5 мая 2009 года |
Решительный протест |
Педагоги Павловского района Воронежской области провели многочисленный митинг против обнищания образовательной сферы и ее работников |
|
|
|
Митинг работников образования и населения Павловского района (5 мая 2009 года
г. Павловск):
Р.С. Рыжкова, А.В. Щербаков, Е.А. Высочина;
Педагоги требуют…;
Реакция власти (С.П. Серостанов,
Г.В. Ряднов, Е.М. Сорокина, И.М. Шатский).
Фото: Людмилы Тореевой. |
5 мая на центральной площади Павловска состоялся организованный райкомом профсоюза работников народного образования и науки РФ митинг в поддержку педагогов района. В нем приняли участие свыше 300 представителей школ, детских садов, учреждений дополнительного образования. На митинг пришла и родительская общественность. Протестное мероприятие состоялось в рамках Всероссийской первомайской акции профсоюзов «Работа! Зарплата! Достойная жизнь!». По итогам митинга была принята резолюция. В ней в адрес различных властей был заявлен «решительный протест антисоциальной политике в области образования», подчеркнута «недостаточность финансирования общеобразовательных учреждений» и выдвинут ряд требований к правительству страны, областной администрации и властям района.
Доколе?
Митингу предшествовала большая работа райкома профсоюза работников народного образования и науки РФ по подготовке совместно с председателями первичных профсоюзных организаций общеобразовательных учреждений, педагогическим активом открытого письма учителей Павловска к представителям всех уровней власти для последующего его обсуждения в коллективах школ. В открытом письме были проанализированы все недостатки новой системы оплаты труда (НСОТ), введенной в школах области с 1 сентября 2007 года, предлагался ряд конкретных мер по улучшению положения учителей. Результатом последующего рассмотрения документа на профсоюзных собраниях в школах стали его полное одобрение и поддержка.
Открыла митинг председатель райкома профсоюза Елена Высочина. Она сконцентрировала внимание собравшихся на основных проблемах школ, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования: продолжающемся стремительном обнищании педагогов, «позорной уравниловке» квалифицированного и неквалифицированного труда, недостойном пенсионном обеспечении, проволочке с выплатой коммунальных долгов.
В отношении школ также было сказано о предстоящих широкомасштабных реорганизациях и ликвидациях, об уже идущих сокращениях воспитателей групп продленного дня, вожатых, социальных педагогов, психологов, библиотекарей, лаборантов. Несмотря на громкие заверения новой областной исполнительной власти о некоторой корректировке курса прежней администрации, в Павловском районе, отметила Высочина, все продолжает делаться в строгом соответствии с установками письма теперь уже бывшего руководителя департамента образования, спорта и молодежной политики области Юрия Савинкова от 20.02.2009 г. № 36-02/И-0200 «О мерах по сокращению неэффективных расходов местного бюджета в социально-культурной сфере».
«Все негативные моменты могли быть существенно смягчены действиями отдела по образованию, районной администрацией. Но на деле произошло обратное. Проблемы не признавались, загонялись вглубь. Интересы работников образования не совпали с интересами чиновников, рапортующих лишь об успехах и о сокращении неэффективных расходов», – резюмировала профлидер.
После того как членом президиума райкома профсоюза, завучем структурного подразделения Павловской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VI вида при детском санатории Галиной Ольховиковой было зачитано открытое письмо учителей Павловска, слово взяла учитель русского языка и литературы, председатель первичной профсоюзной организации Бабковской основной общеобразовательной школы Светлана Петренко. Она предложила присутствующим взглянуть на проблемы многих сельских школ через призму проблем ее школы.
Происшедшая с 1 сентября 2008 года реорганизация Бабковской школы из одиннадцатилетки в девятилетку привела к потере ею статуса малокомплектной. Ведь, в соответствии с положением о малокомплектной школе, разработанным в нашей области, начальной малокомплектной считается школа, в которой обучаются не более 10 учащихся, основной малокомплектной – та, где не более 40 учащихся, и средней – где не более 100 учащихся. А в Бабковской основной общеобразовательной школе сегодня 56 учеников. То есть на 16 человек больше, чем нужно для получения статуса основной малокомплектной. «Изменение статуса повлияло на финансирование школы, которое уменьшилось в 2 раза. Что нам остается делать для того, чтобы получать нормальную зарплату? Разогнать 16 человек?» – возмущенно спросила Петренко. Далее Светлана Ивановна поведала о том, что, даже несмотря на значительные сокращения педагогических работников, заработная плата в Бабковской школе за последний год не увеличилась, а уменьшилась на 3 – 4 тыс. руб. По ее словам, учитель, имеющий учебную нагрузку в 26 часов и два классных руководства, по НСОТ получает зарплату в размере 3100 руб. в месяц. А учитель 1-й квалификационной категории с нагрузкой 18 часов получает 1997 руб. в месяц. Понятно, что тому и другому педагогам производится доплата до минимального уровня зарплаты, составляющего сегодня в России 4330 руб. Но ведь это уровень школьных уборщицы и сторожа. Разве такая уравниловка не унизительна? Какой в этом случае смысл получения высшего педагогического образования, последующего повышения педагогом своей квалификации? Разве что получение морального удовлетворения. Вряд ли, правда, столь сомнительным аргументом можно будет заманить в школу молодого специалиста…
Впрочем, по словам Светланы Петренко, положение технического персонала в Бабковской школе тоже существенно ухудшилось – после того как уровень зарплат этой категории работников поднялся до 4330 руб., они сразу были переведены на 75 проц. ставок. Люди не возмущаются, молчат только потому, что с рабочими местами в сельской местности нынче большая напряженка. «Создается впечатление, – заметила председатель первичной профсоюзной организации Бабковской школы, – что идет умышленная ликвидация сельских образовательных учреждений. Так же в свое время было разорено большинство колхозов…»
Все хорошо?
Было бы неправдой сказать, что на митинге царило полное единодушие. Директор Павловской средней школы № 2 Людмила Предущенко представила иной взгляд на проблему. Она стала рьяно нахваливать новую систему оплаты труда. А вот в адрес открытого письма учителей Павловска Предущенко высказалась весьма неблагожелательно и даже назвала неправдой пункт о том, что в НСОТ не учитываются квалификационные категории (заметим: госпожа Предущенко дала слишком вольную интерпретацию одного из пунктов письма – авт.). Директор школы увещевала собравшихся тем, что «отстаивать все нужно цивилизованными методами», что «нельзя отдаваться эмоциям, не надо идти у них на поводу» и что «здравый смысл должен быть всегда».
Выступление Людмилы Предущенко то и дело прерывалось гулом возмущения, криками: «Это неправда!» и «Хватит!». Но Людмила Ивановна заявила, что хочет договорить до конца. И договорила… Можно сказать, что позиция власти на митинге тоже была заявлена.
Любопытно, что в заключение своего выступления директор все-таки вышла из колеи. «Я абсолютно согласна с тем, что самое главное, что вызывает проблемы и сложности, – это низкие нормативы подушевого финансирования. Будут нормальные нормативы – уйдут многие проблемы НСОТ», – подытожила она.
Выступление Предущенко так задело собравшихся педагогов, что практически каждый из выступающих после нее считал своим долгом вступить с ней в дискуссию.
Вышедший к микрофону после Предущенко депутат районного Совета, учитель математики Павловской средней школы с углубленным изучением отдельных предметов Александр Топчиев возразил ей: «По-моему, митинг и есть один из способов цивилизованного решения проблем…».
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Павловской средней школы с углубленным изучением отдельных предметов Ирина Хатунцева сказала о том, что слово брать она не собиралась, но попросила его после выступления Людмилы Предущенко. «Людмила Ивановна, – обратилась она к Предущенко, – я не знаю, конечно, как обстоят дела в вашей школе, но у нас разница между 2-й и высшей категориями работников составляет всего 200 руб. И вы хотите сказать, что это коэффициент, который в таком виде и должен оставаться? Но мы же говорим сегодня о достойной заработной плате…».
Первый посыл выступления заместителя директора по гражданской и патриотическо-воспитательной работе Павловской станции юных техников Валентины Ухановой также был адресован Предущенко. Валентина Уханова процитировала известные строчки из стихотворения Кайсына Кулиева:
Чужой бедою жить не все умеют,
Голодных сытые не разумеют…
Представитель родительской общественности Ольга Ляшко также не обошла стороной умиротворяющие тезисы Предущенко: «Давайте не рапортовать так красиво, как Людмила Ивановна Предущенко. Я уже поняла: мне надо срочно отправлять всех своих детей во 2-ю школу. Райское место для педагогов – там! Предлагаю всем вместе – туда! Туда – всем детям и всем учителям! Там отлично платят и там чудесные условия! А наши дети продолжают болеть в тех классах, где 25 человек, где шум и суета, где напряжение и учитель не может уделить внимание всем учащимся, потому что это ему физически не по силам…».
Кто позволил?
Впрочем, от дискуссии выступающих с Предущенко вернемся к острым проблемам, озвученным на митинге.
Депутат районного Совета, учитель математики Павловской средней школы с углубленным изучением отдельных предметов Александр Топчиев выразил большую озабоченность по поводу нехватки школам средств на коммунальные нужды и предложил в этой части провести корректировку бюджета района.
Заместитель директора по гражданской и патриотическо-воспитательной работе Павловской станции юных техников Валентина Уханова дала резко отрицательную оценку решению федеральных властей в кризисное время оказать помощь банкам и предпринимателям. «Ясно и понятно: им банкиры нужны, – заметила она. – Но почему не нужно образование, которым Россия всегда славилась?»
Идущее сокращение воспитательных кадров на фоне роста наркомании и других асоциальных явлений Уханова охарактеризовала не просто как нарушение, а как преступление.
По словам Валентины Петровны, за зарплату в 8 – 9 тыс. руб. в месяц педагог сегодня вынужден работать на 1,5 – 2 ставки. Сказала она и о том, что, несмотря на плановую приемку учреждений образования к новому учебному году, средства на ремонт не выделяются или выделяются в мизерных количествах, а поборы с родителей категорически запрещены…
Педагог более чем с тридцатилетним стажем в сфере дополнительного образования высказалась за сохранение всех семи учреждений дополнительного образования в районе, заявив о том, что «резервы для оптимизации надо поискать в других зданиях и по другим направлениям, где есть кого сократить и что урезать от некоторых зарплат». Переждав продолжительные аплодисменты, Уханова привела данные из отчета об исполнении бюджета за прошлый год: на выплату зарплат и содержание зданий учреждений дополнительного образования было израсходовано около 16 млн. руб. – при том, что центральный аппарат администрации района съел 22 млн. руб. и еще 4 млн. руб. – районные депутаты.
Представитель родительской общественности Ольга Ляшко в своей речи заявила: «Мы, родители, не хотим, чтобы наши дети учились в таких школах. Мы, родители, не хотим, чтобы наших детей учили нищие учителя… Спасибо, Валентине Петровне (В.П. Уханова – заместитель директора по гражданской и патриотическо-воспитательной работе Павловской станции юных техников – авт.). Я услышала от нее то слово, которое сама хотела прокричать на всю эту площадь: преступление!!! То, что творится сегодня на всех уровнях: государственном, районном, областном, – это преступление против детей, против родителей, против учителей!.. Сегодня нас просто проверяют: а что мы собою представляем? Снесем мы это, выдержим мы это – можно идти дальше».
Вспомнив о том, что в ответ на директиву из областного центра по сокращению 30 классов-комплектов районное руководство взяло на себя «повышенные обязательства» по сокращению 68 классов-комплектов, Ольга Михайловна обратилась к участникам митинга с вопросом: «Почему это так и кто это позволил? Это же было желание выслужиться самым откровенным образом, потому что в области менялась власть и нужно было новому губернатору показать: вот какие мы хорошие!».
Завершая свою страстную речь, Ольга Ляшко предложила объединяться всерьез, а не на получасовые митинги, действовать организованно и четко на всех уровнях. «Надо в конце концов показать, – с болью в голосе произнесла женщина, – что мы хоть чего-то стоим. Что мы не то послушное стадо, которое лозиной загнали из одного хлева в другой и сказали: «Тот хлев был плохенький, вот этот вот лучше». Хлев-то он хлевом и остался».
После Ольги Ляшко было еще несколько выступающих. О проблемах работников дошкольных образовательных учреждений рассказала воспитатель, председатель первичной профсоюзной организации детского сада № 4 Павловска Ирина Завьялова. Ветеран педагогического труда, бывший учитель Александровско-Донской средней школы Валентина Харцызова подняла проблему не выплаченных до сих пор долгов многолетней давности по коммунальным льготам сельским педагогам. Она также поделилась кое-какими воспоминаниями, упомянув о том, что учительская доля в нашей стране никогда не была легкой, но после перестройки она стала просто невыносимой.
Последним среди педагогов слово было предоставлено преподавателю основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) Елизаветовской средней школы Геннадию Петренко. Начав с общеизвестного: «Краткость – сестра таланта», – Геннадий Вячеславович действительно был предельно краток, буквально в нескольких емких фразах выразив свои претензии к НСОТ в частности и к государственной политике в сфере образования вообще. Он возмутился существующей сегодня большой разницей «в зарплате учителей и администрации школ в два, три и более раз» и «в начислении премий в два-пять раз». А перед тем как прочесть свое замечательное экспрессивное стихотворение, заявил: «Сократили ставки ОБЖ, где мужчины занимались военно-патриотическим воспитанием и спортивной работой. Сократили внеклассную работу полностью всю! Зарплата моя – 4700 рублей минус 25 процентов сельских. Поэтому не надо здесь нам лапшу на уши вешать!».
Не услышали?
Собственно, здесь бы митингу и закончиться. Но… Поговорить с народом решил секретарь политсовета Павловского отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Иван Шатский.
(Следует заметить, что на митинг педагогов пришли, кроме Шатского, и другие представители власти: заместитель председателя районного Совета народных депутатов Григорий Ряднов, заместитель главы администрации района по социальным вопросам Елена Сорокина, руководитель муниципального отдела по образованию Сергей Серостанов.)
Только вот по сути острых проблем Шатскому сказать было совершенно нечего, кроме разве того, что резолюцию митинга он считает наполовину нереальной. Свое предложение «встретиться с организаторами митинга в администрации и назвать вещи своими именами» он озвучил уже в спины расходящимся людям…
Людмила Тореева, «Профсоюзный щит», №5 (53), май 2009 года.
Резолюция
участников митинга работников образования и населения Павловского района
(принята на митинге 5 мая 2009 года в г. Павловске)
Мы, участники митинга, выражая волю работников учреждений образования Павловского района, заявляем решительный протест антисоциальной политике в области образования.
Россия перестает быть государством, гарантирующим равные социальные права своим гражданам.
Сегодня мы говорим о важнейшей из социальных отраслей – образовании, от которого напрямую зависит будущее нашего государства.
Мы еще раз подчеркиваем:
недостаточность финансирования общеобразовательных учреждений и вызванные в связи с этим сокращения работников усиливают социальную напряженность на территории района;
работники дошкольного и дополнительного образования доведены до отчаяния низкими ставками заработной платы.
Участники митинга поддерживают Всероссийскую первомайскую акцию профсоюзов в 2009 году «Работа! Зарплата! Достойная жизнь!» и требуют
от Правительства РФ:
- осуществлять индексацию заработной платы работников бюджетных учреждений системы образования с учетом уровня инфляции;
- изложить статью 129 Трудового кодекса РФ в прежней редакции, дополнив частью 2: «Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) – устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты»;
- внести изменения в часть 5 статьи 34 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»: «Ликвидация и реорганизация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения, а также их филиалов допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением».
- внести изменения в Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» о порядке финансирования дошкольного и дополнительного образования за счет средств субъектов Российской Федерации;
- внести изменения в постановление правительства РФ от 3.04.2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» в части сокращения продолжительности рабочего времени за ставку заработной платы:
- учителям начальных классов - 18 часов (вместо установленных 20 часов),
- воспитателям дошкольных учреждений - до 30 часов в неделю (вместо 36);
- Внести изменения в Постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 года №724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» в части увеличения отпуска педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования до 56 календарных дней;
- Включить дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования в национальный проект «Образование»;
- Пересмотреть список профессий и должностей педагогических работников, имеющих право на получение льготного стажа, включив в него должность старшего вожатого, должности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей без дополнительных условий, педагогов дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, заведующих детскими садами;
- Увеличить ежемесячную денежную компенсацию на книгоиздательскую продукцию до 10% от МРОТ.
от областной Администрации:
- Увеличить нормативы подушевого финансирования, чтобы они позволили образовательным учреждения реализовать методику расчета заработной платы работникам в полном объеме;
- Индексировать поквартально нормативы подушевого финансирования с учетом повышения цен и уровня инфляции;
- Не допускать сокращения в школах социальных педагогов, психологов, логопедов, вожатых, заместителей директоров по воспитательной работе, библиотекарей, преподавателей ОБЖ;
- При переходе на НСОТ воспитателей групп продленного дня, психологов, логопедов, социальных педагогов предусмотреть, чтобы ставки данных работников не были ниже учительских;
- Пересмотреть среднюю наполняемость классов с учетом демографической ситуации в сторону уменьшения до 20 учеников в классе по городу. В сельской местности – по фактической наполняемости по образовательным учреждениям;
- Регулярно ежемесячно выплачивать вознаграждение за классное руководство;
- Малокомплектные школы финансировать по фактическим затратам;
- В целях повышения качества образования при формировании классов на начальной ступени обучения в сельской местности не допускать объединения классов по параллелям;
- Сохранить систему учреждений дополнительного образования;
- В 2009 - 2010 годах завершить погашение долгов по коммунальным услугам педагогам, работающим в сельской местности.
от районной Администрации:
- Софинансировать образование из районного бюджета в части оплаты труда работников столовых, работников, обслуживающих здания школ;
- Скорректировать бюджет в части увеличения расходов на тепло и электроэнергию образовательных учреждений;
- Принимать решения о реорганизации образовательных учреждений с учетом мнения родителей, управляющих Советов, депутатского корпуса;
- В целях экономии бюджетных средств произвести оптимизацию штатов отдела по образованию и районной администрации;
- Довести заработную плату работников детских садов и учреждений дополнительного образования до уровня средней зарплаты учителей, переведенных на НСОТ;
- До перехода на отраслевую систему оплаты труда предусмотреть доплату до 1000 рублей педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений;
Надеемся, что власти приложат максимум усилий к удовлетворению наших требований. Это станет залогом движения образования по пути прогресса..
Ссылки по теме
- На пленуме Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ новую систему оплаты труда раскритиковали в пух и прах. Областные власти пообещали критику учесть (Vobkom.ru, 15 апреля 2009 года) - Профлидер из Воронежа сообщила премьеру Владимиру Путину много нового о новой системе оплаты труда в школах (Vobkom.ru, 27 марта 2009 года)
- Обращение председателя Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Т.А. Бирюковой к губернатору области А.В. Гордееву с просьбой пересмотреть подходы обладминистрации по вопросу оптимизации образовательной сети (№ 114 от 19 марта 2009 г.) (Vobkom.ru, 20 марта 2009 года)
- Затраты на образование сельских детей воронежские чиновники признали «неэффективными расходами» - в области грядет массовое закрытие школ (Vobkom.ru, 20 марта 2009 года)
- Впервые в Воронежской области суд признал незаконными действия властей по недостаточному финансированию стимулирующего фонда школ (Vobkom.ru, 6 февраля 2009 года)
- Впервые в Воронежской области районному профлидеру удалось переломить ситуацию с невыплатами денег из стимулирующего фонда школьным педагогам (Vobkom.ru, 24 декабря 2008 года)
- Текст выступления председателя Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Т.А. Бирюковой на совещании в администрации Воронежской области 24 декабря 2008 года (Vobkom.ru, 24 декабря 2008 года)
- На зарплату в школах Воронежской области не хватает свыше ста миллионов рублей (Vobkom.ru, 2 декабря 2008 года)
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |