27 марта 2009 года |
Семнадцать минут о человеко-часе |
Профлидер из Воронежа сообщила премьеру Владимиру Путину много нового о новой системе оплаты труда в школах |
|
|
|
На первом плане: Ирина Попова, Владимир Путин, Михаил Шмаков.
Фото с официального сайта ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ. |
«Есть вопросы, связанные с зависимостью заработной платы учителя от количества учеников в классе», - обратился премьер России Владимир Путин на недавнем заседании президиума правительства (26 марта) к министру образования Андрею Фурсенко. До этого Путин, как это следует из стенограммы, пояснил: «Вы знаете, что вчера я встречался с представителями профсоюзных организаций. Беседа была очень предметной, конструктивной и деловой. На некоторые вещи хотел бы обратить особое внимание. Это касается Министерства образования. Одна из участниц поставила вопрос о функционировании новой системы оплаты труда в бюджетной сфере, в частности в сфере образования…» Участницей, открывшей председателю правительства глаза на ряд острых проблемы российского школьного образования, была председатель первичной профсоюзной организации школы №52 Железнодорожного района г. Воронежа, учитель химии высшей категории Ирина Попова. Она была делегирована на встречу Профсоюзом работников народного образования и науки РФ.
Встреча председателей первичных профсоюзных организаций из разных регионов России с председателем правительства Владимиром Путиным состоялась в Доме правительства в Москве 25 марта. Делегацию профлидеров из 13 человек возглавил председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков. Стенограмма встречи, опубликованная на сайте председателя правительства, содержит только фрагменты выступлений и обмена репликами Путина и Шмакова. Но на мероприятии, как вы уже поняли, была еще и дискуссия по проблемам образования. О том, как она прошла, вашему корреспонденту рассказала сама Ирина Попова.
По словам Ирины Ивановны, общение Путина непосредственно с председателями первичных профсоюзных организаций началось после того, как журналисты (кроме двух операторов, осуществляющих протокольную съемку) покинули зал. Предварительно профлидеров предупредили, что на выступление каждому из них отводится не более четырех минут. Но практически никто в это время не уложился. Попова же вообще общалась с Путиным целых… 17 минут (когда закончила говорить, сосед молча указал ей на циферблат часов). Может быть волнение тому виной, но, как призналась Ирина Ивановна корреспонденту, ей почему-то не показалось, что она с Владимиром Владимировичем так долго разговаривала…
Профлидер начала свое выступление с перечисления тех проблем, с которыми столкнулись учителя Воронежской области после введения с 1 сентября 2007 года в общеобразовательных школах области новой системы оплаты труда (НСОТ). «Вы о Воронежской области будете рассказывать?» - уточнил Путин. «Модельная методика, разработанная Министерством образования с целью повышения доходов учителей, введена не только в Воронежской области. Мы общаемся и проблемы везде примерно одни и те же. Но я, естественно, буду говорить о Воронежской области», - ответила Попова.
После слов о том, что у 47 проц. учителей нашей области заработная плата по НСОТ оказалась на одну-три тысячи рублей меньше, чем по ЕТС, Путин задал вопрос: «Почему?». Ирина Ивановна рассказала председателю правительства о том, что во главу угла НСОТ поставлено количество учеников в классе. Привела такой пример: несмотря на то, что на подготовку к урокам в двух классах разной наполняемости она затрачивает одинаковое количество времени, за работу в классе, где 18 учеников она получает меньше, чем за работу в классе, где 27 учеников. Выходит, пояснила она, учитель стал заложником демографической ситуации, его зарплата теперь зависит не от эффективности работы, а от того, сколько детей родилось и пришло в школу учиться. Но ведь в функционал педагога не входит формирование классов. Тут Путин поинтересовался: «Но разве вам не сложнее работать в классе, где 27 учеников?» Попова ответила, что иногда складывается так, что больше физических и моральных сил она затрачивает на тот класс, в котором 18 учеников, а не на тот, где их 27…
Профлидер поведала председателю правительства и о том, как примитивно с некоторых пор в нашей области решается проблема повышения зарплат педагогам: классы сливаются, количество детей в них увеличивается по принципу «чем больше – тем лучше». И это без учета того, что давно уже доказана теорема о том, что дать хорошие знания, качество образования в классе, где учится больше 30 человек, практически невозможно. Кроме того, по нормативам СанПиНа и Типовому положению об общеобразовательном учреждении, наполняемость в классах не должна превышать 25 учеников. Но вот ведь только в чем незадача – по НСОТ предусмотрено снижение зарплаты, если число учеников в классе меньше 25…
По словам Ирины Поповой, когда она обратилась к Владимиру Путину с вопросом: «Вы согласны с тем, что уменьшать зарплату учителя в зависимости от количества детей в классе нельзя?», премьер-министр ответил утвердительно: «Да, уменьшать нельзя».
А вот когда Ирина Ивановна заговорила о том, что у учителей, имеющих одинаковую квалификационную категорию, нагрузку и даже количество учеников в школах одинакового уровня зарплаты порой очень существенно отличаются из-за разной стоимости бюджетной образовательной услуги (или человеко-часа), ей показалось, что Путин удивился. По крайней мере, именно удивление прочитала она в его глазах. По ее мнению, это была реакция на незнакомый термин - «человеко-час». «Абсолютно разные люди сидели за круглым столом со своими проблемами, и Владимир Владимирович был в курсе всего. Единственное чего он не знал, как я поняла, это что такое «человеко-час»… - пояснила Попова.
Еще на одну проблему, касающуюся НСОТ, которую озвучила профлидер (о десяти-пятнадцатикратной разнице в зарплатах учителей и директоров), председатель правительства отреагировал высказыванием о том, что зарплата директора должна каким-то определенным образом соизмеряться со средней зарплатой в педколлективе.
Похвалила Ирина Попова в НСОТ только одно – разделение фонда оплаты труда на 70-процентную базовую и 30-процентную стимулирующую части. Все-таки премии – это очень хорошо, особенно, когда речь идет о вознаграждении за результативность и качество труда. Правда, Попова тут же заметила, что необъективность некоторых показателей к премированию создает массу проблем. «Каких именно показателей?» - попросил уточнить Путин. Профлидер сказала: «Например, такого показателя как «успеваемость». Мы что будем ставить «четверки» и «пятерки», к процентомании вернемся? Но ведь все это уже было!». Путин промолчал. А Попова заговорила о конфликтах, к которым нередко приводит принципиальная позиция председателя профкома по вопросу распределения премий и что администрация школы в таких ситуациях практически всегда находит возможность оставить последнее слово за собой…
После того как Ирина Попова рассказала Владимиру Путину о том, как больно НСОТ ударила по сельским малокомплектным школам и о том, что от полусотни до сотни таких школ в Воронежской области в ближайшее время грозят реструктуризация и закрытие, премьер-министр задал ей вопрос: «А вы знаете, сколько стоит оборудовать малокомплектную школу?» И поведал о другого типа (по-видимому, базовой – авт.) школе, в которой он однажды побывал – оснащенной, как говорится, по последнему слову техники. Наша землячка начала было что-то говорить о том, что в советское время в школах ничего такого не было, а наше образование считалось лучшим в мире. Но Владимир Владимирович перебил ее, заявив, что в советское время было много чего хорошего… Однако, у Поповой нашлись и другие аргументы в защиту малокомплектных школ: организация и стоимость перевозки детей в близлежащие общеобразовательные учреждения, охрана их здоровья. Ирина Ивановна попросила председателя правительства задуматься над тем, каково это маленькому ребенку встать не свет - не заря, сесть в автобус и отправиться за тридевять земель в школу, а по окончанию уроков еще несколько часов ждать учащихся среднего и старшего звена, чтобы потом всем вместе поехать домой. Естественно, что на внеурочные занятия автобус детей во второй раз не повезет. Да и хватит ли у них на это сил? А когда школа в твоем родном селе находится, то ты после уроков сходил домой, покушал, и побежал обратно – на кружки и секции… В конце-концов, по словам профлидера, она и председатель правительства сошлись на том, что к малокомплектным школам нужен дифференцированный подход, что нельзя их все « «под одну гребенку грести».
Закончила свое выступление Ирина Попова словами о том, что педагоги не получили от НСОТ того, чего ждали, но что в их сердцах еще теплится надежда на изменения к лучшему в 2010 году, объявленном Годом Учителя…
А теперь снова вернемся к заседанию президиума правительства, случившемуся на следующий день. Путин сказал Фурсенко: «Есть вопросы, связанные с зависимостью заработной платы учителя от количества учеников в классе. Я сейчас не буду вдаваться в детали, но подумайте над этим. Я знаю позицию Министерства - здесь не может быть никакого абсолюта. Просто обращаю Ваше внимание, подумайте, потом доложите мне, что происходит». Министр ответил: «Мы работаем с профсоюзами достаточно активно - в постоянном контакте. Мы знаем их позицию, обсуждаем ее и многие предложения учитываем. То есть это не позиция - делать только как мы предлагаем и больше никак». На что Путин заметил: «Да-да. Это система сложная, разумеется, должны быть какие-то общие правила, но нужно внимательно относиться к обратной связи с трудовыми коллективами».
Людмила Тореева.
Ссылки по теме
- Обращение председателя Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Т.А. Бирюковой к губернатору области А.В. Гордееву с просьбой пересмотреть подходы обладминистрации по вопросу оптимизации образовательной сети (№ 114 от 19 марта 2009 г.) (Vobkom.ru, 20 марта 2009 года)
- Затраты на образование сельских детей воронежские чиновники признали «неэффективными расходами» - в области грядет массовое закрытие школ (Vobkom.ru, 20 марта 2009 года)
- Впервые в Воронежской области суд признал незаконными действия властей по недостаточному финансированию стимулирующего фонда школ (Vobkom.ru, 6 февраля 2009 года) - Впервые в Воронежской области районному профлидеру удалось переломить ситуацию с невыплатами денег из стимулирующего фонда школьным педагогам (Vobkom.ru, 24 декабря 2008 года)
- Текст выступления председателя Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Т.А. Бирюковой на совещании в администрации Воронежской области 24 декабря 2008 года (Vobkom.ru, 24 декабря 2008 года)
- На зарплату в школах Воронежской области не хватает свыше ста миллионов рублей (Vobkom.ru, 2 декабря 2008 года)
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |