29 августа 2008 года |
Эффект несоленого огурца |
В Воронеже на городском педсовещании политика власти в образовательной сфере снова подверглась острой критике |
|
|
|
Т.А. Бирюкова: Учителю следует хорошо платить! Фото: Людмилы Тореевой. |
Мэр Воронежа Сергей Колиух, выступая 29 августа на совещании работников образования города, пообещал, что исполнит все взятые на себя перед педагогами предвыборные обязательства – в том числе, и обещания о строительстве социального жилья для учителей. Так он отреагировал на критику, прозвучавшую в докладе выступавшей ранее Тамары Бирюковой, председателя Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ. Тамара Андреевна, в частности, заметила: «Перед выборами в интервью нашей газете «Профсоюзный щит» вы заявили о том, что в год в Воронеже должно строиться как минимум по три учительских дома, и выразили намерение решить проблему всех нуждающихся в улучшении жилищных условий учителей за три года, максимум за пять лет. А что мы имеем в реальности? Пока практических шагов администрацией города не предпринято».
До собственно слов критики Бирюкова напомнила предысторию вопроса: «В сентябре 2005 года был сдан в эксплуатацию первый учительский дом, построенный на льготных условиях в рамках социального партнерства между городской администрацией и обкомом профсоюза. К сожалению, на этом все дело и застопорилось. Мэр Скрынников обещал обеспечить доступным жильем не только учителей, но и вообще всех бюджетников. Но ни одного вопроса с ним решить так и не удалось. Вопрос о двух площадках под строительство на улице Паровозной в Железнодорожном районе обсуждался 1,5 года, но так и остался без ответа. Вам, Сергей Михайлович, учителя поверили. Будучи еще председателем гор. Думы, вы вместе с бывшим мэром Александром Ковалевым активно помогали профсоюзу в строительстве первого учительского дома».
Теперь, по мнению Бирюковой, мы уже имеем совершенно новые реалии: «Ни для кого не секрет, что цены на жилье в нашем городе растут как на дрожжах. Такая тенденция уже и так существенно сузила круг педагогов, которые смогут принять участие в строительстве дома кооперативным способом.
Сегодня профсоюз выносит на повестку дня вопрос о необходимости строительства социальных домов, в которых будут предоставляться служебные квартиры малообеспеченным учителям-очередникам. Хочу напомнить, что некоторые из относящихся к этой категории работников образования стоят на очереди на улучшение жилищных условий еще с 80-х годов прошлого века. Обеспечить этих людей квартирами – для городской власти дело чести и совести.
Служебные квартиры должны предоставляться и начинающим педагогам. По нашему мнению, это одно из основных условий привлечения на конкурсной основе в школы, детские сады квалифицированной талантливой молодежи».
Мэр города Сергей Колиух, отвечая на претензии профсоюза, в частности, заявил о том, что в администрации уже ведется работа над подготовкой «законного положения о строительстве жилых домов для учителей города Воронежа», и пообещал, что исполнит все взятые на себя обязательства. «Я думаю, что в этом никто не сомневается», – окинул взглядом зал мэр. Зал ответил ему громкими и продолжительными аплодисментами. (Следует отметить, что вообще атмосфера на городском педсовете была весьма благожелательной. Этому способствовал интенсивный обмен мнениями.)
Высказался мэр города на педсовещании и по поводу вечерней школы № 6 Воронежа. («Профсоюзный щит» неоднократно рассказывал об этой проблеме, обсуждалась она и в интервью Колиуха нашей газете – ред.) Сергей Михайлович сообщил, что в мэрии сейчас еще размышляют над дальнейшей судьбой этого здания, и обрисовал одну из возможных перспектив: «Но если школу снесут, то мы построим дом для учителей».
Кроме Сергея Колиуха и Тамары Бирюковой на педсовещании свои точки зрения по вопросу дальнейших путей развития воронежского образования высказали вновь назначенный руководитель управления образования администрации Воронежа Константин Викторов, руководитель главного управления образования Яков Львович, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, директор школы № 78 Надежда Савицкая, заведующая детским садом № 138 Ирина Маслова, руководитель управы Левобережного района Борис Коновалов. С началом нового учебного года педагогов пришли поздравить депутат Гос. Думы Галина Карелова и председатель Воронежской городской Думы Александр Шипулин.
Выступление председателя Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамары Бирюковой было, как всегда, острым. Естественно, оно не ограничилось только вопросом обеспечения педагогических кадров жильем. Тамара Андреевна дала подробный расклад проблем, стоящих перед воронежским педагогическим сообществом. Несколько раз ее выступление прерывали бурные овации.
Начала же она свой доклад с самой острой на сегодня проблемы – глубокого несовершенства новой системы оплаты труда: «Идея в НСОТ заложена хорошая – платить больше по результатам труда, что наработал, то и получай. Но как оценить многогранную деятельность учителя, как под одни критерии подвести учителя со стажем и молодого педагога? Как можно сравнивать работу учителя, его показатели в классе выравнивания и в продвинутом гимназическом классе?
Как быть с оценкой труда учителя людьми со стороны – родителями, учениками, общественными (управляющими) советами? Что знают родители о работе учителя? Как часто они бывают на уроках, внеклассных мероприятиях? Наш министр образования Фурсенко почему-то считает, что введение данного компонента заставит учителей хорошо работать. Но ведь ни для кого не секрет, что сильный и требовательный учитель не ходит у большинства детей и родителей в фаворитах. О какой объективной оценке тогда может идти речь? К тому же участия советов в установлении зарплаты, в том числе премий, закон не предусматривает. В Трудовом кодексе Российской Федерации четко записано, что заработная плата, в том числе доплаты и надбавки, устанавливается коллективными договорами, соглашениями с учетом мнения профсоюзного органа.
Тогда нужна ли такая процедура учителю? Унизительно, что государство поставило учителя в положение крепостного: захотят «папочки», «мамочки» – помилуют, не захотят – накажут. Ни в одной профессии такого нет! Очень бы хотелось такую оценку качества работы применить к любому нашему руководителю, в том числе и министру. Пусть его зарплата зависит от мнения общественности, от его популярности у народа и от эффективности его деятельности. Думаю, никаких стимулирующих доплат в этом случае он не получит».
От общего Бирюкова перешла к частному – к тому, как сработала НСОТ в нашей области: «При введении НСОТ мы сразу предвидели серьезные социальные риски, и высказали свое мнение об этом и письменно и устно: главному управлению образования, губернатору области, обл. Думе, средствам массовой информации. Что взволновало нас больше всего? В модельной методике, разработанной министерством образования и науки, не были учтены требования Трудового кодекса РФ, Единых рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, постановления правительства № 191 и ряда других нормативно-правовых актов. Нас удивляет и возмущает, что в полную силу идет реформирование системы образования без учета той нормативно-правовой базы, которая на данный момент действует, то есть законодательство исполняется очень избирательно. К сожалению, в нашем государстве это сегодня стало болезнью… Беспокоит и то, что в вопросах оплаты учительского труда все спущено на школьный уровень. Разработанные в школах критерии оценки труда учителя не безгрешны, а процедура поощрения проходит очень болезненно, так как нет объективности. Интуитивно, конечно, все мы знаем, что такое «качество». Но, извините, интуиция в этом деле не помощник. А объективных государственных параметров оценки качества труда нет...».
Характеризуя воронежскую НСОТ, Бирюкова употребила такие термины, как «очень громоздкая», «очень сложная», «трудноуправляемая» и «труднопроверяемая». Самым главным недостатком нашей НСОТ, по словам профлидера, было и остается то, что зарплата учителя зависит отнюдь не от качества и результативности, а от количества учащихся в каждом классе и количества часов. Но ведь количество детей напрямую связано с местоположением школы. И разве учитель виноват в том, что школа находится в частном секторе города, а не в районе-новостройке?
«На наш взгляд, – сказала Тамара Бирюкова, – платить учителю следует прежде всего за полученное вузовское образование, за профессию, за повышение квалификации, за стаж, а потом уже все доплаты, надбавки и премии… Способ сделать профессию учителя престижной, привлечь в школу молодые кадры только один – хорошо платить, как платят властные структуры своим работникам».
Однако на деле складывается так, что «властные структуры» не только не стремятся улучшить положение учителя, но и при всяком удобном случае пытаются на школе еще и сэкономить. Тамара Андреевна упомянула о касающихся приостановки выплат учителям из тридцатипроцентного стимулирующего фонда рекомендациях, которые весной этого года поступили из обладминистрации во все школы области. «Только с помощью прокуратуры нам удалось восстановить законность и добиться увеличения бюджета отрасли на 525 млн. руб.», – резюмировала профлидер.
Подробно Бирюкова остановилась и на проблемах дошкольных образовательных учреждений. Она рассказала о том, что Общероссийский профсоюз образования еще в 2007 году выступил с обращением к федеральным органам власти с просьбой обратить особое внимание на дошкольное образование. Но никакого принципиального решения властями страны до сих пор не принято. Между тем уровень оплаты труда работников детских садов остается крайне низким. Бирюкова привела данные соцопроса, проведенного Воронежским обкомом профсоюза среди работников дошкольных образовательных учреждений в 2007 году: 59 проц. получают зарплату меньше 3 тыс. руб. в месяц, доход ниже прожиточного минимума имеют 87 проц. семей педагогов.
22 ноября прошлого года по обращению профсоюза обл. Думой было принято постановление, рекомендующее органам местного самоуправления муниципальных образований предусмотреть в бюджетах средства для установления стимулирующих ежемесячных выплат педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений в размере до 1000 руб. Бирюкова поблагодарила городские власти за то, что они изыскали средства не только на доплаты педработникам в размере 1000 руб., но и на доплаты помощникам воспитателей, обслуживающему и учебно-вспомогательному персоналу – в размере 500 руб., а также предоставили работникам дошкольных учреждений льготу -- бесплатное содержание их детей в детских садах Воронежа.
«Но не успели воспитатели получить доплаты, – поведала Тамара Андреевна о недавнем курьезном случае, – как главное управление образования направило в районы методические рекомендации о расширении функциональных обязанностей воспитателей. Однако данные рекомендации противоречат статьям 60, 60 с индексом 2, 151 Трудового кодекса РФ, которыми предусматривается недопустимость требования от работника исполнения обязанностей, не предусмотренных его трудовым договором. Да к тому же ни в постановлении Воронежской областной Думы, ни в решении Воронежской городской Думы не предусмотрено никаких условий для получения работниками дошкольных образовательных учреждений ежемесячных доплат. По указанным вопросам обкомом профсоюза в главное управление образования было направлено письмо с просьбой отозвать методические рекомендации о расширении функциональных обязанностей воспитателей».
Председатель Воронежского обкома профсоюза выразила большую озабоченность по поводу обеспечения детских садов высококвалифицированными кадрами: «На сегодняшний день только 47 проц. воспитателей имеют высшее образование. Это качественная, профессиональная сторона воспитателей, а дефицит кадров уже налицо. Чтобы в дальнейшем не произошло утечки кадров, администрации следует подумать о сохранении и повышении ныне действующих доплат и на последующие годы».
Отдельно Тамара Бирюкова остановилась на той ситуации, в которую попала централизованная бухгалтерия дошкольных образовательных учреждений Левобережного района. Профлидер рассказала о том, что это муниципальное учреждение было создано постановлением мэра Скрынникова в феврале 2006 года путем слияния двух дошкольных бухгалтерий. Летом того же года новая структура должна была занять пятый этаж в здании управы Левобережного района. На ремонт было выделено около 250 тыс. руб. Но когда закончился ремонт, помещения в управе были переданы коммерческой структуре – открытому акционерному обществу «Городская управляющая компания». Такое решение приняла горадминистрация. А 50 сотрудников бухгалтерии вместе с компьютерами разместились на пятачке в 75 кв. метров. Профсоюзу удалось добиться выделения помещения площадью 356 кв. метров только с помощью прокуратуры. Правда, находится это помещение, заметила Бирюкова, на улице Менделеева, 13, куда добраться можно только с двумя пересадками: 14 рублей туда и 14 рублей обратно. Обслуживает же централизованная бухгалтерия, по ее словам, 32 детских сада района. «Получается, что заложниками неумного управленческого решения стали не только сотрудники бухгалтерии, но и заведующие детсадами, завхозы, родители. Спрашивается, для чего вообще была нужна эта реорганизация, если в результате был уволен всего один человек -- руководитель одной из двух бухгалтерий, а пострадало такое огромное количество людей? Кроме того, не надо забывать, что и бюджет потерял немалые средства. Причем не только те 250 тыс. руб., которые, по сути, пошли на обустройство Городской управляющей компании. Помещение на улице Менделеева находится в аварийном состоянии, и на его ремонт нужно в десять раз больше. Нам, правда, непонятно, почему деньги на ремонт были выделены еще в марте, а ремонтные работы фактически только начались? Когда, наконец, будет поставлена точка в этой истории откровенного издевательства над людьми, которая длится уже 2,5 года? Хотелось бы, Сергей Михайлович, – обратилась Тамара Андреевна к мэру Воронежа Колиуху, – чтобы такие ситуации в нашем городе больше не повторялись. Хотя и в данном случае, на наш взгляд, еще не поздно все исправить – поменять местами муниципальное учреждение и коммерческую структуру. Пусть коммерсанты за свой счет помещение на улице Менделеева ремонтируют. А бухгалтерия и заведующие детсадами вам за это только громадное спасибо скажут».
В заключение своего выступления Тамара Бирюкова привела слова советского педагога Виктора Федоровича Шаталова: «В школе должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – это рассол. Какой бы огурец ни был, плохой или хороший, но, попав во вкусный рассол, он замечательно просолится. У нас нет плохих огурцов». «Надо создать такие условия, такой «рассол», – акцентировала внимание слушающих Бирюкова, – чтобы в любом образовательном учреждении любой учитель, воспитатель, любой ученик чувствовал себя комфортно, тогда и будет результат – качество образования».
Людмила Тореева, газета «Профсоюзный щит», №6 (45), август 2008 года.
Ссылки по теме
- Текст выступления председателя Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Т.А. Бирюковой на совещании работников образования
города Воронежа 29 августа 2008 годах (Vobkom.ru,
29 августа 2008 года)
- Председатель Воронежской городской Думы Сергей Колиух ответил на острые вопросы газеты «Профсоюзный щит» (Vobkom.ru, январь 2008 года)
- Прокуратура услышала профсоюз – областной власти предложено выделить на зарплату работников школ необходимые средства (Vobkom.ru, 2 июля 2008 года)
- Ради куска земли в центре города Воронежа деляги готовы снести здание шестой вечерней школы (Vobkom.ru, март 2008 года)
- Информационно-аналитические материалы результатов социологического опроса в апреле 2007 года воронежских работников дошкольных образовательных учреждений (Vobkom.ru, апрель 2007 года)
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |