Мы построили
учительские дома!
Газете
«Профсоюзный щит» –
двадцать лет!
Оклад учителя –
не ниже 15 000 рублей
Vobkom.ru
Информационно-аналитический сайт о проблемах воронежского образования
Власть
Главное
Власть
Профсоюз
ВУЗы
ПУ и ССУЗы
Школы
Детсады
Дополнительное образование
«Профсоюзный щит»
«Мой профсоюз»
«Учительская газета»
«Солидарность»
Доска объявлений
Биржа труда
 
 
 
Профсоюз работников народного образования и науки РФ
Воронежская областная организация
О нас Новости Лоббизм Право Опыт
Январь 2008 года
Воронежу нужен хозяин
Председатель Воронежской городской Думы Сергей Колиух ответил на острые вопросы газеты «Профсоюзный щит»
 
  С.М. Колиух. Фото:
Минувший год был непростым и для образовательной сферы, и для Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ. Много было проблем, масса острых вопросов. Обо всех перипетиях борьбы за права педагогов вы могли узнать на страницах «Профсоюзного щита». Непросто у профсоюза складывались отношения и с различными властями. Уж гладкими их (как это предполагается соглашениями о социальном партнерстве) никак не назовешь. Особняком стоит взаимодействие профсоюза с Воронежской городской Думой, с ее комиссией по образованию и культуре. Здесь профсоюз находил все-таки больше понимания, чем в других органах власти. Уж с мэрией города не сравнишь, это точно. Сегодня на страницах газеты мы представляем интервью председателя гор. Думы Сергея Колиуха. С читателями «Профсоюзного щита» он поделился своими мыслями и по вопросам образования, и по общегородским проблемам.

– Сергей Михайлович, сколько времени в вашем рабочем графике занимает решение проблем образования?

– В процентах не скажу. Но иногда это может быть и целый день. В другое время остро могут стоять иные вопросы. В любом случае, решение проблем образования – это один из приоритетных вопросов, он требует постоянного внимания, очень значительных затрат времени и энергии. Тем более что вопросы образовательной сферы стоят несколько шире, чем это традиционно понимается обывателем. Образование ведь затрагивает многие аспекты – например, ту же градостроительную политику. При проектировании жилья мы просто обязаны думать о будущем: о строительстве школ, детских садов, подростковых клубов, о спортивных секциях, кружках. И мы уже смотрим, где в какой школе нужно поставить стадион, чтобы дети могли заниматься всеми видами спорта, которые у нас существуют, начинаем спортзалы строить, а в перспективе нужно мыслить и о бассейне. Мы должны думать о комплексном развитии ребенка.

Есть предложение делать комплексные базы, включающие детсад и школу. Проблема нехватки детских садов на сегодня стоит очень остро. Мы должны выгнать из помещений детсадов всех арендаторов. Но это разовое решение, оно принципиально ничего не изменит. Необходимо строить новые детские сады, учитывающие все современные требования.

Для меня образовательная сфера – приоритет. Возьмите любой бюджет за последние годы. Максимальный объем средств, в том числе от дополнительных источников (в прошлом году за счет рацпредложений депутатов администрации дополнительных источников собрали миллиард), куда пошел? На образование. Зарплата выплачивается из областного бюджета. Мы этот вопрос с областью решаем через трансферты. А вот содержание – и капитальный ремонт, и приобретение оборудования – полностью идет из городского бюджета. Мы ведь прекрасно понимаем, что нужны школы, соответствующие современным требованиям, необходимы компьютерные классы (не в каждой семье могут себе позволить купить компьютер, а в таких семьях как раз гении обычно и рождаются). То же самое по детским садам.

Я вот с директорами встречаюсь, и они отмечают, что школы стали лучше себя чувствовать. Конечно, средств по-прежнему недостаточно, но появился свет в конце тоннеля.

– Вот вы говорите, что при строительстве нужно думать о будущем и все такое. Так почему же городские власти этого не делают?

– Депутаты делают. У нас разработаны и программа дошкольного образования, и программа школьного образования. Там все определено и по части градостроительной политики. Другое дело, что любую, даже гениальную, идею никчемное исполнение может угробить.

Ничто не мешает администрации города хоть с сегодняшнего дня решать проблему, о которой вы спросили. Нужно просто браться и делать. У нас строительство жуткое в Воронеже идет. Жуткое! Дума постоянно судится с администрацией по земельным участкам. Мы принимаем необходимые нормативные акты. В них все уже подробно расписано, нужно только делать.

Вот, допустим, кричат: нет генплана. Он устарел. Да вы сделайте хотя бы то, что устарело. Если в районе Плехановской – Донбасской должна школа быть, а вы территорию этой школы застроили неизвестно чем, то что, разве генплан виноват? Еще раз подчеркну: идет жуткое строительство. За счет только одного отчисления на инфраструктуру уже давно школу можно было поставить. Весь Северный уже застроили. Кто мешает в Подгорном детский сад построить типовой? Тенистый – куча домов, все застроено, одни небоскребы. Кто мешал запланировать детский садик и в счет отчислений на инфраструктуру поставить его? Никто. ДСК же построил школу в счет отчислений? Построил. Кто мешает идти этим путем? Просто чиновникам администрации нужно, чтобы отчисляли не городу, а туда, куда они скажут.

О чем можно говорить, если у нас школы до сих пор не могут получить так называемые «зеленки» на землю. При этом деньги на эти цели в бюджете выделялись. Очевидно, что у ответственных чиновников нет желания решать этот вопрос. Потому что глаза положили на те земельные участки, которые имеют школы. До сих пор у них из мыслей не выходит где-нибудь оторвать, отрезать.

Другая сторона проблемы в том, что у нас в исполнительной власти города работает масса людей, которых пойди спроси, что они там делают, они не смогут внятно ответить. Может, они даже и люди сами по себе хорошие. Но хороший человек ведь это не профессия.

– Но у Думы ведь есть контрольная функция. Кто вам мешает спросить с администрации или вынести недоверие проштрафившемуся чиновнику?

– А мы и спрашиваем. Судимся. Из судов не вылезаем. Вот создали Контрольно-счетную палату. Материалы ее читаете? Читаете. В прокуратуру мы их направляем? Направляем. Но у нас же нет права надевать наручники, сажать в тюрьму, заводить уголовные дела.

Вы много видели объявлений о конкурсах по земле, аренде, об аукционах? Чиновники мэрии постоянно растаскивают средства. Сколько же надо людей, чтобы за каждым поставить еще и контролера?

Вот, например «Горкомхоз» сознательно ведут к банкротству. Мы деньги в бюджете выделили на погашение долгов. Так они не гасятся, ибо чиновники просто ничего не делают. Бездействуют.

Что касается процедуры вынесения недоверия отдельным чиновникам, то она ведь по большому счету в себе ничего не несет. Эта процедура в законе не прописана. Есть трудовое законодательство, Трудовой кодекс. Нет там того, что если мы выражаем недоверие, то чиновника должны уволить. В контракте указан один работодатель, он его и заключает и расторгает. Да и вы ведь понимаете, что чиновник ничего не делает без ведома начальства. И как руководитель может уволить своего подчиненного за тот проступок, который он вчера буквально заставил его сделать?

Поэтому к решению этого вопроса нужно подходить концептуально – нужно полностью менять исполнительную власть.

– С вашей точки зрения, новому мэру при наличии желания сколько времени потребуется, чтобы навести порядок?

– Полгода, а чтобы расставить на муниципальных должностях нормальных руководителей – так и вовсе три месяца (имею в виду вместе со всеми оргмероприятиями). Должна быть создана нормальная работающая структура. Должны быть четко определены полномочия всех структурных подразделений. У каждого должно от зубов отскакивать, что он должен делать. Все. Вот он порядок в системе. А дальше возникает вопрос: сколько нужно времени, чтобы исправить то, что за эти годы наворочали? Эта вторая задача, более сложная.

– У нас было уже много мэров в городе в постсоветское время, а порядка никогда не было. Последние же четыре года это просто какая-то катастрофа. Хотя все начиналось с провозглашения лозунгов честной власти. Может, у нас город какой-то особенный и порядок в нем невозможно навести в принципе?

– Нет. Город у нас не отличается ни от того же Липецка, ни от того же Белгорода. И люди у нас такие же. Просто так получалось, что на руководящие должности приходили люди, у которых цели и задачи не совпадают с целями и задачами города. И как городское хозяйство может эффективно работать, когда руководитель не способен лично принимать решения, а только слушает советы? Получается – лебедь, рак и щука. Каждый занимается своим куском. Отпиливает его и грызет. Это называется полный беспредел.

– Вернемся к проблемам образования. Вот вы говорили о строительстве новых школ, детсадов. А кто там будет работать? Что вы думаете по поводу низких зарплат работников образовательной сферы?

– Эта проблема стоит очень серьезно. Пока федеральная власть глобально не переломит ситуацию, будет тяжело. Государство однозначно должно из федерального бюджета профинансировать увеличение зарплат педагогов в разы. Принципиально решать эту проблему нужно в рамках всей страны. Пока этого не происходит, муниципальные власти, исходя из имеющихся возможностей, просто обязаны вводить доплаты, чтобы как-то работников образования поддержать. Особенно в этот переходный период мы обязаны помочь тем, кто работает в детских садах. Как вы знаете, недавно гор. Дума установила с 1 января этого года муниципальные надбавки для работников детсадов – 500 руб. в месяц на одну ставку для обслуживающего персонала и 1000 руб. – педагогам.

Доплаты будем устанавливать также работникам школ и учреждений дополнительного образования. Хотя по школам сложнее будет. Почему? Во-первых, их больше по количественному составу. А во-вторых, надо сначала принципиально решить вопрос с детскими садами. Ведь там зарплаты вообще нищенские. Ну что такое 1,5 – 2,5 тысячи руб. зарплаты? Это кошмар. Мы прикинули, что на доплаты в образовании городу вполне по силам в год тратить 100 – 150 млн. руб. Как их распределить – это уже другой вопрос. Нужно садиться за стол переговоров с профсоюзами, с директорами учреждений, с руководителями управления образования и определять.

– Но 2008 год, слава тебе господи, уже наступил. Что же вы до сих пор не сели за стол с профсоюзами?

– Вы вопросы, конечно, правильные задаете. Но поймите: у меня в аппарате Думы работают пятьдесят четыре человека, экономическим направлением из них занимаются шесть человек. Людской же ресурс администрации города (управление образования, экономическое управление города, работники управ и т. д.) – две тысячи человек. Мэрия должна работать.

Должны на полную катушку работать управление образования, экономическое управление, финансово-казначейское… Вообще, внесение проекта бюджета – право главы города, а Дума может туда вносить только поправки.

Очень многое зависит от управления образования. И если его руководитель хочет быть для всех хорошим, то ничего путного из этого не выйдет. Эта система – одна из сложнейших в городе, она как никакая другая должна быть отлажена и должна работать как часы.

– Вы упомянули о надбавках, которые 5 декабря депутаты установили для работников детсадов. Но в этом вопросе как раз не совсем все понятно. Ведь на том же заседании предлагалось еще увеличить эти надбавки – до 1,5 тыс. руб. в месяц педработникам и до 750 руб. обслуживающему персоналу детских садов. Депутаты были настроены на то, чтобы этот вариант поддержать. Но вы этот процесс притормозили. И с тех пор в Думе об этом ни слова.

– Этот вопрос в принципе мы можем рассматривать только в процессе работы над бюджетом 2008 года. По большому счету мы и вариант доплат, за который депутаты проголосовали 5 декабря, должны были рассматривать только при принятии бюджета. Однако ситуация с низкими зарплатами в детсадах встала настолько остро, что нужны были незамедлительные решения. Что же касается варианта с увеличением доплат работникам детсадов соответственно до 750 руб. и 1500 руб., то его мы можем ввести в действие и с начала года. В этом случае людям все пересчитают с 1 января. Я лично такой вариант поддерживаю. Исходя из планируемых показателей городского бюджета этого года, я бы оценил возможность принятия такого решения как очень высокую. А это уже неплохое подспорье для работников детсадов, ведь 750 руб. и 1500 руб. будут рассчитываться на одну ставку. Соответственно, у кого, скажем, полторы ставки, то и доплата будет выше.

– Администрация города в одностороннем порядке отказалась от выполнения одного из пунктов соглашения с обкомом профсоюза. В мае 2007 года мэрия перестала предоставлять 50-процентную льготу по оплате за пребывание в детских садах детей педработников из малообеспеченных семей. Что вы по этому поводу думаете? Как с вашей точки зрения должен быть выстроен диалог между городской властью и профсоюзом образования, что бы подобное не повторялось?

– Что тут скажешь. Сам институт социального партнерства основан прежде всего на порядочности договаривающихся сторон. В данном случае – на порядочности руководителя города. А если он ведет себя непорядочно?

Значительно лучше, наверное, будет, если формат процедуры будет несколько изменен. Договор социального партнерства профсоюзу нужно заключать не только с администрацией города Воронежа, его необходимо выносить и на утверждение Думы. В случае одобрения депутатами этот документ станет более весомым.

Между городской властью и профсоюзами обязательно должен идти нормальный диалог. С одной стороны – представители власти, с другой – профсоюзы. С одной стороны – требования, с другой – возможности. Поговорили – договорились.

Теперь что касается данного конкретного вопроса. Возможность вернуть сумму льгот педагогам в связи с невыполнением с мая мэрией своих обязательств зависит от того, прошла ли эта сумма как задолженность. Сейчас я это попытаюсь узнать (Колиух позвонил по телефону руководителю финуправления города Курило. Тот был не в курсе вопроса. Обещал узнать и перезвонить. Забегая вперед, «Профсоюзный щит» сообщает читателям, что через несколько дней после интервью с Колиухом в обком профсоюза перезвонили из финуправления горадминистрации и сказали, что этот вопрос не в их компетенции. Профсоюзу порекомендовали обратиться в управление образования. Круг замкнулся – ред.). Вот видите: начфин города не знает ответа на элементарный вопрос. Ну о чем еще можно говорить? Так вот администрация и работает.

– Мэр Скрынников не выполнил своих предвыборных обещаний, касающихся строительства доступного жилья для работников образования. Он лишь перерезал красную ленточку при открытии учительского дома, который построили еще до него. Вы всегда были активным сторонником строительства учительских домов. Почему, по-вашему, это хорошее начинание так и не вышло за рамки одного дома?

– Мы на заседаниях Думы два раза принимали постановления на этот счет. В них администрации города рекомендовали выделить площадки под строительство домов для учителей. Наши постановления остались на бумаге – у администрации города, очевидно, нет желания решать этот вопрос. Ведь земля есть, объекты в городе строятся. Но, когда мэрия продает площадки под строительство, когда чиновники подписывают постановления для выделения земли (а сейчас акты для выбора земельного участка – поскольку ряд полномочий перешел на областной уровень), про учителей просто-напросто забывают.

Думаю, что с приходом новой администрации города у проекта строительства учительских домов появятся хорошие шансы на реализацию. Ведь, по сути, это единственный выход из создавшегося положения, серьезная помощь работникам образования. Социальное жилье в городе обязательно должно быть.

– Однако насколько доступным для педагогов будет жилье в новых учительских домах? В первом учительском доме квартиры педагогам обошлись, исходя из расчета, по шесть тысяч руб. за квадратный метр. Сейчас же цены на строительство выросли до космических масштабов.

– Чем было хорошо, когда мы строили тот учительский дом? Цену определял сам учительский кооператив. Какую цену он назвал, по такой работы и были выполнены. Цена снизилась не только за счет того, что взяток не платили, не только за счет выделения бесплатного земельного участка, но и за счет продажи в этом же доме коммерческого жилья. С этой точки зрения ничего принципиально не изменилось. Профсоюз сам должен решить, по какой цене продавать педагогам квартиры: может, он решит бесплатно их отдать. Или профсоюз может, допустим, решить в этом доме пять бесплатных квартир дать многодетным, у которых копейки нет, а остальные продать по десять тыс. руб. за квадратный метр. Но это должно быть решением самого кооператива – чиновникам сюда лезть не надо. Это не дело чиновников. Мэрия должна определить площадку, Дума – освободить строительство от налогов. Кооператив должен сработать без прибыли. За счет продажи коммерческого жилья стоимость квартир еще удешевляется. А если вы на первом этаже спроектируете супермаркет и продадите его по коммерческой цене, то еще лучше, жилье еще удешевится. Но это уже должен решать профсоюз.

– При желании исполнительной власти решать эту проблему, сколько реально город в год может выделять земельных участков под эти цели?

– В год должно строиться минимум три дома (это вполне реально). В зависимости от ситуации (если проблема успешно решается) количество домов можно увеличить. А вообще, по-хорошему, надо исходить из потребности, из количества стоящих в очереди на улучшение жилищных условий. Необходимо эту проблему решить за три года, максимум за пять лет.

– Два года тому назад мэр Борис Скрынников своим постановлением объединил в Левобережном районе две детсадовские бухгалтерии. В результате на пятачке в 75 квадратных метров оказались почти 50 сотрудников с компьютерами. Профсоюз долго бился (с подключением всех возможных инстанций) за то, чтобы объединенной бухгалтерии выделили достойное по площади помещение. Наконец помещение выделили, но оно находится в аварийном состоянии. Нужен ремонт. Его не делают – теперь руководство мэрии ссылается на то, что не принят бюджет 2008 года.

– Чиновники мэрии, которые вам такое отвечают, говорят неправду. Вариантов решения проблемы тут несколько. Первый – есть резервный фонд, который находится в распоряжении главы городского округа город Воронеж. Ремонт помещения бухгалтерии можно профинансировать оттуда. В прошлом году на резервный фонд было запланировано порядка 50 млн. руб. Соответственно, в этом году до принятия бюджета можно расходовать в рамках этого фонда средства в размере одной двенадцатой в месяц. У горадминистрации есть и другая возможность. До десяти процентов бюджета мэрия может перебрасывать с одной статьи на другую. Это капитальный ремонт. Перебросьте – вам никто и слова против не скажет. Отговорки чиновников, которые вы приводите, – это бред. Они идут от нежелания решать проблемы. В данном вопросе ведь ничего сверхъестественного не нужно. Просто чиновники должны взять и сделать. Но они не делают. Почему? Ну, вы еще спросите у меня: почему город не убирается? Работать не хотят. Какие тут могут быть комментарии. Это же смешно. Просто людей этих надо менять, и все тогда будет решаться.

– В прошлом году депутатами гор. Думы был решен вопрос о выделении 800 тыс. руб. на капитальный ремонт вечерней школы № 6, в которой обвалилась стена. (Профсоюзу долго пришлось сражаться за внесение в горбюджет необходимой строчки.) Однако вновь назначенный горадминистрацией директор почему-то так и «не смог» освоить выделенные средства. Уже долгое время ремонтные работы не ведутся. Ходят слухи о том, что влиятельные люди «положили глаз» на земельный участок школы, расположенный, кстати, в престижной части города…

– Шестая вечерняя школа находится в моем округе. На ее ремонт из бюджета действительно выделили деньги, и в том числе депутат Хуторецкий направил туда свои депутатские средства. Однако ремонт, как вы и говорите, не ведется. Замылили этот вопрос. Я слышал разговоры, что на этом месте хотят построить дом.

Кстати, подобная ситуация с шестой школой не уникальна. Например, 45-ю школу (которую я окончил) чуть не закрыли. Довели до того, что там практически не было детей. Набор прекратили. В городской администрации хотели школу закрыть и отдать под Молодежный центр. А дальше – прибрать к рукам. Туда уже и плиты какие-то завезли. Хотели на территории школы поставить котельную. Дело в том, что микрорайон в районе «Финиста» столичный бизнес застраивает элитным жильем, и возникла проблема – негде котельную посадить. Вот под нее и решили ликвидировать школу. Чтобы помешать этим планам, мне пришлось полгода сражаться, как говорится, не на жизнь, а на смерть. Полгода шла жесточайшая битва, буквально в кровь.

– Так что все идет к тому, что на месте шестой вечерней школы будет построено какое-нибудь элитное жилье?


– Нет, не будет. Я думаю, что власть скоро сменится. А ведь школу надо еще закрыть, ликвидировать, продать. Шансы на то, что они успеют это сделать, стремятся к нулю. Когда же придет новая власть, то школу нужно будет привести в достойный вид. И у руководства школы поставить людей, которые будут заниматься вопросами обучения, а не иными… Думаю, что по шестой школе будет все нормально.

– Работников образовательной сферы, естественно, волнуют не только профессиональные проблемы. Как горожан их интересует и решение, я бы так сказал, общегородских проблем. И первый мой вопрос из этой серии касается роста цен на продукты питания. Что под силу сделать городской власти для снятия остроты этой проблемы?

– Единственное, что здесь может сделать администрация города, так это поспособствовать развитию конкуренции. Я считаю, что в каждом районе Воронежа необходимо построить по одному, а то и по два муниципальных продовольственных рынка по типу Центрального. Что это нам дает? Большой ассортимент, доступные цены, высокое качество продукции. Торговые сети под действием конкуренции будут вынуждены сбросить цены. Необходимо перенести к нам и такой удачный зарубежный опыт, когда тихие улицы – скажем, в субботу, с восьми часов утра и до двух часов дня, – перекрываются, и любой желающий может приехать сюда с дачи или своего подсобного хозяйства и продать продукцию. Например, можно спокойно перекрыть Пушкинскую – от рынка до цирка или улицу Куколкина. Горожане будут массово покупать недорогие продукты, а это будет сбивать цены.

Рынки вполне по силам построить без привлечения значительных бюджетных средств. Необходимы инвестиционные проекты. Бесплатно выделяется земельный участок. Здесь строится рынок, а здесь супермаркет, в котором будут непродовольственные товары. За счет супермаркета и строится муниципальный рынок. Выгода обоюдная – и у города, и у бизнеса.

Снижать цены можем только за счет развития конкуренции. Мы должны дать производителю возможность без посредников получить доступ на рынок.

– Другая серьезная проблема – ЖКХ. Тарифы завышены, качество предоставляемых услуг отвратительное.

– Как вы знаете, по моей просьбе Контрольно-счетная палата города проверила эту сферу. Результаты проверки вызвали скандал. Выяснилось, что воронежцы переплатили около трехсот миллионов рублей. Много было наездов на КСП за эти результаты, но факт остается фактом – на сегодня данные проверки КСП никто не опроверг. Переплата – это факт. Получается, что берут деньги за те услуги, которые не предоставляют.

Та система, которая на сегодняшний день существует, не лезет не в какие ворота. Заявительный принцип не работает. Он никогда и не будет работать. Никто каждый день не будет писать заявление, что у него температура ниже нормы. Необходим жесткий контроль и учет. Нужно знать, сколько пришло тепла, воды. За столько и заплатим.

Тарифы на сегодня, безусловно, завышены. Бороться с этим можно только так –устанавливая приборы учета. На сегодняшний же день в городе даже нет структуры, отвечающей за контроль подачи услуг: воды, тепла… В городе за это никто не отвечает.

Приход на рынок управляющих компаний тоже ничего не даст. Потому что существует межтарифная разница. Она не стимулирует управляющие компании заниматься учетом и контролем.

Я выступаю за стопроцентную оплату услуг ЖКХ населением при четкой работе системы социальных гарантий (предоставление субсидий). А на сегодняшний день что получается? Через межтарифную разницу мы дотируем и воспитателя детского сада с зарплатой в 2500 руб. в месяц, и руководителя крупной коммерческой фирмы. Ведь последний пользуется теплом на тех же основаниях. Разве это нормально? У богатого человека дотацию надо забрать. Лучше эти деньги отдать педагогу. Переход на сто процентов оплаты, естественно, не решит все проблемы. Но он снимет неоправданную нагрузку с бюджета.

Необходимо привлечь в ЖКХ федеральный ресурс. Особенно это касается капитального ремонта аварийного и ветхого жилья.

Необходима четкая программа капитального ремонта жилья. Ее должна разработать мэрия. Дом после капремонта (необходимо менять все трубы общего пользования, делать ремонт крыши, системы отопления, ремонтировать межпанельные швы и т. п.) должны принимать жильцы. А дальше они должны создавать ТСЖ и заботиться о доме сами.

Там, где дома только что построены, нужно разъяснять: уважаемые жители дома, очень бережно относитесь к своему жилью, потому что мы вами заниматься не будем. У вас новый дом, следите за ним, красьте, благоустраивайте – никогда мы к вам не придем и делать у вас ничего не будем. Так будет честно, открыто. И люди должны привыкнуть к тому, что это их собственность.

– Медицина для воронежцев становится все более недоступной. Засилье платных услуг. Финансирование здравоохранения растет, а улучшений горожане не наблюдают.

– Ответ на этот вопрос, с одной стороны, лежит на поверхности: нужно строить новые поликлиники, устанавливать там новое оборудование, делать медицину доступной для каждого жителя Воронежа, чтобы каждый пришел и сделал рентген бесплатно, чтобы каждый приходил на прием к врачу без бинтов, без перчаток, без тапочек и т. д.

Но я, отвечая на этот вопрос, посмотрел бы и в корень проблемы. В бытность мою главой администрации Ленинского района мы, в том числе без копейки бюджетных денег, построили диагностический центр на улице 20 лет Октября. За счет внебюджетных источников. Я этот пример привел к тому, что дело можно делать даже при отсутствии бюджетных средств. Было бы желание, а деньги можно найти. Путей масса. Это касается, кстати, и образовательной сферы. При мэре Цапине было железное правило – каждый район к дню города показывал объект, который он сделал, и вводил его в эксплуатацию. И объекты строились. Без финансирования, без ничего. Просто нужно принимать управленческие решения, брать на себя ответственность.

Что уж говорить, когда в бюджете есть деньги. Нужно лишь грамотно организовать процесс. Я выступаю за то, чтобы городской бюджет был расписан на три года, а лучше – еще на больший срок. Должна быть программа развития. Она может проходить публичные слушания, обсуждаться, но после утверждения не должна меняться и должна жестко исполняться. Должно прекратиться перетягивание средств с одного объекта на другой. Вот если появились дополнительные средства в бюджете, тогда, пожалуйста, корректируйте, увеличивайте. Но от программы нельзя отходить ни на шаг.

Благодаря программе люди увидят, когда их проблемы будут решены. Соответственно значительно уменьшится поток жалоб от горожан.

В программе будет расписано и все, что касается здравоохранения. А если чиновник не выполняет эту программу то его надо просто-напросто выгнать с работы. У каждого чиновника должен лежать четкий план, что он должен делать. Не так работать, что если позвонили – есть проблема, я буду работать, не позвонили – да и слава тебе господи, удачно день прошел. Или – отключил телефон, и все проблемы решились. А надо так: вот программа, прошло три года – отчитайся.

Работа медучреждений должна быть четко прописана, это ведь плановая работа. Необходимо нормативное финансирование. И если все выполнено, а пациента заставили принести бинты, то тогда сразу нужно выгнать либо главврача (если лечебному учреждению выделены необходимые средства), либо чиновника горадминистрации (если он вовремя не профинансировал).

Имея четкий план, мы сможем людям конкретно сказать, что через год будет амбулатория в Тенистом, через два года – в Подгорном и т. д. Никто не будет трепать нервы, и каждый год будем перерезать ленточки.

Раз в год глава должен отчитываться. И не по тем проблемам, по которым ему захотелось. А по всем.

– С вашей точки зрения, что нужно сделать в здравоохранении в первую очередь. Вот, условно говоря, завтра.

– Довести до нормального человеческого уровня то, что есть в наличии. (Это касается, кстати, не только здравоохранения.) Привести в порядок все поликлиники. Навести порядок, начиная от муниципального заказа и заканчивая исполнением работы. Ввести системный подход. Должен прийти хозяин и навести порядок. А дальше уже нужно ставить задачи не только текущие, но и перспективные.

Придет хозяин – сразу прекратится бардак. Будут перекрыты схемы злоупотреблений. Ведь у нас, например, слишком много желающих присосаться к жилке, где лекарства проходят. Слишком много желающих все пропустить через муниципальный заказ. При этом главврач не знает, какая фирма к нему завтра придет ремонтировать. Директор школы не знает, какая фирма будет у него проводить ремонт. Приходят «рога и копыта», фирмы с одним бухгалтером и печатью. И делают такие ремонты, что директора муниципальных учреждений кричат караул. Вроде бы и деньги есть, и процедура, на первый взгляд, соблюдается, а в итоге – бардак. Крыши ремонтируют, а они текут, асфальт кладем, а дорог нет.

– Проблема пассажирских перевозок стоит в городе очень остро. Задача уехать в час пик так и вовсе стала сродни подвигу. С вашей точки зрения, можно ли при сохранении нынешнего уровня цен на проезд (понятно, что с поправкой на уровень инфляции) так организовать перевозки, что человеку можно будет подойти к остановке и без нервотрепки сесть и уехать.

– Можно. Однозначно. Необходимо только навести порядок. Нужно разработать четкую транспортную схему. Определить необходимое количество подвижного состава. Утвердить жесткие графики движения. Продавать маршруты только большими пакетами, включающими выгодные и не очень маршруты. Организовали процесс, а дальше остается только его пристально контролировать.

– В беседе так или иначе мы уже не раз касались темы коррупции. С вашей точки зрения, на городском уровне эта проблема решаема?

– Решаема. Победить коррупцию можно только через прозрачные честные правила, одинаковые для всех. Везде система должна быть так разработана, чтобы чиновник не обладал разрешающим правом. Вот принимается решение: на улице Плехановской и Московском проспекте ставить временные сооружения нельзя. И ты его не поставишь. По всем позициям должна быть четкая нормативная база.

Разработать ее должна администрация. (А мы генплан еще даже не приняли. Хотя после этого генплана должен выйти еще десяток нормативных актов. Генплан на сегодня администрации не выгоден.) Нужно отодвинуть чиновника от принятия решений. Должна работать система. Как только каждый будет знать досконально свои права, он будет приходить к чиновнику и говорить: мне нужно то-то и то-то. Месяц нет ответа – подавай в суд.

Ну и, конечно же, важная составляющая борьбы с коррупцией – эффективная кадровая политика.

– Тогда вопрос о кадрах. На сегодня в Воронеже практически не работает социальный лифт, который бы поднимал наверх талантливых, способных людей (не блатных). Практически все места в различных Думах под себя подмяли денежные мешки. В исполнительной власти постоянно тасуется затертая до дыр колода. Вообще, во власти – ворье на ворье.

– Я, конечно, немного не согласен, что ворье на ворье сидит. Есть люди, которые работали и работают честно. У нас и директора школ нормально избираются в Думу. Хотя я согласен, что скупка голосов, «черный» пиар, большие деньги и т. д. делают выборы неравноценными. В то же время не все предприниматели и бизнесмены подходят под ту характеристику, которую вы дали. Есть люди, которые нормально занимаются проблемами своих округов. Помогают людям. То же самое я могу сказать и про областных депутатов.

Что касается администрации, то нормальный грамотный руководитель никогда не будет ставку делать на знакомых и блатных. Почему? Потому что надо работать, а результаты работы должны быть видны. Как только мы начнем спрашивать с руководителей, они начнут набирать себе нормальные кадры, и проблема решится.

Предлагаю квотировать места в мэрии для выпускников вузов (юристы, экономисты). Я уже делаю это на практике. У меня в аппарате после вузов сидят все с красными дипломами, и учатся.

А по большому счету я вам вот что скажу. Поверь мне – лифт работает. Просто в лифте часто никого нет. Кадров ведь нет. У меня юристов, например, очень много разбежалось. Ведь когда он становится профессионалом, его сразу забирают – или банк, или адвокатская контора… Зарплатой это дело не поправишь. Для муниципальных служащих необходимо поднимать уровень социальных гарантий.

– Сергей Михайлович, спасибо за то, что согласились ответить на вопросы, которые интересуют наших читателей. Хотя, конечно, все проблемы в рамках одного интервью не обсудишь… Заключительный вопрос. Что, с вашей точки зрения, в первую очередь должен сделать новый мэр?

– Он должен привести новую команду, людей, которые умеют работать, и навести элементарный порядок. При наличии желания это так просто сделать.


Беседовал Иван Владимиров, газета «Профсоюзный щит», №1 (40), январь 2008 года.


Ссылки по теме

Ресурсы по теме
- Vobkom.ru

На главную

Профсоюз



Портфель профлидера:
Оплата труда
Соглашения
Коллективный договор
Охрана труда

ВОБКОМ.РФ
Новостная лента Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ

Газету
«Профсоюзный щит»
поздравляют с двадцатилетием
Новые поздравления

Фотоновости.
Обком - фотографирует,
Vobkom.ru - публикует


Публичный отчет Воронежского обкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ за 2017 год
(формат - PDF, 33,5 МБ)


Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовил информационные бюллетени

Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ разослал профлидерам информационные листки
 
Образование
В два раза выросло за два года число работающих на двух ставках учителей

Четвертая Школа молодого педагога прошла в Воронеже

На активные действия профсоюза власть ответила рублем – воронежскому образованию значительно добавили
 
Регион
Воронежская обладминистрация утвердила величину прожиточного минимума


Все
о коллективном
договоре
Совместительство, совмещение, увеличение объема работы... Ежегодные основные удлиненные и дополнительные отпуска Сокращение численности или штата работников организации Работа
уполномоченного
по охране труда
© 2007-2019 «Vobkom.ru», информационно-аналитический сайт. E-mail: vobkom@yandex.ru
Воронежская областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ. Газета «Профсоюзный щит» (рег. № В 1754).
При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Vobkom.ru» обязательна.
Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Vobkom.ru» - http://www.vobkom.ru.
Карта сайта
Rambler's Top100