26 марта 2013 года |
После долгой спячки |
Новый профлидер в жесткой борьбе с руководством Панинской школы Воронежской области отстоял права учителей |
|
|
|
|
|
На верхнем фото: Комиссия из Воронежа проводит «разбор полетов» в Панинской школе.
На нижнем фото: Председатель профкома, учитель начальных классов Панинской школы Марина Власова.
Фото: Людмилы Тореевой. |
Смена директора, полностью «прозрачная» система оплаты труда, уменьшение заработной платы работников администрации при одновременном росте зарплаты учителей, бесплатные медосмотры, «пятидневка» для учителей начальных классов… Разве не об этом сейчас мечтают во многих школах? В Панинской школе теперь это реальность. Благодаря новому лидеру профсоюзной организации, учителю начальных классов Марине Власовой. Директор, который с ней воевал, в школе больше не работает. А учителя, когда получили значительно большую зарплату, признались Власовой, что им впервые за несколько последних лет хочется идти на работу… Таких впечатлительных результатов Марина Егоровна добилась всего за год своей деятельности на посту председателя профкома.
Беседа корреспондента «Профсоюзного щита» с Мариной Власовой состоялась в марте этого года на семинаре, проведенном Воронежским обкомом профсоюза работников народного образования и науки РФ в Воронеже для председателей первичных профсоюзных организаций, куда профлидер приехала, чтобы пополнить копилку теоретических знаний. Это была вторая наша встреча. Первая случилась год назад в Панинской школе, когда профком находился на пике свой борьбы со школьной администрацией… Впрочем, обо всем по порядку.
Во время нынешней встречи Власова поведала, что конфликт в школе начался после введения в 2007 году новой системы оплаты труда (НСОТ): некогда дружный, добрый коллектив, в котором все были готовы прийти на помощь друг другу, вдруг разобщился, прекратились праздники и другие совместные мероприятия. Причина – в возникшем резком контрасте в зарплатах между администрацией и учителями. Марина Егоровна, правда, уже тогда была в составе профкома. Но, как пояснила профлидер, отношения с администрацией строились исключительно на доверии, поэтому поначалу члены профкома не подвергали сомнению истину о том, что разработкой школьного положения об оплате труда должны заниматься директор и его заместители. Это воспринималось как спущенная «сверху» норма. А когда сомнения возникли, директор заболела, год была на больничном, после чего уволилась…
Нового директора, по словам профлидера, в коллективе ждали «как глотка свежего воздуха», надеясь на то, что с его приходом все станет по своим местам. Но назначенный летом 2011 года директор ничего не изменила. Педагоги были в отчаянии…
В такой, казалось бы, безвыходной ситуации в учителе начальных классов Марине Власовой вдруг проснулись лидерские качества. Свою борьбу за права коллег она начала еще до того, как в ноябре 2011 года была избрана председателем профкома: добилась перевода начальной школы с «шестидневки» на «пятидневку» (вариативность допускается законодательством), за что ратовали родители и учителя начальных классов, но против чего категорически возражала директор. Затем, уже став председателем, решила разобраться, почему зарплата педагога Панинской средней школы самая низкая в районе. В ответ на отказ администрации сотрудничать получила необходимые сведения из других источников. И эта информация привела коллектив в состояние ступора: как выяснилось зарплата одного из заместителей директора вкупе с 14 часами недельной нагрузки учителя – 70 тыс. руб. в месяц, зарплата только что приступившего к исполнению своих обязанностей директора, за плечами которого ни дня работы в качестве управленца, – 50 тыс. руб. в месяц, а зарплата рядового учителя высокой квалификации, с большим стажем работы, нагрузкой 1,5 ставки – недотягивает до 10 тыс. руб. в месяц. Сама Марина Егоровна, проработавшая в школе 23 года, на тот момент получала 7 тыс. руб. в месяц при нагрузке 24 часа в неделю…
Предательство, унижения и хамство – эту чашу Марине Власовой пришлось испить до дна, после того как профком вышел на директора с предложениями о внесении изменений в положение об оплате труда, касающихся урезания зарплат заместителей директора и повышения ставки учителя.
Сначала в Панинский райком профсоюза поступило заявление от одного из работников школы о том, что Власова была избрана председателем профкома не по уставу Профсоюза: надо было на общем собрании, а за нее проголосовал профком. Но по такому сценарию выборы председателя профкома в Панинской школе проходили всегда! Тем не менее, устав есть устав: на последовавшем вскоре президиуме райкома профсоюза было принято решение о проведении в Панинской школе повторных выборов…
«Если бы не поддержка профкома в тот момент, если бы обком профсоюза не подключился, мы бы не справились», – призналась журналисту Марина Власова.
Поездка в обком профсоюза инициативной группы профкома в составе самой Марины Егоровны, учителя начальных классов Татьяны Тимофеевой и учителя русского языка и литературы Галины Куценковой действительно принесла свои плоды.
Во-первых, профсоюзное собрание в Панинской школе на этот раз было проведено по уставу. И хоть директор, по словам Власовой, по ходу собрания ни раз заявляла, что не хочет, чтобы Марина Егоровна была председателем профкома, коллектив преобладающим большинством голосов проголосовал за нее (против было всего два голоса – директора и одного из его заместителей, воздержался один человек).
Во-вторых, после того как председатель Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Бирюкова проинформировала о «гнойном нарыве» в Панинской школе руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олега Мосолова, последний сам связался с Мариной Власовой по телефону. Как рассказала Марина Егоровна, это было 2 марта 2012 года, накануне выборов президента страны, которые прошли, как известно, 4 марта. Профлидер практически дословно помнит сказанное ею тогда Олегу Николаевичу: «Если ничего не изменится, я вам обещаю, что наша школа выйдет на забастовку. А инициативная группа, человек десять, отправится в Москву. Сядем на Красной площади и, как шахтеры когда-то с касками, а мы с указками – будем стучать, пока нас не увидят и не услышат!».
Спустя всего четыре дня после разговора, 6 марта 2012 года в Панинскую школу прибыла комиссия, в состав которой вошли представители управления экспертной и контрольной работы правительства области, областного департамента образования, науки и молодежной политики, обкома профсоюза.
Побывала на проверке и ваша покорная слуга. Врезался в память диссонанс. Директор «стелила» мягко: тихим, приятным голосом рассказывала, почему у нее не получается так быстро выполнить требования профсоюза. А вот сидящая рядом худенькая профлидер ставила вопросы очень жестко.
Итог проверки: по окончанию прошлого учебного года в Панинской школе произошла смена директора.
«Когда я вышла из отпуска в августе 2012 года, то первым делом познакомилась с новым директором – Виктором Митрофановичем Подшибякиным, – рассказывает Марина Власова. – Сказала, что профком хочет, чтобы с самого начала у нас наладился диалог.
Первое, на что обратила внимание, – это то, что очень сильно поднялась оплата за медосмотры, которые мы обязаны проходить перед каждым учебным годом. Мы всегда это делали за свои деньги. Но тысячу с лишним из своего кармана работнику выложить не под силу. Поэтому сразу поставила условие: не будут выделены средства на медосмотры – школа не откроется 1 сентября… Я была услышана: медосмотры работники нашей школы (по-моему, единственные в районе), прошли бесплатно.
Когда в сентябре профком начал вести разговор о новом положении об оплате труда, я попросила Виктора Митрофановича предоставить сведения о том, какой объем финансирования остался у школы до конца учебного года. Через 2-3 дня директор дал полную выкладку. Сидели и считали мы долго. Потом пришли к такому выводу: если урезать ставку заместителя директора с 90 проц. до 60 проц. от директорской ставки, сократить количество ставок заместителей с четырех до трех (так как 4 ставки на 722 учеников - много), привлечь средства, выделенные на учебные расходы, то можно увеличить оклад учителя с 5280 руб. до 8000 руб. Что в результате и было сделано.
И когда в сентябре учителя получили первую зарплату – это был шок! Потом какой-то всплеск эмоций. Все шли и говорили «спасибо». И фраза иногда звучала: «Хочется идти на работу впервые за многие годы!».
А когда День учителя подошел, гуляли на «ура». Как будто проснулись после долгой спячки…».
Людмила Тореева, газета «Профсоюзный щит», №3 (81), март 2013 года.
Ссылки по теме
Ресурсы по теме - Vobkom.ru |