26 декабря 2008 года |
Слово педагога |
В Воронежской области учителя поставлены в рамки потогонной системы, но зарплаты часто хватает только на выживание |
|
|
|
Председатель Ленинского райкома (г. Воронеж) профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяна Сидорова.
Фото: Людмилы Тореевой. |
Представители областной власти в последнее время особенно любят подчеркивать, что средняя заработная плата учителя у нас составляет теперь 8 тыс. руб. - вдвое больше прожиточного минимума. Однако за этими бравурными пассажами прячется весьма неприглядная изнанка «достижений». Ведь нужно учитывать, сколько времени трудится учитель для того, чтобы заработать 7 - 8 тыс. руб. - как оказывается, по 10 - 12 часов ежедневно. Кроме того, нужно учитывать, что сегодня зарплата учителя по сравнению с прошлым учебным годом отнюдь не увеличилась, а у некоторых работников даже уменьшилась в связи с объективными демографическими причинами (сокращение численности детей). И это на фоне того, что за год весьма ощутимо повысились цены на продукты питания, проезд, коммунальные услуги, медикаменты, услуги учреждений культуры. И рост цен продолжается. Так стоит ли чиновникам публично так радоваться? И давайте не забывать, что у трети педработников в школах зарплата не превышает и 5 тыс. руб.
На совещании, которое прошло в администрации области 24 декабря 2008 года с участием председателей райкомов профсоюза, был рассмотрен такой актуальный вопрос ,как введение новой системы оплаты труда (НСОТ) работников общего образования в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования (КПМО). И вот руководитель главного управления образования Яков Львович сообщил присутствующим, что впервые средняя заработная плата учителя вдвое превышает прожиточный минимум и составляет 8 тыс. руб.
Но ведь любой разговор о средней заработной плате должен учитывать не только цифру средних расходов работников на оплату коммунальных услуг, питание, медицину, образование и культурный досуг. Надо учитывать и сколько времени трудится учитель для того, чтобы заработать 7 - 8 тыс. руб. - как оказалось, по 10 - 12 часов ежедневно. Это часы, отработанные в школе, плюс часы, затраченные на подготовку к урокам дома.
Приведу пример. Зарплата учителя биологии 1-й категории, ведущего уроки в классах со средней наполняемостью (20 - 23 ученика) в школе № 65, составляет 7420 руб. в месяц. Это при нагрузке 40 - 45 часов в неделю (18 часов – уроки биологии, 2 часа – надомное обучение, 6 часов – проверка тетрадей, 6 часов – работа классного руководителя (а если класс дежурит по школе, то по 8 часов ежедневно), 3 часа – работа по заведованию кабинетом, около 6 часов – работа председателя профкома, около 6 часов – подготовка к урокам).
Другой пример. Из каких компонентов складывается зарплата учителя начальных классов в классе с небольшой наполняемостью (меньше 20 человек) в школе № 63? Это 4450 руб. - уроки, 4 часа в день; 348 руб. – классное руководство, 1 час в день; 2100 руб. – воспитатель продленной группы, 15 часов в неделю; 450 руб. – кружковая работа, 6 часов в неделю; 480 руб. – председатель профкома, 1 час в день; 230 руб. – проверка тетрадей, 1,5 часа в день; подготовка к урокам дома – 2 часа в день. Итого – 8058 руб. в месяц при еженедельной нагрузке, превышающей 45 часов.
А если педагог не председатель профкома, не ведет кружок, не является руководителем методического объединения, классным руководителем, если он простой учитель, с нагрузкой 18 - 20 часов в неделю, то какая зарплата будет у него?
И еще. НСОТ в ее нынешней форме порождает серьезные конфликты как в коллективах учителей, так и среди директоров. Школы с малым и средним количеством учащихся страдают в первую очередь. В них работают педагоги с такими же образованием и квалификацией, показывают такое же качество образовательных услуг, как и их коллеги в больших школах, а зарплату получают в разы меньшую. И зарплата директоров обычных общеобразовательных школ, которых в Ленинском районе Воронежа большинство, в 3 - 5 раз меньше, чем у их коллег из больших школ. Но разве виноват педагогический коллектив в том, что уменьшилось количество детей в микрорайоне? А деньги «в рюкзачке» уходят за детьми, живущими в новых районах города, – в лицеи и гимназии!
А как распределяется в школах премиальный фонд? На совещании председатель обкома профсоюза Тамара Бирюкова и председатели райкомов привели массу примеров о нарушениях при распределении стимулирующей части оплаты труда…
В начале совещания руководитель департамента образования, спорта и молодежной политики области Юрий Савинков пригласил присутствующих (руководителей районных органов управления образованием и председателей райкомов профсоюза) к диалогу, сотрудничеству. А в конце высказал мысль о том, что председатели школьных профкомов должны активно бороться с директорами, нарушающими Трудовой кодекс РФ в части, касающейся оплаты труда. А что же те, кто в силу своих должностных обязанностей должны контролировать директоров? Руководители районных органов управления образованием на протяжении более чем трех часов, в течение которых шло совещание, не задали ни одного вопроса, от них не поступило ни одного предложения или замечания ни в адрес профсоюза, ни в адрес администрации. Такой вот диалог обладминистрации и профсоюза при активном молчании руководителей районных органов управления образованием.
Диалог состоялся?!
Татьяна Сидорова, председатель Ленинского райкома (г. Воронеж) профсоюза работников народного образования и науки РФ.
Ссылки по теме
- Текст выступления председателя Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Т.А. Бирюковой на совещании в администрации Воронежской области 24 декабря 2008 года (Vobkom.ru, 24 декабря 2008 года)
- На зарплату в школах Воронежской области не хватает свыше ста миллионов рублей (Vobkom.ru, 2 декабря 2008 года)
- Главное управление и профсоюз попросили глав муниципалитетов навести порядок с выплатами из стимулирующих фондов учреждений образования Воронежской области (Vobkom.ru, 30 октября 2008 года.)
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |