4 апреля 2024 года |
К пещерному уровню |
На круглом столе в ВГУ ученые обсудили катастрофическое падение интеллектуального уровня обучающихся
|
|
На круглом столе в ВГУ по теме «Педагогика в контексте гуманитарного знания и образовательной практики»: директор Зональной научной библиотеки ВГУ, профессор, доктор исторических наук Аркадий Минаков, заведующая кафедрой русской литературы XX и XXI веков, теории литературы и гуманитарных наук ВГУ Ольга Бердникова (4 апреля 2024 года).
Фото: Людмилы Тореевой. |
Круглый стол по теме «Педагогика в контексте гуманитарного знания и образовательной практики» прошел 4 апреля в Воронежском государственном университете (ВГУ). В онлайн-формате сетевой академической площадки в нем приняли участие более 60 ученых из девяти вузов нашей страны. Обсуждалось катастрофическое падение уровня образования в России – проблема, которую отраслевые чиновники упорно стараются не замечать. Участники круглого стола высказались в защиту гуманитарного знания в образовательном процессе.
Страшная катастрофа
Организаторами круглого стола выступили Совет ректоров вузов Воронежской области и межрегиональная просветительская общественная организация «Объединение православных ученых». Как было заявлено организаторами, этот круглый стол стал первым в запланированной серии круглых столов, направленных на то, чтобы обсудить наболевшие проблемы образовательной сферы.
Открыл круглый стол проректор по науке, инновациям, цифровизации ВГУ, профессор, доктор физико-математических наук Дмитрий Костин, отметивший, что за последние годы роль педагогики значительно выросла, а ее взаимодействие с другими гуманитарными науками все более входит в тематику научных исследований и в практику работы вузовских коллективов.
Следом к собравшимся обратился председатель межрегиональной просветительской общественной организации «Объединение православных ученых», доктор теологии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Отрадном Новоусманского района Воронежской области, протоиерей Геннадий Заридзе.
Священник заявил о том, что гуманитарное знание, которое сегодня называют бесполезным, на самом деле является фундаментальным. В подтверждение своей позиции отец Геннадий привел слова ведущего австрийского физика XIX века Людвига Больцмана: «Тем, чем я стал, я обязан Шиллеру и Бетховену». Эйнштейн, по словам Заридзе, утверждал, что профессионализм и успех ученого существенно зависят от его общего развития, и считал, что настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса. А современная турецкая исследовательница Айча Акын, по данным, взятым Заридзе в одном из зарубежных научных журналов, провела большое многолетнее исследование, показавшее, что 73 проц. учащихся, посещавших музыкально-математические уроки, решают задачи лучше, чем подростки, вообще не сталкивающиеся с музыкой в школе.
Разрушение гуманитарного знания, вымещение его из образовательного процесса священник назвал «страшной катастрофой», которая неизбежно приведет «к деградации как таковой всего того, что мы пытаемся здесь, на Земле, делать».
Не могу молчать!
На круглом столе были заслушаны два доклада – директора Зональной научной библиотеки ВГУ, профессора, доктора исторических наук Аркадия Минакова и Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, действительного члена Международной академии непрерывного педагогического образования, профессора кафедры общей педагогики Воронежского государственного педагогического университета (ВГПУ) Евгения Белозерцева.
Доклад Минакова назывался: «О необходимости «контрреформ» в области гуманитарного образования».
Начал свое выступление Аркадий Юрьевич с фразы о том, что ситуация в системе образования России, с его точки зрения, близка к катастрофической, и что говорить он намерен, руководствуясь принципом: «Не могу молчать».
Далее последовала фраза о том, что интеллект значительной части подрастающего поколения сегодня опасно приблизился к пещерному уровню и что еще 10-15 лет той реформаторской политики, которая проводится в образовательной сфере, убьют интеллект нации на корню.
Одним из главных убийц интеллекта Минаков назвал гаджетную культуру, не дающую ребенку развивать память, аналитические и критические способности, эрудицию. А так как дети получают гаджеты чуть ли не с пеленок, то к первому классу они уже не способны к целостному мышлению – только к фрагментарному, сориентированы на то, чтобы путем незатейливых компьютерных технологий выхватывать необходимую информацию, которую не в силах сложить в единое целое. У тех, кто стал рабами гаджетов, отсутствуют концентрация внимания, умение выделить основное, связно и логично изложить материал. Такие дети с трудом читают, с трудом понимают прочитанное, если вообще понимают.
Еще один бич современной школы, упомянутый Минаковым, – это крайне успешно сформировавшаяся субкультура списывания, когда любая самостоятельная умственная работа с текстом исключается и подменяется поиском соответствующих подсказок и шпаргалок в якобы всезнающем интернете. Контрольные, экзамены превратились в негласные соревнования по принципу: «Кто лучше умеет списать?» (под партой, слушая миниатюрные наушники, непрерывно выбегая в туалет и так далее). «Впрочем, в силу тотальности этого явления, учителя часто поощряют списывание на экзаменах, включая самые серьезные. Вероятно, соответствующим региональным структурам образования нужны высокие показатели», – заметил Аркадий Юрьевич.
Введение «предельно порочной» системы подушевого финансирования, как назвал ее докладчик, лишило учителей возможности ставить объективные оценки и каким-то образом воздействовать на нерадивых и девиантных учеников (повышать голос, выставлять из класса, оставлять на второй год). «Какая-либо требовательность в современной школе, по сути, исключается. Это в дореволюционной гимназии – уваровской, толстовской – на промежуточных экзаменах, при переходе из класса в класс, отсеивалось до 50 проц. детей со слабой успеваемостью. Современная же российская школа силком тащит любой контингент из класса в класс. Связано это с тем, что учебная нагрузка и, соответственно, зарплата учителя зависят от количества учеников. Чем меньше учеников, тем меньше зарплата. Классы до 40 человек – обычное явление в школе. А такое количество учеников на одного учителя в принципе исключает сколько-нибудь качественное обучение», – констатировал Минаков.
Введение же Единого государственного экзамена (ЕГЭ) стало, по мнению Аркадия Юрьевича, своего рода «вишенкой на торте». Ведь после того, как при поступлении в вузы перестал учитываться средний бал оценок в аттестате, подготовка к ЕГЭ ведется лишь по тем предметам, которые надо в обязательном порядке сдавать, другие же предметы учащимися просто игнорируются. Причем, при подготовке к ЕГЭ, перед учащимися не ставится цель овладеть системой знаний, а происходит лишь натаскивание на сдачу тестов по выбранным ими предметам. «ЕГЭ – это целая система порочных педагогических практик, которые привели к тому, что массы школьников старших классов не умеют удовлетворительно читать и писать, и в жизни не прочитали ни одной книги, чем, впрочем, они часто гордятся».
Однако и в высших учебных заведениях примерно та же печальная картина, что и в школах, так как и вузы зависят от подушевого финансирования. Сегодня в вузы, по словам Аркадия Юрьевича, по сути дела, берут практически всех желающих. А студенты, обучающиеся на коммерческой основе, еще и убеждены, что за уплаченные их родителями деньги преподаватели просто обязаны ставить им положительные оценки. Кроме того, за последние годы в вузах появился контингент в принципе полностью необучаемых студентов из Средней Азии, которые, за редким исключением, вообще не знают русского языка.
В сложившихся условиях в вузах возникла такая среда, когда «студентам неинтересно учиться, у них часто пустые глаза, они не задают вопросов, не просят порекомендовать дополнительную, да и основную литературу». Нынешние «четверки» и «пятерки» Аркадий Юрьевич приравнял, в лучшем случае, к бывшим «тройкам» и «четверкам», а то и «двойкам». Но преподаватели вынуждены резко снижать требования к студентам, ведь их отчисление за неуспеваемость приводит к сокращению учебной нагрузки, ставок и, соответственно, увольнению части педагогов.
Что касается денежного довольствия, то, «несмотря на успокаивающие цифры средних зарплат, большая часть преподавательского состава, условно говоря, работает за еду».
Обратившись далее непосредственно к теме круглого стола, Минаков завил, что в университетах искусственно, за счет сокращения бюджетного финансирования, доводятся до ничтожного состояния исторический и филологический факультеты при том, что «функции гуманитарных дисциплин в корне отличаются от функций естественно-научных дисциплин; последние, в принципе, не могут сформировать такие качества, как патриотизм, правосознание, нравственность, трудовую этику и так далее».
Особое внимание собравшихся докладчик акцентировал на том, что «гуманитарные дисциплины могут быть опаснее ядерной физики», напомнив о событиях на Украине, представляющих собой победу «самостийнического гуманитарного исторического проекта над остатками советского»…
В конце своего выступления Аркадий Минаков озвучил программу «контрреформ» из 12 пунктов, в числе которых: максимальная изоляция детей от гаджетов; подготовка государственной программы дошкольного образования и воспитания, опирающейся на использование русских сказок, детских рассказов, музыки, картин, созданных на основе вековых православных традиций русской культуры и педагогики; резкое – в разы – повышение зарплат педагогов и ученых при одновременном повышении требований к их профессиональным и моральным качествам; отказ от подушевого финансирования школ и университетов, увеличение их бюджетного финансирования; упразднение ЕГЭ как основного метода оценки знний и так далее.
Лукавое время
Доклад профессора кафедры общей педагогики ВГПУ Евгения Белозерцева назывался «Образование как функция истории государства и культуры народа».
Евгений Петрович в своем выступлении, прежде всего, посетовал на то, что «время, в котором мы с вами служим образованию и Отечеству – время лукавое, противоречивое».
По приведенным Евгением Петровичем данным правительства Российской Федерации, дефицит педагогов в современной России составляет 11 тыс. человек. Однако Белозерцев удивился тому, что эти данные сильно отличаются от информации, обнародованной общественным движением «Народный фронт»: нехватка только учителей математики в нашей стране составляет 44 проц., учителей физики – 23 проц.
В словах авторитетного ученого сквозила явная горечь: «Факты, о которых говорю я, говорит Аркадий Юрьевич (Минаков – Ред.) их мало кто слышит, а если и слышат, то не реагируют, и продолжают свою линию в образовании».
Рассуждая о культуре, ученый подчеркнул, что в России она имеет православные корни, чем отличается от всех других культур в мире. А православная культура – это особое видение и особый уклад жизни, неповторимое искусство, глубочайшая философская мысль, аскетический подвиг, таинственный разговор у каждого с вечностью и много чего другого. Об этом, по мнению профессора Белозерцева, в первую очередь надо говорить со студентами. Но как раз на это и не остается времени…
Читайте Достоевского
Выступления докладчиков на круглом столе живо обсуждались.
Рецепт противостояния негативу на уровне семьи озвучила заведующая кафедрой русской литературы XX и XXI веков, теории литературы и гуманитарных наук ВГУ Ольга Бердникова. Она отметила: «Не могу понять, как воспитывать духовные качества человека без литературы? Без русской литературы?»
Первое, с чего надо начинать воспитывать ребенка, – убеждена Ольга Анатольевна, – это практика семейного чтения художественных произведений вслух. В этом случае ребенок начинает понимать, что все, о чем говорится в книге, это не о том, что было много лет назад, а о том, что есть сейчас.
«То, что происходит в наше время и происходило все эти годы, об этом очень давно написал Федор Михайлович Достоевский. Читайте Достоевского!» – резюмировала Бердникова.
Людмила Тореева, газета «Профсоюзный щит» № 3 (185), май 2024 года.
Ссылки по теме
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |