Март 2008 года |
«Что они ни делают – не идут дела» |
В Воронежской области сорвалось подписание регионального соглашения о минимальной заработной плате |
|
|
|
Н.Т.Миляков, Л.И. Селитренников, Д.В. Марков. Фото: Людмилы Тореевой. |
Безрезультатно закончилось первое в этом году заседание областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (состоялось 20 марта), главным вопросом повестки дня которого было подписание регионального соглашения о минимальной заработной плате в Воронежской области. Ничего не подписали. Поговорили и разошлись. Острая проблема не решается. Растет социальная напряженность.
Представители областной власти довольно часто при обсуждении острых тем кивают на несовершенство федерального законодательства. В Воронежской области у власти самая популярная отговорка примерно такая: мол, и рады бы решить проблему, да закон не позволяет, нужно ждать решений от Федерации… Однако в последнее время центр стал все больше давать регионам законодательной самостоятельности, возможностей для учета местной специфики. Во многих регионах этим воспользовались, фонтанируют идеями, тамошние руководители гремят на всю страну как инноваторы. В Воронежской же области все наоборот – все больше очевидна управленческая и организационная беспомощность власти. Штат областных чиновников все растет, но понять: чем они, кроме словоблудия и канцелярского «бумагоперетаскивания», еще занимаются – практически невозможно. Что бы они ни стали делать – не идут дела. Взялись ввести новую систему оплаты труда в школах – натворили страшно сказать чего и затихли, теперь ждут неких разработок и рекомендаций из Москвы… Получили от Федерации право сгладить острые углы в вопросе минимальной зарплаты – и… семь месяцев никакого «шороха». И подобных примеров масса. Однако вернемся к заседанию трехсторонней комиссии.
От областного совета профсоюзов по вопросу подписания регионального соглашения выступал заместитель председателя облсофпрофа Николай Миляков. Суть его выступления состояла в следующем. Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» с 1 сентября прошлого года не только был установлен МРОТ на уровне 2300 руб. в месяц (о чем говорилось много и громко). Этим, к сожалению, дело не ограничилось. Одновременно была исключена вторая часть из статьи 129 Трудового кодекса РФ (о чем разговоры как-то не велись), в которой было дано определение МРОТ. В этом определении речь, в частности, шла о том, что в величину МРОТ не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. И вот в результате отмены этой нормы Трудового кодекса чиновники разных уровней и мастей стали включать все вышеперечисленные выплаты в МРОТ.
Что это значит на практике? Работает человек по первому – 1601 руб., второму – 1665 руб. (и так далее вплоть до шестого – 2253 руб.) разряду тарифной сетки. В случае применения части 2 статьи 129 ТК РФ при расчете зарплаты такого работника, все компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты прибавлялись бы не к ставке ЕТС, а к величине МРОТ, то бишь к тем самым установленным на сегодня в стране 2300 руб. Но, так как часть 2 статьи 129 ТК РФ отменена, компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты прибавляются именно к ставке. И в том случае, если зарплата работника с учетом всех входящих в нее компонентов остается меньше МРОТ, ее уже доводят до уровня МРОТ. То есть получается, что одному работнику доплачивают, условно говоря, 700 руб., другому – 400 руб., третьему – 100 руб., а в результате каждый получает по 2300 руб. в месяц (грязными).
«Анализ показал, – высказал профсоюзную точку зрения на проблему Николай Тихонович, – что это приводит не только к искажению самого понятия зарплаты и к снижению мотивации к труду, но и напрямую нарушает нормы статей 132 («Оплата по труду») ТК РФ и той же 129 – в части зависимости зарплаты от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы– как по отношению к работникам с первого по шестой разряды, так и к работникам одного разряда».
Но не все так безнадежно. (Вот она, роль субъекта Федерации, возможность региональной власти проявить себя – ред.). Тем же самым федеральным законом от 20.04.2007 года № 54-ФЗ в Трудовой кодекс была введена статья 133.1, в которой говорится: «В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации». Как рассказал присутствующим Миляков, в процессе подготовки регионального соглашения о минимальной заработной плате в Воронежской области облсовпроф с той целью, чтобы у сторон не было разногласий в сути самого предмета соглашения, внес предложение включить в документ пункт следующего содержания: «Считать, что минимальная заработная плата представляет собой сумму вознаграждения за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении нормы труда простых работ в нормальных условиях и не включающую компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты».
По словам Николая Тихоновича, предложения объединения профсоюзов обсуждались и согласовывались на разных уровнях. «В одно из рассмотрений у руководителей главного экономического управления администрации области профсоюзам, казалось бы, была дана надежда, что определение состава минимальной заработной платы будет включено в региональное соглашение. Тем более что в принятом на уровне центрального федерального округа (ЦФО) соглашении на 2008 – 2010 годы руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в ЦФО, ассоциация территориального объединения профсоюзов ЦФО, координационный Совет промышленников и предпринимателей ЦФО обязались в срок до 31 марта 2008 года проработать вопрос о составе минимальной заработной платы, устанавливаемой в трехсторонних соглашениях. Однако в том варианте, который сегодня был роздан членам трехсторонней комиссии, этого определения нет. Но мы по-прежнему убеждены: пока на федеральном уровне не определены составляющие части минимальной заработной платы, это надо сделать на региональном уровне», – резюмировал свое выступление Николай Миляков.
У представлявшего сторону обладминистрации руководителя управления труда Александра Домнича позиция была традиционная: «согласно статье 133.1 в субъекте Российской Федерации региональным соглашением может устанавливаться размер минимальной заработной платы, но право давать определение минимальной заработной плате субъектом данной статьей не предусмотрено». Впрочем, как это следовало из дальнейших пространных словестных излияний Александра Митрофановича, даже «предусмотренное» законом установление в регионе минимальной заработной платы (объединение профсоюзов в процессе подготовки проекта соглашения предлагало ее уровень в размере 2500 – 2600 руб.) главным финансовым управлением области было признано «преждевременным до его установления на федеральном уровне»…
В общем, спасибо Москве за то, что делегировала нам право устанавливать минимальную зарплату, но… подождем-ка мы решений из Москвы!
С предложениями объединения профсоюзов согласилось объединение работодателей. Но, должно быть, это был не тот сценарий, на который рассчитывала обладминистрация. «Предложения могут быть реализованы только при наличии финансовых средств!» – воскликнул Домнич. «Давайте примем компромиссное решение, – предложил заместитель губернатора Леонид Селитренников, который наряду с Николаем Миляковым и Дмитрием Марковым (первый заместитель председателя объединения работодателей «Совет промышленников и предпринимателей Воронежской области», генеральный директор ЗАО «Гидрогаз») вел заседание трехсторонней комиссии, – мы берем тайм-аут, создаем небольшую рабочую группу, я готов ее принять у себя. У меня соберемся и подумаем. Я еще посоветуюсь – как тут лучше нам поступить, потому что, если мы сегодня примем решение и возьмем на себя обязательство, я сомневаюсь, сможем ли мы его осилить так сразу…»
На том и разошлись. Остается только добавить: сомнениям по поводу того, что «сможет ли она осилить так сразу», обладминистрация предается уже семь месяцев… Впрочем, уже и обещанного, говорят, три года ждут. А тут и не обещали вроде ничего, сказали только, что думать будут. Пусть думают.
Но когда работать-то начнут?!
Людмила Тореева. Ссылки по теме
Ресурсы по теме - Vobkom.ru |
|