29 апреля 2021 года |
Концептуальный подход |
Авторитетные воронежские эксперты обсудили проблемы воспитательной работы и молодежной политики
|
В начале февраля на сайте Воронежского обкома профсоюза образования Vobkom.ru был размещен материал «Частное мнение». Его автор – проректор по воспитательной работе и председатель профсоюзной организации студентов Воронежского государственного технического университета, председатель Студенческого координационного совета Воронежской области Антон Ходунов – поделился размышлениями о проблемах воспитательной работы и молодежной политики. Круг поднятых вопросов показался редакции «Профсоюзного щита» весьма интересными, и газета предложила работникам образовательной сферы обсудить сложившуюся ситуацию. Полемика получилась весьма продуктивной.
Поводом для публикации Ходунова послужила кризисная ситуация: в январе и начале февраля по всей стране молодежь довольно активно приняла участие в несанкционированных акциях протеста. Высказать несогласие с действиями власти вышли, в том числе, студенты вузов и ссузов и даже школьники. Материал начинается так: «После идентификации участников («цифровизация» работает вовсю!) ожидается разбор полетов с поиском «крайних» и виноватых. На федеральном уровне будут спрашивать с регионов, в регионах будут спрашивать с региональных органов образования и работы с молодежью, региональные органы будут трясти образовательные организации. В свою очередь, в вузах, ссузах, школах будут срочно искать, кто и как должен был школьников и студентов «профилактировать». В итоге виноватым останется простой сотрудник-энтузиаст, который и так из последних сил, погрязнув в куче бюрократических бумаг, отчетов и отписок, в ситуации непонимания и второстепенного отношения, пытается делать хоть что-то. А почему бы не задуматься о причинах концептуально? Чтобы проанализировать и начать выстраивать эффективную систему работы с молодежью, искать новые формы и подходы». Автор выразил надежду, что на публикацию откликнутся коллеги и выскажутся по данной теме. И отклики последовали…
Не добивать, а поддержать
|
|
|
Маргарита Золотарева, председатель первичной профсоюзной организации, учитель истории и обществознания средней общеобразовательной школы № 1 Коминтерновского района Воронежа.
Фото: предоставлено в редакцию Маргаритой Золотаревой. |
Я во многом согласна с автором статьи «Частное мнение», потому, что работаю в школе много лет и знаю проблему не понаслышке.
Антон Ходунов пишет о том, что события, происходящие в нашей стране, серьезно отражаются на молодом поколении людей.
Многие считают, что поколение 90-х годов – потерянное поколение. Но ведь это только с одной стороны. С другой стороны, кто сумел выжить и сохранить себя – это очень сильные и крепкие люди, фундамент нашей жизни. Но речь не об этом.
Действительно, дети и молодежь – это тот пластилин, из которого можно лепить разумное, доброе, вечное, и нам необходимо это делать – для себя и для будущих поколений. Молодежью необходимо заниматься, развивать, направлять и учить. И если наши дети оступились (я имею в виду недавние политические события), нам необходимо не добивать их, а поддержать, подставить плечо, объяснить, в чем они не правы.
Мои ученики обратились ко мне за советом по поводу посещения митинга оппозиции. Я им ответила: «Запретить не могу, но смотрите, не окажитесь «пешками» в чужой игре чтобы потом не пожалеть о своем поступке». Надеюсь, что большинство ребят мне все-таки удалось остановить. Этот пример говорит о том, что молодое поколение нуждается в совете взрослого человека, что ему необходима помощь и поддержка того, кого они уважают и кому доверяют.
Нам следует очень хорошо продумывать молодежную политику для воспитания духовно, нравственно здорового поколения людей в нашей стране.
Целиком и полностью поддерживаю Антона Ходунова и считаю, что необходимо уделять особое внимание такой форме работы как создание различных молодежных организаций и структур, которые бы не формально, а эффективно занимались развитием и социализацией подростающего поколения.
Маргарита Золотарева, председатель первичной профсоюзной организации, учитель истории и обществознания средней общеобразовательной школы № 1 Коминтерновского района Воронежа, газета «Профсоюзный щит», №4 (158), апрель 2021 года.
Больше внимания
|
|
|
Ольга Кувшинова, председатель Советской районной города Воронежа организации профсоюза работников народного образования и науки РФ.
Фото: Людмилы Тореевой. |
У меня двоякое отношение к воспитательной работе. С одной стороны, я считаю, что воспитывать «специально» нельзя, с другой – уверена, что нашим детям нужно гораздо больше внимания и нашего времени на всех уровнях: от родителей и педагогов до государства. Не могу говорить за все организации среднего профессионального образования (СПО) и не хочу вдаваться в подробный анализ воспитательной работы, основываясь только на своем опыте, но, откровенно говоря, наша воспитательная работа со студентом зачастую сводится к «залатыванию прорех на рваной рубахе».
Бывший директор одного техникума сказал: «Нельзя лежать в рассоле и не просолиться!» Так вот я с ним совершенно согласна – воспитывает среда, а формирует ее множество факторов: и личный пример педагога, причем каждого, а он, к сожалению, не всегда положительный (да, я считаю, что педагог должен быть примером!); и финансирование мероприятий (а его ПРОСТО НЕТ у тех, кто находится на областном бюджете); и то, что наши дети живут зачастую в отвратительных условиях в общежитиях, не видевших ремонта по нескольку десятков лет, где проблемы с проводкой, туалетами, душевыми, плитами… Не хочу упрощать, но формировать достойного человека необходимо в достойных условиях. Нужно, чтобы преподаватели и мастера производственного обучения не менялись как перчатки из-за маленькой зарплаты, а ценили свою работу и гордились ею – ну не может быть примером временщик, который только и думает, как поскорее сбежать из организации СПО. Нужно хоть какое-нибудь финансирование – ну очень сложно, практически невыполнимо организовывать любые мероприятия на достойном уровне без денег, только за счет вечного энтузиазма добровольцев-педагогов. И нужно, чтобы наши дети приходили в классы и мастерские из отремонтированных общежитий, где им созданы комфортные условия для быта и отдыха, и не только слушали наши поучения, как надо себя вести, куда ходить, а куда – нет, но и чувствовали настоящую заботу о себе со стороны государства.
Ольга Кувшинова, председатель Советской районной города Воронежа организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, бывший заместитель директора по воспитательной работе Воронежского индустриального колледжа, газета «Профсоюзный щит», №4 (158), апрель 2021 года.
Проектирование будущего
|
|
|
Ольга Луганская, председатель первичной профсоюзной организации, преподаватель математики Воронежского государственного промышленно-экономического колледжа.
Фото: Людмилы Тореевой. |
Проблема воспитания молодежи волновала человечество на всех этапах его развития. И в каждую эпоху были свои характерные подходы и методы воспитания, выделялись ценности и идеалы, присущие данному времени. Но когда в обществе формулируются искаженные цели, основывающиеся только на материальных ценностях, выдвигаются ложные идеалы, тогда общество оказывается в состоянии морального кризиса. Это сказывается, прежде всего, на молодежи.
В 90-е годы прошлого века мораль изменилась, перестала быть нравственной. Средства массовой информации как тогда, так и сейчас пропагандирют мораль хищников, думающих только о личной сиюминутной выгоде. Молодые люди считают, что мир существует лишь для удовлетворения их потребностей. В педагогике потеряло свое значение понятие авторитета.
Сегодня «прогрессирующим заболеванием» студенческого возраста является, на мой взгляд, стремление уйти от реальности, погрузившись в потустороннюю жизнь Всемирной паутины. Из жизни выпало колоссальное количество книг, развивающих журналов, научной литературы. Молодое поколение оказалось незащищенным от огромного потока информации, воздействующей через Интернет. Доминирующим стал культ вещей и денег. С большим опозданием складывается представление о национальной идее.
Но, несмотря на все эти проблемы, система среднего профессионального образования (СПО) осуществляет подготовку к определенным видам труда в экономической и социальной сферах общества и не только обеспечивает общественное производство квалифицированными кадрами, но и создает условия для дальнейшего образования. В современных условиях меняются характер и содержание обучения и воспитания в СПО, но цель остается прежней – формирование личности специалиста с твердыми нравственными принципами, умеющего ориентироваться в любой ситуации, обладающего новым экономическим мышлением, способного к непрерывному развитию.
Для всех уровней современного СПО сегодня характерно наличие малоизученных проблем, связанных с воспитанием студентов. Отрицательное влияние на воспитательный процесс в СПО оказывают преобладание стихийной социализации молодежи в обстоятельствах экономической неопределенности общества, отсутствие заинтересованности работодателя в подготовке для предприятий и организаций квалифицированных специалистов.
Вместе с тем, стремление к получению профобразования выходит за рамки простого овладения профессиональными знаниями. Необходимо создать условия для развития личности, оказать студентам помощь в самовоспитании и самоопределении.
Это возможно при оптимизации правовой, методической, организационно-экономической базы, разработке содержания форм и методов духовно-нравственного воспитания, сочетание личностных интересов и профессиональных возможностей.
«Частное мнение» автора статьи по актуальным вопросам организации воспитательной работы в вузах и учреждениях среднего профессионального образования можно смело считать и мнением его коллег, всего сообщества энтузиастов, подвижников, преподавателей, для которых воспитание – не пустой звук.
Обозначенные автором проблемы особенно актуальны для учреждений СПО, в которых очень остро чувствуется остаточный принцип в реализации воспитательной политики.
Что было бы реальной, существенной помощью образовательной организации для более эффективной реализации молодежной политики?
Как это ни банально звучит, – финансирование, которое можно было бы направить на: организацию заброшенных детских и юношеских спортивных школ; выделение дополнительных ставок для педагогов дополнительного образования; возобновление работы комплекса ГТО; оборудование, инвентарь и другие нужды воспитательной работы; создание в каждом образовательном учреждении военно-патриотического клуба. И, наконец, повышение стипендиального обеспечения обучающихся в учреждениях СПО, среди которых, как показывает практика, большинство из малообеспеченных, неполных семей.
Крайне необходимо проведение такой работы, как удаление противоправного, разлагающего нравственно молодое поколение, контента из сети Интернет.
Также необходимо значительно сократить отчетность, тогда будет больше конкретики, правды в отчетах, а, значит, уйдет приукрашивание, о чем пишет Антон Ходунов.
Ну и, безусловно, это тоже мое частное мнение, нам, воспитателям, надо больше доверять, больше оказывать различной помощи, а не «травмировать» проверками. Вкладывая в сегодняшних детей, в целом в образование, мы проектируем свое будущее.
Ольга Луганская, председатель первичной профсоюзной организации, преподаватель математики Воронежского государственного промышленно-экономического колледжа, газета «Профсоюзный щит», №4 (158), апрель 2021 года.
За державу обидно
|
|
|
Виталий Апевалов, учитель русского языка и литературы Первомайской средней общеобразовательной школы Эртильского района.
Фото: предоставлено в редакцию Виталием Апеваловым. |
Прежде всего хотел бы сказать: проблемы образования и воспитания нельзя решить одним росчерком пера. Мы должны отдавать себе отчет, что введение должности советника директора по воспитательной работе кардинальным образом не изменит ситуацию. Во-первых, один в поле не воин. На этого одного за 15 тыс. руб. «навалят» такой воз работы, что если он добросовестный человек, то просто умрет от непосильного труда. Во-вторых, многие будут отказываться от такого «счастья»: название должности громкое, а «рабочий день не нормирован». В-третьих, есть большая вероятность, что найдутся на такую работу желающие из «хитрецов». Они раскидают свои обязанности по классным руководителям, а сами станут «сливки снимать».
Проблема воспитания – это проблема не только школы, это проблема государства и всего общества. Осознание такой простой мысли – первый шаг. Если с экранов льется поток грязи, лжи и пошлости, то мы, учителя, не сможем все это отмыть: ни один порошок не поможет. О ком говорят по телевидению? О Ельцине, Горбачеве, Навальном, Волкове, Тихановской… Список можно продолжить. Являются ли они положительным примером для молодежи?.. А часто ли мы слышим о Паше Ангелиной, Александре Матросове, политруке Клочкове, Дарье Севастопольской, Михаиле Скопине-Шуйском?.. И тут список можно продолжить.
Телевидение должно быть воспитывающим. В советское время создавали прекрасные передачи и фильмы для детей и юношества. Они воспитывали в молодых людях базовые ценности нашей страны. Сегодня на первых двух государственных каналах мы видим танцы со «звездами», песни со «звездами», посиделки со «звездами»… Они кривляются перед экранами – молодежь повторяет. То же самое творится (только в еще большем объеме и в более неестественных формах) в Интернете. О чем современные фильмы? Значительная их часть о деньгах. Главная мысль: как украсть побольше, и чтобы тебя не посадили.
Сравните концерты 1970-х гг. и сегодняшние. Тогда пели и были одеты как люди. Сегодня визжат и далеко не всегда одеты. Песня – один из наших стержней. А сегодня поют в основном по-английски, и к этому подталкивает жюри различных музыкальных конкурсов (например, Сергей Лазарев, ярый англоман, между прочим). Я считаю, что песни в России должны звучать на языках народов нашей страны. Английским, французским и другим давать не более 3-4 проц. эфирного времени. Это не будет дискриминацией, это будет защитой наших национальных интересов. Это тоже о воспитании в государственном масштабе.
Антон Ходунов пишет о том, что государство должно начать «свою игру» со своими правилами, со своей позитивной повесткой. Чтобы начать «свою игру», надо стать полностью независимыми от Запада. Для этого следует чиновникам закрыть счета за границей и избавиться от любых видов собственности за рубежом, вернуть своих детей и внуков в российские школы и вузы. Тогда у них появится моральное право смотреть нам, обычным гражданам, в глаза. Тогда им дядюшка Сэм не будет казаться таким страшным. Это тоже о воспитании.
О положении учителя писали многие. Терпит унижения ото всех, начиная от государства и заканчивая родителями и их отпрысками. Государство около 10 лет не может реализовать майские указы президента о существенном повышении зарплат педагогам. И не надо говорить про собачью косточку – выплаты за классное руководство. Давайте за 5000 руб. (4350 руб. после вычета налога) попросим депутата поработать. Причем «дергать» его будут в любое время, без скидок на выходные дни. Я думаю, в ответ от него мы цензурных слов не услышим. В недалеком прошлом один высокопоставленный чиновник сказал о повышении зарплат учителям примерно следующее: «Вы же шли по призванию. Если хотите денег заработать, то идите в бизнес». Тут, как говорится, без комментариев.
Про конкурсы, отчеты, кучу бумажек и прочее не писал только ленивый. Однако воз и ныне там. Да какое воспитание, господа хорошие? Всю первую четверть учителя, взяв под козырек, проводили Всероссийские проверочные работы (ВПР), мониторинг индивидуальных учебных достижений (МИУД) и другие прекрасные нововведения, которые мешают нам работать с детьми. В октябре десятиклассники писали основной государственный экзамен (ОГЭ) за 9 класс – результатов мы до сих пор не знаем. Спрашивается, во имя чего тогда мы потеряли драгоценное учебное время? «Не надо кошмарить бизнес!» – сказал как-то известный в прошлом чиновник. Я немного изменю фразу: «Не надо кошмарить образование!» Дайте нам дышать. Отмените ВПР, МИУД, бесчисленные курсы и тестирования. А если у кого-то прямо-таки беспрерывный «зуд творческой деятельности» за чужой счет, то отправьте его работать в самую обычную школу. Здесь пусть себя и проявит. Если получится, то первым буду аплодировать… У учителя должно быть свободное время, он не робот. Забитый, униженный, получающий нищенскую зарплату учитель бессилен что-либо сделать. Мы, как Дон Кихоты, сражаемся с ветряными мельницами.
Еще один аспект проблемы – учебники. Ни для кого не секрет: кто больше денег дал, тот свою книгу и «продвинул». Умер автор хорошего учебника или денег не хватило, и все: получите то, что утвердили. Приведу пример. В учебнике литературы за 8 класс нет повести И.С. Тургенева «Ася», зато есть рассказ И.А. Бунина «Кавказ» о любовном треугольнике (муж-жена-любовник), есть развратная писательница Тэффи, есть скудоумный юмор журнала «Сатирикон», напоминающий наших сегодняшних горе-юмористов, отъявленных пошляков. Кто эту ересь включил в программу 8 класса? Я отвечу: враг. Другого слова не могу подобрать: надо называть вещи своими именами. Не коллаборационист, а предатель; не фейк, а вранье; не толерантность, а двуличие (Талейрана вспомните!)
Бродский, Шмелев, Солженицын… Для чего мы их изучаем? Они идеологические враги нашей страны. Идет борьба за души человеческие. Кто нам нужен: граждане или потребители? Надо поддерживать умную, работящую молодежь. А что мы видим? Получил образование, никуда не берут (нет стажа). Нашел работу – зарплата низкая, как у неквалифицированного работника. Как жить? Денег нет у государства? Неправда, есть деньги. Только тратят их не туда. Дважды давали единовременные пособия по 10 тыс. руб. на детей в 2020 году. Многодетные семьи получили в итоге по 120-160 тысяч. Знаете, на что они их потратили? Кто-то пропил, кто-то мопед купил… А потом одежду, обувь и прочее им сердобольные люди собирали. Им дали, еще дадут. Они тратят без сожаления. Где-то было по-другому? Даже спорить не буду с вами и искренне порадуюсь. Но у нас вот так. Да и не только, думаю, у нас. В большинстве случаев так. Это походит на Древний Рим позднего периода, когда плебс требовал «хлеба и зрелищ». Растут иждивенцы. А у тех, кто работает, опускаются руки. «Кто не работает, тот ест», – говорил мордоворот Федя тщедушному Шурику в комедии Гайдая. И это тоже о воспитании.
Видит Бог, и хотел бы написать что-нибудь хорошее, да не могу: слишком мрачная вырисовывается перспектива. Как сказал один известный герой фильма: «Я мзды не беру: мне за державу обидно».
Виталий Апевалов, учитель русского языка и литературы Первомайской средней общеобразовательной школы Эртильского района, газета «Профсоюзный щит», №4 (158), апрель 2021 года.
Поколение пилигримов
|
|
|
Ольга Паринова, председатель Аннинской районной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ.
Фото: Людмилы Тореевой. |
Молодежь – наше будущее. Люди, которые совсем скоро будут управлять страной. Судьбы граждан окажутся в их руках. Они будут принимать законы, определяющие отношение к важнейшим сферам жизни. Будут решать, как относиться к старикам, детям, как учить, лечить, воспитывать, как относиться к защите своей Родины.
Конечно, молодость – время поиска и противоречий, время проявления своей личности и утверждения взглядов, независимо от их правильности или ошибочности. А кто не ошибался в юном возрасте? Но опасность сегодняшнего дня заключается в совершенной невозможности родителей контролировать местопребывание души своего ребенка. В какие миры она отправляется при наличии Интернета и такого обилия разнообразных источников впечатлений, преимущественно негативных?
Я прочитала рассуждения автора статьи «Частное мнение» Антона Ходунова, и они произвели на меня неизгладимое впечатление.
Действительно, наше молодое поколение оказалось оторванным от тех нравственных ценностей, на которые ориентировались мы, поколение 60-х годов двадцатого века. То, что было заложено в нас в свое время школой, живет по сей день в сознании и восприятии окружающего мира, в наших убеждениях и поступках: ответственность, принципиальность, трудолюбие, отзывчивость, взаимопомощь, умение дружить. Наши учителя учили нас на уроках не только прописным истинам – каждый урок нес в себе целую палитру воспитательных моментов.
А какие мероприятия проводились в школах? Утренники, вечера, классные часы – все было направлено на то, чтобы воспитать человека, гражданина, патриота своей земли. Подготовка сплачивала нас, мы были единым коллективом. Всегда вместе, друг за друга, безо всякой зависти и лести, помогая и поддерживая всех, кто в этом нуждается.
Это живет в нас до сих пор, мы встречаемся, переписываемся, радуемся победам друзей и стараемся поддержать в беде.
К сожалению, нынешние молодые люди лишены такого общения. В большинстве своем они общаются в виртуальном мире. И порой находят себе там «друзей», которые на самом деле таковыми не являются – это всего лишь такие же подростки, которые «зафрендились» в какой-нибудь социальной сети. А если вам не понравилось то, как с вами обошелся «друг», то можно удалить его из списка друзей или отправить в черный список. Один клик – минус один друг. Все очень просто!
Следствием такой, с позволения сказать, «механизации» жизни является потеря большинства чувств. Сострадание и жалость – пустые слова для многих молодых людей, ведь если у кого-нибудь случится беда, то первым делом они посмеются над этим, и это будет не оптимистический смех, напротив, это будет злой, подлый смех. Мысль о сострадании или о жалости большинству вообще не придет, ибо эти чувства, к сожалению, пропали, атрофировались, исчезли... Пропало, к месту сказать, и чувство уважения к старшим. Если сегодняшнего подростка попросить уступить место в автобусе или помочь пожилому человеку, он, скорее всего, этого не сделает. Да и для того, чтобы подросток вас услышал, вам необходимо будет предпринять определенные усилия, ведь его уши плотно закрыты наушниками, в которых на полную громкость играет то, что сегодня называется словом «музыка». В большинстве своем молодые люди перестали читать что-либо, кроме чатов или лент новостей в социальных сетях, слова в которых не несут никакой смысловой нагрузки, являясь самой «разжеванной» информацией, которую когда-либо можно было увидеть.
То, что мы наблюдаем, является катастрофой, причем в масштабе страны, мира. А самое худшее состоит в том, что в следующем поколении описанные мною «качества» проявятся еще в большей степени. Представьте себе, что будет в недалеком будущем, если сегодня уже все настолько плохо. Лично мне страшно об этом даже подумать... Техника идет вперед семимильными шагами, и так же сильно увеличивается ее влияние на человека: изобретаются все более новые и приспособленные девайсы, человек становится их рабом, теряет смысл жизни без них. Вот поместите городского подростка в деревню: он же потеряется, ведь он не знает, что делать, когда рядом нет интернет-точки или любимого айфона и айпада, он не сможет найти себе занятие, и это только сейчас, а что будет через несколько лет? С каждым годом человек все меньше становится похожим на человека... Попытки вернуть человеку человечность не воспринимаются всерьез, скорее воспринимаются как шутки, над ними смеются.
Прочитав и согласившись с каждым словом автора статьи «Частное мнение», я в то же время вдруг засомневалась: «А точно ли это поколение потеряно?»
Так какое оно – молодое поколение сегодняшних дней? Потерянное, полностью лишенное нравственных ориентиров или все же именно то, которое, пройдя через весь ужас своей духовной заброшенности, окунувшись и прочувствовав непосредственное влияние сил зла во всех его проявлениях, будет способно по-настоящему мудро и вдумчиво управлять и возрождать?
Все усилия нас, взрослых, сейчас должны быть направлены на то, чтобы воспитать у молодежи дух коллективизма и творчества, направить их бурную энергию в нужное русло. Соревнования, конкурсы, различного рода праздничные мероприятия – вот те направления, которые должны увлечь молодежь. Участие каждого, заинтересованность, реализация себя, самосовершенствование…
Нельзя оставлять мальчишек и девчонок один на один со своими проблемами, многочисленными вопросами и нереализованным потенциалом. Кружки, клубы, секции должны быть доступными для всех желающих!
Ведь многие молодые люди, если не все, стремятся узнать об этом мире как можно больше, они хотят заниматься той профессией, которая в первую очередь будет приносить им удовольствие. Молодым нужны ориентиры и идеалы. Они постоянно в поиске, потому что не хотят ошибиться в самом важном выборе – выборе своего будущего. Их нельзя назвать потерянным поколением, их можно назвать поколением искателей, поколением пилигримов. И рано или поздно они обретут свой путь.
Ольга Паринова, председатель Аннинской районной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, газета «Профсоюзный щит», №4 (158), апрель 2021 года.
Ссылки по теме
- Антон Ходунов о проблемах воспитательной работы и молодежной политики (Vobkom.ru, 3 февраля 2021 года)
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |