23 апреля 2013 года |
Златые горы |
В Воронеже прошел второй по счету форум начинающих педагогов области «Молодой учитель – «Новой школе России» |
|
|
|
На втором форуме начинающих педагогов «Молодой учитель – «Новой школе России»: О.А. Картавцева,
С.А. Димитренко, М.А. Дудкина,
Е.Ю. Донская, М.С. Дыблина, А.В. Глухова, Н.В. Козлова, Г.П. Иванова
(23 апреля 2013 года).
Фото: Людмилы Тореевой. |
Этой весной молодым учителям Воронежской области подарили самую большую роскошь на свете – роскошь человеческого общения. Возможность поговорить о своих проблемах на этот раз молодежи дали на втором уже по счету форуме начинающих педагогов «Молодой учитель – «Новой школе России», прошедшем 23 апреля 2013 года. Роскоши общения – хоть отбавляй, а вот с решением материальных проблем ситуация, прямо скажем, удручающая. Как показал форум – годы идут, а проблемы молодых учителей Воронежской области остаются прежними (низкая заработная плата, отсутствие жилья, отсутствие института наставничества и т. д. и т. п.).
Местом проведения форума стал Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ). За некоторое время до пленарного заседания в фойе перед актовым залом работала выставка фоторабот студентов вуза и консультационный пункт, где молодые учителя могли получить разъяснения по всем интересующим их вопросам у представителей организаторов форума: департамента образования, науки и молодежной политики области, обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ, регионального отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание». Больше всего народу толпилось возле стола, где вели прием специалисты обкома профсоюза: заведующая отделом труда и заработной платы Валентина Зеленина и правовой инспектор Елена Серганова.
Параллельно общению с молодежью обком профсоюза провел ее анкетирование. Интересно, что на вопрос анкеты о желаемом уровне заработной платы большинство назвало цифру в 20 – 35 тыс. руб. Сумма в 45 – 60 тыс. руб. была указана только в одной анкете. Еще в одной анкете говорилось о зарплате, которая должна быть на 50 проц. выше средней по стране. Это – свидетельство того, что молодые учителя сегодня реально оценивают обстановку и не просят больше того, чем государство может дать.
На пленарном заседании в актовом зале ВГПУ со словами приветствия к 120 молодым учителям обратились: председатель регионального отделения общероссийской общественной организации «Всероссийской педагогическое собрание» Ольга Картавцева, заместитель руководителя областного департамента образования, науки и молодежной политики Галина Иванова, заместитель председателя обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Евгения Попова, ректор ВГПУ Александр Потапов, председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты области Александра Глухова.
Галина Иванова в своей речи упомянула о том, что в этом году в школы области пришли более 600 молодых учителей.
Евгения Попова привела менее радужную статистику: средний возраст педагогов в Воронеже равен 48 годам, по области – 52. Из проблем, которые сегодня стоят на повестке дня профсоюза, Евгения Ивановна назвала две: отсутствие в школах института наставничества и «перегрузки», с которыми работают молодые педагоги. «Как историк, окончивший этот вуз, хочу сказать, что при учебной нагрузке в полторы-две ставки нельзя приготовить высокоуровневый сегодняшнего стандарта урок», – заявила профлидер.
Директор Началовской средней школы Россошанского района Роман Плякин озвучил еще одну острую проблему, которая сегодня волнует молодых учителей. В конце прошлого года федеральные власти дали старт программе льготного ипотечного кредитования учителей в возрасте до 35 лет. Кредит по этой программе выдается под 8,5 проц. годовых. Тридцатипроцентный первый взнос выплачивается в таком соотношении: 20 проц. – из областного бюджета, 10 проц. – сам педагог. Однако, посетовал Плякин, в связи с тем, что средства из областного бюджета выделяются только после того, как педагогом оформлены и представлены все необходимые документы, последнему самому приходится оплачивать первый взнос в полном объеме. От 1,5 млн. руб. – это 500 тыс. руб. Далеко не каждый может найти такую сумму, даже в долг. Привел Роман Сергеевич и такой пример: в Россошанском районе проживает семья, в которой пятеро детей. Совокупный доход – 40 тыс. руб. При пересчете на каждого из семи членов получается сумма меньше прожиточного минимума, что автоматически лишает семью права на ипотечный кредит, хотя квартира в данном случае ой как нужна!
Председатель Координационного совета молодых учителей области, учитель географии Бобровской средней школы № 2 Роман Минаков отчитался о работе совета за последний год.
Как рассказал Минаков, на форуме «Учитель сельской школы – лидер обновления социально-культурной жизни села», прошедшем в Государственной Думе РФ, членами совета было внесено предложение о выплате пособия в размере от 6 до 15 среднемесячных зарплат учителям, уходящим на пенсию. На этом же форуме была создана ассоциация учителей сельских школ России, в которую от нашей области вошли два члена Координационного совета молодых учителей.
Члены совета приняли участие: в слете молодых учителей и руководителей образовательных учреждений Луганской и Воронежской областей, прошедшем в Крыму, в областном молодежном лагерном сборе «Молгород – 2012», в конференции «Вклад молодых в развитие образования Воронежской области», в научно-практической конференции «Образовательная среда Воронежской области в условиях модернизации Российского образования» (секция «Роль молодого учителя в модернизации образования»).
Не обошлось без актива педагогической молодежи и при обсуждении нового федерального закона об образовании. А самым последним ее вкладом стала работа в качестве экспертов конкурса «Мои инновации в образовании», проведенного среди молодых учителей Воронежским региональным отделением общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание».
Пленарное заседание форума завершилось награждением победителей конкурса «Мои инновации в образовании». По решению профессионального жюри ими стали: 1-е место – учитель физики и информатики средней школы №57 Воронежа Сергей Димитренко, 2-е место – учитель химии и географии Заброденской средней школы Калачеевского района Мария Дудкина, 3-е место поделили: учитель математики и информатики Высоковской средней школы Таловского района Мария Дыблина и учитель математики Бобровской средней школы №2 Бобровского района Екатерина Донская. В дополнение к грамотам «четверка лучших» получила по электронной книге от спонсора – Сбербанка России.
Помимо профессионального жюри конкурс оценивало и жюри общественное, состоявшее из самих участников конкурса, аспирантов и преподавателей ВГПУ. Но и это жюри пальму первенства (вкупе с небольшим конвертиком) отдало Сергею Дмитриенко. А вот второе место по его решению досталось Марии Дыблиной. А Марии Дудкиной – третье. Разумеется, в двух последних случаях тоже не обошлось без заветных конвертиков.
Далее молодых учителей ждало общение на круглых столах: «Внедрение новых образовательных стандартов в основной школе», «Внедрение новых стандартов второго поколения в начальной школе», «Новые технологии обучения русскому языку и литературе», «Стандарты второго поколения в изучении математики в школе», «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса», «Учебный предмет «иностранный язык» в условиях реализации ФГОС второго поколения», «Инклюзивное образование: за и против», «Профессиональный стандарт педагога: каким ему быть?».
По итогам работы форума его участниками рекомендовано Координационному совету молодых учителей совместно с департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области, Воронежским региональным отделением общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание», Воронежским обкомом профсоюза работников народного образования и науки РФ, Воронежским областным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования, Воронежским государственным педагогическим университетом: утвердить в качестве ежегодного региональный конкурс «Мои инновации в образовании» среди молодых педагогов в возрасте до 25 лет; установить ежегодные гранты для молодых талантливых педагогов, победителей конкурса; продолжить работу над «Азбукой молодого педагога» (маршрутная карта), подготовить ее издание в 2014 году; организовать к 1 сентября 2013 года работу информационного портала, который станет диалоговой площадкой для оценки (самооценки) состояния и роста профессионализма молодых педагогов; в целях привлечения лучших педагогов к работе с молодыми учителями провести в 2013/2014 учебном году форум совместно с лучшими педагогами-наставниками.
Людмила Тореева, газета «Профсоюзный щит», №4 (82), май-июнь 2013 года.
Начинающие педагоги на воронежском форуме «Молодой учитель – «Новой школе России» рассказали «Профсоюзному щиту» про свое житье-бытье
На втором воронежском форуме «Молодой учитель – «Новой школе России», прошедшем 23 апреля 2013 года, корреспондент «Профсоюзного щита» поговорил «на бегу» с несколькими начинающими педагогами. Картина нарисовалась, прямо скажем, контрастная. А ведь вроде бы живем в одном субъекте федерации.
Учитель истории и обществознания Нововоронежской школы №1 Владимир Чуянов пожаловался на низкую заработную плату: в неделю он дает по 24 урока, получает за это 13 тыс. руб. в месяц. В прошлом году, когда Владимир Александрович давал по 33 урока в неделю, он получал 20 тыс. руб. в месяц. Но при такой учебной нагрузке, признался педагог, неизбежно страдает качество. Коллега Чуянова – учитель истории и иностранных языков той же школы Эдуард Колышницын – сказал, что он за 20 часов недельной нагрузки получает 11 тыс. руб. Но это «грязными». За вычетом налогов «чистыми» на руки выходит 9 тыс. руб. «Если государство платит такие копейки, то это может свидетельствовать только о том, что на образование ему наплевать, – считает Колышницын. – Но если это так, то в образование в скором времени придут люди, не уважающие себя, с низкой самооценкой, для которых зарплата в 10 тыс. руб. будет хорошим стимулом для чего-то. А зачем нужны такие учителя? Учителя в России всегда были сильными, востребованными людьми. Владимир Владимирович Путин сказал, что мы должны жить в таком государстве, где хочется жить. Я хочу жить в таком государстве, где такие важные профессии, как профессии учителя и врача, станут эталонами для подражания». Чуянов развил мысль Колышницына: «Нужно посоветовать Владимиру Владимировичу не усиливать аппарат силовой, а улучшить жизнь простого народа. И тогда не надо будет бояться народа и повышать зарплату какому-то лейтенанту, который сидит в кабинете и ничего не делает, до 70 тыс. руб.».
В процессе дальнейшего разговора выяснилось, что молодые учителя в Нововоронежской школе № 1, несмотря на жесткую областную установку, не обеспечены ноутбуками. Мои собеседники вообще выразили недовольство тем, что в их школе только в начальных классах в полном объеме имеется все необходимое оборудование. «Как делать презентации? Рисовать картинки на бумаге и показывать их?» – иронично поинтересовался у журналиста Чуянов.
Для того чтобы у школы появились дополнительные средства, необходимо повысить ее автономию, ввести в штатное расписание ставку собственного бухгалтера, сделать должность директора выборной, – такие пожелания высказали Владимир Чуянов и Эдуард Колышницын.
Тресвятская средняя школа Новоусманского района – одна из немногих области, где не умерли традиции наставничества. Об этом журналисту сообщила учитель английского языка Мария Кондратьева. По ее словам, лично ей в работе очень помогает ее бывшая учительница английского языка. Работает Мария Сергеевна на ставку (18 уроков в неделю), получает 9 тыс. руб. Очень страдает от дефицита средств на приобретение учебно-методической литературы: «Сейчас мы получаем на это 90 руб. в месяц. Я, например, хочу купить компакт-диск или учебник. Но этих средств не хватает. И зарплата не позволяет покупать на свои деньги. А мне хочется детей увлечь. Невозможно учить по одному учебнику. Это скучно».
Хорошо о молодых учителях сегодня заботятся в Каменском районе. Это стало понятно из беседы с педагогами Каменской школы № 2: Максимом Покусаевым (преподает немецкий язык) и Сергеем Щетининым (учитель истории и обществознания). У начинающих педагогов есть все необходимое под рукой: ноутбуки, интерактивные доски и так далее. Нагрузка у обоих, правда, приличная – по 29 уроков неделю. Но и заплата, прямо скажем, не самая плохая – двадцать тысяч рублей «с хвостиком» плюс ежемесячная премия в размере от 2 тыс. руб. до 5 тыс. руб. Кроме того, районные власти за счет средств собственного бюджета обеспечили педагогов съемным жильем. Щетинин и Покусаев своим положением довольны. И все их мысли направлены исключительно на постижение секретов мастерства профессии.
Людмила Тореева, газета «Профсоюзный щит», №4 (82), май-июнь 2013 года.
Ссылки по теме
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |