15 апреля 2009 года
Постановление VI Пленума Воронежского областного комитета профсоюза работников народного образования и науки РФ «О ходе реализации НСОТ в общеобразовательных школах и вузах Воронежской области и задачах Профсоюза» (от 15 апреля 2009 г.)
Заслушав информацию председателя обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Т.А.Бирюковой о ситуации с введением новых систем оплаты труда в общеобразовательных школах и вузах области, Пленум областного комитета профсоюза констатирует:
Принятие решений о введении новых систем оплаты труда в школах и вузах в ускоренном режиме, без предварительной подготовки и утверждения в полном объёме необходимой нормативной правовой базы, без утверждения Правительством РФ и администрацией области базовых окладов, базовых ставок заработной платы в условиях значительного расширения самостоятельности руководителей образовательных учреждений в установлении оплаты труда создало дополнительные трудности в обеспечении социально-трудовых прав и гарантий работников.
Порядок введения НСОТ практически с введением законодательно установленного МРОТ сначала в размере 2300 рублей, а с 1 января т.г. 4330 рублей, в рамках предусмотренного увеличения фонда оплаты труда лишь на 30%, ограничил возможность учреждений обеспечить необходимую дифференциацию в оплате труда работников с учётом уровня профессиональной подготовки, квалификации, сложности и ответственности выполняемой ими работы.
Ситуация с введением НСОТ в общеобразовательных школах имеет крайне неоднородный характер, т.к. привела к резким различиям в уровнях оплаты труда руководителей, учителей и других педагогических работников.
Развитие экономического кризиса в России в связи с мировым финансовым кризисом влечёт за собой сокращение лимитов бюджетных обязательств при финансировании федеральных бюджетных учреждений в 2009 году. А это может ограничить возможности увеличения дифференциации в оплате труда работников федеральных образовательных учреждений за счёт дополнительных источников финансирования.
Финансовая нестабильность ведёт к новой волне сокращений, но уже не вакансий, а фактически работающих в них и, следовательно, к нарастанию социальной напряженности в коллективах учреждений.
Обеспокоенность обкома профсоюза вызывает введение НСОТ в остальных типах образовательных учреждений (детские сады, учреждения дополнительного образования, учреждения начального и среднего профессионального образования).
Нет чёткой ясности о сроках введения НСОТ, о методике формирования фонда оплаты труда с учётом компенсационных и стимулирующих выплат.
По мнению Пленума обкома профсоюза, решения о введении НСОТ во всех типах образовательных учреждений в условиях кризиса, без существенного увеличения бюджетных ассигнований на оплату труда и без учёта социальных последствий реструктуризации и оптимизации могут привести к нарушениям трудовых прав и гарантий работников образовательных учреждений, к разрастанию социальных конфликтов в педагогических коллективах в регионе в целом.
В связи с вышеизложенным, Пленум областного комитета профсоюза постановляет:
1. Признать крайне необходимым и своевременным участие территориальных и первичных организаций Профсоюза в проведении постоянного мониторинга эффективности введения НСОТ в федеральных образовательных учреждениях, областных государственных и муниципальных образовательных учреждениях с целью обеспечения объективной и всесторонней оценки социальных эффектов введения НСОТ, выявления социальных рисков и предотвращения нарушений социально-трудовых прав работников, а также с целью подготовки предложений Профсоюза по совершенствованию нормативной правовой базы, условий реализации НСОТ в образовательных учреждениях.
2. Областному комитету профсоюза, председателям районных и первичных профсоюзных организаций обеспечить эффективное взаимодействие с руководителями образовательных учреждений, органов управления образованием всех уровней по сбору и обмену информацией при проведении мониторинга эффективности введения новых систем оплаты труда в образовательных учреждениях всех типов, добиваясь объективной оценки социальных эффектов введения НСОТ, а также оценки влияния введения НСОТ на повышение эффективности деятельности образовательных учреждений.
3. Областному комитету профсоюза, районным и первичным профсоюзным организациям:
- организовать постоянное изучение изменений кадрового состава образовательных учреждений в связи с их реструктуризацией и определение на его основе комплекса мер по предотвращению необоснованной оптимизации сети образовательных учреждений, высвобождения работников при реализации КПМО, их последующему трудоустройству, переобучению;
- осуществлять проведение хронометража всех видов деятельности работников с целью обоснования и определения норм педагогической нагрузки, размеров и перечней стимулирующих выплат, а также доплат работникам, исполняющим обязанности временно отсутствующих работников без освобождения от работы (ст. 151 ТК РФ);
- повысить ответственность за своевременное внесение изменений и дополнений в соглашения и коллективные договоры, трудовые договоры работников в части изменения их условий труда при переходе на НСОТ;
- обеспечить обязательное участие представителей работников в лице выборных профсоюзных органов, особенно при распределении стимулирующих и иных поощрительных выплат в целях выполнения норм трудового законодательства в условиях развития государственно-общественного управления образованием.
4. Областному комитету профсоюза обратиться в адрес департамента образования, науки и молодёжной политики при подготовке проекта Положения об оплате труда работников областных государственных учреждений:
- предусмотреть минимальные размеры ставок, окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам с учётом повышающих коэффициентов по занимаемой должности, образованию, стажу и квалификационной категории;
- установить повышающие коэффициенты за работу в школах-интернатах общего типа, с отклонениями в развитии детей, за работу в сельской местности, за работу в гимназиях, лицеях, колледжах и др.;
- чётко определить повышающие коэффициенты, которые образуют новый должностной оклад (ставку) и которые не образуют;
- установить особенности порядка и условий оплаты труда педагогических, медицинских работников, рабочих профессий, руководителей и их заместителей, единые подходы к установлению выплат стимулирующего и компенсационного характера через утверждение соответствующих Перечней;
- определить норму часов за ставку (учебная нагрузка на ставку в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 191), объёмные показатели и порядок отнесения учреждений к группам по оплате труда руководителей, специалистов, служащих в соответствии с НСОТ.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя обкома профсоюза Бирюкову Т.А. и заведующую отделом труда и заработной платы Зеленину В.С.
Ссылки по теме
- Положение о Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |