25 апреля 2018 года |
Не разгибаясь |
В два раза выросло за два года число работающих на двух ставках учителей |
|
|
|
Круглый стол «О результатах исследования особенностей труда учителя в условиях модернизации образования» (16 апреля
2014 года). На верхнем фото: Е.И. Попова, Т.А. Бирюкова, О.Н. Мосолов, А.В. Глухова, О.А. Картавцева, А.В. Золотарева.
Фото: Людмилы Тореевой. |
В два раза выросло число работающих на двух ставках учителей – с 6,9 проц. (от общего числа) в 2015 году до 13,8 проц. в 2017 году. На 22 проц. возросло количество работающих на полторы ставки – соответственно с 37,9 до 46,2 проц. Данные содержатся в апрельском докладе «Мониторинг эффективности школы. Что изменилось в работе учителя за последние годы (2014–2017 годы)», подготовленном Центром экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Аналитический материал основан на социологических исследованиях в шести российских областях, включая Воронежскую.
Повышение нагрузки отмечают учителя как городских, так и сельских школ. В 2017 году более половины (52,6 проц.) учителей сельских школ работали на полторы или две ставки (в 2015 году – 32,8 проц.). В городских школах доля респондентов, учебная нагрузка которых составляет полторы или две ставки, еще выше – 63,8 проц. (в 2015 году– 44,4 проц.), в школах региональных столиц – 63,7 проц. (в 2015 году – 46,5 проц.).
Однако стенами школ трудовые свершения учителей далеко не ограничиваются. На вопрос «Приходится ли вам подрабатывать помимо работы в школе?», 53,3 проц. участников опроса в 2017 году ответили «Да, регулярно», 28 проц. – «Да, время от времени». При этом особенно впечатляют данные по селу – 62,4 и 24,1 проц. соответственно.
Ряд данных апрельского «Мониторинга…» стали для многих откровением. Здесь следует напомнить, что подобные неприятные откровения в Воронежской области прозвучали еще три года назад. В материале «Чтобы жить – умей вертеться. Три четверти педагогов школ Воронежской области работают с перегрузкой» мы рассказывали о результатах фундаментального социологического исследования, проведенного осенью 2013 года институтом социально-политических исследований Воронежского государственного университета (ВГУ) по заказу Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ. Итоги исследования были обнародованы на круглом столе, который прошел 16 апреля 2014 года в конференц-зале Воронежского областного Совета профсоюзов.
Тогда мы писали: «Учителя Воронежской области устали от перегрузок и потогонной системы и их здоровье серьезно расшатано. Но они вынуждены соглашаться работать буквально на износ, потому что иначе не будет хватать средств на жизнь…
…Во вступительном слове председатель обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Бирюкова пояснила: причиной обращения в институт социально-политических исследований ВГУ с просьбой о проведении мониторинга об особенностях труда учителя в условиях модернизации образования послужило серьезное противоречие. С одной стороны, в последние два-три года в сфере образования происходят ощутимые позитивные изменения: улучшается материально-техническая база школ, растут зарплаты педагогов. С другой – не иссякает поток жалоб учителей в Воронежский обком профсоюза на свое тяжелое положение.
Бирюкова отметила, что по уровню заработной платы педагогов Воронежской области удалось достичь целевых показателей, обозначенных в 597-м указе президента России, изданном в мае 2012 года. Но произошло это за счет сокращения численности работников и чрезмерной интенсификации труда оставшихся. Учителям увеличивают учебную нагрузку, нагружают дополнительной работой в кружках, группах продленного дня и так далее…
…Печальную картину происходящего нарисовала и социологическая наука. Итоги социсследования, в котором приняли участие 400 респондентов со всех концов Воронежской области, представила директор института социально-политических исследований ВГУ, председатель комитета по образованию и науке областной Общественной палаты, доктор политических наук, профессор Александра Глухова. Как выяснилось, каждый третий учитель работает с серьезными перегрузками – 24-36 учебных часов в неделю, еще 40 проц. имеют нагрузку, превышающую ставку…»
Три года прошло, а воз, как говорится, и ныне там. При этом объем этого воза заметно вырос.
Иван Владимиров.
Ссылки по теме
- Мониторинг эффективности школы. Что изменилось в работе учителя за последние годы (2014–2017 гг.)(PDF, 685 Кб) (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 25 апреля 2018 года)
- Три четверти педагогов школ Воронежской области работают с перегрузкой (Vobkom.ru, 16 апреля 2014 года)
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru
- Официальный сайт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |