Мы построили
учительские дома!
ВОБКОМ.РФ
Новостная лента
Воронежского обкома
Оклад учителя –
не ниже 1,5 МРОТ
Vobkom.ru
Информационно-аналитический сайт о проблемах воронежского образования
ВУЗы
Главное
Власть
Профсоюз
ВУЗы
ПУ и ССУЗы
Школы
Детсады
Дополнительное образование
«Профсоюзный щит»
«Мой профсоюз»
«Учительская газета»
«Солидарность»
Доска объявлений
Биржа труда
 
 
 
Профсоюз работников народного образования и науки РФ
Воронежская областная организация
О нас Новости Лоббизм Право Опыт
26 сентября 2008 года
Ликвидация собеса
Реформа высшего образования поведет воронежскую молодежь вместо альма-матер в места не столь отдаленные
 
  Депутат Гос. Думы Галина Карелова слушает ректоров.
Воронежская система высшего профессионального образования будет переориентирована на потребности области – такую новость привезла из Москвы ректорам региона депутат Гос. Думы от Воронежа, представитель «Единой России» Галина Карелова. Подробностями готовящейся реформы она поделилась на Совете ректоров области, прошедшем 26 сентября. Карелова теперь попытается привезти в Воронеж чиновников министерства образования для диалога с представителями вузов. Сама встреча депутата с Советом (это была первая встреча) дала определенную пищу для размышлений. Стало еще более очевидно: и в нашей области, и в России в целом готовится тотальная ликвидация вузов и бюджетного образования.

Мы уже неоднократно рассказывали о готовящейся реформе воронежской системы высшего государственного образования. О том, что, погрузившись с головой в так называемую модернизацию вузов, воронежские областные власти так и не удосужились спросить мнение на сей счет у вузовского сообщества, посвятить его в детали своих планов. На заинтересованные вопросы работников альма-матер и студентов ответы у представителей региональной власти (впрочем, это касается и федеральных руководителей) одного порядка – общие лозунги. Прошедшее 24 июня в Воронеже заседание Совета ректоров области показало, с одной стороны, высокий спрос вузовского сообщества на детальную информацию о механизме готовящейся реформы, а с другой стороны – неготовность обладминистрации такую информацию предоставить. Выступление руководителя главного управления образования Якова Львовича на Совете ректоров наглядно продемонстрировало, что областные власти просто не представляют себе механизм реформирования вузов. Впрочем, в материале «Страшная тайна» об июньском заседании Совета мы рассказали подробно.

Депутат Черноземья

Сентябрьское заседание Совета ректоров области было проанонсировано (в том числе и в СМИ) чуть ли не как историческое. В приглашении на мероприятие значилось: «26.09.2008 г. в 11.00 в малом зале городской администрации состоится заседание Совета ректоров – встреча с депутатом Государственной Думы Галиной Николаевной Кареловой, в ходе которой предполагается обсуждение следующих вопросов:
1. Проблемы модернизации российской высшей школы.
2. О новой системе оплаты труда в вузах и программа социальной поддержки сотрудников и студентов».

Этапность события чувствовалась во многом. Даже само появление Кареловой в малом зале мэрии тщательно анонсировалось (как в лучших домах). Сначала собравшиеся узнали, что депутат уже в здании, но выйдет к людям, только когда с селекторного совещания (оно началось в обладминистрации в 10.00 – за час до встречи), посвященного введению в бюджетных организациях новой системы оплаты труда (НСОТ), подтянутся ректоры госвузов. Затем было объявлено, что эта часть ректоров уже покинула обладминистрацию и что Карелова готовится к выходу. Когда ректоры госвузов заняли оставшиеся места, то раздалось: «Идет! Идет…». В малый зал вошла депутат Гос. Думы, и началось действо…

Галина Карелова во вступительном слове отметила, что она «с большим удовольствием приняла предложение» поучаствовать в Совете ректоров. На встречу она пришла, чтобы «проинформировать, как ставятся темы качества подготовки специалистов (особенно вузов) и в Гос. Думе, и на уровне правительства». Пообещала высказать «свои впечатления и наблюдения» и попросила собравшихся задавать ей вопросы и вносить предложения.

Прежде всего, Галина Николаевна рассказала о встрече с губернатором области. По ее словам, на этой встрече они «пришли к общим выводам, видению того, что нужно на сегодня делать в области для того, чтобы роль высших учебных заведений не уменьшалась, а наоборот была более значима». Сошлись на том, что в области должен формироваться областной заказ на подготовку специалистов высших учебных заведений. Причем «понимание того, что ждет Воронежская область от каждого вуза, безусловно, должно быть сформулировано… И сформулировано не в виде наказа…» (надо полагать, что обладминистрация родит на сей счет некий документ некоей степени обязательности – авт.). Как выяснилось из вступительного монолога Кареловой, у нашей области уже есть уникальный опыт: «Губернатор мне рассказал об уникальном опыте – о совместной работе вузов с ассоциациями производителей». Галина Николаевна сказала, что «замысел губернатора мы, депутаты, готовы поддержать», чтобы организовать «совместную работу вузов по профилю со всеми ассоциациями там, где они есть, или с директорами предприятий, которые работают в этой области». Карелова выразила уверенность, что руководитель главного управления образования области Яков Львович «работает по такой формуле или разработке областного заказа, который необходим для области сегодня».

Депутат отметила, что в ходе встречи с ней мэр Воронежа Сергей Колиух пообещал, что «город начнет серьезную работу по подготовке муниципального заказа».

(Ректор Воронежского государственного архитектурно-строительного университета (ВГАСУ) Игорь Суровцев чуть позже, обращаясь к Кареловой, поставил под сомнение реализацию облзаказа: «Я не верю в областной заказ. Вот сейчас Львович запросит все промышленные предприятия и строителей: «Сообщите мне, какое количество кадров и специалистов вам нужно». А директора мне ответят: я не знаю, выживу я или нет… Никто на пять лет вперед не подпишется... Поэтому тут нужно работать больше индивидуально каждому вузу, каждому предприятию. Но сверху спустить не смогут».)

Карелова также рассказала собравшимся о недавнем визите в Гос. Думу министра образования и науки РФ Фурсенко. Последний в выступлении перед депутатами поделился взглядами и на реформирование высшего образования. Он, по словам Галины Николаевны, отметил, что «безусловно, придется менять подход к вузам, не исключено, что придется ряд вузов если не закрывать, то кардинально сокращать в том случае, если в вузах не произойдет переориентации на те потребности жизни и того субъекта РФ, на территории которого они работают». Карелова констатировала: «Ориентация на субъект РФ проходит красной линией через весь доклад Фурсенко... Путин, выступая перед «Единой Россией», сказал, что начинать эту работу по модернизации перечня специальностей вузов надо, безусловно, с областного заказа. Поэтому губернатор призвал помочь в налаживании такой работы у нас в Воронежской области, и я думаю, что эта работа будет ускорена».

По словам Галины Кареловой, губернатор пришел к пониманию того, что нужно делать областной заказ в рамках своей компетенции как раз после разговора с Фурсенко. Последний же, выступая перед депутатами, основной акцент сделал на том, что поддерживаться будут только те вузы, которые поддержаны на уровне субъектов Российской Федерации.

В ходе повествования депутата произошел весьма любопытный эпизод. Говоря о выступлении Фурсенко, происходящее в высшем образовании Карелова назвала реформой. Тут же, правда, поправилась: «Не о реформе речь – просто это слово стало этаким словом-паразитом – на самом деле речь идет о модернизации высшей школы и образования в целом».

Карелова кроме того отметила: «Мы, все депутаты от Воронежской области, понимаем, что специфика нашего края в том, что здесь очень много вузов. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы ни один вуз не закрылся. Хотя мы прекрасно понимаем, что они будут закрываться, если мы качественно не отреагируем на те вызовы жизни, которые стоят в целом перед развитием экономики, на те задачи, которые ставит руководство».

Увлекательные откровения Кареловой последовали после вопроса Суровцева о том, как будет идти реформа высшей школы в Воронежской области. Ректор попросил депутата помочь получить от чиновников министерства образования внятный ответ на эту тему. И тут Карелова выдала спич, который весьма характеризует происходящее: «Можно, конечно, побегать и найти ответы… Нам скажут. Другое дело… Скорее всего, им сказать нечего, потому что нет понимания, каким образом это делать». Галина Николаевна в этой связи посетовала на то, что в работе федеральных ведомств это обычное дело. Депутаты делают запрос по конкретной проблеме, долго ждут, потом в ведомстве отвечают: подождите, пока разработаем концепцию. Наконец депутаты получают концепцию – смотрят, а там «особо ничего не возникло, и неизвестно, когда появится». Карелова констатировала: «Я вам гарантирую, что вряд ли есть на сегодняшний день видение в конкретном преломлении – как все будет в Воронежской области. А если оно и возникнет, то наспех, потому что надо давать какой-то ответ, а продуманного, аналитически возникшего ответа пока не появилось…». По словам депутата, на сегодня мы находимся на том этапе развития, когда уровень задач, поставленных руководством страны, слишком большой, а временной период, в течение которого их нужно реализовать, слишком короткий. Чиновники просто не успевают все просчитать. Поэтому ответ «в рамках министерства может и не появиться». В этой связи депутат озвучила приемлемый вариант: «Давайте подготовим какие-то предложения. Я не говорю – до деталей доведем. Но хотя бы крупные позиции (нам необходимые) защитим перед министром или перед руководством страны». По мнению Кареловой, интеллектуальным силам области нужно подготовить свое видение вопроса и уже с ним выйти на федеральный уровень. Не факт, что к воронежцам в Москве прислушаются, но в этом случае будет некое моральное оправдание: «Ну не принимается, как говорится, но вы работали».

Любопытную информацию Карелова дала и по созданию в стране федеральных университетов: «На ближайшую перспективу – пока я буду говорить о 2009 годе, – конечно, это Дальний Восток, это Кавказ, и пока Центральный федеральный округ в планах на ближайшие годы не стоит». От предложения обладминистрации об объединении ряда воронежских вузов, по мнению депутата, отказываться не стоит. Но нужно встретиться с федеральными чиновниками и конкретно спросить: могут ли наши вузы в принципе на такое дополнительное вложение средств рассчитывать? Если могут, то узнать, когда («скажем, через три года, через четыре или пять лет») и «какие промежуточные шаги должны быть сделаны».

Карелова ждет письменных предложений от ректорского корпуса области. Она их, в свою очередь,передаст в Министерство образования.

Перебор с руганью

Действия федеральных властей в области образовательной политики все в большей степени носят экстремальный характер. «Инновации» из Москвы на Россию сыплются как из рога изобилия, и каждая такая «модернизовина» как обухом по голове: ЕГЭ, двухуровневое высшее образование и т. д. и т. п. Теперь вот готовятся массовая перекройка вузов и, если верить министру образования, их тотальная ликвидация. И все это происходит без малейшей оглядки на мнение вузовской общественности, на мнения действительно авторитетных в научной среде экспертов. Так называемые младореформаторы угробили в нашей стране все, за что они брались. За эти шестнадцать роковых для страны лет они постарели, помудрели (теперь они – идеологические гуру), но, очевидно, совершенно не утратили большевистского задора радикальных преобразований. Они за эти годы много чего порушили, и вот теперь основательно и бесповоротно взялись за высшую школу…

В этих условиях кому как не ректорам вузов, особенно государственных, бить в набат. Ведь они как никто понимают всю разрушительность грядущих реформ для системы подготовки кадров. И с одной стороны, наверное, можно было ожидать, что представитель федеральной власти депутат Гос. Думы, «единоросс» Галина Карелова услышит много нелицеприятного (понятно, с поправкой на академический характер собравшихся).

Этого не случилось. И вряд ли здесь виноваты ректоры. Тут другое. Безусловно, ректорский корпус готов к дискуссии. Однако в данном случае федеральная исполнительная власть совершенно не готова слушать вузовское сообщество. К тому же создана система, когда человек, так или иначе встроенный в государственную машину, под угрозой жестких санкций не может подвергать сомнению «гениальность» решений руководства. А в данном случае реформа проводится под прямым давлением президента Медведева и премьера Путина. Какие тут могут быть разговоры… «Крамола», произнесенная устами ректора, мгновенно станет известна в Москве – со всеми вытекающими (в том числе и для вуза) последствиями.

И Галина Карелова, при всем к ней уважении и при очевидном ее желании разобраться в ситуации, прекрасно понимает нынешние правила игры. Поэтому, когда на Совете ректоров в атмосфере сервильности она услышала острые пассажи, то даже несколько опешила. А через некоторое время спросила: «А вы кого представляете?». Услышав в ответ: «Обком профсоюза», она несколько успокоилась: «Ну тогда все ясно… Нет, я положительно говорю…».

Самым острым из ректорских выступлений стало слово руководителя ВГАСУ Игоря Суровцева. Он, в частности, даже подверг некоторой критике Фурсенко: «Вот я внимательно слежу за всеми выступлениями нашего министра и других коллег. Мне кажется, что начинается перебор с руганью. Нет ни одного выступления, где высшая школа не называлась бы застойной, отставшей. Говорят о плохом качестве образования. И так в каждом выступлении». Игорь Степанович, кроме того, назвал ряд недостатков новой системы оплаты труда, поставил под сомнение возможности областного заказа, подверг критике налоговую политику в отношении вузов…

Ректор Воронежской государственной медицинской академии (ВГМА) Игорь Есауленко попросил поддержки депутата в вопросе передачи медакадемии клинических баз. Обратил внимание Кареловой на необходимость льготных тарифов ЖКХ для вузов.

Ректор Воронежского государственного аграрного университета (ВГАУ) Александр Востроилов обратился к законодателям за помощью в том, чтобы создать агроуниверситет, который объединял бы несколько ступеней: среднюю школу, среднее специальное учебное заведение, вуз, НИИ. Кроме того, по его мнению, госзаказ должен быть связан с жесткой системой распределения («а заказов от предприятий мы сегодня имеем в полтора раза больше, нежели выпускаем бюджетных студентов»). Еще Востроилов попросил передать агроуниверситету землю.

И еще одна весьма актуальная тема. Как известно, депутаты Воронежской гор. Думы на заседании 10 июля экстренно и совершенно неожиданно для вузовского сообщества приняли обращение к министру образования Фурсенко. В нем они попросили Минобрнауки «рассмотреть предложение о создании Федерального университета Центрального Черноземья в г. Воронеже». Основу формируемого Федерального университета Центрального Черноземья, по мнению депутатов, могут составить ведущие вузы региона: Воронежский государственный университет, Воронежский государственный технический университет, Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, Воронежский государственный педагогический университет. Как говорится в обращении: «С учетом возможных интеграционных процессов суммарный образовательный, научно-исследовательский и кадровый потенциал такого федерального университета будет конкурентоспособен с крупнейшими вузами страны и уже созданными федеральными университетами». Кроме массы аргументов «за» в документе приводятся и цифры, касающиеся вуза, полученного путем предложенного слияния: количество студентов – 48505, количество аспирантов – 1268, количество докторов наук / кандидатов наук – 483/1864, число направлений / специальностей – 47/137, количество диссертационных советов – 29.

На тот момент означенный вариант шел в противоречие с тем, который лоббировала в Москве обладминистрация. Депутаты в такой спешке одобрили обращение к Фурсенко, что было совершенно непонятно, как это постановление гор. Думы родилось, кто за ним стоит и каково к нему отношение вузовского сообщества региона.

В ходе сентябрьского Совета ректоров данная ситуация прояснилась лишь отчасти. Стало понятно, что данное постановление было подготовлено и пролоббировано Воронежским государственным университетом (от этого вуза на Совете был первый проректор Александр Ховив). И университет уже сейчас предлагает организовать реальное взаимодействие между вузами (которые, возможно, будут подвергнуты слиянию) – например через создание объединенного центра исследований… Это должно показать федеральному центру, что в Воронеже уже и сами что то делают.

Вариант ВГУ на Совете ректоров критике не подвергся, но и положительной оценки от собравшихся не получил. В общем, определенная интрига в вопросе вариантов слияния воронежских госвузов сохраняется.

Не зря!

У профсоюза, безусловно, есть свое отношение к тем базовым принципам, которые власть провозглашает при проведении реформы высшей школы. И профсоюз готов к плодотворной дискуссии (было бы желание у руководства страны) и по этим принципам. Однако приоритетной для профсоюза является все же конкретика. Профсоюз смотрит на любую проблему прежде всего через судьбу конкретного человека – в данном случае работника вуза и студента. Профсоюзную организацию в первую очередь волнуют социальные аспекты готовящихся преобразований. К сожалению, до сих пор ни федеральные, ни региональные руководители, несмотря на соответствующие обращения к ним, не вступили в переговоры по этой проблеме ни с вузовским сообществом вообще, ни с профсоюзами в частности. Пока что власть игнорирует мнение профессионального сообщества, стряпает что-то келейно и не показывает сие на свет божий.

В ходе встречи с Галиной Кареловой было очевидно, что и ей конкретные вопросы о механизме реформ задавать бесполезно (по крайней мере, пока). В этой связи представитель Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ адресовал депутату как представителю федеральной власти вопросы концептуального характера: почему реформы проводятся большевистскими методами, почему власть не советуется с вузовским сообществом (полностью игнорирует его отрицательное мнение)?

Карелова сразу же весьма дипломатично дистанцировалась от исполнительной власти, уточнив, что она представитель именно законодательной федеральной власти (любопытно что как раз накануне, в ходе обсуждения федерального бюджета, руководство «Единой России» особо подчеркивало то, что правительство у нас партийное, «единоросское» – авт.). Она сообщила, что термин «большевизм» к себе не относит. Наоборот, у нее есть «горячее желание» разобраться в ситуации: «Я же чувствую, что в вузовской среде витает понимание того, что меры, принимаемые на федеральном уровне, могут нанести вред вузам». Карелова выразила обеспокоенность происходящим, но тут же поделилась уверенностью, что реформы проводятся из «благих пожеланий»: «Действительно, я сама чувствую: настало время, когда заниматься качеством специалистов надо больше, лучше и где-то надо проводить реформу. Я не говорю, что это должно касаться каждого вуза… Но, коль есть такая опасность, я как депутат, представитель «Единой России» встречаюсь с вами для того, чтобы понять, что надо сделать, дабы убрать такую позицию: мол, кто-то разрушает высшую школу. Никому в голову это не придет. Надо инновационные технологии запускать в экономике, а страна будет уничтожать вузы. Ну это просто абсурд… Неужели мы опять о большевизме начали говорить? Неужели все меры воспринимаются так, что кто-то кого-то собирается уничтожать?».

Известно ли Кареловой, что вузовская общественность выступает против реформ, которые предлагает Министерство образования в частности и федеральная власть вообще? Знает ли она о негативных социальных последствиях планируемых преобразований? Депутат ответила так: «Я учту это. Я доведу до Министерства образования озабоченность, в том числе и профсоюза… По оплате труда у меня тоже есть вопросы. Я очень много занималась социальной сферой и знаю, что главное для людей, работающих в бюджетной сфере, – это запас прочности в виде зарплаты сегодня и понимания того, какой она будет завтра. Эту озабоченность я передам. Но в то же время я передаю и озабоченность Министерства образования. Понимая, что есть препятствия и со стороны ректорского сообщества в том, чтобы делать эти изменения».

Карелова признала, что не услышала в докладе министра образования четко поставленных задач («первая, вторая, третья…») и технологии решения («первое, второе, третье…»). Отсюда и препятствия, противоречия. Преодолевать их нужно путем диалога заинтересованных сторон. Карелова пообещала в этом поучаствовать: « Пока посадить лицом к лицу вас и представителей министерства. Если это удастся, то будем считать, что наша встреча прошла не зря и свою задачу как депутата я на этом этапе выполнила. А дальше будем думать».

Вряд ли с последним тезисом депутата можно не согласиться. Собственно, профсоюз уже с весны пытается вступить в переговоры с властью (в том числе и в широком – с привлечением представителей вузов – формате) по проблеме вузовской реформы. Председатель Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ и председатели профкомов воронежских государственных вузов направили в мае соответствующие обращения к руководителю Федерального агентства по образованию Булаеву, а так же к губернатору Кулакову и спикеру обл. Думы Ключникову. Представители власти от переговоров пока уклоняются. (Это, правда, не мешает им перманентно делать публичные заявления, от которых у преподавателей и студентов сразу же мороз по коже.) На июньском Совете ректоров по просьбе собравшихся, в присутствии руководителя главного управления образования области Якова Львовича председатель обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Бирюкова озвучила принципиальные и вполне конкретные вопросы, адресованные областной власти, на которые профсоюз хотел бы получить ответы (читайте материал «Страшная тайна»). Ответа нет. А ведь речь идет о судьбах огромного количества людей.

Дискуссия необходима. И очень важно, чтобы это были именно конструктивные переговоры. Вот от встречи с Кареловой все же осталось впечатление, что она планировалась скорее как некая пиар-акция с лейтмотивом: вот смотрите – мы выслушали ректоров. Острый вопрос от представителя профсоюза сразу же несколько смутил Карелову. Отвечая на него, она заметила: «Я даже сижу и думаю – может, я зря вызвалась поучаствовать в разговоре…».

Не зря, Галина Николаевна!

Заказ по высшему

 
  Яков Львович и Владимир Кулаков на педсовете сообщили массу интересного. Фото: Людмилы Тореевой.
В конце встречи с Кареловой спич на тему вузовской реформы произнес Яков Львович. По сути, он продолжил ответ Кареловой на вопрос профсоюза. Львович начал речь жестко: «Высшая школа - это не система собеса. Это система, которая должна готовить специалистов той страны, которая себя позиционировала – и сейчас особенно – как великая страна. Поэтому все, кто будут с этой задачей справляться, будут получать более высокую зарплату. Если специалисты, которые будут выпускаться в соответствии с этими мировыми требованиями, будут востребованы, то это будет оцениваться и для того педагога, который этого специалиста подготовил. А зарабатывание денег на ложном понимании населением, что единственный способ прикрыться от будущей неопределенности – это отдать ребенка в высшую школу и продержать его там еще пять лет… От этого надо постепенно уходить, а готовить только кадры, нужные экономике».

Яков Евсеевич, как можно было понять, высоко оценил шансы на создание в Воронеже федерального университета Центрального Черноземья: «Позиционирование сейчас уже произошло. Это уже достаточно хорошо понимают и министр, и его окружение…». А в заключение пообещал: «Поэтому преобразования будут происходить, и те, кто в этих преобразованиях будут чувствовать себя достойными педагогами, достойными учеными, кто сами являются инноваторами и способны производить инноваторов, в этой ситуации будут хорошо обеспечиваться».

Кстати, тезис о собесе у Львовича – один из самых популярных. И к какому направлению образовательной сферы он его только не применял. Вот дошли и до высшего образования.

О том, как областные власти будут ликвидировать собес высшей школы (если им, конечно, такая возможность будет предоставлена), Львович на Совете ректоров ничего не сказал. Об этом можно только догадываться.

Весьма любопытные данные Яков Евсеевич обнародовал 22 августа этого года – на областном педсовете. Его доклад содержал и такой пассаж: «Наша основная задача – обеспечить соответствие баланса потребностей региональной экономики в специалистах…». А к нему прилагался слайд № 49, показывающий, в частности, потребность в выпускниках высшего профессионального образования и их востребованность в экономике региона. Так вот, согласно этому слайду, такое направление воронежских вузов, как «Гуманитарные науки», дает 4425 выпускников, востребовано же из них на региональном рынке труда – 760 специалистов, в итоге баланс «лишних» (можно назвать это и «Объем перепроизводства», раз чиновники стали так увлекаться элементами планирования) составляет +3665 выпускников.
«Образование»: 986 – количество выпускников, 863 – потребность в них, +123 – «излишек».
«Здравоохранение»: 1123, 751, +372.
«Культура и искусство»: 182, 206, -24.
«Экономика, управление»: 2380, 1029, +1351.
«Сфера обслуживания»: 0, 86, -86.
«Сельское хозяйство»: 1435, 154, +1281.
«Энергетика»: 260, 228, +32.
«Машиностроение»: 832, 711, +121.
«Авиационная техника»: 144, 172, -28.
«Транспортные средства»: 390, 328, +62.
«Строительство»: 1246, 447, +799.

Как видите, практически у каждого направления стоит плюс (что означает избыток) и солидная цифра. В итоге «излишков» набирается почти 8 тысяч выпускников в год. Так что развернуться «ликвидаторам собесов» будет где. Особо отметим факт якобы гигантского перепроизводства по такому направлению, как «Сельское хозяйство», – это при наших-то архаичных технологиях на селе…

(Кстати, свои представления о востребованности власти начнут навязывать довольно скоро. На пресс-конференции 28 августа Львович сообщил, что уже «готовится постановление администрации области об оценке соответствия структуры подготовки в вузах требованиям экономики региона. Будет создана комиссия администрации области и представителей работодателей по оценке соответствия структуры подготовки в вузах требованиям экономики. В период с октября по ноябрь на комиссии будут заслушиваться выступления ректоров вузов и директоров филиалов вузов по графику… По результатам работы комиссии принимается решение, которое будет доводиться до федеральных органов управления образованием, вузов и их учредителей: о том, какие согласованы с работодателем и с администрацией направления развития специальностей подготовки в вузах. Одновременно, в октябре, начнется проверка Роспотребнадзора по запросу губернатора всех вузов на качество подготовки и выполнение лицензионных требований».)

Понятно, что к информации о востребованности специалистов, представленной данным слайдом, следует относиться очень критично. Начнем с того, что профессионализм прогнозно-аналитического аппарата обладминистрации вызывает большие вопросы. Все, кто с ним сталкивался, знают это как дважды два. А ведь здесь нужно прогнозировать потребности экономики, рынка труда даже не на год (что для спецов из обладминистрации уже неподъемно), а минимум лет на пять (но лучше хотя бы на семь).

К тому ж, прогноз опирается на представления сегодняшнего дня (феодализм), а строить-то нужно постиндустриальную экономику.

В Воронежской области на сегодня использована лишь малая толика возможностей малого предпринимательства, все, на чем здесь власти в основном сосредоточены, – торгашество. И вот с учетом этого власти озвучивают цифры «лишних» специалистов. Чиновники, видимо, даже не допускают мысли о том, что выпускник откроет свое небольшое дело по специальности.

И вообще, интересно: неужели чиновники действительно думают, что они смогут навязать рынку образовательных услуг свои архаичные плановые циркуляры? На рынке вообще-то именно спрос определяет предложение. Вводя ограничения на количество мест по популярным специальностям в госвузах, они будут увеличивать доходность коммерческих вузов (при этом снижая возможности поступления талантливых детей из небогатых семей). Если они попытаются ввести сокращения и в коммерческих вузах, то молодежь поедет в другие регионы, в другие страны. Принудительное уменьшение количества вузов на рынке образования автоматически ведет к прямо пропорциональному уменьшению конкуренции, к значительному сокращению права абитуриента на выбор вуза. И что же власти думают – что молодежь, не поступив в вузы, кинется в профтехнические училища? Да никогда молодой человек, сориентированный на получение высшего образования, в ПТУ не пойдет.

Есть и еще очень важный аспект данной проблемы. Вот власти готовятся закрывать вузы. А готовятся ли они параллельно к увеличению «потребности» на дополнительные места в следственных изоляторах и колониях? Руководители потирают руки в предвкушении экономии… А прикидывали ли они, во сколько обойдется система, плодящая юных преступников?

Сама задача по сокращению числа вузов выглядит, мягко говоря, странно. Наверное, правильнее ставить во главу угла все же качество образования. И если оно у вуза соответствует минимальным стандартам, зачем его уничтожать? Пусть свое слово скажет рынок, студенты и их родители.

К тому же непонятно: кто должен решать, какой вуз «нужен экономике», а какой нет? Уж не чиновники ли, о высокой коррумпированности которых теперь уже чуть ли не каждый день говорят Медведев и Путин? Можно не сомневаться: если закрытие вузов отдадут на откуп чиновничеству, то закроют скорее государственный вуз (с качественной системой подготовки), чем коммерческий липовый вуз. Ведь последний обычно учрежден или близким родственником влиятельного чиновника, или им самим. Не власти ли смотрели сквозь пальцы на массовое открытие образовательных «рогов и копыт»? Опять же в коммерческих вузах (а ряд из них просто торгует дипломами) и потоки налички значительно выше, а соответственно, больше и возможностей «откатить» кому нужно…

Впрочем, можно долго и подробно разбирать всю несостоятельность подхода властей, но повлияет ли это на ситуацию? Вряд ли… Наоборот, можно с высокой вероятностью спрогнозировать то, что основы ликвидации значительной части вузовского образования в Воронежской области будут взяты именно из диаграммы № 49. И не потому, что во власти глупые люди сидят и ничего не понимают. Просто все эти выкладки не более чем ширма. Очевидно, что федеральной властью поставлена задача резкого сокращения затрат государства на образование. Отсюда все и идет.

С такими темпами избавления государства от социальных обязательств недалек тот час, когда от какого-нибудь ответственного чиновника мы услышим: «Собес – это вам не собес».

Самоудовлетворение недопустимо


Как мы уже имели возможность убедиться, далеко не последнюю роль в реформе высшего образования будут играть главы регионов. Можно предположить, что именно они будут утверждать (согласовывать или что-то еще) «расстрельные списки» «ненужных» вузов, факультетов, кафедр… В этом плане имеет смысл присмотреться к воззрениям губернатора Владимира Кулакова на сей счет.

Его взгляды на различные аспекты реформы высшего образования небольшими порциями то и дело проскальзывали в СМИ, но концентрированно они были представлены на августовском областном педсовете. Там Кулаков сообщил, что областная власть рассматривает систему образования в двух аспектах: «Она сначала должна сама перейти полностью на инновационный путь подготовки специалистов и тем самым помочь переводу всей экономики на инновационные рельсы развития». Губернатор отметил: «При этом мы рассчитываем, что высшая школа – ученые мужи и региональная наука в целом – уже сейчас внесут определенный вклад в инновационные процессы. Скептики могут возразить, что ситуация с высшей школой напоминает попытку барона Мюнхгаузена самого себя и коня вытаскивать за волосы из болота. Но уверяю вас, что это совсем не так. Интеллектуальный потенциал области огромен, и не использовать его в полной мере просто тяжкий грех…».

(Пример с Мюнхгаузеном, конечно, весьма любопытен. Но уж если мы перешли к аквасюжетам, то не уместнее было бы применительно к планируемой радикальной реформе высшей школы о Муму вспомнить? Эх, Герасим!)

А вот еще цитата из выступления Кулакова: «Структура, объем подготовки кадров просто деформированы. Между тем анализ ситуации в регионе показывает, что к 2010 году вузы поставят на рынок труда избыточное количество специалистов с высшим образованием. А он требует специалистов со средним и начальным профессиональным образованием». Губернатор назвал бедой рост вузов в Воронежской области и в городе Воронеже. Это, по его словам, произошло, прежде всего «за счет роста числа коммерческих вузов, которые на платной основе пекут как блины юристов, экономистов и прочих-прочих философов». Кулаков добавил: «У нас сегодня рынок переполнен этими профессиями. Переполнен! Потребности рынка уже тогда полностью обеспечивались государственными учебными заведениями. А сегодня, с притоком огромного количества специалистов такого профиля, их становится уже некуда пристраивать. Вообще девать уже некуда стало».

В противовес засилью «прочих-прочих философов» другая проблема: «Поток инновационных идей, смелых технических решений все еще подобен слабенькому, тонкому ручейку». Но выход из ситуации, по мнению губернатора, есть: «Области как воздух необходим мощный научный центр. Уверен, что наша региональная научная школа может претендовать на создание федерального университета или научно-исследовательского университета, который будет рассчитан на охват Центрального Черноземья. Эту уверенность я высказал совсем недавно в ходе личной встречи с министром образования и науки Фурсенко. И вот эта наша беседа с ним показала полную реальность наших планов. Теперь необходимо объединить интересы мощных вузов, инновационные научные направления и представить высшую школу региона для участия в конкурсном отборе».

А теперь, пожалуй, самое интересное. После впечатлений о содержательной беседе с Фурсенко Кулаков указал собравшейся педагогической общественности место фундаментальной науки вообще и, надо полагать, в создаваемом воронежском научно-исследовательском университете в частности: «Наши ученые должны четко определиться: фундаментальные исследования, бесспорно, важны, но удовлетворение собственного любопытства за государственный счет не должно перевешивать практических вклад ученых в экономику области. Это я вам совершенно ответственно говорю. У нас же сегодня многие научные исследования за бюджетный счет напоминают удовлетворение собственного любопытства того или иного ученого. Это недопустимо».

Да, господин министр!

Вряд ли найдется много тех, кто будет утверждать, что с российской системой образования все в порядке. Это касается и высшей школы. В нашем обществе есть понимание и того, что систему нужно реформировать. Высшее образование должно быть высокого качества и отвечать современным вызовам, и даже, если хотите, хотя бы лет на пять опережать их. Модернизировать систему нужно, главный вопрос лишь в том, какие цели должна преследовать реформа и какими путями они должны достигаться.

Поток экзальтированных идей, который в последнее время излучает российское министерство образования, уже откровенно шокирует. Из последних мессиджей здесь заявление министра Фурсенко об уменьшении числа высших учебных заведений в несколько раз. Из нынешних тысячи с лишним вузов должно остаться не более 50 университетов и 150 – 200 институтов и академий. Остальные нужно либо закрыть, либо сделать филиалами университетов, либо преобразовать в учреждения среднего и начального профессионального образования (техникумы и ПТУ). Так вот!

Естественно, министр объяснил все благой целью – необходимостью повышения качества образования. Вот только вузовское сообщество ему совсем не верит. Здесь убеждены, что основная задача чиновников – резкое сокращение бюджетных расходов. И удар в первую очередь будет нанесен по госвузам как получателям федеральных средств. Отсюда и прогноз реформы: госвузы подвергнутся ликвидации, а вот «живопырки» никто не тронет.

Давно было понятно, что никакой объявленной модернизации не будет. Будет ликвидация! (Все реформы российской власти провалились, а само понятие полностью дискредитировалось потому, что главная цель их была не в повышении эффективности какой-либо системы, а именно в сбрасывании различных социальных обязательств.) А сейчас вот стало ясно, как будут уничтожать бесплатное образование. Вузы сориентируют на потребности региональных рынков труда – для воронежской высшей школы это означает разгром. («Проблема востребованности специалистов внутри области обусловлена критическим состоянием многих предприятий и неспособностью экономики Воронежской области предложить условия труда, соответствующие квалификации выпускников» – это цитата из упомянутого обращения воронежских профлидеров к Булаеву.) Такая же ситуация наверняка будет наблюдаться и в других регионах страны. И все это, очевидно, нас ждет в самой ближайшей перспективе. История с введением в стране ЕГЭ со всей наглядностью показала, что чем хуже продуманы реформы, тем они энергичнее будут внедряться.

Власти действуют по-большевистски: «Весь мир… мы разрушим до основанья, а затем…». Правда, в новом образовательном мире, который планируют построить господа из федерального центра, вряд ли уже «кто был ничем, тот станет всем». Ориентация реформы образования на разделения сферы на элитарную и «для быдла» очевидна. Двери социального лифта заколачиваются основательно. Соответственно, в государственную систему закладывается фактор вырождения.

Удивительно, но власть почему-то совершенно не пугает социальный взрыв, который произойдет в случае реализации радикального варианта реформ. А ведь во время перестройки именно вузовское сообщество было питательной средой революционных событий.

Власти почему-то игнорируют и другую опасность. Ориентация вузовского образования в регионе исключительно на его потребности – большой шаг в сторону еще большей федерализации страны. Так можно и Россию развалить.


Иван Владимиров, газета «Профсоюзный щит», №7 (46), сентябрь 2008 года.


Ссылки по теме
- Областные власти, объявив о реформе воронежских вузов, стали тщательно скрывать ее механизм (Vobkom.ru, 25 июня 2008 года.)
- Воронежские профсоюзные организации выступили против развала высшего образования (Vobkom.ru, 20 мая 2008 года.)
- Обращения председателя Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ и председателей профкомов воронежских государственных вузов к федеральным и региональным органам власти в связи с готовящейся реформой государственных вузов области (от 20.05.08 г.) (Vobkom.ru, 20 мая 2008 года.)
- Воронежская власть приступила к переустройству высшего образования области (Vobkom.ru, апрель 2008 года.)

Ресурсы по теме
- Vobkom.ru

На главную

Профсоюз






Портфель профлидера:
Оплата труда
Соглашения
Коллективный договор
Охрана труда

ВОБКОМ.РФ
Новостная лента Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ

Воронежский обком профсоюза образования добился повышения окладов работникам образовательной сферы области

Фотоновости.
Обком - фотографирует,
Vobkom.ru - публикует


Публичный отчет Воронежской областной организации Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации за 2022 год (формат-Word, 210 Kb)

Публичный отчет Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ за 2015-2019 годы
(формат - PDF, 5,1 МБ)


Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовил информационные бюллетени

Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ разослал профлидерам информационные листки
 
Образование
Программа воспитания Борисоглебского техникума промышленных и информационных технологий победила на всероссийском конкурсе

«Сил уже никаких нет!» – на круглом столе председателей профсоюзных организаций много говорили о перегруженности педагогических работников

Воронежские вузы активно помогают участникам специальной военной операции
 
Регион
Воронежская обладминистрация утвердила величину прожиточного минимума


Все
о коллективном
договоре
Совместительство, совмещение, увеличение объема работы... Ежегодные основные удлиненные и дополнительные отпуска Сокращение численности или штата работников организации Работа
уполномоченного
по охране труда
© 2007-2024 «Vobkom.ru», информационно-аналитический сайт. E-mail: vobkom@yandex.ru
Воронежская областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ. Газета «Профсоюзный щит» (рег. № В 1754).
При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Vobkom.ru» обязательна.
Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Vobkom.ru» - http://www.vobkom.ru.
Карта сайта
Rambler's Top100