31 марта 2019 года |
Пятый элемент |
В Воронеже прошла юбилейная – пятая – «Школа молодого педагога» |
|
В Воронеже с 28 по 31 марта 2019 года в учебно-методическом центре обкома профсоюза образования, работающем на базе санатория имени Максима Горького, прошла пятая «Школа молодого педагога».
Фото: Татьяны Масликовой. |
Пятая – юбилейная – «Школа молодого педагога» прошла с 28 по 31 марта в учебно-методическом центре обкома профсоюза, работающем на базе санатория имени Максима Горького. Ставший уже традиционным слет молодых учителей собрал 150 участников практически из всех районов и городов Воронежской области.
|
|
|
В Воронеже с 28 по 31 марта 2019 года в учебно-методическом центре обкома профсоюза образования, работающем на базе санатория имени Максима Горького, прошла пятая «Школа молодого педагога».
Фото: Татьяны Масликовой. |
От прошлых сборов пятый «ШМель Петрович» взял все самое хорошее и одновременно, благодаря своим организаторам – Воронежскому обкому профсоюза работников народного образования и науки РФ и руководителю проекта, его главному методисту, учителю русского языка и литературы, члену жюри Всероссийских конкурсов «Учитель года» и «Педагогический дебют» Наталье Тихоновой, – обогатил содержание новыми формами работы. Напомним, что оригинальное название «Школы молодого педагога» родилось во время первого сбора в 2015-м году: сокращенное и скучное «ШМП» сами участники превратили в неунывающего и трудолюбивого «ШМеля Петровича».
Немного истории
В юбилей принято подводить итоги, поэтому скажем два слова о том, как все начиналось. В 2015-м учениками первой «Школы молодого педагога» стали 85 молодых учителей из школ Воронежской области.
В 2016-м году у сбора появилось не только свое имя, но и своя символика. Как пеликан, распростерший крылья над гнездом со своими птенцами, считается символом Всероссийского конкурса «Учитель года», так и у воронежских молодых педагогов появился свой метафоричный герой – черно-желтый полосатый шмель по имени «ШМель Петрович». Число «шмелят»-участников увеличилось до 95, были среди них и гости из другого региона: в Воронеж приезжала делегация из соседней Липецкой области.
Сбор 2017-го года шагнул дальше и стал межрегиональным: воронежцы принимали 150 молодых педагогов из одиннадцати регионов России – Астрахани, Белгорода, Екатеринбурга, Иваново, Калмыкии, Курска, Липецка, а также из Москвы, Московской области и из Санкт-Петербурга. Профсоюзные организации этих регионов за свои средства направили молодых учителей, чтобы те смогли пообщаться с воронежскими коллегами, в том числе педагогами-наставниками, победителями и призерами областного этапа конкурса «Учитель года России». Именно такие люди – интересные, творческие педагоги, профессионалы самого высокого класса ведут занятия на «Шмеле».
В 2018-м, на четвертый сбор, они приехали отдельной командой наставников и не только работали как кураторы в отрядах молодых участников сбора, но и сами показывали «класс», выступая на вечерних мероприятиях наравне со «шмелятами».
Каждый год, и это уже стало традицией сбора, на нем появляется что-то новое или что-то меняется. Например, испытав себя на межрегиональном уровне, организаторы снова решили уделить основное внимание своим воронежским педагогам. Поэтому на четвертый «Шмель» пригласили 150 молодых учителей из школ Воронежской области и всего только одну небольшую делегацию коллег из соседней Липецкой.
В нынешнем году – на пятом «Шмеле» были только воронежцы. Но главной отличительной чертой юбилейной «Школы молодого педагога» стало даже не то, откуда приехали участники, а то, кто на этот раз проводил учебные занятия и мастер-классы. Но обо всем по порядку.
Уникальность «Шмелю» придает его особая атмосфера, которая сохраняется уже на протяжении пяти лет: абсолютная занятость, доброжелательное отношение друг к другу, творчество и полное погружение в профессию. Рабочий день «шмелей» начинается в 7:45 и заканчивается в 23 часа, но это если не затянутся так называемые «свечки», когда каждая команда из 25 человек рассаживается на своем отрядном месте, гасит свет, зажигает свечу или маленький фонарик и подводит итоги дня. Сдружиться, обменяться опытом и просто пообщаться молодым учителям очень помогают творческие вечерние дела – обязательная часть сбора, которую «шмелята» готовят и проводят сами при помощи наставников и кураторов команд.
Как соединить несоединимое?
Рассказывает руководитель проекта Наталья Сергеевна Тихонова:
– Это наша пятая, юбилейная «Школа молодого педагога». Традиционно она, как и предыдущие, тематическая. У нас были сборы, посвященные Году кино, сказке и волшебной цифре три. В этот раз у нас Год таблицы Менделеева и Год театра. Как известно, ООН провозгласила 2019 год Международным годом Периодической таблицы химических элементов, а в России этот год дополнительно объявлен Годом театра. Поэтому у нас все связано и посвящено химическим элементам, но не в значении «изобрести элемент», а мы решили все подчинить поиску «философского камня» и алхимии. Эти образы помогают нам раскрыть основную тему, посвященную 150-летию таблицы Дмитрия Ивановича Менделеева, творчески, необычно, интересно и с использованием театральных элементов. Также с темой театра есть свои пересечения в нашем учебном блоке, например, мастер-класс лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года – 2012», учителя школы № 75 Евгения Древаля называется «Еще не Гамлет, но уже не Монблан». Еще есть специальный раздел в нашей газете сбора, а мы ее делаем каждый год, который называется «Маски». И еще один мастер-класс будет посвящен тому, сколько масок и сколько ролей приходится сменить учителю. А все остальное – это уже наши традиции.
Традиции, о которых говорит Наталья Сергеевна, это основные знаковые мероприятия, без которых не обходится ни один «Шмель». Первый день – обязательное открытие сбора, эстафета на командообразование, которая выполняет сразу несколько функций: помогает познакомиться, сдружиться и понять, кто и сколько в новой команде лидеров, а заодно идет подготовка к вечернему делу. В этом году оно называлось просто «Открытие…», но это только на первый взгляд. Потому что во время представления команд на сцене были и волшебный котел с заклинаниями (например, такими: «Пусть знание идет через твое сердце, пусть знание идет через твой ум, пусть знание идет в мир – так рождается учитель!»), и поиски «философского камня» (то есть главного смысла профессии учителя). Были также названы и показаны (!) химические элементы, из которых состоит педагог. Какие именно? Прежде всего, золото – потому что у него должно быть золотое сердце, полное любви к детям. Второй по популярности элемент – феррум, то есть железо, ведь без железных нервов хорошему учителю очень трудно. Третий – гелий, символизирующий юмор и хорошее настроение (тот, кто хоть раз вдыхал из надутого гелием шарика, знает, о чем идет речь). Конечно, представление команд не обошлось без песен – молодые педагоги люди музыкальные и, как показал вечер, практически все поющие. Итогом стали найденные в «алхимической лаборатории» во время поиска «философского камня» основные слова-понятия, без которых не могут существовать ни школа, ни педагогика: солнце, наука, дети, знание, цель, жизнь. Шесть команд – шесть слов, без которых хороших детей не вырастишь. Какую фразу сложить – подумайте сами. У нас получилось вот что: цель учителя – сделать знание и науку солнцем, которое освещает детям их жизнь.
Интересные встречи
Важным моментом первого дня стала встреча молодых педагогов с заместителем руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Натальей Салогубовой. Она назвала «Школу молодого педагога» ярким событием, которое входит в ряд мероприятий, характеризующих Воронежскую область. «Подобные мероприятия, – сказала Наталья Валерьевна, – есть далеко не во всех регионах, и не в таком интересном формате». Также она ответила на вопросы участников сбора и рассказала о реализации в Воронежской области национального проекта «Образование».
В последующие дни гостями сбора были директор Информационного центра по атомной энергии Воронежа, координатор Всемирной акции «Тотальный диктант» Татьяна Валерьевна Воронина и кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и социологии Воронежского государственного университета Роман Васильевич Савенков.
В числе самых востребованных и важных «шмелята» также назвали лекции заведующей отделом труда и заработной платы Воронежского обкома профсоюза образования Людмилы Николаевны Дороховой и главного правового инспектора труда обкома Татьяны Ивановны Крюковой. Из их выступлений молодые учителя узнали об «основных трендах системы образования в работе с молодыми учителями» и о «трудовых правах работников образования».
Обычно программа «Шмеля» включает не только лекции от ведущих специалистов обкома профсоюза, но и ежедневные занятия, семинары, мастер-классы и предметные мастерские от опытных педагогов – победителей Воронежского регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» разных лет и учителей-наставников «Школы молодого педагога». Особенностью пятого, юбилейного сбора стали мастер-классы и занятия, подготовленные самими участниками сборов прошлых лет. Те, кто были в числе «шмелят» на первом, втором или третьем сборах, затем получили приглашение на роли кураторов команд. А теперь пробуют свои силы как опытные педагоги-наставники. Как сказала Наталья Тихонова: «Важно было посмотреть, чему учатся наши ребята. А им важно расти в собственных глазах! Поэтому некоторые сами обратились с просьбой: «Можно мне провести свой урок? Я специально подготовил, и мне есть, что показать». Таких занятий в последний день сбора было более десяти. Можно сказать, проект «Молодые – молодым!» во время сбора получил новое развитие.
Весь мир – театр
Вечерним делом заключительного «шмелиного» дня стал оригинальный спектакль. Его фабула, как показалось корреспонденту «Профсоюзного щита», была нарочито тривиальной: подготовка ко дню рождения и его празднование вместе с большим количеством гостей. Однако монологи и диалоги, которые сопровождали действие, оказались далеко не тривиальными – они поневоле заставляли задуматься о многом.
Интересно стало с самого начала, когда на сцене появились две женщины (их роли исполняли учителя-наставники «ШМП»). Первая начала срезать ножом шкурку с апельсина, вторая – разбирать принесенные из магазина сумки, перечисляя купленное… А потом вдруг речь первой усталым голосом: «Каждый год одно и то же. Ради чего? Ради нескольких часов, когда приезжают молодые люди, с которыми и поговорить не о чем? А я атмосферу должна создать, чтобы общий язык нашли… И все равно недовольным кто-то останется. Праздник называется! Юбилей!» Речь второй, напротив, была восторженной: «Все: музыка готова, конкурсы готовы. В этом году будет вообще бомба! Самое главное, чтобы та высокопарная особа не упала в обморок. А то, видите ли, я ее в прошлом году попросила танец восточный станцевать. А ей все-таки хотелось! И почему люди вечно себя во всем ограничивают? Почему не хотят выйти за рамки своих комплексов? Почему не хотят просто жить, кайфовать?»
Другая сцена. В ней говорят уже собирающиеся на праздник гости, роли которых исполняют приехавшие учиться в «Школу молодого педагога» молодые учителя: «А вдруг ничего не получится? Вдруг там будут незнакомые люди? Вдруг мы не сможем найти общих тем?», «Да что они смогут мне рассказать? Да что они вообще знают? О чем с ними можно разговаривать? Ой, да будь что будет! Все равно дома делать нечего», «Как же я не хочу туда идти! Но эти люди могут мне когда-нибудь пригодиться».
Монолог гостя из следующей сцены: «Когда ты наедине со своими мыслями, ты задумываешься: как ты живешь, зачем ты живешь и живешь ли ты вообще. И так будет, пока ты не захочешь снять маски, чтобы узнать: «А реален ли ты?» Хотя можно и бесконечно умирать, постепенно становясь живым мертвецом».
В одной из последующих сцен прозвучало стихотворение «Ошибка» русского писателя и поэта Валентина Берестова, в котором рассказывается о человеке, поклявшемся «вообще не ошибаться» из-за того дискомфорта, который причинила ему его первая ошибка. Оно заканчивается так:
Он никому на свете не мешал.
Его встречали вежливой улыбкой.
Ошибок он уже не совершал.
Вся жизнь его теперь была ошибкой.
Сцена сменяла сцену, но спектакль продолжал держать в напряжении до самого конца. Несмотря на то, что каждая из сцен готовилась одной из команд «ШМП», а «прогона» у спектакля не было, он воспринимался как единое целое. Конечно, свою роль сыграла красивая, грустная музыка, звучавшая между сценами, но было и еще что-то, что их объединяло. Это «что-то» можно назвать стержнем, духом спектакля.
Неожиданным, незапланированным эпилогом спектакля стало заплаканное лицо Натальи Тихоновой. «Я была еще вчера сомневающимся человеком. Цитирую сама себя: «Не усложняйте. Это будет непонятно. Это будет очень трудно»… Кто писал тексты? Кто эти авторы? Кто находил детали – с зеркалом, с апельсинами? В спектакле столько интересных деталей!..» В ответ почти на каждый из своих вопросов Наталья Сергеевна получила дружный, многоголосый ответ из зала: «Мы все!»
И все же Тихонова заставила подняться человека, который был идейным вдохновителем спектакля – куратора одной из «шмелиных» команд, учителя истории и обществознания лицея «Многоуровневый образовательный комплекс № 2» Елену Недикову. В этот момент на глазах у Елены Владимировны тоже блеснули слезы…
Куратор «ШМП», заместитель председателя обкома профсоюза Евгения Попова дала такую оценку спектаклю: «Содержание сценария – это подробный анализ пятой, юбилейной «Школы молодого педагога». Неслучайно слово «юбилей» в спектакле прозвучало несколько раз. А слышали, как смеялись в зале, когда на празднование юбилея стали собираться гости? Это потому, что все персонажи были узнаваемыми – в них нашли отражение черты участников «Школы». Вообще каждая деталь в спектакле имела свой смысл. В то же время все детали работали на создание некой целостной картины. И эта задача была решена превосходно! В этом гениальность спектакля. Особенно если учесть, что на его создание ушло совсем немного времени – максимум полдня».
Секретный принцип
Завершить наш рассказ хотелось бы одним развернутым ответом на вопрос, который мы обычно задаем всем участникам сбора: за что молодые педагоги Воронежской области любят «Шмеля»? Когда их об этом спрашиваешь, они обычно перечисляют новые знания, интересное общение, появившихся здесь друзей, эмоции и подъем сил, которые потом, по возвращении в свою школу, перерастают в новые, интересные педагогические приемы на уроке, в положительное отношение к ученикам и родителям. И очень многое из перечисленного достигается через один «секретный» принцип, который педагоги-наставники раскрывают молодым коллегам: все вместе они пробуют сделать из обыденного, будничного что-то неожиданное, творческое, как они сами сказали, «совместить несовместимое». Потому что это интересно современным детям. Вот только совмещать надо с большой осторожностью, аккуратно, чтобы не переборщить, не забывая о чувстве меры и вкуса, а также соблюдая принцип единства формы и содержания. Этому молодые учителя тоже учатся на «Шмеле». И учатся успешно!
Татьяна Алексеева, Людмила Тореева, газета «Профсоюзный щит», №4 (144), апрель 2019 года.
Ссылки по теме
- Четвертая Школа молодого педагога прошла в Воронеже (Vobkom.ru, 29 марта 2018 года)
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |