20 марта 2009 года |
Сбросить бремя |
Затраты на образование сельских детей воронежские чиновники признали «неэффективными расходами» - в области грядет массовое закрытие школ |
|
|
|
Вице-губернатор Юрий Савинков на встрече с профлидерами 7 ноября 2008 года.
Фото Людмилы Тореевой. |
На днях стали известны планы администрации Владимира Кулакова по фактически радикальной ликвидации сети сельских школ области, тотальному увольнению педагогов. Под шумок кризиса, под громыхание пропаганды о выполнении властью всех социальных обязательств, в тиши чиновничьих кабинетов началась работа по сбрасыванию социалки. Причем чиновники администрации Воронежской области приступили к «лихой» ликвидации социальных обязательств, пренебрегая и соответствующими обещаниям руководства страны, и вопреки публичным декларациям (растиражированным в пресс-релизах) областного руководства. В начале марта в Воронежском обкоме профсоюза работников народного образования и науки РФ стали раздаваться звонки председателей райкомов, которые рассказывали о планируемом сокращении классов-комплектов и работников школ уже в конце этого учебного года. Цифры назывались беспрецедентные. Например, только по Семилукскому району речь шла о закрытии девяносто пяти (!) класс-комплектов, из которых 77 расположены в сельской местности (сокращение 77 классов-комплектов – это закрытие 10 сельских школ!!!)… Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ обратился к новому губернатору области Алексею Гордееву с просьбой пересмотреть подходы обладминистрации к вопросу оптимизации образовательной сети.
Пресс-центр обладминистрации работает на всю катушку – до рядовых воронежцев доводят информацию о том, что в кризис тяжело не только им. Чиновникам тоже тяжело – их даже собираются сократить. Жителям сообщается, что власти о них постоянно думают: как бы создать дополнительные рабочие места, как бы переобучить безработных, и якобы уже даже «предусмотрено опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения», упоминается адресная поддержка и все такое. В общем, все ради людей. Чего стоит только, например, такой заголовок пресс-релиза обладминистрации: «Социальные обязательства бюджета будут выполнены. Надежда Сафонова (начфин области – авт.): «Социальные обязательства бюджета будут выполнены в первую очередь за счет сокращения расходов на госслужащих».
Пока, правда, о реальных финансовых потерях местного чиновничества никто не слыхивал. Да и социальные гарантии у этой группы работников такие, что чувствуют они себя прямо «как в танке». А вот работники так называемой социалки области уже начала нести ощутимые потери. В сфере образования самый сильный удар направлен по сельским малокомплектным школам. Они давно уже у областных властей как бельмо на глазу, и вот появился повод устроить им тотальную зачистку. О том, что дальше делать детям, родителям, жителям «неперспективных сел» наши горе-управленцы даже не побеспокоились – они оперируют только усредненными цифрами, нормативами, в которых нет места конкретной человеческой судьбе.
Следует заметить что «в последний и решительный бой» на сельскую школу пошло еще правительство Владимира Кулакова. Любопытно, что смена губернатора не умерила пыл ретивых ликвидаторов. Еще один весьма примечательный момент: операция по массовой ликвидации школ в Воронежской области проходит чуть ли не под грифом «Секретно». У районных профлидеров (тех нескольких счастливчиков, которым это удалось) на то, чтобы раздобыть секретные предписания обладминистрации ушли многие дни – первые копии документов в обком профсоюза попали аж в середине марта. Это притом, что соответствующие письма заместителя председателя правительства области - руководителя департамента образования, спорта и молодежной политики Юрия Савинкова (именуемые «О мерах по сокращению неэффективных расходов местного бюджета в социально-культурной сфере») главам муниципальных районов и городских округов были направлены еще 20 февраля этого года.
Все письма Савинкова главам начинались одинаково: «Во исполнение решения заседания Координационного Совета по разработке механизма государственного регулирования, направленного на предупреждение и минимизацию возможных негативных последствий мирового финансового кризиса для социально-экономического развития области необходимо безотлагательно принять исчерпывающие меры по оптимизации местных бюджетов». Далее следовала уникальная для каждого района часть.
В частности, Острогожскому району предписали следующее: «Для обеспеченности сбалансированности областного бюджета принято решение о сокращении расходов на сумму неэффективных расходов в социально-культурной сфере, которая по Острогожскому, муниципальному району по итогам 2008 года составила 46,0 млн. рублей. В соответствии с Указом Президента Российской федерации от 28 апреля 2008 года №607 сумма неэффективных расходов в сфере образования складывается, из трех основных показателей.
1. Наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях района, расположенных в городской местности. По состоянию на 01.01.2009г. в Острогожском районе этот показатель составил 20 человек (при федеральном нормативе наполняемости по городу - 25 человек). Таким образом, при существующем количестве учеников в городских поселениях района должно быть сформировано 122 класса-комплекта (148 по факту).
2. Наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях района, расположенных в сельской местности. По состоянию на 01.01.2009 г. в Острогожском районе этот показатель составил 9 человек (при федеральном нормативе наполняемости по селу - 14 человек). Таким образом, при существующем количестве учеников в сельской местности района, должно быть сформировано 148 классов-комплектов (231 по факту).
3. Соотношение административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала к штатным должностям учителей общеобразовательных учреждениях района. В 2008 году этот показатель по Острогожскому району составил 66% (при нормативной численности иных работников общеобразовательных учреждений от штатных должностей учителей -53%)».
Заканчивались письма Савинкова одинаково жизнеутверждающе: «Исходя из вышесказанного, предлагаю привести указанные выше показатели в соответствие с установленными нормативами. О планируемых мероприятиях по сокращению неэффективных расходов местного бюджета в социально-культурной сфере прошу проинформировать в срок до 01.03.2009г.».
Заметьте, как просто в письме высокопоставленный чиновник жонглирует цифрами. Нигде даже и слова нет о местной специфике, об особенностях конкретных сел и т.п. Как будто речь идет о выкладывании из спичек фигурок на полированном столе – можно сделать так, а можно сяк, а можно и вообще сдвинуть все в одну кучу и переделить…
В Богучарском районе областные чиновники нашли неэффективных расходов на образование на 49,6 млн. руб., в Аннинском - на 48,5 млн. руб., в Грибановском – на 47,9 млн. руб., в Таловском – на 46,7 млн. руб., в Эртильском - на 44,2 млн. руб., в Панинском – на 38,7 млн. руб., в Новоусманском – на 23,8 млн. руб. и так далее и тому подобное.
Возмутительным в данной ситуации является и то, что в письме Савинкова делается ссылка на Указ президента РФ от 28.04.2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», дается задание довести наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, до якобы федерального норматива в 14 человек. Но дело в том, что в приложении к Распоряжению правительства РФ от 11.09.2008 г. № 1313-р (изданном в целях реализации вышеупомянутого Указа президента РФ от 28.04.2008 г. № 607) речь идет лишь о рекомендуемом значении наполняемости классов в 14 человек в сельских школах (пункт 29 раздела VI Распоряжения).
В соответствие же с Постановлением правительства РФ от 24.02.2009 г. № 141 конкретные значения целевых показателей, в том числе и наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях сельской местности, устанавливаются Министерством регионального развития РФ. На сегодня указанный норматив Министерством регионального развития РФ не утвержден.
Еще больше возмутило обком профсоюза то, что «помуниципалитетный» расчет неэффективных расходов в социально-культурной сфере департаментом, который возглавляет господин Савинков, был произведен с учетом малокомплектных школ, что является уже прямым нарушением статьи 41 Закона РФ «Об образовании»!
А в нарушение статьи 32 (которой формирование штатного расписания отнесено к компетенции образовательного учреждения) Закона РФ «Об образовании» департамент потребовал от глав муниципальных районов установить в общеобразовательных школах определенное (53 проц.) соотношение между административно-управленческим, учебно-вспомогательным, обслуживающим персоналом и штатными должностями учителей. Хотя в Указе президента РФ от 28.04.2008 г. № 607 ничего, кроме того, что такое соотношение является оптимальным, не говорится.
Несколько дней назад обком профсоюза направил в департамент образования, спорта и молодежной политики Воронежской области письмо с просьбой предоставить информацию, которую дали в ответ на письмо Савинкова главы муниципальных районов и городских округов. В телефонном разговоре с председателем обкома профсоюза Тамарой Бирюковой сотрудники департамента обещали дать на запрос быстрый ответ. Но ответа до сих пор нет.
После того как ситуация стала разрастаться до уровня публичного скандала, в департаменте стали предпринимать попытки «замять дело». Так, в беседе с сотрудником аппарата обкома, ведущий консультант отдела дошкольного и общего образования и воспитания Владимир Степин (он является исполнителем писем департамента от 20.02.2009 г. №36-02/И-0200 «О мерах по сокращению неэффективных расходов местного бюджета в социально-культурной сфере») уже сообщил, что приведенные в письмах показатели отнюдь не являются плановыми. Те несколько районов, главы которых отказались им следовать, в будущем сохранят имеющуюся наполняемость в классах-комплектах сельских школ. Оптимизацию будут проводить только те районы, в которых главы усмотрели для этого резервы.
Меж тем среди «ликвидаторов» уже появились и «стахановцы». Особенно здесь следует сказать о главе Павловского муниципального района Николае Пришутове. Несмотря на то, что Савинков «намекнул» данному главе на необходимость сокращения в возглавляемом им районе 30 классов-комлектов, Николай Иванович в первых числах марта представил в Павловский райком профсоюза на согласование информацию о сокращении… 68 классов-комлектов! Разумеется, что никакого согласования от райкома профсоюза Пришутов так и не получил. Хотя удивляться тому, что чиновник взял на себя более чем вдвое «повышенные обязательства» по угроблению школьной сети в родном районе, может, и не стоит. На уровне слухов активно распространяется информация о том, что главы муниципалитетов, ретивее других выполняющие означенные весьма сомнительные рекомендации обладминистрации, получат от последней весьма солидные гранты…
И вот на этом фоне, по версии чиновников обладминистрации, теперь выходит, что в «силки оптимизации», расставленные департаментом образования, спорта и молодежной политики в феврале этого года, большинство районов угодило исключительно по собственной вине… В эту версию можно было бы и поверить если бы подобная ситуация случилась впервые. К сожалению, в Воронежской области уже давно сложился определенный ритуал – если областные чиновники не хотят за свои странные «инновации» нести ответственность (перед прокуратурой, судом, госинспекцией по труду и т.д.) они их оформляют в виде неких рекомендаций (своего рода безопасных воздушных поцелуев). При этом в муниципалитетах ясно себе представляют – это советы из разряда жестких приказов.
В Воронежском обкоме профсоюза работников народного образования и науки РФ надеются на то, что новый губернатор области Алексей Гордеев поломает многие безобразные традиции местного бюрократического политеса, в том числе и такого, о котором речь идет в данном материале. Принципиальные вопросы власть должна решать открыто и честно, предлагая свои аргументы и выслушивая общество, а не методом неких тайных «диверсий».
20 марта председатель Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Бирюкова направила на имя губернатора области Алексея Гордеева письмо, в котором говорится:
«20 февраля 2009 года департаментом образования, спорта и молодежной политики Воронежской области в адрес глав муниципальных районов было направлено письмо №36-02/И-0200 «О мерах по сокращению неэффективных расходов местного бюджета в социально-культурной сфере», которым каждому муниципалитету предложено в значительной степени урезать расходы на социально-культурную сферу.
В письме департамента со ссылкой на Указ президента РФ от 28.04.2008 г. № 607 дано задание довести норматив наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, до 14 человек.
Однако, Министерством регионального развития Российской Федерации указанный норматив не утвержден, хотя Постановлением правительства РФ от 24.02.2009 г. № 141 эта обязанность возложена именно на это министерство. В соответствии же с пунктом 27 раздела II Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196, количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения.
Мы крайне удивлены тем, что в нарушение статьи 41 Закона РФ «Об образовании» от 10.03.1992 № 3266-1 департаментом образования, спорта и молодежной политики расчет неэффективных расходов был произведен с учетом малокомплектных школ.
Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ не может также согласиться и с требованием письма департамента об установлении соотношения административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала к штатным должностям учителей в общеобразовательных школах в размере 53 процентов, так как статьей 32 Закона РФ «Об образовании» формирование штатного расписания отнесено к компетенции образовательного учреждения.
Ставим Вас в известность, что вышеуказанное письмо в ряде муниципалитетов уже инициировало процессы по массовому сокращению классов-комплектов (Острогожский район – 109 классов-комлектов, Эртильский район – 69, Павловский район – 68 и так далее) и, как следствие, сокращение персонала (200 штатных единиц только в Павловском районе). На наш взгляд это не только скажется на качестве образования, но и нанесет смертельный удар по селу. Считаем, что в условиях разразившегося в России экономического кризиса такой подход просто недопустим.
Убедительно просим пересмотреть требования, изложенные в письме от 20.02.2009 г. №36-02/И-0200 департамента образования, спорта и молодежной политики в адрес глав муниципальных районов. В противном случае волна массовых акций протеста уже в самое ближайшее время может захлестнуть Воронежскую область.
О принятых мерах просим сообщить в обком профсоюза».
Людмила Тореева.
Ссылки по теме
- Обращение председателя Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Т.А. Бирюковой к губернатору области А.В. Гордееву с просьбой пересмотреть подходы обладминистрации по вопросу оптимизации образовательной сети (№ 114 от 19 марта 2009 г.) (Vobkom.ru, 20 марта 2009 года)
- Письма заместителя председателя правительства Воронежской области - руководителя департамента образования, спорта и молодежной политики Савинкова Ю.А. главам муниципалитетов области «О мерах по сокращению неэффективных расходов местного бюджета в социально-культурной сфере» (№36-02/И-0200 от 20.02.2009 г.) (Vobkom.ru, 20 марта 2009 года)
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |