Мы построили
учительские дома!
ВОБКОМ.РФ
Новостная лента
Воронежского обкома
Оклад учителя –
не ниже 1,5 МРОТ
Vobkom.ru
Информационно-аналитический сайт о проблемах воронежского образования
Профсоюз,
организация
Главное
Власть
Профсоюз
ВУЗы
ПУ и ССУЗы
Школы
Детсады
Дополнительное образование
«Профсоюзный щит»
«Мой профсоюз»
«Учительская газета»
«Солидарность»
Доска объявлений
Биржа труда
 
 
 
Профсоюз работников народного образования и науки РФ
Воронежская областная организация
О нас Новости Лоббизм Право Опыт

19 августа 2009 года

Текст выступления председателя Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Т.А. Бирюковой на совещании работников образования Воронежской области 19 августа 2009 года

Уважаемые участники совещания!


Образовательная политика является одним из ведущих направлений политики государства. И поэтому не случайно сегодня на повестку поставлен вопрос о национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». От того, насколько совершенным и интеллектуальным удастся сделать общее образование, будет зависеть благосостояние всех будущих поколений.

Всем понятно, что современная российская школа должна обновляться. Но как бы государство не меняло сеть образовательных учреждений, как бы не оснащало школы, всё равно ключевой фактор изменения качества образования – это поддержка учительского потенциала, как морально, так и материально.

Создание современной инновационной образовательной системы невозможно без достойной заработной платы педагога. Именно она, прежде всего, обеспечивает мотивацию к высококачественному, эффективному труду.

Сегодня у нас действует новая система оплаты труда, основная идея которой – хватит платить «всем сёстрам по серьгам», надо оплачивать качество труда педагога. Но где тот градусник, который помог бы объективно оценить качество работы каждого? Как оценить эффективность труда учителя и справедливо распределить фонд стимулирования как надбавку за хорошую работу?

К сожалению, новая система оплаты труда в нашей области не явилась стимулом для 47% учителей. Зарплата у этой части учителей не только не повысилась, а ушла, как говорится, в минус. Поэтому администрация вынуждена деньги, заложенные на учебные расходы, пускать на доплаты учителям до уровня ЕТС.

Заявленный 30-процентный фонд стимулирования на практике для большинства педагогов оказался недосягаемым.

Пришлось столкнуться с рядом типичных проблем.

Во-первых, за последние годы уменьшается число школьников. В результате педагоги малокомплектных школ недополучают в зарплате, так как не могут обеспечить норму наполняемости классов согласно нормативам, хотя и должны финансироваться по фактическим затратам.

Во-вторых, НСОТ требует большого объёма дополнительной работы от администрации школ, в части разработки нормативно-правовой базы по оплате труда.

В-третьих, не определены способы и критерии достоверной оценки деятельности учителя, школы.

В-четвёртых, во многих коллективах в связи с введением НСОТ, особенно при распределении стимулирующей части, возникает психологическая напряжённость.

Отрицательным моментом является и то, что зачастую Положения об оплате труда принимаются без учёта мнения профсоюза.

Есть, к сожалению, руководители, которые не понимают, или не хотят понять значимость Профсоюза, школу считают вотчиной и требуют от работников безоговорочного выполнения его решений. Как, например, поступают жалобы на то, что директор заставляет учителя работать в школе 36 часов, а зарплату платит за 18. Самостоятельно распределяет премиальный фонд, доплаты и надбавки. И это не единичные случаи. Таким руководителям мы рекомендовали бы внимательно изучить Трудовой кодекс, в котором достаточно чётко определены права Профсоюза, работодателя.

Препятствует повышению качества и оплата за ученико-часы. То есть в классе, где обучается 30 человек никто, по сути, не заинтересован в росте качества (учитель и так получит больше).

Мы считаем, что свою отрицательную роль в новой системе оплаты труда сыграли заниженные нормативы подушевого финансирования. Мы думаем всем понятно, что реформирование системы оплаты труда требует значительного увеличения средств.

Прав был Владимир Владимирович Путин, когда в своей программной речи в Госдуме сказал «Если мы хотим перейти на новую систему оплаты труда и хотим сделать это безболезненно, с пользой для развития образования, надо предусмотреть в бюджетах деньги».

А в нашей области, кроме того, что оказались заниженными нормативы на одного ученика, так к тому же в Законе «Об областном бюджете на 2008 и на плановый период 2009-2010 годов» не были предусмотрены суммы доплат до МРОТ и повышение оплаты труда педагогических работников на 14 процентов.

В результате этого в школах области сложилась напряжённая ситуация.

В связи с этим обком профсоюза вынужден был обратиться в областную прокуратуру.

Прокуратура области внесла представление областной администрации об устранении выявленных нарушений законодательства, принятия конкретных мер, направленных на устранение их причин.

11 ноября 2008 года на заседании областной Думы были внесены изменения в закон об областном бюджете и дополнительно выделено 525 млн.294 тыс. руб. на заработную плату учителей.

Следующая проблема, с которой сталкиваются в школах, это чем больше учителей работают лучше, тем меньше размер стимулирующих выплат. Парадокс, но это действительно так, ведь стимулирующий фонд остаётся прежним, а число учителей, претендующих на поощрение, увеличивается.

Сегодня мы пришли к тому, что размер заработной платы уборщицы и педагога с высшим образованием и высшей категорией оказался на одной ступени – 4330 рублей, а точнее дифференциация составила смешные цифры – от 3-х до 13-ти рублей.

Конечно же, всё это вызвало бурю эмоций, возмущений у работников образовательных учреждений.

И получается, как в том старом педагогическом анекдоте.

Умер Заслуженный учитель и попал по ошибке в ад. Наверху очень быстро спохватились, прилетели и говорят: «Вы знаете, нам так неудобно, вы на сковородке, вас жарят, давайте мы вас в другое место заберём» А он отвечает: «Вы знаете, после школы мне и здесь комфортно».

Вот так сегодня работается учителю в школе, что и ад кажется раем.

Мы считаем, что заработная плата должна выдаваться учителю за функционал, а премия – за результат. Это, наверное, и есть краткая формула новой системы оплаты труда. Хочется надеяться, что НСОТ будет совершенствоваться, помогая творческому росту учителей и повышению качества образования.

Профсоюз глубоко озабочен ситуацией по зарплате, которая складывается в детских дошкольных учреждениях области. Получается так, что заработная плата ощутимо выросла только у неквалифицированного персонала, а у воспитателей и заведующих осталась на прежнем уровне.

Если в 2008 году зарплата в детских садах была увеличена за счёт доплат в размере 1000 и 500 рублей, то с января 2009 года в ряде районов она или перестала совсем выплачиваться, или оказалась включённой в МРОТ, то есть работники этого увеличения не почувствовали.

Однако, в Аннинском, Богучарском, Борисоглебском, Верхнемамонском, Калачеевском, Кантемировском, Каширском, Ольховатском, Рамонском, Таловском, Эртильском и Хохольском районах изыскали средства на доплаты сверх минимальной заработной платы. Спасибо главам администраций этих районов за чуткое отношение к работникам дошкольных учреждений.

В своих выступлениях профсоюз чаще всего поднимает проблемы дошкольного и общего образования. Но в области около 40 учреждений начального и среднего профессионального образования. Секвестирование бюджета лишило эти образовательные учреждения средств для дальнейшего развития. В этом году вообще не финансируются такие статьи как текущий и капитальный ремонты, приобретение оборудования и хозтоваров. До смешного доходит: в аудиториях нет мела, нечем вытереть доску. А ведь эти учебные заведения востребованы. Они выполнили контрольные цифры приема. А мы ставим их перед необходимостью начать поборы с родителей, забывая о том, что туда приходят учиться дети беднейших слоев населения. Собрать с них мзду как в общеобразовательных школах не получится. Поэтому сегодня мы ставим вопрос о необходимости увеличения финансирования ПУ и ссузов уже в этом году.

Еще один вопрос, который считаем крайне важным вынести на повестку дня – это индексация зарплат педагогических работников. Уровень инфляции за 7 месяцев текущего года превысил 10 %, а зарплата в образовательной сфере осталась на прежнем уровне. Отраслевая система оплаты труда, о которой так много говорится с осени прошлого года, неизвестно когда будет введена. Хорошо если успеем к 1 января 2010 года. Между тем возможность для повышения доходов работников имеется – в бюджете области мертвым грузом лежат средства в размере 30 % от фонда оплаты, заложенные на введение НСОТ. Профсоюз предлагает направить эти средства на повышение зарплат работников образования с 1 сентября текущего года. Убеждены, что рядовые работники не должны становиться заложниками неудовлетворительной работы руководителей разных уровней по переводу системы образования области на НСОТ.

Предмет особого беспокойства для нас - закрытие и реорганизация образовательных учреждений. Безусловно, демографическая ситуация складывается неблагополучно как в России, так и в Воронежской области. Но зачастую, закрытие и реорганизация диктуются лишь соображениями нехватки бюджетных средств на зарплату работников и на содержание зданий. И эта беда прикрывается модными ныне словами «реструктуризация» и «оптимизация» образовательной сети. Начался жёсткий прессинг по сокращению кадров образовательных учреждений.

За первой волной уничтожения малочисленных школ области пошла вторая – искусственно подталкиваемая рамками не только заниженного нормативного финансирования, но и письмом бывшего руководителя Департамента образования, спорта и молодёжной политики Савинкова Ю.А. «О мерах по сокращению неэффективных расходов средств местного бюджета». Указанное письмо в феврале этого года было направлено во все районы области. И тут пошли звонки с мест с жалобами: о сокращении классов-комплектов, о ликвидации и реорганизации школ, тотальном увольнении педагогов. И это в то время, когда не закончился еще учебный год. Цифры указывались беспрецедентные, то есть практически в каждом районе следовало закрыть от 5 до 10 школ.

Учитывая сложившуюся ситуацию, обком профсоюза обратился к губернатору области Гордееву Алексею Васильевичу с просьбой пересмотреть подходы областной администрации к вопросу оптимизации учреждений образования.

Реакцией на наше обращение стало письмо руководителя Департамента образования, науки и молодёжной политики Мосолова Олега Николаевича на имя заместителей глав муниципальных районов и городских округов о реальных и взвешенных подходах к вопросам оптимизации.

По сообщениям из районов, оптимизация стала проходить в щадящем режиме, менее болезненно.

Да, наверное, по-другому и быть не должно. Нельзя решать судьбу сельской школы только по финансовой выгоде и экономии бюджетных средств.

Григорий Балыхин, выступая на парламентских слушаниях в Госдуме по проблемам модернизации сельских школ, сказал: «Нельзя бездумно закрывать сельские школы, и экономия средств тут ни при чём. Надо смотреть: если в школе учится 5 человек, а качество образования соответствует требованиям, пусть школа работает. Я уверен: село без школы умрёт».

Надо, видимо, думать и о том, что при очень быстрых темпах оптимизации некому будет выполнять национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Сегодня мы увольняем психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, вожатых, а через год-два для выполнения образовательной инициативы эти кадры понадобятся. Ведь главной задачей является усиление воспитательного потенциала школы и обеспечение психологического сопровождения каждого обучающегося.

И задача поставлена такая, что все ключевые параметры образовательной стратегии «Наша новая школа» должны быть выполнены полностью.

Нельзя не остановиться и на таком остром вопросе, как предоставление жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам сельской местности.

В июле этого года был принят закон Воронежской области № 94 – ОЗ, которым натуральные льготы по оплате жилья и коммунальных услуг педагогам сельской местности с 1 января 2010 года заменены на денежные компенсации.

Первая попытка такой замены была предпринята областными властями еще в 2005 году. Денежная компенсация была назначена только работающим не менее чем на 0,75 ставки. Ее размер составил 215 руб. в месяц. Восстановить законность профсоюзу тогда удалось только с помощью прокуратуры области.

И вот – новая попытка. Хотя в одной из статей закона и декларируется то, что денежная компенсация будет на 100 % покрывать расходы педагогов на коммунальные услуги, в другой статье говорится о том, что она будет выплачиваться с учетом нормативов потребления коммунальных услуг.

Но о каких нормативах идет речь? Кем и как они будут устанавливаться? В законе на этот счет ничего не сказано. Между тем в профсоюзе прекрасно помнят о недавней законодательной инициативе депутатов Воронежской областной Думы по ограничению представления льгот по оплате коммунальных услуг сельским педагогам, с которой они вышли в Государственную Думу. Речь в законопроекте тоже шла о нормативах потребления коммунальных услуг. И этот законопроект был отклонен Госдумой в первом чтении как ухудшающий социальное положение учителей.

И второе. Денежные компенсации по новому закону будут выплачиваться только после того, как учитель произведет оплату за коммунальные услуги в полном объеме. А как он сможет приобрести 3 – 5 тонн угля стоимостью по 5 тыс. руб. за тонну при зарплате «грязными» равной или едва превышающей «минималку» в 4330 руб.? Почему об этом наши областные руководители не подумали? Или, когда собственные зарплаты в разы и на порядки превышают названную сумму, чувство реальности абсолютно утрачивается?

С заявлением о соответствии законодательству 94-го закона профсоюз обратился в прокуратуру.

Но даже если предположить, что в закон будут внесены такие изменения, которые полностью удовлетворят педагогов, где гарантия того, что они своевременно получат полагающиеся им компенсации, а не будут ждать годами, как до сих пор еще ждут погашения долгов по коммунальным льготам за 1994 – 2004 годы?

С большим трудом профсоюзу образования удалось добиться закладки в облбюджет прошлого года 105 млн. руб. на эти цели. Но мало того, что в последний момент областные власти за счет этих средств решили погасить долги не только педагогам, но другим бюджетникам - медикам, работникам культуры. Не успели в декабре 2008 года деньги дойти до муниципалитетов, как чиновники обладминистрации уже изобрели способ как не отдать их людям - гасятся долги только по документам, подтверждающим понесенные расходы. Как говорится, было бы очень смешно, если бы не было так больно.

Только благодаря оперативному вмешательству профсоюза образования проблема возврата долгов была решена в большинстве районов области. Однако в семи районах по информации на май оставались неизрасходованными 17 млн. руб. Сейчас должников пять - Верхнехавский, Нижнедевицкий, Панинский, Петропавловский и Россошанский районы. Особенно отличился Россошанский район: из полученных из областного бюджета 3,5 млн. руб. только 760 тыс. руб. было роздано тому небольшому количеству граждан, кто сохранил квитанции десятилетней давности, подтверждающие произведенные затраты. Неистраченная же сумма в размере превышающем 2,5 млн. руб. была возвращена в облбюджет. Это говорит о том, что руководство Россошанского и вышеназванных районов слишком далеко от народа, ничего не знает, да и не хочет знать о том, как тяжело приходится бюджетникам в период экономического кризиса.

Между тем уже подошло время распределять между муниципалитетами те 100 млн. руб., которые заложены в бюджет 2009 года.

Полная цена решения вопроса на всю бюджетную сферу области по приблизительным подсчетам не превышает 250 млн. руб. С учетом того, что Воронежская область единственная в стране, где остались не погашенными долги по жилищно-коммунальным льготам да еще такого срока давности, считаем, что необходимо поставить в этом деле точку уже в следующем году.

Ассоциация профсоюзов непроизводственной сферы дважды обращалась к Алексею Васильевичу по этому вопросу – 13 мая и 16 июля.

К сожалению, встреча, на которой удалось обсудить с губернатором этот и ряд других актуальных вопросов, о которых я сказала в своем выступлении, состоялась только накануне сегодняшнего совещания, а точнее 17 августа.

По отдельным вопросам была достигнута договоренность об их положительном решении. В том числе о полном погашении долгов по коммунальным услугам, по повышению оплаты труда педработникам дошкольных учреждений, о проведении совещания по проблемам начального и среднего профессионального образования, а также о том, что принятие нормативных актов по социальным вопросам будет осуществляться по согласованию с профсоюзом.

Хочется надеяться, что в дальнейшем власть будет придерживаться установленных федеральным законом сроков рассмотрения обращений, а не тянуть по нескольку месяцев или вообще оставлять обращения без ответа.

В подтверждение сказанному хочу привести цитату из выступления Алексея Васильевича Гордеева на встрече с главами администраций районов: «Главная проблема – утеряно доверие к власти. Народ разочарован и не доверяет чиновникам. Его необходимо вернуть, формируя, а не декларируя гражданское общество, способное контролировать власть на всех уровнях».

Учителя разочарованы и не доверяют не только чиновникам. Было время, когда комитет по образованию в областной Думе возглавлял медик. Теперь возглавляет артист. Я не сомневаюсь, что это очень уважаемые люди в своих отраслях. Но учительские проблемы не решаются годами. Неужели нет достойных людей, которые могли бы возглавить комитет? Думаю, что их много и среди сидящих в этом зале. Убеждена, что ряд вопросов, которые ставит сегодня профсоюз, уже давно был бы снят с повестки дня, если бы профильным комитетом облдумы руководил профессионал от образования.

Уважаемые участники совещания!

Заканчивая свое выступление, хочу напомнить, что Указом Президента РФ 2010 год объявлен Годом Учителя. В связи с этим есть уверенность, что престиж учительской профессии будет повышен. Только вместе мы сможем решить стоящие перед нами сложные задачи.

А завершить хочу своё выступление словами: «Нет нерешаемых вопросов, есть люди, которые не в состоянии их решать».

От всей души поздравляю всех с наступающим новым учебным годом! Пусть он будет спокойным, без лишних стрессов, без утомительной гонки и авралов.

Спасибо за внимание.

Председатель Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Т.А. Бирюкова.

Ссылки по теме
- Положение о Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации

Ресурсы по теме
- Vobkom.ru

На главную

Профсоюз






Портфель профлидера:
Оплата труда
Соглашения
Коллективный договор
Охрана труда

ВОБКОМ.РФ
Новостная лента Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ

Воронежский обком профсоюза образования добился повышения окладов работникам образовательной сферы области

Фотоновости.
Обком - фотографирует,
Vobkom.ru - публикует


Публичный отчет Воронежской областной организации Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации за 2022 год (формат-Word, 210 Kb)

Публичный отчет Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ за 2015-2019 годы
(формат - PDF, 5,1 МБ)


Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовил информационные бюллетени

Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ разослал профлидерам информационные листки
 
Образование
Программа воспитания Борисоглебского техникума промышленных и информационных технологий победила на всероссийском конкурсе

«Сил уже никаких нет!» – на круглом столе председателей профсоюзных организаций много говорили о перегруженности педагогических работников

Воронежские вузы активно помогают участникам специальной военной операции
 
Регион
Воронежская обладминистрация утвердила величину прожиточного минимума


Все
о коллективном
договоре
Совместительство, совмещение, увеличение объема работы... Ежегодные основные удлиненные и дополнительные отпуска Сокращение численности или штата работников организации Работа
уполномоченного
по охране труда
© 2007-2024 «Vobkom.ru», информационно-аналитический сайт. E-mail: vobkom@yandex.ru
Воронежская областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ. Газета «Профсоюзный щит» (рег. № В 1754).
При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Vobkom.ru» обязательна.
Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Vobkom.ru» - http://www.vobkom.ru.
Карта сайта
Rambler's Top100