составил 9 человек (при федеральном нормативе наполняемости по селу - 14 человек). Таким образом, при существующем количестве учеников в сельской местности района, должно быть сформировано 148 классов-комплектов (231 по факту).

3. Соотношение административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала к штатным должностям учителей общеобразовательных учреждениях района. В 2008 году этот показатель по Острогожскому району составил 66% (при нормативной численности иных работников общеобразовательных учреждений от штатных должностей учителей -53%)».

Заканчивались письма Савинкова одинаково жизнеутверждающе: «Исходя из вышесказанного, предлагаю привести указанные выше показатели в соответствие с установленными нормативами. О планируемых мероприятиях по сокращению неэффективных расходов местного бюджета в социально-культурной сфере прошу проинформировать в срок до 01.03.2009г.».

Заметьте, как просто в письме высокопоставленный чиновник жонглирует цифрами. Нигде даже и слова нет о местной специфике, об особенностях конкретных сел и т.п. Как будто речь идет о выкладывании из спичек фигурок на полированном столе – можно сделать так, а можно сяк, а можно и вообще сдвинуть все в одну кучу и переделить…

В Богучарском районе областные чиновники нашли неэффективных расходов на образование на 49,6 млн. руб., в Аннинском - на 48,5 млн. руб., в Грибановском – на 47,9 млн. руб., в Таловском – на 46,7 млн. руб., в Эртильском - на 44,2 млн. руб., в Панинском – на 38,7 млн. руб., в Новоусманском – на 23,8 млн. руб. и так далее и тому подобное.

Возмутительным в данной ситуации является и то, что в письме Савинкова делается ссылка на Указ президента РФ от 28.04.2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», дается задание довести наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, до якобы федерального норматива в 14 человек. Но дело в том, что в приложении к Распоряжению правительства РФ от 11.09.2008 г. № 1313-р (изданном в целях реализации вышеупомянутого Указа президента РФ от 28.04.2008 г. № 607) речь идет лишь о рекомендуемом значении наполняемости классов в 14 человек в сельских школах (пункт 29 раздела VI Распоряжения).

В соответствие же с Постановлением правительства РФ от 24.02.2009 г. № 141 конкретные значения целевых показателей, в том числе и наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях сельской местности, устанавливаются Министерством регионального развития РФ. На сегодня указанный норматив Министерством регионального развития РФ не утвержден.

Еще больше возмутило обком профсоюза то, что «помуниципалитетный» расчет неэффективных расходов в социально-культурной сфере департаментом, который возглавляет господин Савинков, был произведен с учетом малокомплектных школ, что является уже прямым нарушением статьи 41 Закона РФ «Об образовании»!

А в нарушение статьи 32 (которой формирование штатного расписания отнесено к компетенции образовательного учреждения) Закона РФ «Об образовании» департамент потребовал от глав муниципальных районов установить в общеобразовательных школах определенное (53 проц.) соотношение между административно-управленческим, учебно-вспомогательным, обслуживающим персоналом и штатными должностями учителей. Хотя в Указе президента РФ от 28.04.2008 г. № 607 ничего, кроме того, что такое соотношение является оптимальным, не говорится.

Несколько дней назад обком профсоюза направил в департамент образования, спорта и молодежной политики Воронежской области письмо с просьбой предоставить информацию, которую дали в ответ на письмо Савинкова главы муниципальных районов и городских округов. В телефонном разговоре с председателем обкома профсоюза Тамарой Бирюковой сотрудники департамента обещали дать на запрос быстрый ответ. Но ответа до сих пор нет.

После того как ситуация стала разрастаться до уровня публичного скандала, в департаменте стали предпринимать попытки «замять дело». Так, в беседе с сотрудником аппарата обкома, ведущий консультант отдела дошкольного и общего образования и воспитания Владимир Степин (он является исполнителем писем департамента от 20.02.2009 г. №36-02/И-0200 «О мерах по сокращению неэффективных расходов местного бюджета в социально-культурной сфере») уже сообщил, что приведенные в письмах показатели отнюдь не являются плановыми. Те несколько районов, главы которых отказались им следовать, в будущем сохранят имеющуюся наполняемость в классах-комплектах сельских школ. Оптимизацию будут проводить только те районы, в которых главы усмотрели для этого резервы.

Меж тем среди «ликвидаторов» уже появились и «стахановцы». Особенно здесь следует сказать о главе Павловского муниципального района Николае Пришутове. Несмотря на то, что Савинков «намекнул» данному главе на необходимость сокращения в возглавляемом им районе 30 классов-комлектов, Николай Иванович в первых числах марта представил в Павловский райком профсоюза на согласование информацию о сокращении… 68 классов-комлектов! Разумеется, что никакого согласования от райкома профсоюза Пришутов так и не получил. Хотя удивляться тому, что чиновник взял на себя более чем вдвое «повышенные обязательства» по угроблению школьной сети в родном районе, может, и не стоит. На уровне слухов активно распространяется информация о том, что главы муниципалитетов, ретивее других выполняющие означенные весьма сомнительные рекомендации обладминистрации, получат от последней весьма солидные гранты…

И вот на этом фоне, по версии чиновников обладминистрации, теперь выходит, что в «силки оптимизации», расставленные департаментом образования, спорта и молодежной политики в феврале этого года, большинство районов угодило исключительно по собственной вине… В эту версию можно было бы и поверить если бы подобная ситуация случилась впервые. К сожалению, в Воронежской области уже давно сложился определенный ритуал – если областные чиновники не хотят за свои странные «инновации» нести ответственность (перед прокуратурой, судом, госинспекцией по труду и т.д.) они их оформляют в виде неких рекомендаций (своего рода безопасных воздушных поцелуев). При этом в муниципалитетах ясно себе представляют – это советы из разряда жестких приказов.

В Воронежском обкоме профсоюза работников народного образования и науки РФ надеются на то, что новый губернатор области Алексей Гордеев поломает многие безобразные традиции местного бюрократического политеса, в том числе и такого, о котором речь идет в данном материале. Принципиальные вопросы власть должна решать открыто и честно, предлагая свои аргументы и выслушивая общество, а не методом неких тайных «диверсий».

20 марта председатель Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Бирюкова направила на имя губернатора области Алексея Гордеева письмо, в котором говорится:

«20 февраля 2009 года департаментом образования, спорта и молодежной политики Воронежской области в адрес глав муниципальных районов было направлено письмо №36-02/И-0200 «О мерах по сокращению неэффективных расходов местного бюджета в социально-культурной сфере», которым каждому муниципалитету предложено в значительной степени урезать расходы на социально-культурную сферу.

В письме департамента со ссылкой на Указ президента РФ от 28.04.2008 г. № 607 дано задание довести норматив наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, до 14 человек.

Однако, Министерством регионального развития Российской Федерации указанный норматив не утвержден, хотя Постановлением правительства РФ от 24.02.2009 г. № 141 эта обязанность возложена именно на это министерство. В соответствии же с пунктом 27 раздела II Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196, количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения.

Мы крайне удивлены тем, что в нарушение статьи 41 Закона РФ «Об образовании» от 10.03.1992 № 3266-1 департаментом образования, спорта и молодежной политики расчет неэффективных расходов был произведен с учетом малокомплектных школ.

Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ не может также согласиться и с требованием письма департамента об установлении соотношения административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала к штатным должностям учителей в общеобразовательных школах в размере 53 процентов, так как статьей 32 Закона РФ «Об образовании» формирование штатного расписания отнесено к компетенции образовательного учреждения.

Ставим Вас в известность, что вышеуказанное письмо в ряде муниципалитетов уже инициировало процессы по массовому сокращению классов-комплектов (Острогожский район – 109 классов-комлектов, Эртильский район – 69, Павловский район – 68 и так далее) и, как следствие, сокращение персонала (200 штатных единиц только в Павловском районе). На наш взгляд это не только скажется на качестве образования, но и нанесет смертельный удар по селу. Считаем, что в условиях разразившегося в России экономического кризиса такой подход просто недопустим.

Убедительно просим пересмотреть требования, изложенные в письме от 20.02.2009 г. №36-02/И-0200 департамента образования, спорта и молодежной политики в адрес глав муниципальных районов. В противном случае волна массовых акций протеста уже в самое ближайшее время может захлестнуть Воронежскую область.

О принятых мерах просим сообщить в обком профсоюза».

Людмила Тореева.


Ссылки по теме
- Обращение председателя Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Т.А. Бирюковой к губернатору области А.В. Гордееву с просьбой пересмотреть подходы обладминистрации по вопросу оптимизации образовательной сети (№ 114 от 19 марта 2009 г.) (Vobkom.ru, 20 марта 2009 года)
- Письма заместителя председателя правительства Воронежской области - руководителя департамента образования, спорта и молодежной политики Савинкова Ю.А. главам муниципалитетов области «О мерах по сокращению неэффективных расходов местного бюджета в социально-культурной сфере» (№36-02/И-0200 от 20.02.2009 г.) (Vobkom.ru, 20 марта 2009 года)

Ресурсы по теме
- Vobkom.ru

На главную

Профсоюз
Оплата труда
Коллективный договор
Охрана труда

Фотоновости.
Обком - фотографирует,
Vobkom.ru - публикует


Публичный отчет Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ за 2016 год
(формат-Word, 143 Kb)


Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовил информационные бюллетени

Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ разослал профлидерам информационные листки

Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовил уникальный бюллетень в помощь уполномоченному по охране труда

Потребительский жилищно-строительный кооператив «Учитель»
 
Образование
Новый профлидер в жесткой борьбе с руководством Панинской школы Воронежской области отстоял права учителей

Реформа высшего образования поведет воронежскую молодежь вместо альма-матер в места не столь отдаленные

Профлидер отстоял в сельской школе одиннадцатилетнее образование
 
Регион
Воронежская обладминистрация утвердила величину прожиточного минимума

Власти Воронежской области игнорируют предоставленные федеральным центром возможности повышения уровня жизни бюджетников

В Воронежской области сорвалось подписание регионального соглашения о минимальной заработной плате


Все
о коллективном
договоре
Совместительство, совмещение, увеличение объема работы... Ежегодные основные удлиненные и дополнительные отпуска Сокращение численности или штата работников организации Работа
уполномоченного
по охране труда
© 2007-2017 «Vobkom.ru», информационно-аналитический сайт. E-mail: vobkom@yandex.ru
Воронежская областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ. Газета «Профсоюзный щит» (рег. № В 1754).
При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Vobkom.ru» обязательна.
Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Vobkom.ru» - http://www.vobkom.ru.
Карта сайта
Rambler's Top100