29 августа 2008 года |
Молчите и слушайте |
Воронежские власти не захотели выслушать педагогическую общественность на областном педсовете |
|
|
|
Плакат «Не болтай!»
Надпись: «Будь на чеку, в такие дни подслушивают стены. Не далеко от болтовни и сплетни до измены». |
Представителям воронежского педагогического сообщества не дали слова в ходе областного педсовета, который прошел 22 августа в городском Дворце творчества детей и молодежи. Власти обнародовали два мажорных доклада: с ними, в порыве энтузиазма, выступили руководитель главного управления образования области Яков Львович и губернатор Владимир Кулаков, слово также дали митрополиту Воронежскому и Борисоглебскому Сергию. Тем же представителям воронежской педагогической общественности, которые хотели бы поговорить о серьезных проблемах, определили своего рода резервацию – власти объявили, что желающие могут свои размышления разместить на… форуме сайта главного управления образования. Воистину решение, достойное сюжетов незабвенного Салтыкова-Щедрина.
Если раньше своими соображениями по поводу ситуации в сфере образования могли обмениваться все желающие, начиная с глав районов, ректоров вузов и заканчивая сельской учительницей, то на сей раз люди были лишены этого права. Взамен аудитории из шестисот человек предложили обсудить доклад руководителя главного управления образования Якова Львовича где-то в Интернете. И это в то время, когда федеральной властью нашей страны взят курс на государственно-общественный способ управления образованием. Получается, у властей нашей области курс в прямо противоположную сторону, что ли?
К сожалению, тенденция все большего расхождения между воронежской областной властью и местной общественностью налицо. То, что власть не захотела слушать педагогов, отвечать на их вопросы, искать совместно пути решения острых проблем, – лишь один из эпизодов в общем ряду, частный случай.
Да, отзывы на форуме главного управления действительно были, и даже были предложения (одно!) от некоего Матроскина (осталось, правда, непонятно: Matroskin – это творческий псевдоним, некая должность или еще что-то еще)… Чуть живее было с обсуждением доклада в «Живом журнале». Однако… Много ли подобная форма работы дала для решения насущных проблем? Сомнительно.
Очевидно, что чем больше в воронежском образовании проблем – а после введения новой системы оплаты труда ситуация так и вовсе представляется катастрофичной, – тем больше власть отгораживается от мнения педагогов. Разногласия областной власти с Воронежским обком профсоюза работников народного образования и науки РФ по конкретным вопросам все чаще решаются не в рамках механизма социального партнерства, а с привлечением прокуратуры.
Чем больше проблем в образовании, тем более очевидно стремление областной власти к проведению сервильных общественных мероприятий, где вместо серьезного разговора собравшимся на уши льется патока победных реляций о достижениях (правда, весьма сомнительных).
Кстати, в Воронеже городской педсовет прошел намного более конструктивно. Там налицо была заинтересованность городского руководства в том, чтобы услышать педагогическое сообщество, обменяться мнениями, в том, чтобы, как говорится, держать руку на пульсе…
Относительно политики областных властей только и остается гадать: собираются ли они решать те многочисленные проблемы, которые в 2008 году накопились в образовательной сфере (это и противозаконный характер существования новой системы оплаты труда, и очередные проволочки с выплатой долгов сельским учителям по коммунальным льготам, и многое-многое другое)? А вот порассуждать на тему модернизации образования областные чиновники любят. Доклад руководителя главного управления образования Якова Львовича на педсовещании так и назывался: «Роль органов управления образованием по созданию условий для интенсификации использования инновационных образовательных технологий». Впрочем, красивое название не смогло-таки спрятать некрасивую суть: заявив о том, что «базовой основой развития инноваций является оптимизация сети», Львович довел до внимания присутствующих информацию о том, что число классов в общеобразовательных учреждениях к началу этого учебного года должно сократиться на 347 единиц, а учителей – на 581 человека. И это, как выяснилось, далеко не предел, а всего-навсего первый и поэтому еще робкий шаг, который сделали муниципалитеты в рамках программы по сокращению неэффективных расходов на 2008 – 2011 годы, спущенной им из областного центра не далее как… в августе текущего года. В очередной раз досталось на орехи от руководителя главного управления образования профессиональному образованию – начальному и высшему – за существующие перекосы в подготовке кадров.
На проблемах профобразования заострил внимание в своем выступлении и губернатор Кулаков.
Митрополит обратился ко всем присутствующим с просьбой: в условиях модернизации образования не забывать о том, что у российского образования богатые традиции, позволившие ему стать одним из лучших и качественных в мире. «У нас прекрасное образование было в Советском Союзе, – развил свою мысль Владыка, – но нам все время говорили, что мы не так образованы. А оказывается, рывок западной науки сделали головы наших ученых, которые в 90-е годы уехали за границу… Нам не нужно бегать от нашей российской культуры, от нашей российской истории, от нашей российской политики и экономики… Нам не нужно бегать за эфемерным каким-то счастьем, необходимо обратиться к нашим корням и впитать все, что нужно для современной России, для современного нашего общества…»
Людмила Тореева, газета «Профсоюзный щит», №6 (45), август 2008 года.
Ссылки по теме
- В Воронеже на городском педсовещании политика власти в образовательной сфере снова подверглась острой критике (Vobkom.ru,
29 августа 2008 года)
Ресурсы по теме - Vobkom.ru |
|