Мы построили
учительские дома!
ВОБКОМ.РФ
Новостная лента
Воронежского обкома
Оклад учителя –
не ниже 1,5 МРОТ
Vobkom.ru
Информационно-аналитический сайт о проблемах воронежского образования
Профсоюз,
организация
Главное
Власть
Профсоюз
ВУЗы
ПУ и ССУЗы
Школы
Детсады
Дополнительное образование
«Профсоюзный щит»
«Мой профсоюз»
«Учительская газета»
«Солидарность»
Доска объявлений
Биржа труда
 
 
 
Профсоюз работников народного образования и науки РФ
Воронежская областная организация
О нас Новости Лоббизм Право Опыт

29 августа 2008 года

Текст выступления председателя Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Т.А. Бирюковой на совещании работников образования
города Воронежа 29 августа 2008 года


Уважаемые коллеги!


Сегодня на повестку дня вынесены очень серьезные и актуальные вопросы.

Появился комплексный проект модернизации образования. Идет очень непростой процесс введения новой системы оплаты труда в школах и др.

Происшедшие перемены оказали колоссальное воздействие на учителя, его статус и положение в обществе, оплату труда, условия жизни и профессиональной деятельности и ряд других социально-трудовых прав.

Каковы же приобретения и потери учителя в результате проводимых реформ?

На сегодняшний день самый больной вопрос – новая система оплаты труда (НСОТ) учителей. Идея в НСОТ заложена хорошая – платить по результатам труда. Но как оценить многогранную деятельность учителя, как под одни критерии подвести учителя со стажем и молодого педагога? Как можно сравнивать работу учителя, его показатели в классе выравнивания и в продвинутом гимназическом классе?

Как быть с оценкой труда учителя людьми «со стороны» – родителями, учениками, общественными (управляющими) советами. Что знают родители о работе учителя? Как часто они бывают на уроках, внеклассных мероприятиях? Наш министр образования Фурсенко почему-то считает, что введение данного компонента заставит учителей хорошо работать. Но ведь ни для кого не секрет, что сильный и требовательный учитель не ходит у большинства детей и родителей в фаворитах. О какой тогда объективной оценке может идти речь?

К тому же участие советов в установлении зарплаты, в том числе премий, закон не предусматривает. В Трудовом кодексе Российской Федерации четко записано, что заработная плата, в том числе доплаты и надбавки, устанавливается коллективными договорами, соглашениями с учетом мнения профсоюзного органа.

Тогда нужна ли такая процедура учителю? Унизительно, что государство поставило учителя в положение крепостного: захотят «папочки», «мамочки» – помилуют, не захотят – накажут. Ни в одной профессии такого нет! Очень бы хотелось такую оценку качества работы применить к любому нашему руководителю, в том числе и министру. Пусть его зарплата зависит от мнения общественности, от его популярности у народа и от эффективности его деятельности. Думаю, никаких стимулирующих доплат в этом случае он не получит.

Как же сработала НСОТ в нашей области? При введении НСОТ мы сразу предвидели серьезные социальные риски и высказали свое мнение об этом и письменно и устно: главному управлению образования, губернатору области, областной Думе, средствам массовой информации. Что взволновало нас изначально? Во-первых, в модельной методике, разработанной Министерством образования, не были учтены требования Трудового кодекса РФ, Единых рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, постановления правительства № 191 и ряда других нормативно-правовых актов.

Нас удивляет и возмущает, что в полную силу идет реформирование системы образования без учета той нормативно-правовой базы, которая на данный момент действует. То есть законодательство исполняется очень избирательно. К сожалению, в нашем государстве это сегодня стало болезнью.

Откровенно говоря, новая система оплаты труда очень громоздкая, очень сложная, трудноуправляемая и труднопроверяемая. Началось внедрение НСОТ методом проб и ошибок: просчитали – не получилось, опять по новой – ошибка, снова пересчет. И так бесконечно…

В результате же вышло, что основная зарплата учителя зависит не от качества и результативности, а от количества учащихся в каждом классе и количества часов.

Беспокоит и то, что в вопросах оплаты учительского труда все спущено на школьный уровень. Разработанные в школах критерии оценки труда учителя не безгрешны, а процедура поощрения проходит очень болезненно, так как нет объективности.

Интуитивно, конечно, все мы знаем, что такое «качество». Но, извините, интуиция в этом деле не помощник.

Нет объективных государственных параметров оценки качества труда. И на вопросы директоров наших школ на семинаре по общественному обсуждению хода реализации комплексного проекта модернизации образования в Воронежской области 16 июня 2008 года господин Адамский (А. И. Адамский – ректор института проблем образовательной политики «Эврика» – ред.) .тоже не нашелся что ответить. С сентября 2007 года возросло число конфликтных ситуаций в коллективах.

Сегодня работники образования сомневаются в благих целях модернизации. С одной стороны, предпринимаются попытки действительно модернизировать школу, а с другой – идет финансовый террор по отношению к школе. Финансовые органы тридцатипроцентным фондом стимулирования манипулируют как хотят, хотя это прерогатива школы. То его выплачивают, то поступают установки: не выплачивать, не обращая внимания на разработанные Положения и критерии. Придумали формулу «деньги идут за учеником». Но не об ученике и учителе думали, изобретая эту формулу, а о том, как сэкономить средства. Деньги сегодня находят путем сокращения одних и добавления – другим.

Учитель не виноват, что школа находится в частном секторе города, а не в районе-новостройке. Всем понятно, что количество детей напрямую зависит от расположения школы. А поэтому слова «давайте создадим условия для качественного образования наших детей» остаются только лозунгом. А для того чтобы этот лозунг заработал, надо-то совсем немного – дать школам деньги. И на зарплату, и на ее повышение, и на учебные расходы, и на материально-техническую базу.

По вопросам увеличения финансирования образовательных учреждений мы неоднократно обращались и в администрацию области, и в областную Думу, но нас не захотели услышать. Мы старались убедить властные структуры в объективности и справедливости наших требований. Только с помощью прокуратуры нам удалось восстановить законность и добиться увеличения бюджета отрасли на 525 млн. руб.

С НСОТ ситуация такова: хотели как лучше, а получилось как всегда. В данной ситуации, наверное, следовало бы прислушаться к словам президента России Владимира Путина, сказанным им в его программной речи в Госдуме: «Если мы хотим перейти на новую систему оплаты труда и хотим сделать это безболезненно, наоборот, с пользой для развития образования, надо предусмотреть в бюджетах деньги».

А вот, к сожалению, не все расходы были предусмотрены в бюджете при переходе на НСОТ.

Говоря о будущем образования, надо прежде всего подумать о возрождении престижа учительской профессии. Сегодня это жизненно необходимо. Способ сделать профессию учителя престижной, привлечь в школу молодые кадры только один – хорошо платить, как платят властные структуры своим работникам.

На наш взгляд, хорошо платить учителю следует, прежде всего за полученное вузовское образование, за профессию, за повышение квалификации, за стаж, а потом уже все доплаты, надбавки и премии. Выпускник вуза должен знать: «Ты имеешь право преподавать и получать за это такую-то зарплату». К сожалению, сегодня в действующих нормативно-правовых актах области «вычищены» все положения, касающиеся гарантированного уровня зарплаты педагогов.

Очень остро сегодня стоят и проблемы в дошкольных образовательных учреждениях.

Общероссийский профсоюз образования в 2007 году направил к федеральным органам власти обращение с просьбой обратить особое внимание на дошкольное образование. К сожалению, пока принципиального решения не принято.

Уровень оплаты труда работников ДОУ самый низкий.

По данным соцопроса, в 2007 году проведенного Воронежским обкомом профсоюза среди работников дошкольных образовательных учреждений, 59 проц. из них получают зарплату меньше 3 тыс. руб. в месяц, доход ниже прожиточного минимума имеют 87 проц. семей педагогов.

22 ноября прошлого года по обращению профсоюза областной Думой было принято постановление, рекомендующее органам местного самоуправления муниципальных образований предусмотреть в бюджетах средства для установления стимулирующих ежемесячных выплат педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений в размере до 1000 руб.

Хорошо, что Воронеж пошел дальше. Городская Дума установила доплаты не только педработникам в размере 1000 руб., но и помощникам воспитателей, обслуживающему и учебно-вспомогательному персоналу – в размере 500 руб. а также – бесплатное содержание детей работников дошкольных учреждений.

Но не успели еще воспитатели получить доплаты, как главное управление образования направило в районы методические рекомендации о расширении функциональных обязанностей воспитателей.

Однако данные рекомендации противоречат статьям 60, 60 с индексом 2, 151 Трудового кодекса РФ, которыми предусматривается недопустимость требования от работника исполнения обязанностей, не прописанных в его трудовом договоре. Да к тому же, ни в Постановлении Воронежской областной Думы, ни в решении Воронежской городской Думы не предусмотрено никаких условий для получения работниками ДОУ ежемесячных доплат. По указанным вопросам обкомом профсоюза в главное управление образования было направлено письмо с просьбой отозвать методические рекомендации о расширении функциональных обязанностей воспитателей.

Волнует также вопрос обеспечения детских садов высококвалифицированными кадрами.

На сегодняшний день только 47 проц. воспитателей имеют высшее образование. Это качественная, профессиональная сторона воспитателей, а дефицит кадров уже налицо. Чтобы в дальнейшем не произошло утечки кадров, администрации следует подумать о сохранении и повышении ныне действующих доплат и на последующие годы.

Не могу умолчать и о той ситуации, в которую попала централизованная бухгалтерия дошкольных образовательных учреждений Левобережного района. Это муниципальное учреждение было создано постановлением мэра Скрынникова в феврале 2006 года путем слияния двух дошкольных бухгалтерий. Летом того же года новая структура должна была занять пятый этаж в здании управы Левобережного района. На ремонт было выделено около 250 тыс. руб. Но, когда закончился ремонт, помещения в управе были переданы коммерческой структуре - открытому акционерному обществу «Городская управляющая компания». Такое решение приняла горадминистрация. А 50 сотрудников бухгалтерии вместе с компьютерами разместились на пятачке в 75 кв. метров. Профсоюзу удалось добиться выделения помещения площадью 356 кв. метров только с помощью прокуратуры. Правда, находится это помещение на улице Менделеева, 13, куда добраться можно только с двумя пересадками: 14 рублей туда и 14 рублей обратно. А, между прочим, централизованная бухгалтерия обслуживает 32 детских сада района. Получается, что заложниками неумного управленческого решения стали не только сотрудники бухгалтерии, но и заведующие детсадами, завхозы, родители. Спрашивается, для чего вообще нужна эта реорганизация, если в результате был уволен всего один человек – руководитель одной из двух бухгалтерий, а пострадало такое огромное количество людей? Кроме того, не надо забывать, что и бюджет потерял немалые средства. Причем не только те 250 тыс. руб., которые, по сути, пошли на обустройство Городской управляющей компании. Помещение на улице Менделеева находится в аварийном состоянии, и на его ремонт нужно в десять раз больше. Нам, правда, непонятно, почему деньги на ремонт были выделены еще в марте, а ремонтные работы фактически только начались? Когда, наконец, будет поставлена точка в этой истории откровенного издевательства над людьми, которая длится уже 2,5 года? Хотелось бы, Сергей Михайлович (Бирюкова обращается к присутствующему на педсовещании мэру города Воронежа Сергею Колиуху – ред.), чтобы такие ситуации в нашем городе больше не повторялись. Хотя и в данном случае, на наш взгляд, еще не поздно все исправить – поменять местами муниципальное учреждение и коммерческую структуру. Пусть коммерсанты за свой счет помещение на улице Менделеева ремонтируют. А бухгалтерия и заведующие детсадами вам за это только громадное спасибо скажут.

Серьезно волнует нас вопрос обеспечения педагогических кадров жильем.

В сентябре 2005 года был сдан в эксплуатацию первый учительский дом, построенный на льготных условиях в рамках социального партнерства между городской администрацией и обкомом профсоюза. К сожалению, на этом все дело и застопорилось. Мэр Скрынников обещал обеспечить доступным жильем не только учителей, но и вообще всех бюджетников. Но ни одного вопроса с ним решить так и не удалось. Вопрос о двух площадках под строительство на улице Паровозной в Железнодорожном районе обсуждался 1,5 года, но так и остался без ответа

Вам, Сергей Михайлович, учителя поверили. Будучи еще председателем городской Думы, вы вместе с бывшим мэром Александром Ковалевым активно помогали профсоюзу в строительстве первого учительского дома. Перед выборами в интервью нашей газете «Профсоюзный щит» вы заявили о том, что в год в Воронеже должно строиться как минимум по три учительских дома, и выразили намерение решить проблему всех нуждающихся в улучшении жилищных условий учителей за три года, максимум за пять лет. А что мы имеем в реальности? Пока практических шагов администрацией города не предпринято.

Ни для кого не секрет, что цены на жилье в нашем городе растут как на дрожжах. Эта тенденция уже и так существенно сузила круг педагогов, которые смогут принять участие в строительстве дома кооперативным способом.

Сегодня профсоюз выносит на повестку дня вопрос о необходимости строительства социальных домов, в которых будут предоставляться служебные квартиры малообеспеченным учителям-очередникам. Хочу напомнить, что некоторые из относящихся к этой категории работников образования стоят на очереди на улучшение жилищных условий еще с 80-х годов прошлого века. Обеспечить этих людей квартирами – для городской власти дело чести и совести.

Служебные квартиры должны предоставляться и начинающим педагогам. По нашему мнению, это одно из основных условий привлечения на конкурсной основе в школы, детские сады квалифицированной талантливой молодежи.

Уважаемый Сергей Михайлович! В своем интервью СМИ, подводя итоги первых ста дней правления, вы заявили, что ваши приоритеты в работе – коммунальное хозяйство, образование и спорт. Надеемся, что это будет не на словах, а на деле.

Уважаемые участники совещания, говоря о системе образования, об улучшении качества преподавания, о финансировании образовательных учреждений, я хотела бы подчеркнуть, что учителя – движущая сила всех преобразований и новаций в образовании.

И в заключение своего выступления приведу слова советского педагога Виктора Федоровича Шаталова, который утверждал: «В школе должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – это рассол. Какой бы огурец ни был, плохой или хороший, но, попав во вкусный рассол, он замечательно просолится. У нас нет плохих огурцов». Мне хотелось бы перенести эти слова на нашу систему образования. Надо создать такие условия, такой «рассол», чтобы в любом образовательном учреждении любой учитель, воспитатель, любой ученик чувствовал себя комфортно, тогда и будет результат – качество образования.

Разрешите поздравить всех с началом нового учебного года. Очень хочется, чтобы этот учебный год оказался удачным для всех педагогов области.

Доброго всем здоровья, творческих побед и блестящих достижений, душевного тепла, терпения и оптимизма.

Председатель Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Т.А. Бирюкова.

Ссылки по теме
- Положение о Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации

Ресурсы по теме
- Vobkom.ru

На главную

Профсоюз






Портфель профлидера:
Оплата труда
Соглашения
Коллективный договор
Охрана труда

ВОБКОМ.РФ
Новостная лента Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ

Воронежский обком профсоюза образования добился повышения окладов работникам образовательной сферы области

Фотоновости.
Обком - фотографирует,
Vobkom.ru - публикует


Публичный отчет Воронежской областной организации Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации за 2022 год (формат-Word, 210 Kb)

Публичный отчет Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ за 2015-2019 годы
(формат - PDF, 5,1 МБ)


Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовил информационные бюллетени

Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ разослал профлидерам информационные листки
 
Образование
Программа воспитания Борисоглебского техникума промышленных и информационных технологий победила на всероссийском конкурсе

«Сил уже никаких нет!» – на круглом столе председателей профсоюзных организаций много говорили о перегруженности педагогических работников

Воронежские вузы активно помогают участникам специальной военной операции
 
Регион
Воронежская обладминистрация утвердила величину прожиточного минимума


Все
о коллективном
договоре
Совместительство, совмещение, увеличение объема работы... Ежегодные основные удлиненные и дополнительные отпуска Сокращение численности или штата работников организации Работа
уполномоченного
по охране труда
© 2007-2024 «Vobkom.ru», информационно-аналитический сайт. E-mail: vobkom@yandex.ru
Воронежская областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ. Газета «Профсоюзный щит» (рег. № В 1754).
При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Vobkom.ru» обязательна.
Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Vobkom.ru» - http://www.vobkom.ru.
Карта сайта
Rambler's Top100