3 февраля 2021 года |
Частное мнение |
Антон Ходунов о проблемах воспитательной работы и молодежной политики
|
|
Проректор по воспитательной работе и председатель профсоюзной организации студентов Воронежского государственного технического университета, председатель Студенческого координационного совета Воронежской области Антон Ходунов.
Фото: Людмилы Тореевой. |
В январе и начале февраля по всей стране молодежь довольно активно приняла участие в несанкционированных акциях протеста. Высказать несогласие с действиями власти вышли, в том числе, студенты вузов и ссузов и даже школьники. После идентификации участников («цифровизация» работает вовсю!) ожидается разбор полетов с поиском «крайних» и виноватых. На федеральном уровне будут спрашивать с регионов, в регионах будут спрашивать с региональных органов образования и работы с молодежью, региональные органы будут трясти образовательные организации, в вузах, ссузах, школах будут срочно искать, кто и как должен был школьников и студентов «профилактировать». В итоге виноватым останется простой сотрудник-энтузиаст, который и так из последних сил, погрязнув в куче бюрократических бумаг, отчетов и отписок, в ситуации непонимания и второстепенного отношения, пытается делать хоть что-то. А почему бы не задуматься о причинах концептуально? Чтобы проанализировать и начать выстраивать эффективную систему работы с молодежью, искать новые формы и подходы. Автор сегодняшнего материала особо подчеркнул, что приведенные им размышления «являются частным мнением, а не официальной позицией или высказыванием» образовательной организации, в которой он работает. А также выразил надежду, что на публикацию откликнутся коллеги и выскажутся по данной теме.
Потерянное поколение
Почему о молодежи принято вспоминать, только когда у нас выборы, когда нужно красиво встретиться с юношами и девушками, или когда что-то случилось? Почему на государственном уровне долгое время не задумывались о системе воспитания в школах, ссузах, вузах? Почему уделяется недостаточное внимание вопросам региональной инфраструктуры – бесплатным кружкам, секциям и клубам? Кого волнует, чем занимаются школьники и студенты в свободное время?
Да, во многих школах, ссузах и вузах воспитательная работа осталась и поддерживается на уровне, но это скорее благодаря энтузиазму конкретных учителей, сотрудников и «политической воле» руководителей образовательных организаций. А если брать в целом по стране? За годы, когда образование пытались представить как оказание некой услуги, когда к воспитательной работе с молодежью относились по остаточному принципу, упущено целое поколение. Сегодня из школ в вузы приходят ребята с измененными ценностными ориентирами, индивидуалисты, замкнутые на себе, без особого желания что-либо делать. И лишь совсем недавно на федеральном уровне принято решение о необходимости ввести в школах должность советника директора по воспитательной работе. Только в 2020 году приняты изменения в закон «Об образовании в РФ» в части воспитательной деятельности и закон о «Молодежной политике».
По остаточному принципу
В вузах воспитание и реализация молодежной политики зачастую также осуществляются по остаточному принципу. Хотя в законе «Об образовании в РФ» образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. И воспитание стоит на первом месте. И уж точно, воспитание – это не услуга! Закон об образовании также определил и средства, которые должны выделяться и направляться на организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы: двукратный месячный размер стипендиального фонда – для высшего образования и месячный размер стипендиального фонда – для профессионального образования. Но, как правило, вузы не направляют предусмотренные средства на эти нужды, а в основном закрывают ими «дыры». А уж если осталось что-то, то еще нужно доказать, обосновать, сделать тридцать три круга – и тогда, может, что-то и будет направлено на воспитание в «чистом виде». Хотя в базовых нормативах затрат на одного студента-бюджетника предусмотрено 3520 руб. именно на организацию культурно-массовой и иной работы. А это, если брать в целом по вузам, приличные средства.
А контрактные студенты? Много ли у нас вузов, которые тратят деньги на воспитательную работу с ними? Хотя контрактные студенты, оплачивая такую же стоимость, что приходит из федерального бюджета по госзаданию, вполне могут рассчитывать и на это.
И швец, и жнец…
Как правило, в воспитательной сфере в вузах или ссузах задействовано гораздо меньше людей, чем нужно для организации нормального процесса. И, как правило, на этих энтузиастах лежат сразу все задачи. Они – «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Маленькое количество сотрудников просто физически не может охватить весь контингент, и не может работать по всем направлениям сразу. Тут либо какие-то сферы не будут охвачены, либо все направления будут лишь затронуты «чуть-чуть», соответственно, в этом случае о реальной содержательной работе говорить будет сложно.
Нужно либо увеличивать количество сотрудников, занимающихся воспитательной работой (но соотношение «административно-управленческий персонал/профессорско-преподавательский состав» никто не отменял!), либо по-настоящему, содержательно включать в работу весь профессорско-преподавательский состав, ну или хотя бы ту часть, которая способна это делать.
Возможен вариант реального включения самих студентов в систему управления и организации воспитательной работы. В 90-е годы, когда система воспитания и молодежной политики в стране полностью рухнула, воспитательную функцию взяли на себя студенческие профсоюзы. Сегодня две формы участия студентов – это советы обучающихся и профсоюзные организации студентов. Но зачастую советы и профкомы или не хотят, или не могут поднимать и обострять те или иные вопросы на уровне вуза и региона. Либо не хватает понимания, знаний и воли. Или названные структуры являются созданными искусственно и, соответственно, зависимыми. Хотя по своей сути должны являться определенным противовесом в системе того или иного вуза – создавать балансировку при принятии решений. Как правило, в вузах, где сильные студенческие организации, у студентов больше различных «социальных благ», а у вузовской воспитательной системы – больше возможностей и ресурсов. И если бы сильные, независимые студенческие и молодежные организации создавали свои союзы на уровне регионов или страны, то они могли бы формировать реальную повестку в сфере молодежной политики, становясь элементом балансировки уже общей системы региона или страны в целом.
Проверка за проверкой
Очень часто можно наблюдать ситуацию, когда тот или иной грамотный, перспективный молодой человек начинает работать в региональных или университетских структурах, занимающихся воспитанием или реализацией молодежной политики, а потом резко все бросает, уходит совершенно в другие сферы.
Одна из причин – это то, что в большинстве случаев, будь то регион или университет, центр принятия решений по вопросам организации работы с молодежью – это не те люди, которые знают и работают с молодежью, а финансисты, бухгалтеры или иные чиновники, которым поручено курировать эту сферу.
Чтобы провести какое-либо мероприятие, например, региональный фестиваль, необходимо обойти десяток различных согласовывающих структур, раз двадцать сходить к финансистам, доказывать каждую позицию, убеждать, отвечая на вопросы: «А зачем вам такой зал? Это неэффективно, проводите на улице», «А зачем призы? Это нецелесообразно – обойдетесь!», «А зачем вам «раздатка»? Не нужны эти «бомберы» – это все лишнее!». Другими словами, решения принимают не те люди, которые знают, что нужно молодежи, чем можно привлечь к той или иной социальной активности, а люди, очень далекие от этого.
Вникнув во все тонкости Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», нужно как-то провести мероприятие, мотивируя себя тем, что ты делаешь что-то очень хорошее, создаешь условия для молодежи, даешь возможность раскрыть творческий потенциал… А потом приходит проверка, потом – другая проверка, и еще одна. И всем надо доказывать, показывать, рассказывать и оправдываться, как будто в чем-то изначально виноват. Кто захочет такого? Теряется желание что-либо делать, придумывать и творить. Энтузиазма хватает ненадолго!
Примерно такая же ситуация и с грантами для некоммерческих организаций (НКО). Для того чтобы сделать что-то хорошее – ты должен пройти целый «квест»: сначала уговорить поставщиков без денег поставить товар или услугу, потом решить кучу вопросов, провести мероприятие на свой страх и риск, потом сдавать отчет раз по десять по разным, постоянно меняющимся, формам, потом еще раз оправдываться и ждать очередной проверки. Такой подход приводит к тому, что многие просто не хотят участвовать в конкурсах. А ведь для всей системы на региональном или федеральном уровнях существование реально действующих молодежных, студенческих НКО было бы еще одним элементом работы с молодыми людьми.
Без приукрашивания
Приукрашиваем все, везде и всегда, и в том числе и в этой сфере. И, на мой взгляд, это наша большая проблема. Есть национальные цели, проекты, есть федеральные и региональные проекты. В этих проектах есть показатели, по которым отчитываются органы власти и различные организации, направляются письма, собирается информация, в том числе с ссузов, вузов, из регионов и так далее.
Например, письма о необходимости отчитаться об увеличении количества мероприятий или вовлечения молодежи в какую-либо социальную практику. Каждый регион, ну или вуз, думает, как лучше ответить, чтобы не быть хуже других. Некоторые чуть завышают, некоторые вообще пишут придуманные цифры, потом все эти сведения пересылаются, обрабатываются, и на основании этих сведений на государственном уровне принимаются решения.
Для государственной системы это означает неправильное, некорректное решение на основе этих «приукрашенных» данных. Нужна система, при которой организациям будет выгодно давать реальные данные и реальные правдивые показатели.
Игра вдолгую
В последнее время появилось много высказываний про то, что вузы вправе, а иногда и должны отчислять «засветившихся» студентов. На мой взгляд, в выражении «отчислить митингующих нельзя помиловать» запятую нужно ставить после слова «нельзя». Тем более, если студент успешно обучается, сдает сессии и посещает занятия…
Необходим совершенно иной подход.
Те, кто задумывал и планировал акции, «играют вдолгую» с расчетом на 3-5-10 лет.
Что же этому противопоставить? Традиционные «разбор полетов» и поиск «крайних»? Это изначально проигрышный вариант.
Хотелось бы, чтобы у государства появилась какая-то стратегическая линия, попытка сформировать свою систему, начать «свою игру» – со своими правилами, со своей позитивной повесткой.
Антон Ходунов, проректор по воспитательной работе и председатель профсоюзной организации студентов Воронежского государственного технического университета, председатель Студенческого координационного совета Воронежской области.
Ссылки по теме
- Авторитетные воронежские эксперты обсудили проблемы воспитательной работы и молодежной политики (Vobkom.ru, 29 апреля 2021 года)
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |