24 августа 2011 года
Текст выступления председателя Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Т.А. Бирюковой на областном совещании руководителей муниципальных органов управления образованием 24 августа 2011 года
Уважаемые участники совещания!
Одной из главных тем августовских совещаний, которые проходят сейчас по всей стране, является обсуждение третьего варианта проекта закона «Об образовании». От того, какой закон будет принят, будет зависеть не только развитие нашей отрасли, но и развитие всей страны, на что обратил внимание и Президент Дмитрий Анатольевич Медведев в своём выступлении в Адыгее 18 августа т.г.
Позвольте мне остановиться на тех вопросах законопроекта, которые, на наш взгляд, должны быть или доработаны, или дополнены конкретным содержанием.
1. В проекте Закона «Об образовании» отсутствуют нормы консолидированного бюджета РФ на образование. В настоящее время, по данным Общественной палаты РФ, это около 3,5%, в СССР в 1970 году, по данным Мирового банка, составляла 7%. В странах Европы 7-8%, США – 11%, Китае – 12%.
2. В основу финансирования государственных и муниципальных учреждений положено подушевое финансирование. В развитых странах принцип подушевого финансирования тоже используется, но нигде в качестве единственного. В противном случае неравенство возможностей в сфере образования резко усиливается.
Мы считаем, что не менее 30% финансирования должно поступать в школы по смете, что позволит разрешить проблему неравенства возможностей образовательного учреждения.
3. Не установлен в законопроекте чёткий и однозначный гарантийный механизм при ликвидации и реорганизации сельских образовательных учреждений.
Мы настаиваем на том, чтобы этот вопрос решался сходом граждан, а не представительными органами муниципальных районов.
4. В законопроекте не предусматривается необходимое законодательное закрепление на федеральном уровне основ правового статуса малокомплектных образовательных учреждений.
Профсоюз предлагает дополнить ст. 25 следующим содержанием: «Государственные и муниципальные образовательные учреждения, численность учащихся которых не превышает 100 человек (либо средняя наполняемость классов не превышает 10 человек), признавать малокомплектными образовательными учреждениями.
При этом функционировать они должны в форме казённых учреждений».
5. Мы считаем, что статья 48 законопроекта должна быть приведена в соответствие со ст. 333 Трудового кодекса РФ, которой предусматривается определение нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в зависимости от должности или специальности педагогического работника с учётом особенности их труда.
6. Законопроект не предусматривает порядок, направленный на сохранение федеральной поддержки права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.
А между тем эта льгота предоставлялась педагогическим работникам в сельской местности с 30-х годов прошлого века.
Отдавая этот вопрос на откуп региональной власти, закон не обеспечивает равенства работников всех субъектов РФ.
Этот вопрос является чрезвычайно важным и социально острым, поскольку касается значительной части педагогических работников. Изменение порядка его регулирования приведет к ухудшению положения значительной части этой категории педагогических работников.
7. Не могу не сказать и о том, что в ст. 49 среди педагогических работников, которые имеют трудовые и социальные права и гарантии, не учтены руководящие работники. Неупоминание руководящих работников, деятельность которых связана с руководством образовательным процессом, приведёт к ухудшению их положения, т.е. лишит их прав и гарантий, которые они имеют в настоящее время.
А это: удлинённый отпуск, досрочная трудовая пенсия, компенсация на книгоиздательскую продукцию, льготы по коммунальным услугам.
8. Что касается высшей школы, считаем, что необходимо более полно и чётко в законопроекте определить профессиональный и социальный статус лиц из числа профессорско-преподавательского состава, с целью закрепления особенностей регулирования их деятельности в зависимости от образовательных программ.
9. Не устраивает Профсоюз подход к выплатам за книгоиздательскую продукцию. В законопроекте записано, что размер и порядок возмещения расходов, связанных с приобретением книгоиздательской продукции и периодических изданий определяется коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
Следовательно, всё отдаётся на откуп образовательного учреждения, а единый подход к выплате компенсации и её увеличение не предусматривается.
10. Хочу заметить, что законопроект предусматривает трудовые и социальные гарантии и компенсации, которые установлены только федеральными законами и законодательными актами субъектов.
Профсоюз не согласен с этим, т.к. в рамках социального партнёрства соглашениями и коллективными договорами учреждений могут устанавливаться дополнительные, по сравнению с трудовым законодательством, права, гарантии и компенсации работников. А ведь в соответствии с Трудовым кодексом РФ именно коллективный договор является основным правовым актом, который регулирует социально-трудовые отношения в организации.
Не предусматриваются в законопроекте также дополнительные социальные гарантии и меры социальной поддержки в области оздоровления и лечения педагогических работников, приобретение жилья.
11. Не может не беспокоить нас и вопрос о повышении квалификации педагогических работников. В законопроекте не определён механизм финансирования, не установлена норма финансирования за счёт соответствующих бюджетов государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Исходя из вышеизложенного, новая редакция проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (версия 3.0») нуждается в дальнейшей доработке с учётом общественного и профессионального его обсуждения.
Позвольте несколько слов о новой системе оплаты труда, которая будет действовать в нашей области с 1 сентября 2011 года. НСОТ была согласована с Профсоюзом. Практически все наши замечания и предложения были учтены. С 1 сентября т.г. учителя надеюсь, большинства школ будут переведены на штатно-окладную систему. Рекомендуемые минимальные оклады будут повышены на 10%. Установлены выплаты за стаж работы от 5 до 20%. Доплаты молодым специалистам от 20 до 30% в первые три года работы. На 20% увеличена доплата за высшую квалификационную категорию, на 10% - первую квалификационную категорию.
Но нас не устраивает то, что наряду со штатно-окладной системой остаётся и расчёт заработной платы педагогического работника в зависимости от стоимости одного ученико-часа.
Мы согласились с тем, что решение принимает трудовой коллектив, на какой системе оплаты труда ему оставаться. Но в то же время понимаем, что там, где не установлены базовые ставки (оклады) за норму часов, идёт нарушение Трудового кодекса РФ, Единых рекомендаций Российской трёхсторонней комиссии.
Поэтому, несмотря на ряд положительных моментов в новой системе оплаты труда, профсоюзы работников непроизводственной сферы (образование, здравоохранение, культура), в своих Обращениях к Президенту РФ, Председателю Правительства РФ и Председателю Государственной Думы РФ требуют принятия решения о возврате в Трудовой кодекс Российской Федерации обязанности Правительства Российской Федерации устанавливать размеры базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников учреждений образования, здравоохранения, культуры и других работников бюджетной сферы, независимо от того, из бюджета какого уровня они финансируются, а также решения о конкретизации понятия минимального размера оплаты труда».
Кроме этого, нас не может не волновать такой вопрос, как и когда будет повышена заработная плата работников учреждений дополнительного образования, начального и среднего профессионального образования, детских садов.
В большинстве своём заработная плата работников этих учреждений не дотягивает до прожиточного минимума. В целом по области 18 тысяч 268 (или 34%) работников нашей отрасли имеют зарплату ниже прожиточного минимума, а в ряде районов она составляет от него от 40 до 56%.
Отдельно хочу остановиться на положении дел с заработной платой в детских садах.
Злободневные проблемы детских садов неоднократно обсуждались на всех уровнях. И без того сложная ситуация в дошкольном образовании в последнее время обострилась. Усилилась ответственность воспитателей, а заработная плата остаётся крайне низкой. Растёт интенсификация труда, связанная со стремлением органов власти любой ценой обеспечить детей местами в дошкольных учреждениях. Группы нередко переполнены. Не хватает обслуживающего персонала, т.к. средняя зарплата этой категории работников равняется только МРОТ.
Средняя зарплата воспитателей ДОУ отстаёт от средней зарплаты учителей более чем на 30%, а ведь труд воспитателя ДОУ не менее значим, чем труд учителя.
Значительное ухудшение ситуации с детскими садами ожидается при реализации новых норм, введённых СанПиН. Профсоюз с новациями не согласился и направил в Правительство страны мотивированные возражения. В обращении на имя премьера Путина от 10 мая т.г. председатель Общероссийского Профсоюза образования призвала не допустить «ухудшения условий обучения и воспитания детей, повышения уровня их заболеваемости и травматизма, а также ущемления трудовых прав работников»
Как отмечается в обращении Профсоюза, «новации, предусмотренные в принятых изменениях СанПиН, были приняты без достаточной проработки и научного обоснования, о чём говорит их государственная регистрация Минюстом России в «пожарном» порядке в течение двух дней. Замечания Профсоюза изложены на 5 листах. Приведу лишь некоторые позиции.
Новые нормы предписывают проводить комплектование групп в зависимости от площади игровой комнаты, а не в зависимости от предельного количества детей в группе.
В этой ситуации воспитатели и учебно-вспомогательный персонал лишаются компенсационных выплат за превышение наполняемости в группе.
«Утрамбовывает» детей постановление главсанврача ещё одним средством: снимается запрет на использование 2-х ярусных кроватей. Ранее это не допускалось исключительно во избежание травматизма детей и персонала. Теперь ярусам в детсадах открыта «широкая зелёная улица».
Кроме всего перечисленного на воспитателей «свалилась» новая форма аттестации. Никто не отрицает, что в XXI веке все должны владеть компьютерными технологиями, пользоваться Интернетом. Конечно! Но надо, по крайней мере, иметь компьютеры в детских садах не только бухгалтеру, но и воспитателям.
Уважаемые руководители администраций районов, пожалуйста, подумайте о том, как повысить заработную плату педагогическим работникам детских садов и улучшить их социально-экономическое положение. Мы понимаем, что не у каждого района есть средства для повышения заработной платы, но в этой ситуации, мы считаем, свою лепту должна внести областная администрация
Профсоюз во всех своих требованиях на всех уровнях власти ставил главной целью передачу финансирования детских садов на уровень региона. Хорошо, что наши требования были услышаны, и в проект закона «Об образовании» заложено софинансирование субъектов РФ и муниципалитетов. Будем надеяться, что ситуация с заработной платой в дошкольных учреждениях изменится.
Уважаемые руководители муниципальных органов управления образованием!
Заканчивая своё выступление, позвольте мне пожелать нам всем успехов, чтобы наши сегодняшние требования и предложения были услышаны! А это уже полдела!
А дело будет сделано, если мы все и органы власти и органы управления образованием, и Профсоюз будем вместе. Только вместе мы можем добиться положительных результатов.
Благодарю вас за внимание и поддержку.
Поздравляю всех с началом нового учебного года.
Здоровья, творческого вдохновения, терпения и энтузиазма в решении всех проблем!
Председатель Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Т.А. Бирюкова.
Ссылки по теме
- Положение о Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |