28 марта 2021 года |
Школа.doc |
В Воронеже прошла шестая Школа молодого педагога «Шмель»
|
|
Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ
25 – 28 марта 2021 года провел ежегодную Школу молодого педагога «Шмель».
Фото: Людмилы Тореевой. |
Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ 25 – 28 марта провел ежегодную – шестую по счету – Школу молодого педагога «Шмель». Около 150 молодых учителей со всей Воронежской области собрались в учебно-методическом центре обкома, работающем на базе санатория имени Максима Горького. На этот раз лейтмотивом сбора стал смысл учительской профессии. Руководитель проекта Наталья Тихонова и ее высокопрофессиональная команда то и дело побуждали молодежь обратиться к себе с вопросом: «Зачем я это делаю?»
ШМП «Шмель» проводится раз в год, начиная с 2015 года. Исключением стал прошлый, 2020 год, когда проведению Школы помешала начавшаяся пандемия коронавируса. Сейчас санитарно-эпидемиологическая обстановка в стране улучшилась, идет вакцинация против COVID-19, поэтому обкомом профсоюза было принято решение Школу все-таки провести. Единственным условием участия молодых учителей в ней стала справка о санитарно-эпидемиологическом окружении.
Как и в прошлые годы, программа ШМП – 2021 была очень насыщенной. Обучение «шмелей» начиналось в 7:45, заканчивалось – за полночь.
Открыла Школу председатель областной организации профсоюза образования Тамара Бирюкова. Молодые учителя от профлидера узнали о своих правах и возможностях. В этот же день у них состоялась встреча с заместителем руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Натальей Салогубовой и директором Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Орион» Натальей Голевой. Затем для участников Школы был проведен образовательный квест «Командообразование».
Второй день начался с лекций специалистов обкома профсоюза. Об основных трендах системы образования в работе с молодыми учителями рассказала заведующая отделом труда и заработной платы Людмила Дорохова, о трудовых правах работников образования – главный правовой инспектор труда Татьяна Крюкова. Затем были проведены интересные мероприятия «Музей ассоциаций» и «Обмен данными».
Следующий день практически полностью был отдан под мастер-классы и педагогические мастерские ведущих педагогов региона…
Однако тон ШМП «Шмель», как всегда, задала бессменный руководитель проекта, учитель русского языка и литературы, победитель регионального конкурса «Учитель года» в 2001 году, член жюри Всероссийских конкурсов «Учитель года» и «Дебют», преподаватель «Другой школы» в Артеке Наталья Тихонова. Несколько лет тому назад Наталья Сергеевна была признана «Учительской газетой» одним из лучших методистов страны, а в феврале этого года – награждена вновь учрежденным знаком отличия регионального правительства «Почетный наставник Воронежской области».
Уже во время своего первого общения с залом Тихонова, казалось бы, совершенно не к месту, вдруг поинтересовалась у собравшихся причинами агрессивного поведения главного героя рассказа Василия Шукшина «Срезал», Глеба Капустина, по отношению к приехавшему из города именитому человеку, его бывшему односельчанину. Между тем, именно учителю так важно в своей работе не допустить того, о чем далее поведала Наталья Сергеевна: «В этом рассказе Шукшин не только показывает жестокость и ограниченность главного героя, но и причину их возникновения в нашем обществе. С Глебом Капустиным всегда обращались как со вторым сортом…» Закончила свою мысль Тихонова призывом, издревле известным из многих религиозных и философских учений: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы они относились к вам».
«Учитель года Воронежской области – 2011», преподаватель немецкого языка Юлия Старых в своем выступлении заступилась за тех учеников, кто всегда «на галерке»: «Одному на месте сложно усидеть, у второго – проблема с памятью, третий – медлительный, долго соображает. Все эти дети идут в школу в надежде, что они узнают что-то новое. Но уже через пять минут после начала урока они понимают, что ничего не понимают. И так происходит изо дня в день… А когда они возвращаются домой и садятся за домашние задания, то это напоминает хождение по зыбучим пескам. Ты изначально знаешь, что никчемный, что не понял или забыл, о чем говорилось на уроке. А задание надо выполнять! И ты сидишь над этим заданием час, два, три. А когда приходишь в школу, то хвалят отличника, а не тебя…»
Предваряя вопрос молодых учителей о том, что же им делать, она заявила: есть два пути. Первый – это смириться с существующим положением вещей и просто выполнять свою работу. Второй – попытаться найти дверь, через которую можно достучаться до проблемных учеников. То, что второй путь все-таки предпочтительнее, Юлия Владимировна подтвердила цитатой из книги «(Не) Зачем (не) идти в школу?», написанной российским педагогом, директором созданного им Института Неформального образования (INO) Димой Зицером: «Если я не понимаю, зачем иду в школу и что там для меня хорошего и важного, я приучаюсь не жить, а существовать, тащиться по жизни, я приучаюсь к тому, что жизнь – это такое убийство времени».
Увлечь учеников (в том числе и проблемных) можно интересными уроками. Секретами того, как сделать уроки таковыми, с молодыми учителями на своих мастер-классах поделились: «Учитель года Воронежской области – 2007», преподаватель информатики из Рамони Роман Наливкин; «Учитель года Воронежской области – 2012», учитель немецкого и русского языков, литературы, мировой художественной культуры и культуры общения средней школы № 75 Советского района Воронежа Евгений Древаль; «Учитель года Воронежской области – 2019», учитель русского языка и литературы средней школы № 80 Коминтерновского района Воронежа Анастасия Василевская; директор, учитель информатики Березовской средней школы имени Героя Советского Союза Г.А. Рубцова Аннинского района Игорь Натаров.
Запала мысль, высказанная Евгением Древалем: инновационность урока определяется отнюдь не применением новых методик и технологий, не нагромождением современных средств обучения, а заложенным в него смыслом. Напротив, «типичным каменным веком» Евгений Александрович назвал распространенную в настоящее время практику – «когда учитель устраняется, модерирует урок, как это модно сейчас говорить, подменяет его квестом». Состоявшийся учитель так напутствовал молодежь: нужно отказаться от всего лишнего и провести урок. «И если вам это понравится, – заключил Древаль, – вы добьетесь успеха».
Роман Наливкин во время своего мастер-класса вместе с молодыми педагогами пофантазировал на тему модели урока: на урок математики, например, можно посмотреть как на задачу или теорему, на урок химии – как на катализатор или периодическую систему Менделеева, на уроки английского языка и географии – как на путеводитель, на урок биологии – как на клетку, экосистему, пищевую цепочку (тут Наливкин пошутил: «Чтобы узнать, кто кого во время урока съест!», что вызвало взрыв смеха в зале) и так далее. Правда, завершение обсуждения оказалось неожиданно грустным. «Мне кажется, что большинство уроков у нас, – заметил Роман Сергеевич, – это физкультура. То есть: «Равняйсь! Смирно! Делайте упражнение!»».
Прошедшая в 2019 году юбилейная пятая Школа молодого педагога отметилась оригинальным спектаклем, красиво завершившим вечернее дело последнего дня сбора. Автором выступила куратор одной из учительских команд, учитель истории и обществознания многоуровневого образовательного комплекса № 2 (МОК № 2) Советского района Воронежа Елена Недикова. Примечательно, что вскоре после этого жизнь Недиковой изменилась: она была избрана председателем созданного при обкоме профсоюза образования Совета молодых педагогов Воронежской области, оставила работу в МОК № 2 и устроилась педагогом-организатором в центр «Орион» – туда же, где трудится старшим методистом Наталья Тихонова. На ШМП – 2021 Тихонова поручила Недиковой курировать проведение вообще всех вечерних дел. И та успешно справилась, доказала, что и это ей по плечу: три спектакля за полных три дня Школы, отличительной чертой которых стала высочайшая степень участия – каждый из молодых учителей выходил на сцену по нескольку раз.
Спектакли первого и третьего дней («Смотрите, кто пришел!», «Человеку нужен человек») объединило то, что в них так или иначе обыгрывались все интересные задания, которые в рамках ШМП – 2021 выполняли молодые учителя (пение по канону, проба пера с использованием нескольких характерных слов из брюсовского стихотворения «Творчество» и так далее).
Но наиболее ярким с точки зрения зрелищности и глубины стал спектакль второго дня, получивший название «Театр.doc».
В первом действии «Театра.doc» через сцену по очереди прошли все (!) молодые учителя, задерживаясь там буквально на несколько секунд, чтобы в трех-пяти словах что-то сообщить о себе («Я – пятое поколение учителей в своей семье», «Я мечтаю полететь в космос», «Я не представляю свою жизнь без турецких сериалов», «Я терпеть не могу ТикТок», «Я люблю плести косы», «Я мечтаю стать мамой», «Я очень люблю устраивать праздники», «Я ненавижу читать», «Я люблю читать книги, которые не приносят никакой пользы, это – сказки» и так далее). Самое удивительное было в том, что почти из 150 человек никто не повторился!
В других действиях педагоги выходили на сцену группами. В тестовом режиме они отвечали на вопросы Недиковой («Если бы у меня был помощник, я бы поручил ему…», «Как вы справляетесь со стрессом?», «Как часто вы ходите в театр?», «Чем вы чаще всего пользуетесь при подготовке к уроку?» и другие). Варианты ответов разными цветами выводились на большой экран, от учителя же требовалось только поднять штандарт соответствующего цвета.
Были вопросы («Кто испытывает страх перед учениками?», «Кто приходил на урок хотя бы раз полностью неподготовленным?», «Кто хочет уйти из профессии?» и другие), на которые учителя отвечали, можно сказать, анонимно – при погашенном в зале и на сцене свете, путем поднятия смартфона с включенным в нем фонариком.
При озвучивании еще нескольких посылов («Я боюсь обратиться за помощью к администрации школы», «Кто думает, что через 5 лет станет директором?» и других) педагоги группировались вокруг штандартов с надписями «Я» и «Не я».
Когда участникам сбора была предоставлена возможность воспользоваться «Открытым микрофоном», то желающих подняться на сцену оказалось не так много – некоторые предпочли говорить с места, но почти каждого зал поддерживал дружными аплодисментами («Я очень хочу, чтобы мои ученики выросли хорошими людьми», «Сложнее работать не с детьми, а с родителями», «Очень хотелось бы, чтобы администрация школы поддерживала, а не топила», «Когда я сам учился в школе, то тот предмет, который сейчас веду, ненавидел больше всего», «Я была уверена в том, что никогда не стану учителем», «Хочу побыстрее погасить ипотеку» и так далее). Особенно же громко аплодировали педагогу, который высказал давно у всех наболевшее: «Я очень хочу, чтобы учителям, наконец, подняли зарплату».
Вроде бы, все происходящее на сцене было просто и незамысловато. Но впечатление от «Театра.doc» у меня осталось, как от масштабного исповедального полотна…
Когда мы вместе с председателем областной организации профсоюза образования Тамарой Бирюковой и руководителем проекта «Школа молодого педагога «Шмель» Натальей Тихоновой уже двигались к выходу из актового зала санатория, к нам подбежала худенькая кареглазая девушка и сказала: «Благодаря Школе молодого педагога я остаюсь работать в школе. Спасибо вам за это огромное!» Растроганная Тамара Андреевна, глядя вслед молодому педагогу, заключила: «Вот ради таких моментов и следует проводить Школу».
Людмила Тореева, газета «Профсоюзный щит», №4 (158), апрель 2021 года.
Ссылки по теме
- В Воронеже прошла юбилейная – пятая – «Школа молодого педагога» (Vobkom.ru, 31 марта 2019 года)
- Четвертая Школа молодого педагога прошла в Воронеже (Vobkom.ru, 29 марта 2018 года)
- Учиться в воронежскую Школу молодого педагога приехали и из других регионов России (Vobkom.ru, 30 марта 2017 года)
- В Воронеже 24-26 марта прошла вторая областная Школа молодого педагога (Vobkom.ru, 26 марта 2016 года)
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |